IV. Изучение нового материала

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ

Урок 1. Ознакомление с учебником. Летописи

Цели: повторить правила обращения с книгой; ознакомить с новым учебником; ввести в новую тему «Летописи»; разви­вать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели. Актуализация знаний

1. Чтение стихотворения.

— Ребята, наш первый урок чтения в этом учебном году мне бы хотелось начать стихотворением «Большая книжка». Послушайте его.

Взяли мы две книжки, — Папа взял и я. (Папина — большая, Тонкая — моя).

Думал я, все думал И решил сказать: — Я хочу большую Книжку почитать.

Папа улыбнулся, Возражать не стал. Взял мою он книжку, Мне свою отдал.

Долго я старался, Но прочесть не мог. «Что это за буквы?» «Формулы, сынок!»

Одень интересно, Только не понять, Попросил я снова Книжку поменять.

И сказал мне папа: «Потерпи, сынок, Я когда-то тоже Их понять не мог».

— О чем вы думали, когда я читала? Что хотел сказать автор?
(Дети отвечают, что книг на свете очень много, но выби­
рать их нужно по своему возрасту и увлечениям.)

2. Ознакомление с учебником.

— У вас на столах красочные новые учебники. Рассмотрите их.
(Учитель дает несколько минут на рассматривание.)

—Что вам захотелось узнать в первую очередь? (Скорее все­го, ребята ответят, что их интересовали произведения, ко­торые собраны в учебнике. Учитель может поработать над содержанием.)

—Какие разделы содержит учебник? (Учащиеся перечис­ляют разделы.)

—Ребята, изменилось ли название учебника? (Нет, он на­зывается «Родная речь» и состоит из двух частей.)

—Кто автор учебника? (Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова.)

—Рассмотрите условные обозначения, изменились ли они? (Дети вспоминают условные обозначения.)

—Вы держите в руках новенькие, красочные учебники. Что нужно для того, чтобы другие четвероклассники после вас взяли их такими же? (Ребята вспоминают правила обра­щения с книгой.)

III. Физкультминутка*

IV. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа.

—Прочитайте название первого раздела. («Летописи. Были­ны. Жития».) Рассмотрите иллюстрации к разделу.

—Как вы понимаете слово «летопись»? (Летописи — вид по­вествовательной литературы в России XI-XVII вв., состо­яли из погодных записей либо представляли собой памят­ники сложного состава — летописные своды.)

—Как вы думаете, зачем нужны летописи? Узнаем об jtom из статьи на странице 6.

2. Чтение и анализ статьи.

— Так для чего же нужны нам летописи? (Лучше понять ок­
ружающий мир, объяснить много* ич происходящего в нем
помогает народу его историческая память.)

— Одним из первых русских летописцев был монах Киево-
Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный
человек. Он знал византийские исторические хроники, в
которых запись событий велась по годам, старинные до­
говоры, народные предания, собирал и записывал расска­
зы современников. Нестор старался выяснить, «откуда
есть пошла Русская земля», имена первых князей... С бо­
лью и негодованием описывал Нестор княжеские распри,
бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением
времени во множестве больших и малых русских городов
стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пер­
гаменте (специально выделанной коже), а с XV в. — на
бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую бук­
ву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали
рисунками. Создание летописей считалось делом очень
важным: недаром каждый князь стремился иметь своего
летописца. А после образования единого Русского госу­
дарства, в конце XV в., ведение летописей стало государ­
ственным делом.

3. Чтение отрывка из летописи.

— Думаю, что вам захотелось уже познакомиться с ними.
Давайте начнем читать.

Учитель читает отрывок.

— Все ли вам было понятно? Объясните слова, которые
встретились в рамочках.

ЯСТВА - (устар.) еда, кушанье. ГРИВНА— денежная единица в Древней Руси — се­ребряный или золотой слиток весом около 400 г. ПАВОЛОКИ — шелковые ткани, покрывала. УРОРОЧЬЕ - драгоценности, наряды.

—Какие слова еще были непонятны?

—Здесь упоминается Царьград. Знаете ли вы, что это за го­род? (Царьград — древнерусское название г. Константино­поль (ныне Стамбула).)

4. Работа по вопросам 1—4 на с. 8 учебника.
VI. Итог урока

—Почему народ прозвал Олега Вещим?

—Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? -

—Существовали ли на Руси города?

—Какой веры придерживались русичи?

Домашнее задание:найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга.

Урок 2. «И вспомнил Олег коня своего...»

Цели: показать значение летописей для людей; учить пра­вильно читать и понимать исторические произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Работа с пословицами.

— Прочитайте пословицы, записанные на доске, объясните
их смысл.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Одна книга тысячи людей учит.

Напрасный труд — удить без крючка и учиться без

книги.

— Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, как
рождается книга.

III. Физкультминутка

IV. Изучение нового материала

1.Выборочное чтение. Словарно-лексическая работа.

— Сегодня мы продолжим читать отрывки из летописи. Про­
читаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего».

После первичного чтения — объяснение непонятных слов.

— О каком веке идет речь в летописи, прочитайте запись года.
(«В лето 6415» (907, Хв.), «В лето 6420» (12, X в.))

ВОЛХВЫ — у древних славян: чародеи, колдуны.

КУДЕСНИК — волхв, чародей.

СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

— Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне при­
нять?»?

2. Чтение по ролям.

— Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах: автор, князь,
кудесник, конюх. Попробуйте передать атмосферу того
времени голосом, интонациями.

3. Работа над содержанием.

—Где жил и правил Олег? Проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

—Что напророчили князю Олегу волхвы?

—Как сбылось их предсказание? Расскажите об этом.

—Как можно озаглавить этот отрывок?

V. Итог урока

— Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оп­
лакивали Олега?

Домашнее задание:найти стихотворение А.С. Пушкина «Песнь

о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить

выразительное чтение понравившегося отрывка.

Наши рекомендации