Орнамент первобытных народов
Еще с первобытных времен люди стремились украшать свои жилища и предметы обихода. От эпохи палеолита остались многочисленные вещи из камня, кости, глины, росписи и резные рисунки на стенах пещер – все то, что дает возможность реально ощутить и познакомиться с той частью исчезнувшего художественного мира, который именуется миром искусства.
В эпоху палеолита прослеживается желание первобытного человека воспроизвести окружающий мир в точных и зримых образах. Поэтому первой и основной темой палеолитического искусства была тема зверя, тема охоты, которая являлась основой существования людей ледниковой эпохи. Основное содержание пещерных росписей – образы зверей: мамонты, носороги, быки, лошади, пещерные львы и медведи. (Палеоли́т (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) (древнекаменный век) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад)[1][2][3] до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.)
Изображение охоты, убитых и раненых зверей или просто фигур животных всегда имело целью обеспечить успех охоты. Второе место после сцен охоты занимали изображения обрядов воскрешения и размножения зверей, олицетворяющих магию плодородия. Кроме зверей, при исполнении обрядов плодородия часто изображался человек. Это были преимущественно женские фигурки.
Раскраска таких изображений производилась интенсивными цветами: черным, красным, желтым, коричневым.
Наряду с реалистическими изображениями животных первобытный человек начинает использовать в передаче окружающего его мира условные знаки, комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами. Таким образом закладываются основы магической семантики. Схематизация реалистического изображения постепенно приводит к абстрактным геометрическим изображениям этих символов, легших в основу создания как способа украшения.
Палеолитический художник украшает орнаментом орудия труда и вооружение, хозяйственную и домашнюю утварь, - как правило, орнаментом геометрического характера. Иногда эти предметы украшали резными или скульптурными изображениями животных: лошади, мамонта, быка, оленя.
Своеобразием украшения, чувством развитого художественного вкуса отличаются две категории бытовых предметов: копьеметалки и «жезлы начальников». В них форма вещи и ее орнаментальное украшение или скульптурные детали не противоречат друг другу, а образуют единое художественное целое.
Те же черты отличают и украшения, занимающие важное место в жизни палеолитического человека. Тонкостью работы, оригинальностью орнаментальной композиции особенно выделяются палеолитические браслеты. Эти подлинные шедевры косторезного искусства удивляют и тем, что они выполнены каменными орудиями, без токарного станка, без маталлических сверл и резцов, украшающим их тончайшим узором в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же «елочным» узором, который расчленяют меандры-ромбы.
В эпоху бронзы (в конце III тысячелетия до н. э.), когда в Египте успешно развивалась цивилизация Древнего Царства, а в Месопатамии шумерская цивилизация, Европа еще не вышла из неолита. Поэтому здесь как и в предшествующую эпоху, продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Так, характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре.
Аналогичный орнамент и для искусства Центральной Европы железного века (культура Гальштата, IX – VI вв. до н. э.).
Латенская культура(V – I вв. до н. э.), ознаменованная расцветом культуры кельтов, сохраняет абстрактные мотивы, наряду с которыми получает развитие растительный орнамент, заимствованный кельтами у греков и этрусков. Кроме того, в кельтском орнаментальном творчестве существовали мотивы, связанные с изображением животного мира и человека, пришедшие сюда с Востока. Постепенно из различных и разрозненных элементов кельтского орнамента образовался единый стиль, с преобладанием анималистических и цветочных элементов, стиль, в котором определяющим началом стали декоративность и пристрастие к изящным изогнутым линиям.
Африка. Народы Африки создали образцы декоративного искусства, обладающие подлинным своеобразием.
В Дагомее глиняная посуда лепилась вручную, без гончарного круга, и украшалась единственным орнаментом – линиями, проведенными палочкой. Эти изделия имеют красный цвет. В тех случаях, когда они носят ритуальный характер (посвящены духам), сосуды выбелены известью.
Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфный и антропоморфный орнаменты. Например, изображение льва с повернутой и грозно оскаленной пастью на перстне, медные латунные гирьки для взвешивания золотого песка в форме диких животных – от слона до антилопы, фигурки танцовщиц и женщин, несущих воду.
В ритуальной мебели часто используются в качестве опоры кариатиды и геометрические фигуры. Узором покрываются ажурные гребни, а также «рекады» - символы власти, украшенные устрашающими мотивами: молния, ястреб; лев, пожирающий человека.
В декоративных рисунках конголезских тканей доминирует рисунок из квадратов, треугольников и ромбов.
Индонезия извесвтна своей резьбой по камню. Головами чудовищ украшались столы, изображениями оленей и утконосов – опорные столбы, фигурами оленей – саркофаги.
Океания. Искусство народов Океании осталось в некоторых отношениях неизменным в силу устойчивых религиозных и общественных традиций. Их религиозные представления были в основном связаны с культом плодородия и предков.
На островах Новой Гвинеи папуасами создавались керамические изделия, украшенные спиральными насечками; различная деревянная утварь в форме птиц или же фигуры человека. Сосуды из бамбука, как правило, украшались резным геометрическим орнаментом.
Культура Новой Зеландии связана с меланезийской, но имеет и самостоятельные черты. Среди них: культ героев, стремление избежать пустоты при декорировании поверхности и более частое использование мотива спирали по сравнению с другими орнаментальными мотивами. Спираль часто используется в деревянной резьбе: в рельефной – для украшения дома, в сквозной – кормы и носа пирог; в узоре шкатулок для хранения перьев. Мотив спирали встречается не только в ажурной или рельефной резьбе по дереву, но и в татуировке лица. Однако в силу своей специфики этот вид декоративного творчества почти не дошел до нас.
Полинезийские острова славятся производством тканей из коры – «тапа». Замечательный декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом. Чаще всего узоры строились на основе ромба или шашечного рисунка, и каждый остров вносил в них что-то свое. Иногда орнамент покрывался лаком растительного происхождения.
Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах. Татуировка могла покрывать геометрическими мотивами все тело. Она имела не только магический, но и социальный смысл. К примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для вождей. Искусство Гавайских островов испытало на себе влияние искусства доколумбовой Мексики, но его геометрический орнамент в отличие от мексиканского очень прост.
Доколумбова Америка. Взаимосвязанные и вместе с тем во многом разные по своей идейно-художественной направленности культуры стран древней Центральной и Южной Америки образуют сложный синтез искусства. В нем можно обнаружить некоторое типологическое сходство с классическими культурами раннего классового общества Кипра и рабовладельческих деспотий Египта, Древней Месопотамии. Но иные этнические и пейзажные особенности, а также другие пути социально-исторического развития индейских народов способствавали созданию неповторимого облика их искусства.
Мексика. Ни одно другое искусство не знает такого сочетания геометрической тектоники с неудержимой буйной стихией орнаментально-символических мотивов, как древнемексиканская архитектура. В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли изобразительно-символические мотивы: змеиные головы с раскрытыми пастями, пышное оперение их извивающихся тел, головы ягуаров, антропоморфные изображения - весь многообразный и яркий мир индейской мифологии. Кроме того, в геометрически строгой в своей основе архитектуре Древней Мексики кроме изобразительных мотивов используется и «чистый» орнамент, образованный чередованием геометрических элементов и напоминающий меандр, но имеюший более сложные формы или создающий иные сочетания тех же геометрических элементов. Здесь использовалось14 различных мотивов: крест, зигзаг, многогранник, лесенка, Т-образный мотив и ряд других. Похоже, что вся эта орнаментальная геометрия происходит из текстильных образцов, а некоторые мотивы имеют символический смысл, связанный с местным божеством - пернатым змеем. Особенностью тематики древнемексикианской декоративной орнаментики является полное отсутствие элементов животного мира - людей, животных и растений. Керамика относится к числу самых ярких достижений древнеамериканского искусства. Керамические изделия изготовлялись без гончарного круга и были очень разнообразны. Орнамент процарапывался пуансоном, штамповался с помощью пластины из камня или терракоты, награвировывался на поверхность посуды. Индейцы Мексики развивают различные виды керамики (сосуды, маски, мелкая пластика), отличающиеся чертами самобытности и своеобразия. Наибольший интерес представляет керамика Перу. Здесь в разные периоды гончарные изделия декорировались то абстрактным гривировальным рисунком, то лепным декоративным, то живописным орнаментом. Народы чиму ввели в архитектуру лепной орнамент иа глины. Среди его мотивов можно встретить птиц, рыб, четвероногих, волюты и меандр, расположенных вертикальными и диагональными лентами. Наска украшали свою керамику яркими многоцветными росписями, используя на каждом изделии до восьми цветов с преобладанием красного, коричневого и черного. Изображения животных располагались часто в виде фриза. В работах мексиканских ювелиров встречаются следующие мотивы: игра в мяч, солнце, бабочка - символ неба; пасть чудовища - символ земли.
Перу. Древние перуанские деревянные кубки керо, имеюшие форму человеческой головы или же ручку в виде фигурки животного, украшались гравированным рисунком геометрического или фигуративного характера, при этом использовали красную, кирпично-розовую, темно-красную, оранжевую, темно-зеленую, серо-зеленую и ультрамариновую краски. Перуанские шерстяные и хлопковые ткани украшались различными мифологическими и бытовыми сценами и поражали богатством своей раскраски. Их колористическая гамма насчитывала до 190 различных тонов. После 800 г. до н.э. здесь также изготовляли ткань типа шпалер, которую использовали для каймы на одежде; иногда из нее делали целиком одежду-унку, подобие нынешнего пончо. Характерный орнамент этих тканей - анималистический: рыбы, птицы, хищные животные, иногда встречаются изображения людей: вожди, воины, танцоры или мифологические сцены. Кроме того, в орнаментике тканей имел место абстрактный декор - ступенчатый орнамент, меандр; растительный же использовался очень редко. Все рисунки отличались декоративностью и смелой стилизацией. Для украшения тканей перуанцы применяли и вышивку.
ОРНАМЕНТ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ
«ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ»
Область распространения искусства степных кочевников обширна – от Черного моря до Байкала, а хронологически оно размещается в весьма неопределенных временных рамках, между VII и II вв. до н.э. В силу того, что в искусстве кочевников основную роль играл металл, его связывают с доисторической эпохой Европы. Сходство основных социально-экономических условий жизни, подвижности быта и взаимосвязь степных племен породили близость идеологии и однотипность их искусства. Это выразилось в так называемом «зверином стиле», который материализовался в золотых бронзовых украшениях, а также в деревянных, войлочных и кожанных изделияхВсе они украшены фигурами баранов, кабанов, оленей, горных козлов, тигров, барсов, зайцев, гусей, лебедей, орлов, пеликанов, фантастических животных и т.п., сплетающихся или бросающихся друг на друга в яростной схватке.
Сцены борьбы животных, терзания травоядных хищниками были очень популярны у кочевников и получали отклик в их сознании. Очень выразителен образ существа с рогатым человеческим лицом, звериными ушами, когтистыми лапами, с загнутым вниз хвостом и с длинными крыльями, пришедший из искусства Переднего Востока.
Во всех вещах, в каждом выступе предмета, в рукоятке гребня, на вершине ножа – везде как бы таится зооморфное начало, кажется, что предмет «прорастает» фигурками животных.
Ранние памятники скифского искусства несут на себе следы сильного воздействия древневосточной цивилизации – главным образом месопотамской и урартской (например, золотая пластина в виде пантеры из Келермесского кургана). В IV в. до н.э. начинается сильное влияние на скифскую культуру греческого искусства, которое выразилось в антропоморфных мотивах.
Для раннего периода скифо-сибирского «звериного стиля» главной чертой является нарочитая замкнутость линий фигуры или нескольких фигур. Такой пластический характер звериного образа привел к появлению круглых блях в виде животного, свернувшегося в кольцо. Замкнутость образа достигается разными средствами – уравновешиванием деталей, их гармонией, противопоставлением плавных линий с выступами, их разрывающими, и, как выше отмечалось, к замыканию контура в круглую фигуру. К этим же особенностям следует добавить имеющуюся тенденцию к замене выразительности тела животного выразительностью обобщенных, почти геометрических форм.
Другой характерной чертой «звериного стиля» является его повышенная функциональность. Например, лев держит в пасти птицу, изогнутая голова и шея которой служат крючком для соединения с противоположным концом ремня.
Для раннего периода скифо-сибирского стиля типично сочетание натурализма со стремлением к стилизации, упрощению, замене целого изображения наиболее характерной деталью.
В середине I тысячелетия до н.э. «звериный стиль» превращается в орнаментально-декоративный, в котором постепенно пропадает натурализм не только в передаче всей фигуры животного, но и деталей.
Фигура животного превращается в набор шариков, полукругов и цилиндров; анималистическим мотивам становятся свойственны узорчатость и закручивание в сложные завитки звериных тел, превращение их в стильный ковровый орнамент.
Полное господство зооморфных сюжетов наблюдается в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Фигурки животных: грифонов, козлов медведей, пантер, барсов, волков, оленей и т.п. – украшают различные вещи сарматов. Особым богатством украшений отличается конская сбруя.
Мастера «звериного стиля» часто совмещали в одном произведении все известные им художественные приемы. Но несмотря на их пестроту, чего невозможно избежать, соединяя материалы различных фактур и окраски, а также заимствованные сюжеты, во всем чувствуется господство единого стиля, чуждого какой-либо эклектики.
Сарматы являются выходцами из Ирана. Обосновались в бассейне Волги к V в. до н.э. В эпоху великого переселения народов сарматское искусство распространялось по Европе, где были обнаружены изображения, декорированные анималистическими мотивами.
«Звериный стиль» дохристианской Европы в отличие от собственно «звериного» отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм. В этом орнаменте трудно выявить отдельные изображения: все, кажется, сплетено в один тугой клубок и уже нет возможности найти, откуда начинается и где заканчивается изображение того или иного фантастического животного. Этот орнамент лишен симметрии, в нем нет повторов одинаковых форм, нет интервалов, разделяющих части изображаемого предмета и подчеркивающих смысловой акцент орнаментального мотива.
В Европе этот стиль развился у германцев, кельтов и скандинавов. Позже он перешел в христианскую культуру.
ЕГИПЕТСКИЙ ОРНАМЕНТ
Египетский орнамент имел влияние на орнаментальное искусство всех народов древности. Основным источником вдохновения для египетских художников служила природа. В египетских храмах применялись три основных ордера; связанных с пальмовидными, папирусообразными и лотосовидными колоннами, в которых все строилось на стилизации растительных форм. Склонность древних египтян к символизму превратила письмена-иероглифы в своеобразный орнамент, который вместе с рельефами сплошным ковром покрывал стены и колонны внутренних помещений. Композиции носили лентообразный характер. Ленты распологались друг над другом, смыкались одна с другой, размеры их по высоте менялись в зависимости от изображаемого сюжета. Изобразительные мотивы чередовались с иероглифами. Эта особенность египетского орнамента в дальнейшем нашла применение у персов, арабов, мавров.
Ремесленники и художники Древнего Египта, основываясь на опыте многих предшествующих поколений, научились применять задолго до них созданные формы и композиционные схемы, заменив непосредственное копирование природы употреблением неподвижных декоративных мотивов. В росписи ранней керамики всречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы. С развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т.д. – добрых «помощников» и «защитников» человека. Среди деревьев тотемический характер имели пальма и египетская смоковница.
Постепенно все большее значение приобретает культ Солнца и других светил.
В религиозной символике Древнего Египта происходит окончательная декоративная стилизация натурального прототипа. В основу содержания декоративного и орнаментального искусства легли растительные мотивы – лотос, папирус, пальмы виноградные лозы, ветви плодовых деревьев, а также изображения птиц, рыб и зверей. К примеру, ножки кресел, стульев, столов часто заканчивались изображениями лап и копыт животных, а также утиными головами.
Период XVIII династии фараонов (1567-1329 гг. до н.э.) был временем расцвета художественного ремесла. Сохранившиеся предметы того времени изобилуют сложными растительными и геометрическими узорами. Бесконечные спирали и меандры, с розетками в промежутках, пересекающиеся кругом, различные сочетания лотосов, плодов, виноградных гроздьев и листьев сплошным ковром покрывали потолки и стены гробниц и дворцов. Развиваются многоцветные инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее становятся комбинации орнаментов. Увлечение растительными мотивами возникло в связи с общей популярностью «садовой» тематики, которая вслед за развитием садов широко распространялась в искусстве (росписи полов в виде цветков, зарослей и т.п.). Распространяется применение растительных мотивов в орнаменте (туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди них рыб).
В амарнский период (первая половина XIV в. до н.э.) наиболее широко использовались реалистически переданные растительные мотивы и особое внимание уделялось богатству расцветки изделий из фаянса и стекла. Колонны дворцов отличались разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов, с изображением висящих вниз головами уток по капителям в форме цветков папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм и фиников, и, наконец, пальмовидные, капители которых сплошь покрыты инкрустацией из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками.
В некоторых помещениях дворцов стены облицовывались фаянсовыми изразцами с изображением растений. Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.