Лепка как вид изо деятельности дошкольника

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить котбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина наиболее ценный матерная. Она эластична, послушна в руках и обладает приятным нейтральным цветом: коричневым, белым, серым с оттенками голубого и зеленого.

Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны.

Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Для лепки с дошкольниками можно использовать соленое тесто, которое готовит педагог. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.Это могут быть обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками.Поверхность вылепленного изделия обрабатывается влажной тряпочкой.

Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Наиболее удобная форма доски - круг, но она может быть и квадратной.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Способы и приемы лепки:Для изображения форм, состоящих из нескольких частей можно пользоваться несколькими способами: Лепка предмета из отдельных частей, Лепка предмета п л а с т и ч е с к и м способом – это лепка из целого куска. К о м б и н и р о в а н н ы й способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа.

П р и е м ы передачи формы в л е п к и: раскатывание, скатывание, сплющивание,

Для того чтобы вылепленная работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать приемы их соединения: плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в которые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соединения.

Методика руководства лепкой в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в лепке занимались такие ученые как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному изображению предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.

Основными выразительными средствами лепки является пластичность, передача формы и движения.

Специально организованная деятельность лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводится 1 раз в неделю.

Младший дошкольный возраст. Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом.

Сначала они учатся изображать цилиндрическую форму: стол­бик, палочки Следующий этап — научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепешку, печенье).

В качестве образца для лепки детей 2 — 3 лет используют­ся естественные вещи (мяч, шар, яблоко, грибок и др.), игруш­ки несложной формы, но увлекательные для детей: стилизо­ванные птички, куклы-неваляшки разных размеров, глиняные и деревянные образные игрушки, лепные изделия, подготов­ленные воспитателем.

При исследовании образцаособое внимание уделяется эмоциональному его восприятию.

Показ способов действия осуществляется индивидуально: дети должны увидеть каждое движение рук воспитателя. Вообще, процесс практического усвоения приемов лепки достаточ­но сложный, поэтому рекомендуется применять метод пассив­ных движений.

В лепке широко используется метод совместного творчества и разнообразные игровые приемы.

На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5—б че­ловек.

Первоначальные занятия проводятся в течение 5—8 мин с каж­дой подгруппой.

Средний дошкольный возраст. Лепка предметная, сюжетная

4-5 лет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу.

Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон.

Дальнейшее обучение связано с формированием у детей уме­ния изображать предметы, состоящие из нескольких частей.Они знакомятся с изображением человека и жи­вотного.

Наши рекомендации