Гласные о / е (ё) после шипящих согласных
Федеральное государственное
Бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Кафедра филологических основ издательского дела
И литературного творчества
Основы редактирования
Учебно-методическое пособие
Основы редактирования: Учебно-методическое пособие /сост. П.С. Громова. – Тверь: Твер. гос. ун-т., 20012. – 50 с.
В данном учебно-методическом пособии изложен теоретический материал по основным разделам русской орфографии и пунктуации, а также приводятся практические задания для закрепления изученного материала. Пособие предназначено для студентов гуманитарных направлений, изучающих курсы «Основы редактирования», «Основы русской орфографии и пунктуации» и т.п.
Содержание
Раздел 1. Орфография
Чередование гласных в корне: а / о, е / и, а (я) / им, а (я) / ин...…………………….5
Гласные о / е (ё) после шипящих согласных ...……………………………………6
Правописание гласных после ц …………………………………………………………..7
Правописание приставок …………………………………………………………..7
Правописание ь и ъ …………………………………………………………………………8
Правописание букв э – е …………………………………………………………………..8
Правописание и - ы после приставок ……………………………………………..9
Правописание н и нн ……………………………………………………………………..10
Правописание сложных слов ……………………………………………………..12
Правописание наречий, производных предлогов и союзов …………………….14
Частицы не и ни …………………………………………………………………..18
Правописание глаголов и отглагольных слов ……………………………………21
Раздел 2. Синтаксис и пунктуация
Подлежащее и сказуемое ………………………………………………………….23
Обособление определений ………………………………………………………...24
Обособление приложений ………………………………………………………...26
Однородные члены предложения ………………………………………………...28
Употребление причастий и причастных оборотов ………………………………32
Употребление деепричастий и деепричастных оборотов ……………………….33
Прямая и косвенная речь ………………………………………………………….35
Упражнения по теме «Сложное предложение» ………………………………….37
Обобщающие упражнения ………………………………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тестовые задания по орфографии ………………………………………………...40
Типовые тесты по пунктуации ……………………………………………………42
Тест №1 ......……………………………………………………………………..42
Тест № ………………………………………………………………………….44
Тексты для редактирования ……………………………………………………….48
Курс «Основы редактирования» призван обобщить и закрепить у студентов теоретические сведения и практические навыки по орфографии и пунктуации для их дальнейшего совершенствования, а также выработать первоначальные навыки редактирования текста в соответствии с нормами русского литературного языка, научить квалифицированно объяснять ошибки и неточности, встречающиеся в текстах различных типов.
Программа курса: Предмет, цели и задачи редактирования; трактовка термина «текст» в редактировании; основные характеристики текста; психологические предпосылки литературного редактирования; общая схема работы редактора над текстом; виды редакторского чтения; процесс правки текста; виды редакторской правки. Языковые нормы. Понятие функционального стиля речи; система функциональных стилей современного русского языка. Лексические и фразеологические ресурсы русского языка. Смысловая точность речи; паронимия; омонимия; лексическая сочетаемость, её нарушение как речевая ошибка; речевая недостаточность и речевая избыточность. Понятие образности и изобразительно-выразительные средства русского языка. Способы изложения текстов; редактирование текстов, различных по способу изложения. Сложные случаи употребления имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий и деепричастий, числительных, предлогов и союзов.
Чередование гласных в корне: а / о, е / и, а (я) / им, а (я) / ин. Гласные о / е (ё) после шипящих согласных. Правописание гласных после ц. Правописание приставок. Правописание ь и ъ. Правописание букв э – е. Правописание и - ы после приставок. Правописание н и нн. Правописание сложных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий, производных предлогов и союзов. Частицы не и ни с именами существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями. Правописание глаголов и отглагольных слов. Согласование сказуемого с подлежащим. Знаки препинания при подлежащем и сказуемом. Согласование определений. Согласование приложений. Однородные члены предложения. Употребление причастий и причастных оборотов. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов. Использование различных типов сложного предложения, знаки препинания в сложных предложениях. Прямая, несобственно-прямая и косвенная речь, пунктуация при оформлении косвенной речи.
Изучение курса студентами включает регулярное выполнение домашнего задания с обсуждением вопросов, вызвавших затруднения, а также решение тестов, выполнение проверочных, контрольных, лабораторных работ. Формы контроля – зачёт (1 семестр) и экзамен (2 семестр).
Раздел 1. Орфография
Чередование гласных в корне: а / о, е / и, а (я) / им, а (я) / ин.
В корнях с чередующимися гласными
ГАР/ГОР пишется А, если на корень падает ударение, и пишется О, если ударение не падает на корень (загар - загораешь). Искл.: изгарь, пригарь, выгарки.
ЗАР/ЗОР под ударением может писаться и А, и О, без ударения – А (зорька - зарево - заревой). Искл.: зоревать, зорянка.
КЛАН/КЛОН, ТВАР/ТВОР под ударением может писаться и А, и О, без ударения – О (кланяться - наклон - наклониться, тварь - творчество - творить). Искл.: утварь.
ЛАГ/ЛОЖ, КАСС/КОС пишется А, если после корня следует суффикс А (касаться - коснуться, предлагать - предложить). Искл.: полог.
МАК/МОК пишется А, если корень имеет значение «погружать в жидкость», пишется О, если корень имеет значение «пропускать жидкость» (непромокаемый плащ - обмакнуть кисть в краску).
РАСТ/РАЩ/РОС в безударном положении пишется А перед СТ и Щ, перед С пишется О (расти - росли). Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова.
БЕР/БИР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ДЕР/ДИР, ЖЕГ/ЖИГ, МЕР/МИР, ПЕР/ПИР, СТЕЛ/СТИЛ, ТЕР/ТИР, ЧЕТ/ЧИТ пишется И, если после корня следует суффикс А (замирать - замер, блистать - блестеть, вычесть - вычитать, выжегший - сжигать). Искл.: сочетание, сочетать.
ПЛАВ/ПЛОВ/ПЛЫВ гласный А может быть ударным и безударным (плавать - плавучий), О пишется в словах пловец и пловчиха, Ы - в слове плывуны.
РАВН/РОВН пишется А в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); О - в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень).
СКАК/СКОЧ пишется А в безударном корне перд Г, О – перед Ч (подскакать - подскочить). Искл.: скачок, скачу.
А(Я)/ИМ, А(Я)/ИН пишутся ИМ и ИН, если дальше следует суф. -А- (пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать).
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.
Бл_стательный, бл_стящий, вн_мательный, вын_мать, нач_нающий, закл_нать, зад_рать, прид_раться, зап_реться, расст_лить, соч_тание, выч_тать, поч_тать, поч_сти, бракосоч_тание, выж_гать, заж_гательный обм_реть, раст_раться, прит_реться, соб_рательный, безотл_гательный, благораспол_жение, предпол_гаемый, обл_гать, пол_г, разл_жить, з_рница з_ревать, з_ревой, з_ря, оз_рение, з_рянка, выг_рки, г_релка, дог_рание, заг_релый, пог_релец, приг_рь, благотв_рительный, вытв_рять, удовлетв_рение, утв_рь, взм_кать, вым_кнуть, вым_ченный, вым_чка, м_кание, м_крота, непром_каемый, подм_чивший, пром_кашка, см_чить, вым_чивать, взр_слеть, взр_стать, нар_щение, отр_сль, р_стение, р_стовщик, р_сток, разр_стись, подр_стковый, вск_чить, ск_чок, ск_чу, к_сательная, неприк_сновенный, неук_снительно, прик_сание, коленопрекл_ненный, накл_ниться, откл_нение, на пл_ву, пл_вец, пл_вунец, попл_вок, пл_вчиха, спл_вщик, пл_вцы, подр_внять, пор_вняться, прир_внять, р_весник, р_внина, р_вноденствие, разр_внять, ср_внение, ур_внение, ур_вновешенный, пор_вну.
Гласные о / е (ё) после шипящих согласных.
В корне слова после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ пишется Ё, если в корне есть чередование с Е (шепот - шепчет). Если чередования с Е нет, то пишется О (шомпол).
Прим.: слова с корнем ЖОГ/ЖЕГ пишутся по-разному. В корнях существительных пишется О (сильный ожог), в глаголах – Ё (ожог руку).
В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий, образованных от существительных и наречий, под ударением пишется О, без ударения Е (горячо - горячее).
Прим.: Ё пишется в словах с французским суффиксом ЁР (дирижер, ретушер, ухажер).
В суффиксах и окончаниях глаголов, причастий, а также отглагольных прилагательных и существительных пишется только Ё (стережет, вооруженный, печеный, ночевка). Искл.: трещотка.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.
Ж_лтизна, маж_рный, реч_нка, с нош_й, с багаж_м, говорить общ_, испытующ_, ш_рты, подстриж_н, тяж_лый, беч_вка, кош_лка, мецц_, ретуш_р, чащ_ба, реш_тка, обж_ра, ж_нглер, крыж_вник, деш_вый, скерц_, реч_нька, уч_ба, парч_вый, смеш_н, плюш_вый, сооруж_н, капюш_н, ш_пот, ш_колад, печ_нка, туш_нка, ч_порный, коч_вка, ш_ссе, ж_рдочка, ж_кей, с мяч_м, увлеч_нный, нипоч_м, стеж_р, еж_нок, бандж_.
Болезненный ож_г, нечаянно ож_г палец, зажж_нная свеча, подж_г сарая, украшение из жж_ной кости, обожж_нная рука, заж_гательная смесь, жидкость для розж_га костров, обж_г глиняных изделий.
Упражнение 3.Образуйте имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами от приведенных ниже слов.
Горох, звонок, баран, пельмень, замок, мальчик, мышь, казак, мужик, лягушка, борщ, собака, душа, рука, нога, гусь, стриж, овраг, грач, луг, сапог, хомяк, простак, корень, подсолнух, хлеб, воротник, шалаш, шашлык.
Упражнение 4.Образуйте имена прилагательные от следующих слов.
Алыча, баржа, вещь, грош, ерш, каланча, камыш, клещ, ключ, кулич, кумач, межа, плечо, спаржа, сторож, свеча.
Упражнение 5.Исправьте допущенные ошибки
Отягощенный тяжолым багажом, щиголеватый стажор в грубошорстном жилтоватом жалете под чорным плащем ожедал поезда вместе с чепорным заезжем коммивояжером и истощонным врачем, пахнущем щолочью.