Художественный прием в драматургии театрализованного действа
Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-логическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении информации того и другого вида рождается художественный прием(сценарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театрализованного действа...
В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выглядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в котором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром.
В данном случае избранным художественным приемом служит появление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Греции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представителям современной физической культуры и спорта.
«Пять олимпийских колец»
Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова. На сцене Дворца спорта появляются античные герои.
Зевс:Я - Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно.
Мне боги хвалу воздают, и для множества смертных
мое повеленье слывет непреложным законом!
Геракл:Я - славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали!
Одиссей:Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды!
Зевс: Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом!
И вот что скажу вам, герои, без долгих раздумий:
да будет долина Олимпии древней отныне
прародиной игр олимпийских и летних, и зимних,
чтоб вечные споры, кто телом и духом превыше,
не в смертном бою, а в спортивном велись поединке.
Что скажешь, Геракл?
Геракл:Подуше мне решенье такое!
Зевс:А ты, Одиссей?
Одиссей:Повеленья не знаю мудрее!
Зевс:Тогда я огонь возжигаю священный по праву
и новые игры рожденными провозглашаю!
Зевс зажигает олимпийский факел.
Музыка.
На сцене появляются группы юных спортсменов, делающих
ритмические упражнения.
Зевс:Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое!
Не будет отныне средь греков трусливых и хилых!
Геракл:Достойная смена! Им подвиги новые станут
ступенями к славе!
Одиссей:И боги их примут в объятья!
Зевс:Пусть будут отныне упруги, как лук Одиссея,
сильны и точны, как могучая хватка Геракла
тела и движенья гостей олимпийской арены!
Иным поколеньям отныне хранить, умножая,
из праздников праздник, бессмертный порыв к совершенству!
Геракл:Несите огонь достославный сквозь тысячелетья!
Одиссей:Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя!
Музыка.
На сцене появляются танцевальные спортивные группы. На площадке - ведущие, наши современники.
Юноша:Как отзвук той большой олимпиады,
мы начинаем славный праздник наш!
И всем гостям мы бесконечно рады,
пришедшим к нам!
Девушка:Как золотой мираж.
огни цветут! Да будут вечно юны
сердца у вас для стартов и наград!
Горят глаза! Взволнованны трибуны!
Звучи, оркестр! И появись, парад!
Музыка. Начинается торжественное шествие юных спортсменов.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое художественный прием?
2. Для чего служит художественный прием?
3. В какой части сценария задается художественный прием?
МОНТАЖ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО
ДЕЙСТВА
Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом - организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в пространстве. Материал пластических искусств - форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамична для хореографического и пантомимического искусств. Статичный художественный материал организуется в пространстве, динамичный - в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а методом - организацию слова во времени (проза), а поэтического слова -как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени.
Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа.
С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В + ..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В нашем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа.
Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, контрастный и ассоциативный.
Иллюстративный монтажесть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
Контрастный монтажесть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.
Ассоциативный монтажесть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.
Монтаж может быть параллельным и последовательным. При параллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит одновременно, образуя суммарный действенный план. При последовательном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.
Параллельный монтаж
А
+ отдельные
Б драматургические
+ модули
В
Ось времени