Эстетические взгляды английских просветителей
В XVII–XVIII вв. Англия была передовой страной с точки зрения экономики, что обусловило и развитие общественного сознания в целом. Англия становится центром европейской философии, литературы и культуры. Здесь же зародились основные идеи эстетики Просвещения. Для Франции и Германии XVIII в. буржуазные революции были еще впереди, для Англии – пройденным этапом. Перед английскими просветителями не стояла проблема подготовки смены политического режима. Поэтому в своих настроениях и предпочтениях они были умеренны, несколько консервативны и стремились, скорее, к согласию, чем к радикальным акциям. Экономика доминировала над всеми остальными социальными структурами, потому английские просветители были очень реалистичны и трезвы в оценке имущественных отношений и несклонны к политическому идеализму, что и определило характер эстетики того времени.
1.Основная особенность эстетики английского Просвещения состоит в том, что она исходит из реального человека того времени. Английские эстетики отстаивают сенсуалистические, эмпирические принципы и частично материалистические. 2.Это эстетика антипуританской направленности. Под их покровительством искусство стремительно развивалось: именно в Англии впервые появился реалистический роман и зародился сентиментализм (от франц. sentiment – чувство) – течение в европейском искусстве конца XVIII – начала XIX вв., возникшее как реакция на рационалистическое искусство классицизма и утверждавшее самоценность личности, мира ее чувств. 3. Английские просветители рассматривали искусство как путеводитель к подлинной нравственности. Проблема взаимоотношения искусства и нравственности была центральной для английской эстетики XVIII в., что определило ее этическую направленность.
Эстетические идеи английского Просвещения были подготовлены еще до революции теориями Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса.
Джон Локк (1682–1704) был идеологом компромисса между буржуазией и дворянством, достигнутого после буржуазной революции. Специально вопросами эстетики он не занимался, а к искусству относился пренебрежительно. Однако именно он положил начало ряду важнейших эстетических идей английского Просвещения. Для дальнейшего развития английской эстетики решающую роль сыграли следующие теоретико-познавательные положения Локка:
– нет врожденных идей, процесс познания возникает в опыте ина основе опыта;
– разум человека с самого начала представляет собой “tabula rasa” – “чистую доску”;
– нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах (эти гносеологические принципы положены в основу анализа ряда эстетических категорий: прекрасное, вкус и др.).
Интересна теория эстетического воспитания Локка, она вытекает из его концепции человека. Идеальный человек, в представлении Локка, характеризуется явно “прозаическими” качествами: рассудительностью, самообладанием, расчетливостью, бережливостью, стремлением к накоплению богатства. Воспитание такого человека не предусматривает влияния искусства. Разве что танцы дают детям “пристойную уверенность” и “умение держаться” и подготавливают к вступлению в общество старших. Другие же виды искусства приносят больше вреда, чем пользы. Особенно резко Локк говорит о поэзии. В ней нет никакого смысла, она отвлекает от дела, ведь мало кто видел, чтобы на Парнасе обнаружились золотые или серебряные рудники. В отношении искусства Локк приближается к пуританству. Очевидно, что его теория представляет интерес для эстетики не своими непосредственными высказываниями о педагогической роли искусства, а философской методологией и теорией познания.
Александр Поп (1688–1744) – выдающийся представитель поэзии классицизма – опубликовал поэму “Опыт о критике”, в которой изложил основные принципы поэтики классицизма. Вслед за Буало Поп считал, что художники античности дали высшие образцы творчества. Задача поэзии – подражать природе, но природа должна быть облагорожена. Уродливому и дисгармоничному нет места в поэзии. Поп просил художников избегать смешения жанров, особенно “высоких” с “низкими”. Однако он, вопреки принципам классицизма, охотно культивируют низкие жанры. Он также считает, что новые авторы могут превосходить древних.Классицизм Попа тесно связан с идеями английского Просвещения. В философских поэмах “Опыт о морали” и “Опыт о человеке”.
Второй крупный теоретик искусства того периода – Джошуа Рейнольдс (1723–1792) – художник, организатор и первый президент Королевской академии искусств. Эстетическая теория Рейнольдса противоречива, а порой эклектична. Однако симпатии художника по отношению к классицизму очевидны. Он требовал, чтобы художник постоянно извлекал из сложной и многообразной природы “чистую идею”, “познавал истинные формы природы вне их случайного искажения”. Целью художника является воспроизведение “идеальной красоты”, “совершенства”, ибо сама природа – это не только ее формы как таковые, но и “устройство человеческого сознания и силы представлений”. В качестве главного принципа творчества Рейнольдс предлагал выражать “общую идею природы” в художественном произведении. Это означает, что в процессе творчества важно выявить общее, родовое. Отклонение от этого принципа привело бы к воспроизведению случайного, хаотического. Поскольку общее познается разумом, то он должен играть в творчестве первую роль. Рейнольдс придавал большое значение “правилам”, которые, по его мнению, являются путами лишь для тех, кому не хватает гения.Наряду с этими положениями, Рейнольдс выдвигал и выходящие за рамки классицизма. В этом отношении показательно его требование к художнику настойчиво изучать природу, поскольку она неисчерпаемый источник, из которого проистекает все совершенство. Он считал необходимым точно воспроизводить любые явления жизни, выступал против напыщенности, требуя от художника естественности и простоты, которые достигаются в результате точного наблюдения и опыта. Таким образом, доктрина классицизма была трансформирована Рейнольдсом в соответствии с национальными особенностями развития искусства и общественной жизни в своеобразный английский вариант просветительского классицизма.
В разработке эстетики Просвещения чрезвычайно важны труды Антони Эшли Купера Шефтсбери (1671–1713) – крупного английского философа и моралиста. Его работы по проблемам этики и эстетики собраны под общим названием “Характеристика людей, нравов, мнений, времен”. В концепции философа деизм(религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм) причудливо сочетается с идеями и терминологией философии Платона. Идеалом человека, по Шефтсбери, является гармонически развитая личность, предполагающая единство истины, добра и красоты, совершенства физического, нравственного и интеллектуального. Нет истинного эстетического наслаждения вне добра, нет истинной моральной радости вне прекрасного.
К понятию нравственной красоты Шефтсбери подходит путем анализа основных разрядов красоты:
– “мертвые формы” – все, что сделано человеком из различного материала (дворцы, статуи и пр.), а кроме того, человеческое тело как материальный феномен;
– “формы, которые созидают формы” – это красота вдвойне, в этих формах есть разумность, действие и творение; это и произведение ума, и “сам ум”; это более высокий вид красоты по сравнению с первым;
– “сами формосозидающие формы” – это “начало, ключ и источник всего прекрасного”.
Платоновскую теорию о сущности красоты Шефтсбери использует для обоснования тезиса о том, что нравственная красота есть наивысшая сила по сравнению с другими проявлениями прекрасного. Нравственное совершенствование человека осуществляется через созерцание красоты мира и красоты искусства. Интуитивная способность различать добро и зло, красоту и уродство дана человеку от рождения в виде задатков, которые необходимо развивать. Красоту мира, красоту добродетельных поступков, красоту нравственных отношений человек способен постичь, если он сам добрый, если его способности развиты соразмерно.Таким образом, красота и добро, по Шефтсбери, находятся в органическом единстве, коренящемся в их сущности. Поэтому эстетическое и нравственное воспитание идут в одном и том же направлении – формировании всесторонней и гармонически развитой личности.
Никто из английских просветителей не подчеркнул так ярко роль искусства в формировании нравственного облика человека, как Шефтсбери. И никто с такой силой не указал на значение нравственного содержания искусства для развития самого искусства. Искусство выполняет свое назначение только тогда, когда оно ставит и решает нравственные проблемы, когда выступает в качестве средства нравственного воспитания человека. Теряя нравственное значение, произведение искусства теряет и эстетическую ценность.
Развитие, систематизацию и дальнейшее обоснование идеи Шефтсбери получили у Френсиса Хатчесона (1694–1746), считавшего английского моралиста своим учителем и горячо рекомендовавшего всем изучать его труды. Единственное, что смущало его в работах Шефтсбери – недостаточно корректное отношение к религии. Хатчесон очень хотел и продолжать дело учителя и согласовать свои взгляды с догмами христианской религии. При этом он не отходил от комплекса идей Просвещения. Ведь и английская революция поднимала на своих знаменах Библию.
Не так поэтично, как Шефтсбери, но зато строго научно Хатчесон анализировал соотношение нравственных и эстетических понятий. Из двух его трактатов, объединенных под названием “Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели”, первый посвящается анализу понятий красоты, порядка, гармонии, целесообразности, второй – рассмотрению проблем морального плана.
Проблема эстетического нашла свое своеобразное истолкование у известного английского философа-агностика Давида Юма (1711–1776). Он опубликовал ряд эстетических работ: “О норме вкуса”, “О трагедии”, “Об утонченности вкуса и аффекта” и др. Некоторыми сторонами своего учения Юм приближался к просветителям, хотя и оставался агностиком.
Он, как и другие английские эстетики, исключает сферу эстетического из познавательной деятельности человека. Область эстетического – это область чувств. Для решения ряда эстетических проблем он прибегает к понятиям “ассоциации”, “привычки”. С точки зрения Юма красота не имеет объективной основы и существует только в воспринимающем сознании. Он не отрицает существования форм или качеств, проистекающих из внутренней структуры объекта и являющихся основами красоты. Но мы о них не знаем и не можем знать. Потому Юм и не исследует эти возможные качества. Он сосредоточивает свое внимание на анализе субъективных условий восприятия красоты.Свои старания установить норму вкуса Юм объединяет с фактом существования различий в эстетических суждениях. Есть два источника этих различий и даже противоречий. С одной стороны, предстают неодинаковые склонности отдельных людей, с другой – “нравы и мнения” нашего времени и общества, считает философ. Искусство приводит к смягчению нравов. А связь его с нравственностью концентрируется вокруг понятия эстетического удовольствия
Идеи Юма получили интерпретацию в работах Адама Смита (1723–1790). Смит изучал нравственную философию под руководством Хатчесона, дружил с Юмом и испытал влияние его идей. Он воспринял у него понятия “привычки”, “ассоциации идей” и другие.
Проблемам эстетического посвящена пятая часть книги Смита “Теория нравственных чувств, или Опыт исследования о законах, управляющих суждениями, естественно составленными нами, сначала о поступках прочих людей, а затем о наших собственных”. Автор начинает с анализа влияния обычая и моды на наши понятия о прекрасном и безобразном. Внимательное изучение их роли приводит автора к выводу, что обычай и мода “распространяют свою власть на наши суждения о прекрасном во всех его проявлениях”. Определенную форму поведения, выбор одежды Смит связывает с понятиями общественного престижа и общественного положения. Они диктуются людьми, занимающими высокое положение и имеющими хорошую репутацию.
Однако Смит выступает против доктрины классицизма, согласно которой, различные формы проявления красоты имеют абсолютную ценность во все времена. Философ уверен, что выдающиеся художники вносят определенные изменения в понимание красоты, они вводят новую форму, а это отражается на моде, входит в обычай. Обычай и мода распространяют свою власть не только на произведение искусства, они влияют и на наши суждения о красоте природных объектов. Например, в одном животном нам кажется красивым и гармоничным одно, в другом – совсем другое. Каждый класс вещей имеет свою структуру и свою собственную красоту, совершенно отличную от структуры и красоты других классов вещей.
Как представитель английского Просвещения, Смит внес определенный вклад в исследование эстетических вопросов, в частности, в решение проблемы взаимосвязи искусства и нравственности, этического и эстетического. Он был одним из немногих просветителей, кто разрабатывал вопросы моды в эстетическом плане. Правда, он не пришел к мысли о том, что мода входит в сферу эстетического. Ему она представлялась в некотором смысле автономной областью наряду с обычаем.
Сенсуалистские(направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление) материалистические тенденции английской эстетики эпохи Просвещения проявлялись в трактате Эдмунда Берка “Философское исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном” и в работах Генри Хоума (лорда Кеймса).
Необходимо вспомнить и одного из выдающихся художников и теоретиков искусства – Вильяма Хогарта (1697–1764). Свои эстетическиевзгляды он изложил в книге “Анализ красоты” – ярком просветительском произведении. Хогарт выступил против тех эстетических принципов, которые пропагандировала Королевская академия, – канонов классицизма. Он считал, что изображать нужно природу, а не “затертые” сюжеты из Библии. Ему хотелось, чтобы в искусстве отражалась сама жизнь – события, конфликты, характеры.
Хогарт прямо не ставит проблему взаимоотношения искусства и нравственности. Но всем содержанием своего творчества, всеми своими теоретическими изысканиями он так или иначе затрагивает этот вопрос. Хогарт чувствует слабые места традиционной английской просветительской трактовки соотношения этического и эстетического; все либо смешивали, либо отождествляли, либо радикально разделяли эстетические и этические принципы. Он хочет найти те отличительные признаки, которые определяют эти понятия. Основным признаком красоты он считал гармоническое сочетание единства и многообразия, примером которого является волнистая змеевидная линия, представляющая собой, на его взгляд, наивысшую степень красоты и привлекательности. В практической области существенным признаком красоты Хогарт называл целесообразность.
Завершает плеяду английских просветителей Джозеф Аддисон (1672–1719) – сторонник просветительского классицизма, автор ряда эстетических очерков и “опытов”. Он защищает основные правила эстетики классицизма, требует абсолютного соблюдения единства места, времени и действия. Вместе с тем он выдвигает просветительские идеи. Так, он подчеркивает значение эмоциональных переживаний в сфере эстетического. Опираясь на обычный психологический опыт, Аддисон характеризует эстетическое чувство как “радость воображения” и указывает на его объективный источник, которым он считает “великое”, или грандиозное, “новое” и “прекрасное”. К “великому” можно причислить море, горы, огромные деревья. “Новое” – это необычные формы природы, в том числе и уродства. “Прекрасное” же непременно обладает гармонией, пропорциональностью и симметрией. Согласно Аддисону, эти объективные признаки эстетического служат толчком, порождающим переживания моральные, интеллектуальные и религиозные. Природа эстетически нейтральна, но Бог создал нас такими, чтобы мы наслаждались его творениями.
Эстетический вкус Аддисон определяет как способность души воспринимать все прекрасное с удовольствием, а все несовершенное – с неудовольствием. Ее он считает в какой-то степени врожденной.
Поскольку Аддисон подчеркивает большое значение эмоционального начала в сфере эстетического, отмечает важную роль воображения в художественном творчестве и восприятии, при анализе эстетических категорий исходит из чувственного опыта, то можно сказать, что в своей эстетике он выходит за рамки классицизма и следует по пути обоснования эстетических принципов Просвещения.