Классификация театральной музыки

Оглавление

Введение

Раздел 1. Чем и как может помочь режиссеру музыка в постановке спектакля

1.1 Классификация театральной музыки

1.2 Общие функции театральной музыки

1.3 Музыкальные жанры в спектакле

Раздел 2. Разработка музыкального оформления спектакля

2.1 Замысел музыкального оформления

2.2 Музыкальное решение спектакля с помощью музыки

Раздел 3.Робота над шумовым оформлением

3.1 Классификация театральной музыки

3.2 Функции шумов в спектакле

Заключение

Литература

Введение

На втором курсе мы пишем курсовую роботу. И для своего исследования я выбрала тему «Музыкально-шумовое оформление спектакля». Эта тема актуальна во все времена, потому что редкая из современных театральных постановок обходиться без музыки, шумов, звуковых эффектов. И для начинающих режиссеров я считаю необходимым знать технологию роботы с музыкальным оформлением. Это дело достаточно сложное, особенно для нас, плохо представляющих специфические особенности театральной музыки, шумов и звуков, незнакомых с основными приемами их использования. Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Она составляет истинную сущность театрального представления.

Музыка как форма учит режиссеров мастерству, музыка как содержание учит взволнованности, вдохновению. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее звено, как не сказанный смысл. С помощью музыкально-шумового представления мы сможем вмиг попасть в любую из стран более того даже в другое время. Например, наш спектакль, над которым мы сейчас работаем «Вдовий пароход».

Необходимо отметить еще одну существенную особенность театральной музыки - это ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актеров. Многие из режиссеров, перед тем как начать свою роботу над спектаклем, включают песни тех лет, что б настроить актеров и себя в первую очередь на творчество. Через музыку герой может выражать не только настроение, но и свои внутренние качества, склонности, черты характера, темперамент, уровень культурного развития, национальную, социальную принадлежность, моральную сущность.

Раздел 1. Чем и как может помочь режиссеру музыка в постановке спектакля

Классификация театральной музыки

По способу использования музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько видов:

а)увертюра;

б)музыкальные антракты (вступление к действию или картине);

в)музыкальный финал акта или спектакля;

г) музыкальные номера по ходу сценического действия.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и является первым звеном в контакте зрителя со сценой.

Обычно в увертюре бывают сконцентрированы основные мысли постановщика, вложена обобщающая идея драматургического произведения в целом. В некоторых случаях увертюра рассказывает зрителю содержание предстоящего действия или вводит его в общую атмосферу спектакля, подготавливает зрителя к эмоциональному восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует его в плане предстоящего знакомства с эпохой, социальной средой и т.д.

К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или для заполнения пауз между картинами. Музыка в этом случае большей частью излагает те события, которые совершаются между картинами или действиями. Эти события зритель не видит, он их должен вообразить сам. Музыка организует направление, в котором должна работать мысль и фантазия зрители. Воспринимая действие на слух, и не видя внешних его признаков, зритель становится как бы соучастником этого действия, развивающегося в музыкальных образах. В то же время музыка антракта является связующим звеном между двумя действиями: она начинается тем настроением, которым кончилось предыдущее действие и кончается настроением, с которого новое действие должно начаться.

Если увертюра и музыкальные антракты обычно вводят зрителя в предстоящее действие, предуведомляют его о новых, образах и мыслях, то так называемые «концовки» или музыкальные финалы могут, наоборот, завершить подобное восприятие, обобщая в музыке уже высказанные в спектакле идеи. Они как бы подводят итог мыслям и чувствам, выраженным в словах и подтексте драматического представления, закрепляют те серьезные значительные идеи, которые зритель, уносит из театра.

Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия. По способу участия музыки в действии ее можно разделить на две основные категории: сюжетную и условную.

К сюжетной относится музыка, которая в данной сцене оправдана ситуацией, когда действующие лица либо исполняют ее, либо слушают и как-то реагируют на нее. Сюда относятся и те моменты в развитии сценического действия, когда музыка звучит за кулисами, изображая происходящее за сценой. Иными словами, помогая раскрыть внутренний смысл сцены, эта музыка проявляется также и во внешней, то есть видимой стороне действия. В качестве сюжетной музыки чаще всего используют так называемые «бытовые» музыкальные формы -- песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д. Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении действующих лиц или по радио, с грампластинки, магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, улицы и т.д.

Обычно сюжетную музыку в пьесу вводит сам автор, указывая в своих ремарках те места в спектакле, где она должна звучать. В этом случае от режиссера зависит только точная распланировка в спектакле всех музыкальных моментов и определение способа воспроизведения -- то ли с магнитной фонограммы, то ли в «живом» исполнении.

Однако имеется достаточно много пьес, в которых нет авторских указаний на введение музыки. В качестве вступления к спектаклю, в антрактах между актами и картинами, в финале, а также внутри действия. Такую музыку называют условной.

Условная музыка, в отличие от сюжетной, звучит не на месте действия, а вне его. Ее источник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Ее слышит только зритель, действующие лица о ней «не подозревают». Но такая музыка также теснейшим образом связана с действием и является его активным элементом. Такая музыка помогает зрителю более глубоко воспринять мысли и образы спектакля, создает насыщенную атмосферу действия. Вместе с тем существует целый ряд спектаклей, где музыку, используемую в сценическом действии, нельзя отнести ни к сюжетной, ни к условной, руководствуясь лишь только указанными выше признаками деления. Обычно эта музыка вводится режиссером для создания эмоционального настроя какой-либо сцены, тем не менее, действующие лица реагируют на нее самым активным образом.

Примером этому может служить инсценировка романа А. Фадеева «Разгром» на сцене Театра имени Вл. Маяковского. Великолепная музыка А. Николаева убедительно соединилась с пластическим построением всего спектакля, в одних сценах этого спектакля под условную музыку партизаны танцуют, в других -- герои напевают песни, в третьих -- музыка организует ритм всего действия. Подобное музыкальное решение можно встретить и во многих других спектаклях.

Наконец, к этой же категории театральной музыки можно отнести те песни персонажей спектакля, которые, вырываясь из ткани действия, адресуются непосредственно зрительному залу. Подобный прием типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля.

Сюжетная музыка, введенная в действие на основании ремарок драматурга, обязательна для каждой постановки. Условная музыка, привлеченная режиссером ради достижения определенных художественных задач, большей частью соответствует лишь данной постановке данного театра.

Следует отметить, что условная музыка нередко оказывает более сильное художественное воздействие, чем музыка, звучащая по ходу действия. Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так как наличие источника звука уже само по себе акцентирует внимание зрителя, особенно если исполнитель -- действующее лицо.

В качестве условной музыки могут использоваться сонатно-симфонические произведения, произведения камерного характера, различные музыкальные пьесы в исполнении небольших по составу ансамблей или даже одного инструмента. Часто в качестве условной музыки режиссер использует различные песни (лирические, революционные, народные, песни времен Отечественной войны и др.), романсы, эстрадную и джазовую музыку.

Наши рекомендации