Европейская культура ХХ века

В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления. На историческую сцену вышел потребитель массовой культуры. Модернизм характеризует культуру индустриального общества первой половины XX века, в котором главенствуют рационализм, урбанизация, «искусство для искусства».

Экономика от серийного перешла к мелкосерийному производству, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям фирм. Появился термин «постмодернизм», которым стали обозначать тенденции в культуре постиндустриального общества. Ей присущи такие черты как отход от рационалистических схем, отказ от догмы капиталистического пути развития, признание плюрализма и разнообразия культур, единение с природой, защита окружающей среды и т.п.

Западная культура XX века фактически представляет собой три самостоятельные культурные эпохи. Период до первой мировой войны – «прекрасная эпоха», между двумя мировыми войнами – «эпоха потерянного времени», а послевоенное мирное пятидесятилетие – «эпоха духовных поисков». В XX веке создаются величайшие философские, литературные, архитектурные, художественные шедевры и достижения в области науки и техники. Вместе с тем, именно это столетие породило массовую культуру и антикультуру.

Философия

Сложность и противоречивость бытия XX века на первое и особое место, среди культурных форм поставила философию. Великий европейский философ, итальянский мыслитель Б. Кроне (1866 - 1952) ее миссию видел в том, чтобы найти «путь к ясному суждению и соответствующему действию». Он отмечал, что философом является только тот, кто расчищает путь идущим, а «культура и моральная жизнь, благодаря их усилиям, обретают больше стабильности». Выполнение такой миссии стало возможным благодаря обретению философией статуса искусства, осмысливающего проблемы человеческого существования.

В западной философии XX века развивается «неопозитивизм» в формах феноменологии, герменевтики, структурализма и постструктурализма. Большинство европейских философов онтологическую проблематику заменяют на аксиологическую и культурологическую. Крупный представитель «философии жизни» С А. Бергсон (1859 - 1941) ввел в философскую мысль новые идеи и новые понятия – «длительность», «жизненный порыв», «творческая интуиция», «открытое общество», «поток сознания» и др.

Другой представитель «философии жизни», испанец Ортега-и-Гассет (1883 - 1955) причину кризиса культуры XX века связывает с враждебностью масс к возникшему модернизму. Он ставит проблему противоречия массовой и элитарной культур, показывая опасность, как в условиях тоталитаризма, так и в условиях демократии. Существующая по законам рынка массовая культура, ориентируясь на максимально широкий сбыт, на простейшие потребности и вкусы толпы, утрачивает всякую уникальность. Опасность массовой культуры, самоуверенной и агрессивной, проникнутой стремлением лишь к чувственным наслаждениям и удовольствиям, заключена во враждебности к недоступной элитарной культуре.

Наиболее влиятельным направлением философии XX века явился «экзистенциализм» М. Хайдеггера (1889 - 1976), поставивший в своей работе «Бытие и время» проблему субъективизма и заброшенности человека в «чуждом» мире. Стремление защитить человека от существующего в мире зла вынудило философов-экзистенциалистов не пренебрегать любыми жанрами литературы как средствами выражения идей. В «эпоху поиска» хлынула довольно абстрактная метафизика, мало доступная читателю, лишенному специальной подготовки.

Эта метафизика распространялась либо профессиональными философами, бывшими одновременно талантливыми писателями, такими как Ж.П. Сартр, Г.О. Марсель, Э. Мунье, Симона де Бовуар, Г. Башлар, Мерло Понти, либо деятелями литературы, как А. Мальро и А. Камю. Их произведения приобрели характер философских ценностей по причине значимости трактуемых в них проблем. Они писали об отношениях между человеком и миром, жизнью и смертью, счастьем и страданием. Из картин ужасной действительности складывалось представление о современных предельных основаниях бытия, о современной метафизике, о «неотвязном присутствии зла».

Литература

Европейская литература XX века сохраняет верность классическим традициям. Английский романист Джон Голсуорси (1867 - 1933) создает социально-бытовой роман трилогию «Сага о Форсайтах». Немецкий писатель Томас Манн (1875 - 1955) пишет философские романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус», раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента. Французский писатель Ромен Роллан (1866 - 1944) в романе «Жан Кристоф» отобразил духовные искания и метания гениального музыканта.

Работа Бергсона «Творческая эволюция» принесла ему славу не только философа, но и писателя (Нобелевская премия 1927г. по литературе). У многих писателей первой половины XX века его «поток сознания» из философского метода познания превратился в художественный прием. Знаменитый роман французского писателя Марселя Пруста (1871 - 1922) «В поисках утраченного времени» в 14-ти томах имел большое значение для многих писателей XX века.

Австрийский писатель Франц Кафка (1883-1924) в романах «Процесс» и «Замок» показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875 - 1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции.

Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты Альберт Камю (1913 - 1960) и Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) в своих произведениях ставят проблемы человеческого существования. Камю в повести «Посторонний» и в романе «Чума» доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. Он же в философской книге «Миф о Сизифе» утверждает свободу нравственного выбора человека. В основных произведениях Сартра «Мухи», «Дьявол и Господь Бог» выражено одиночество, проблема жизни и смерти, случайности и судьбы, страха и надежды.

Большое влияние на мировую культуру XX столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), являющийся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. В работе «Время и бытие» он ставит вопрос о подлинной форме существования человека, а знаменитом «Письме о гуманизме» развивает идею языка как о «доме бытия». Во второй половине XX века европейская литература становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной.

В это время активно заявляет о себе массовая культура, формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, отвергая рационализм и экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, которое взаимодействует со всеми стилями.

Архитектура

Изменения общей социокультурной ситуации и достижения научно-технической революции в Европе отразились на архитектуре. Изменение социального порядка, демографическая проблема, рост промышленных предприятий, рост городов оказали давление на архитектуру, обусловили ее характер и тенденции развития в новом веке. Так архитектурный стиль модерн преодолел широко распространенный эклектизм. Главными выразителями этого стиля были Гектор Гимар (1867 - 1942) во Франции и испанский архитектор Антонио Гауди (1853 - 1926).

Однако этому стилю были свойственны серьезные излишества во внешней отделке зданий. Примером являются Большой и Малый дворец в Париже на Елисейских полях, на фасадах которых можно в изобилии видеть претенциозные, вычурные орнаментальные украшения. Это и определило постепенную замену модерна функционализмом, в основе которого лежали идеи рационализма, техницизма и утилитаризма. В функционализме главное внимание сосредоточено на пропорциях фасадных плоскостей, окон, на выразительности основных конструктивных элементов. Бетон и железобетон проявили свою своеобразную эстетику в работах братьев Огюста и Гюстава Пере.

Ведущим представителем функционализма в XX веке стал Ле Корбюзье (1887 - 1965), создавший урбанистическую теорию строительства. В основе этой теории он преследует две идеи – создание нормальной жизни людям, несмотря на их численный рост, и сохранение окружающей природы, в гармонии с которой эти люди должны жить. Оба эти условия, по концепции Корбюзье, обеспечивались строительством многоэтажных многоквартирных зданий с плоскими покрытиями для разведения садов на крыше и открытыми опорами в нижних этажах здания.

Искусство

Культура первой половины XX в. складывалась под знаком модернизма. В узком смысле - «модерн» (от фр. современный) есть художественно-стилевое направление западного искусства конца начала XX века. Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Авангард обозначал экспериментирование с художественным материалом, создающим новые стили, язык и содержание в изобразительном искусстве.

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. В широком смысле он обозначает всю совокупность художественных течений, провозгласивших новые художественные стили – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Произведения художников-модернистов принимали зачастую форму эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве.

Изобразительное искусство первой трети XX века называют периодом «художественной революции», породившим фовизм (от фр. дикий). Новое течение объединило в своих рядах А. Матисса, А. Марке, А. Дерена и др. Ироничное прозвище «диких» дала критика молодым живописцам, чьи картины были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году. Экспрессионизм, (от лат. выражение) провозгласивший единственной реальностью субъективный мир человека, просуществовал до первой четверти XX в.

Кубизм как направление возник в 1906 году во Франции. Его родоначальниками стали Жорж Брак (1882 - 1963) и Пабло Пикассо (1881 - 1973). Это модернистское течение выдвинуло на первый план формальные эксперименты по конструированию объемной формы на плоскости, выявлению устойчивых геометрических форм, разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами.

Футуризм (от лат. будущее) стал авангардистским направлением в европейском искусстве 1910 - 1920-х годов. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Художники-футуристы воспевали в своих картинах динамику и грохот современного индустриального города. Дадаизм (от фр. детский лепет) представляет авангардистское течение в 1916 - 1922 гг. Он сложился в Швейцарии и выразил себя в скандальных выходках - каракули, псевдочертежи, комбинации случайных предметов. В 20-е годы дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.

Сюрреализм (от фр. сверх реализм) с 30-х годов (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) провозгласил источником искусства сферу подсознания, а его методом - разрыв логических связей, замена их свободными ассоциациями. Испанский живописец Сальвадор Дали (1904 - 1989) с необычной фантазией создает парадоксальные образы в своих картинах «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны в Испании» и др. Обращаясь к сфере подсознательного он использует и прием «исчезающих образов».

Музыкальное искусство XX века характеризуется приверженностью к новым средствам звукового выражения. Утверждаются новые эстетические идеи и на смену Вагнеру, Верди, Сен-Сансу приходит новое поколение музыкантов, тяготеющее к таким музыкальным направлениям как веризм, символизм, экспрессионизм и импрессионизм. Выразителями этих музыкальных идей в начале века были французские композиторы Клод Дебюсси (1862 - 1918) и Морис Равель (1875 - 1937); норвежский композитор Эдвард Григ (1843 - 1907), финский композитор Ян Сибелиус (1865 - 1957).

Тенденцией развития музыки XX века стал ее переход к неоклассицизму. Немецкий композитор Рихарда Штрауса (1864 - 1949) создает в начале века в стиле экспрессионизма симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Дон Кихот». Другим направлением стиля модерн в музыке XX в. был конструктивизм, по мнению которых современный композитор – - это техник, создающий всевозможные звуковые сочетания. Немецкий композитор, дирижер и теоретик, сторонник неоклассицизма П. Хиндемит (1895 - 1963)создает оперы «Кардильяк», «Художник Матисс», «Гармония мира».

Постепенно, по мере того как европейское сознание приходило в себя от перенесенных военных потрясений, западная музыка возвращается к истокам, в ней начинают звучать природные мотивы. Это «Пасторальная симфония» Миле, «Летняя пастораль» Онеггера, «Поэма о лесе» Русселя и др. Это было возвращением к первозданной гармонии мира, откуда первые цивилизации черпали богатство своего музыкального выражения. Это стало свидетельством того, что музыкальный модернизм не был конечным пределом возможностей западной музыки.

Наука

Научно-технической тип культуры дал человеку очень много для развития его свободы. Но техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом неограниченной человеческой эксплуатации. Цель научно-технического прогресса состоит в безудержном накоплении материальных благ, богатства. Только на этой основе техногенная цивилизация способна решать человеческие проблемы, в том числе экономические, политические, социальные и ряд других, но никак не духовно-нравственные.

В культуре XX века явно развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух мировоззренческих установок – сциентизм и антисциентизм. В основе сциентизма (от лат. знание, наука) лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. По мнению сциентистов, наука способна решить все экономические, политические, моральные и др. проблемы, стоящие перед человечеством.

Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные экономические, экологические, национальные и другие кризисы. Антисциентизм утверждает, что наука (особенно физика) вносит в мир отчуждение, антипатию и вражду, особенно среди молодежи, но главное непонимание скрытых научному взгляду глубин бытия человека и мира.

Социальная культура

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры, выявления границы существующего типа экономического развития.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX века с тревогой говорили о процессе деградации культуры, поскольку общество является предпосылкой и, одновременно, следствием культуры. На определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая мировоззренческая идея выступает кодом западной культуры XX в.?

2. Выделите понятия, отражающие сущность европейской культуры XX в.

3. Постройте системную модель сущности западной культуры XX в.

Наши рекомендации