Технический раздел классификации в дзюдо
Порядок аттестации на присвоение квалификационной степени Кю (технический раздел).
Для присвоения каждой квалификационной степени проводится аттестация.
• Аттестация на ученические квалификационные степени Кю осуществляется в спортивных школах, клубах, местных, областных федерациях дзюдо и Минской городской федерации.
• Аттестацию проводят эксперты комиссии, количественный состав которой определяет проводящая организация (но не менее 2 человек).
• Один из членов комиссии должен обладать ступенью мастерства не менее 1 -го Дана.
Технический раздел –предусматривает выполнение нормативных требований спортивной классификации (КЮ и ДАН) посредством сдачи нормативов по технике дзюдо и разделов теории. Как показывает практика, в группах начальной подготовки важным стимулом для занимающихся является получение степени Кю и дальнейшая перспектива получения – чёрного пояса.
Использование в практике работы только спортивного раздела, зачастую приводит к тому, что уже на начальном этапе обучения, занимающиеся, сталкиваясь с более физически сильными спортсменами, и не видя перспективы в получении разрядов и званий покидали секции.
Введение технического раздела более демократично и позволяет привлечь молодёжь к регулярным занятиям физической культурой и спортом и решать задачу стоящую перед работниками отрасли – формирование гармонически развитого человека и подготовка его к активной трудовой деятельности.
Введение технического раздела в программу по дзюдо для спортивных школ позволит максимально исключить форсирование спортивной подготовки юных дзюдоистов.
Предполагается, что сочетание спортивного и технического разделов, в дальнейшем позволит создать систему подготовки не только квалифицированных специалистов в дзюдо, но и большую плеяду инструкторов-общественников, любителей дзюдо.
С 1996 г. и по настоящее время, данная система классификации внедрена в практику работы в Беларуси. За эти годы она претерпела ряд изменений, но в целом показала, что при умелом использований в тренировочном процессе позволит поднять подготовку спортивного резерва в дзюдо на более высокий уровень и повысить привлекательность этого вида борьбы.
Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
техника бросков (нагэ-вадза)
техника сковывания (катамэ-вадза)
техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза)
Броски в дзюдо выполняются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
проводимые в стойке (тати-вадза)
проводимые в падении (сутеми-вадза)
Проводимые в стойке броски, в свою очередь, делятся на:
проводимые в основном руками (тэ-вадза)
проводимые в основном «бедром» (коси-вадза)
проводимые в основном ногами (аси-вадза)
Проводимые в падении броски делятся на:
броски в падении на спину (масутэми-вадза)
броски в падении на бок (ёко-сутэми-вадза)
Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
удержания (осаэкоми-вадза)
удушения (симэ-вадза)
болевые приёмы (кансэцу-вадза)
Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
удары руками (удэ-атэ)
удары ногами (аси-атэ)
удары головой (атама-атэ)
СТЕПЕНИ РОСТА ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Кю – степени учеников:
6-й Кю (рокукю) – белый пояс, 1 ученическая степень
5-й Кю (гокю) – жёлтый пояс, 2 ученическая степень
4-й Кю (йонкю) – оранжевый пояс, 3 ученическая степень
3-й Кю (санкю) – зелёный пояс, 4 ученическая степень
2-й Кю (никю) – синий пояс, 5 ученическая степень
1-й Кю (ицикю) – коричневый пояс, 6 ученическая степень
Дан – степени мастеров:
1-й Дан (сёдан) – чёрный пояс, 1 мастерская степень
2-й Дан (нидан) – чёрный пояс, 2 мастерская степень
3-й Дан (сондан) – чёрный пояс, 3 мастерская степень
4-й Дан (йондан) – чёрный пояс, 4 мастерская степень
5-й Дан (годан) – чёрный пояс, 5 мастерская степень
6-й Дан (рокудан) – бело-красный пояс, 6 мастерская степень
7-й Дан (сичидан) – бело-красный пояс, 7 мастерская степень
8-й Дан (хачидан) – бело-красный пояс, 8 мастерская степень
9-й Дан (кюдан) – красный пояс, 9 мастерская степень
10-й Дан (дзюдан) – красный пояс, 10 мастерская степень
ЯПОНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Авасэ-вадза - победа за две техники, выполненные неполностью
Айётси – положение, когда борцы находятся в одноимённом захвате: правосторонний против правостороннего и наоборот
Аса гэйко – утренняя тренировка
Аси – стопа, нога
Аси доригарами – упор и выворачивание ноги противника
Аси куби – щиколотка
Аси макикоми – упор с зажимом ноги в положении сидя
Аси но ко – техника выполнения приёма, при которой принимают положение противника, чтобы потом бросить его
Аси но тати – основное положение ног в японских боевых искусствах
Аси сабаки – движение ног
Аси хисиги – упор ноги с захватом
Аси-вадза – группа приёмов, осуществляемая ногами
Аси-гарами – узел колена ногами
Аси-гатамэ — перегибание локтя с помощью ноги сверху
Аси-гурума – бросок через ногу или боковой подхват
Атэми-вадза – искусство ударов по чувствительным точкам тела противника
Ахимса – закон непричинения вреда, требующий глубочайшего уважения к жизни
Аюмиаси – нормальная походка
Аюми-аси – обычный шаг
Бараи – выметать, мести
Басами (хасами) – ножницы
Буцукари (учикоми) – тренировочные упражнения без броска соперника
Вадза — прием, техника
Вадзаари — команда рефери, означающая начисление половины очка
Вадзаари-авасэт-иппон – полное очко, заработанное за два раза (по пол-очка за приём)
Ваки-отоси = сукуинагэ = тэ-гурума («колесо руками») бросок через голову с рычагом
Вари аси – подстраивающийся шаг
Гакэ – навешивать, зацеплять
Гатамэ – держать, крепко сжимать, лишать возможности двигаться, контролировать (катамэ, гарами)
Гаэри – подсекать, выворачивать (гари)
Гаэси – противодействие, контратака (каэси)
Гаэсирэндзоку – комбинированная непрерывная контратака
Гокено-вадза – пять основных технических принципов, используемых при подготовке дзюдоистов в Кодокан
Гокё-но кайсэцу – японская система обучения дзюдо, точнее говоря, порядок проведения экзаменов. Определяет порядок проведения экзаменов, завершающихся присуждением экзаменуемому того или иного пояса
Гоносэн-но ката – броски, проводимые в атаке и контратаке
Гоносэн-но-ката – демонстрационный комплекс контрприёмов против бросков, проводимых из стойки тати-вадза
Госи (коси) – бедро
Гяку - обратный
Гякуканукигатамэ – поперечный захват
Гякусумигаэси – бросок с захватом за пояс
Гяку удэ гарами – захват локтевого сгиба
Гякухарагатамэ – рычаг, растягивающий живот
Госин-дзюцу – искусство самообороны
Госин-хо – формы женской самозащиты
Гяку-тэкуби – перегибание в стойке
Гяку-дзюдзи — перегибание локтя при помощи бедра сверху
Гяку-дзюдзи-дзимэ — удушающий верхом, скрещивая руки спереди (ладони вверх)
Гяку-кэса-гарами — перегибание локтя через бедро от обратного удержания сбоку
Гяку-кэса-гатамэ — обратное удержание сбоку
Гяку-окуриэри — удушающий сбоку (противник на четвереньках)
Даки-агэ – подъём противника на руках из партера на уровень плеч
Даки-вакарэ – бросок через грудь, когда соперник к вам спиной и сильно согнут вперёд
Дан – степень мастерства дзюдоиста
двумя ногами от удержания верхом
Дзадзэн – сидячая медитация с целью сконцентрироваться на текущей цели
Дзансин – состояние сознания, характеризующееся высокой концентрацией и восприимчивостью, моральная победа над соперником
Дзарэй – поклон сидя
Дзёсэки – почётное место для самого уважаемого дзюдоиста;(желательно иметь на главной стене – дзёсэки – портрет основателя дзюдо)
Дзигохонтай – основное защитное положение
Дзикан – команда судьи для остановки времени встречи
Дзубон – короткие штаны, нижняя часть формы (хакама)
Дзюдзи – крест-накрест, наискось
Дзюёкуго-осэй суру - «мягкость правит силой»
Дзунбиундо – разогревающие упражнения, разминка
Дзэнпокайтэнукэми – падение кувырком вперёд
Дзэнпоукэми – падение вперёд
Дзю - ГИБКИЙ
Дзюдо дзюцуго – терминология дзюдо
Дзюдоги – специальная форма для дзюдо из особо плотной хлопчатобумажной ткани
Дзюдока – дзюдоист
Дзюдо-носиай – поединок в дзюдо
Дзюнингаке – встреча «одного против десяти»
Дзю-но ката – ката мягких форм – упражнения развивающие гибкость, состоит из 15 приёмов
Дзю-но ри – принцип мягкости и гибкости сформулированный КаноДзигоро
Дзю-но-ката – формы гибкости
До - ПУТЬ
Додзё – тренировочный зал, школа. Буквально – «место пути»
До-дзимэ — зажим туловища ногами (удушающий коленями)
Дэ-аси-бараи — боковая подсечка под одну ногу
Ёкоаруки – ходьба боком
Ёко-вакарэ — «боковой прорыв», передняя подножка на пятке, «вертушка»
Ёко-гакэ — боковая подсечка с падением (подсад стопой в лодыжку с падением)
Ёко-гурума — «боковое колесо», бросок через грудь и ногу скручиванием с падением
Ёко-дзюдзи-дзимэ — удушающий перекат, скрещивая руки спереди-снизу
Ёко-отоси — зацеп снаружи с падением (подножка на пятке в бок)
Ёко-сихо-гатамэ — «четверо сбоку», удержание поперек с захватом ноги и пояса
Ёко-сутэми-вадза – броски самоопрокидыванием на бок
Ёко-томоэ — бросок через голову в сторону
Ёко-удэ-хисиги — перегибание локтя при помощи бедра сверху
Ёко-хидза-гатамэ – перегибание локтя через бедро
Ёси — хорошо (можно продолжать)
Ё тэн – ключевой элемент приёма
или удушающий прием
Иппон – один, отдельный, экземпляр
Иппон гати – понятие из соревновательной практики
Иппон ё госин-но ката – самозащита для мужчин
Иппонсёбу (сиай) – борьба за одно очко (полное очко)
Иппон-сэои-нагэ бросок с захватом руки на плечо
Итами вакэ – проигрыш по причине травмы или неспособности продолжать бой
Ицуцу-но ката – ката пяти естественных законов
Кавадзу-гакэ - обвив
Кагато-дзимэ – удушающий приём с помощью голени снизу
Какари-гэйко – вид обусловленной борьбы
Какатодзимэ — удушающий прием с помощью голени снизу
Какэ — выполнение приема (нагэ коми)
Камидза – возвышение или ниша в стене додзё, рядом с которой встаёт преподаватель в начале тренировки. Вней обычно помещают портрет основателя дзюдо ДзигороКано и другие предметы почитания
Ками-санкаку-гатамэ — обратное удержание верхом
Ками-сихо-аси-дзимэ — удушающий прием снизу при помощи ноги (противник со стороны головы)
Ками-сихо-басами — удушающий прием при помощи обеих ног
Ками-сихо-гатамэ — удержание со стороны головы с захватом пояса
Ками-сихо-дзимэ — удушающий прием снизу (противник со стороны головы)
Камиудэхисигэдзюдзигатамэ — перегибание локтя с захватом руки
Ками-удэ-хисигэ-дзюдзи-гатамэ — перегибание локтя с захватом руки
Ками-хидза-гатами — перегибание локтя через бедро от удержания верхом
Кан-гэико – форма упражнений в заранее известных условиях
Кани-басами — подбив под две ноги (ножницы), буквально «клешня рака»
Каннуки-гатамэ — перегибание локтя в стойке с захватом руки под свое
Кансэцу-вадза – техника воздействия на суставы - болевые приёмы
Каппо — оживление после удушения
Касира-гатамэ — удержание сбоку с захватом своего бедра
Ката — комплекс идеальных вариантов выполнения приемов и комбинаций приемов
Ката асихисиги – рычаг ноги в стойке. Техника броска
Ката-аси-дори — бросок с захватом ноги изнутри
Ката-гатамэ — удержание сбоку со стороны плеча с захватом руки и головы и удушением
Ката-гурума — бросок через плечи, «мельница»
Ката-дзимэ — удушающий при помощи двух ног
Ката-дзюдзи-дзимэ — удушающий предплечьем спереди (одна ладонь вниз, другая вверх)
Катамэ-вадза – техника борьбы лёжа
Катамэ-ко-ката – ката приёмов изображают принципы борьбы лёжа
Катамэ-но ката – ката захватов и удержаний
Ката-осаэ-гатамэ — удержание поперек с захватом руки из-под головы – обратный «плечевой шарф»
Ката-сэои — бросок через плечо
Ката-тэ-дзимэ — удушающий предплечьем сверху
Ката-ха-дзимэ — удушающий отворотом сзади, приподнимая руку
Каэси-вадза – контрприёмы
Каэси-дзимэ — удушающий со стороны головы (противник на четвереньках)
Каэсн – предупреждение атаки
Кен-кен-утимата–подхват изнутри на скачках
Кенку-ётси – когда правостоичнику противостоит левостоечник или наоборот
Кари вадза (гари) – совокупность всех подсечек
Кари – черпать, вычерпывать, подсекать, разрезать
Кёсивадза – техника работы бёдер
Киай – крик, концентрирующий энергию при выполнении техники
Кибису-гаэси – «переворот за пятку» - бросок с выхватом за пятку изнутри
Кимэ-но ката – ката самозащиты
Кимэ-сики – формы решимости
Кинза – в прошлом в дзюдо присутствовала эта оценка. Она не объявлялась. Судьи должны были держать её в уме. Кинза имела значение только в том случае, когда в схватке не были произведены оглашаемые вслух действия. Или при их равенстве. Пример кинза – бросок на грудь. По ныне действующим правилам значение кинзы полностью утеряно.
Ко аси – мелкий шаг
Коданса – дзюдоист, имеющий степень технической зрелости с 5-го дана и выше
Кодокангосиндзюцу – самозащита школы Кодокан
Коси-вадза — приемы, проводимые в основном при помощи бедра (корпусные)
Коси-гурума — «колесо через поясницу» - бросок через бедро с захватом ворота или шеи
Косики-но ката – древняя форма
Ко-сото-гакэ — зацеп снаружи садясь под разноимённую ногу
Ко-сото-гари — задняя подсечка под пятку разноимённой ноги
Ко-ути-гакэ – зацеп изнутри под одноимённую ногу
Ко-ути-гари — подсечка изнутри выметанием под одноимённую ногу
Ко-ути-гаэси – «малый внутренний контрприём», бросок выведением из равновесия рывком как контрпрём от подсечки изнутри
Коутики-таоси – «бросок преследованием» бросок с выхватом за голень накрест (за подколенный сгиб)
Ко-ути-макикоми — зацеп изнутри одноименной ногой
Кохэй – младший, человек ниже рангом
Ко-цури-тоси — бросок через бедро с захватом за пояс
Куби-нагэ—передняя подножка с захватом головы; бросок через бедро с захватом шеи
кувырком вперед
Кудзурэ-хидзи -макикоми — перегибание локтя при помощи колена из
Кудзурэ-ёко-сихо — удержание поперек с захватом ворота и дальней ноги изнутри
Кудзурэ-ками-сихо-гарами — перегибание локтя узлом
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ — удержание со стороны головы с захватом рук и пояса (удержание поперёк с захватом за голову и брюки (пропустив руку между ног противника))
Кудзурэ-кэса-гатамэ — удержание сбоку с захватом ворота и рукава
Кудзуси — выведение из равновесия, буквально «разрушение»
Кумиката – способ захвата
Кэга – травма
Кэйко – тренировка
Кэйкоги – тренировочная форма
Кэйкоку – официальное предепреждение
Кэнсуи-дзимэ — удушающий предплечьем из стойки при помощи ноги
Кэса-гарами — перегибание локтя от удержания сбоку с помощью ноги.Кэса-гатамэ — удержание сбоку
Кю – дзюдоист, не достигший степени. Ранги ниже чёрного пояса
Мавари-коми – вход в бросок вращением со сменой направления поворота. Это действие состоит из трёх шагов
Маитта — сигнал о сдаче
Макикоми — бросок с захватом руки под плечо
Маки-томоэ — бросок через голову с переходом на удержание, болевой
Ма-сутэми-вадза – броски самоопрокидыванием на спину
Матэ — команда рефери к остановке, прерывающая схватку. Буквально «подожди»
Мая-укэми – самостраховка от падения вперёд
Мо сукоси – команда рефери, означающая, что для получения очков следует продолжить выполнение приёма
Моротэ-гари – бросок с захватом двух бёдер (выхват за ноги)
Моротэ-сэои-нагэ – бросок через плечо с захватом рукава и разноимённого отворота кимоно партнёра
Мотиагэ-отоси — бросок после приподнимания лежащего
Муданса – человек имеющий ранг ниже чёрного пояса
Мунэ-гарами — обратный узел поперек
Мунэ-гатамэ — удержание поперек с захватом пояса и рук
Мунэ-гяку — перегибание локтя от удержания поперек с упором в плечо
Нагэ-вадза – техники бросков
Нагэками – повторяющиеся броски при постоянной смене партнёров
Нагэ-но ката – ката различных бросков
Нагэ-но-ката – ката бросков
Нами аси – делать шаг
Нами-дзюдзи-дзимэ – удушение руками накрест (ладони вниз)
Нараби-дзюдзи-дзимэ — удушающий от удержания верхом, скрещивая
Нин-гакэ – борьба одного против пяти и более спортсменов
Нихонсебу – встреча, рассчитанная на два броска
Ногарэката – способ уклонения от приёма соперника (освобождение от захватов)
Нукиаси – бесшумный шаг
Нэ-вадза – приёмы борьбы лёжа
О аси – большой шаг
Оби – пояс дзюдоиста, удерживающий куртку в запахнутом положении. Цвет пояса обозначает ранг.
Оби-госи — бросок через бедро с захватом пояса спереди
Оби-отоси — бросок обратным захватом за бёдра (боковой переворот)
Оби-тори-аси-дори – бросок подсадом бедром изнутри, (гадаули)
О-госи — «большая поясница» - бросок через бедро с захватом руки под плечо на спине
О-гурума — бросок вперёд через прямую блокирующую ногу (подхват под две ноги)
Окури-аси-бараи— боковая подсечка под две ноги в темп шагов
Окури-эри-дзимэ — удушающий отворотом сзади с захваотм двух одноимённых отворотов
Осаэкоми – термин произносимый рефери для обозначения эффективного удержания
Осаэкоми-вадза – техника удержания
Осаэкоми-вадза – техники удержаний
Осаэкоми-токета – термин произносимый рефери для обозначения нарушенного удержания
О-сото-гаке – задняя подножка голенью с блокированием атакуемой ноги
О-сото-гари — отхват
О-сото-гаэси – задняя подножка отхватом как контрприём от задней подножки
О-сото-гурума — заднийотхват под две ноги
О-сото-макикоми -
О-сото-отоси—задняя подножка с постановкой ноги на татами
Отэнгарами — перегибание локтя при захвате руки двумя ногами
Отэн-дзимэ — удушающий кувырком вперед
О-ути-гакэ – зацеп голенью изнутри блокированием ноги соперника
О-ути-гари — зацеп изнутри голенью под разноимённую ногу
О-ути-гаэси – контрдействие от зацепа голенью изнутри (оути-гари)
Рандори — свободная тренировка или схватка
Ре-аси-дори — бросок захватом двух ног
Ридацу-хо – техника освобождения от захватов
Рё-тэ-дзимэ–удудушающий двумя кистями
Рицу рэй – поклон стоя
Рэйгиса хо – этикет поведения на татами
Рэй— приветствие, поклон
Рэй си ки – японский этикет
Рэндзоку-вадза – последовательность техник одинакового уровня.
Рэнзоку – повторная атака
Рэнраку-вадза – объединение, комбинации
Рэнсю – тренировка
Рю – школа или система боевых искусств
Самурай — воин (общее обозначение представителей воинского сословия в эпоху феодализма)
Санкаку-дзимэ – удушение ногами из положения нижнего
Сасаэ-цури-коми-аси — передняя подсечка под выставленную ногу
Сиай — соревновательное дзюдо
Сидзэнхонтай – основная стойка (естественная поза)
Сидо – замечание объявляется при незначительном нарушении правил
Симосэки – нижние сиденья, или место, где ученики строятся в начале тренировки
Симэ-вадза – техника удушающих захватов
Симэ-гарами — перегибание локтя снизу от удушающего захвата (противник со стороны ног)
Синтай—движения ногами, передвижения вперёд и назад
Сисэй – стойка
Содэ-гурума — удушающий прием сзади предплечьями
Содэ-гурума-дзимэ – удушение сзади воротом-петлёй
Содэ-цури-коми-госи – «поясница с заземлением рукавов» - обратный бросок через спину с захватом рукава и отворота (бросок через бедро с захватом за два рукава)
Сотайрэнсю – упражнения с партнёром
Сото-гакэ — зацеп снаружи
Сото-макикоми- бросок через спину с захватом руки под плечо
стойки
Сукуи-нагэ — передний переворот, с захватом двух или одной ноги изнутри
Сумацуундо – завершающие упражнения, «заминка» (расслабление)
Суми-гаэси — бросок через голову подсадом голенью (перекат через лопатки с подсадом голенью)
Суми-отоси = куки-нагэ — бросок выведением из равновесия толчком назад, становясь на колено
Сумо — вид японской национальной профессиональной борьбы
Суриаси – скользящий шаг
Суриаси — передвижение скользящими шагами
Сутэми-вадза — броски с падением проводящего прием
Сэйдза – официальная посадка по-японски, на коленях, ягодицы опираются на пятки
Сэйрёкудзэнъёкокуминтайку-но ката – физическая культура
Сэйрёку-дзэньёкокумин-тайики – общеразвивающие упражнения
Сэмпай – старший
Сэнсэй – тренер, учитель
Сэои-агэ — бросок через плечо и руку
Сэои-нагэ — бросок через спину (подъёмом вверх) с захватом отворота становясь на колени
Сэои-отоси — бросок через спину, становясь на одно колено (передняя подножка с колена, толкая противника в одноимённое плечо); или бросок с колен
Тавара-гаэси — бросок через грудь с обхватом туловища укэ сверху
Тай сабаки – движение тела
Таи-отоси — передняя подножка (под две и под одну ногу)
Тай-сабаки — повороты и подвороты (работа корпуса)
Тайсо – общее название для упражнений (работа с телом)
Таисо – подготовительные упражнения
Тандоку-рэнсю – упражнения без соперника
Тани-отоси — задняя подножка на пятке с падением
Татами — соломенный мат стандартного размера, несколько больше 1,5 кв. м, очень плотный, служит для настилки полов в японских домах и борцовского зала додзё
Тати-вадза – техники работы стоя (без самоопрокидывания)
Татэ-санкаку-гатамэ — удержание верхом с захватом ногами головы и руки
Татэ-сихо-гатамэ — удержание верхом с захватом руки и головы
Тоби-коми – вход в приём прыжком
Токуивадза – излюбленный приём партнёра
Токуи-вадза – коронный приём, любимая техника
Томоэ-дзимэ — удушающий прием в стойке с захватом шеи
Томоэ-нагэ — бросок через голову
Тори — атакующий т.е. принимающий, человек, выполняющий оборонительную технику
Тэ-вадза — броски, проводимые в основном руками
Тюй – предупреждение, объявляется при повторном незначительном нарушении или при более серьёзном нарушении
Уваги – куртка, часть формы
Удэ-гарами — узел локтя поперек
Удэ-гарами-хэнкавадза — перегибание локтя при помощи предплечья сверху
Удэ-хисиги – болевой приём: рычаг локтя
Удэ-хисиги – перегибание локтя с упором предплечья в плечо
Удэ-хисиги-аси-гатамэ – рычаг руки ногой из положения верхнего партера
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ – рычаг локтя внутрь с фиксацией через подмышку
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ — перегибание локтя (рычаг) при захвате руки двумя ногами
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ–болевой приём с захватом ногами руки и головы
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ – болевойдвуми кистями
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ – рычаг локтя с упором руки в плечо от удержания поперёк
Удэ-хисиги-хара-гатамэ – рычаг локтя через живот или грудь атакующего, проводимый в высоком партере или стойке
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ — рычаг локтя при помощи колена сверху(укэ лежит на животе)
Удэ-хисиги-хэнка-вадза — загиб руки за спину
Уки-вадза — передняя подножка на пятке с падением вперёд-в сторону
Уки-гатамэ — удержание верхом с захватом ногами двух рук
Уки-госи — бросок через бедро с обхватом туловища
Уки-отоси — бросок выведением из равновесия рывком вперёд
Укэ — атакующий, на котором выполняется приём
Укэми — страховки при падении
Ура-гатамэ – практически не применяется – бросок через грудь
Ура-дзюдзи-дзимэ – удушающий приём
Ура-ками-сихо-гатамэ – удержание со стороны головы
Ура-нагэ — бросок через грудь
Ура-сихо-гатамэ — удержание со стороны плеча
Усиро-госи — «поясница сзади» - ответный бросок от броска через бедро (подбив тазом со стороны спины, подсад бедром)
Усиро-дзимэ — удушающий предплечьем сзади
Усиро-мавари – вход в бросок с отходом назад
Утикоми – тренировка для бросковых техник без отработки собственно бросков (входы в приём без завершающей фазы)
Ути-маки коми – бросок с поворотом внутрь
Ути-мата — подхват изнутри под одну ногу
Ути-мата-гаэси – контрдействие против подхвата
Ути-мата-макикоми–бросок подхватом с захватом руки под плечо
Ути-мата-сукаси – «расклинивание бедра изнутри» - контрприём от подхвата изнутри (бросок выведением из равновесия рывком вперёд как контрприём от подхвата изнутри
Уцури-госи — «обратная поясница» - бросок через бедро сбоку (вскидывая на бедро); «смена бёдер», обратное бедро
Фуёси ё госин-но ката – самозащита для женщин
Фумиаси – чеканный шаг
Фумидаси – тяжёлый шаг
Фусэги – защита против определённой техники
Фусэн — отказ от поединка (борьбы)
Хадака-дзимэ — удушающий прием сзади плечом и предплечьем с упором в затылок
Хаири-ката – способ подготовки броска, удержания, удушения, болевых приёмов или удара
Хандонокудзуси – выведение соперника из равновесия
Хансоку-макэ – дисквалификация за нарушение правил
Хантэй – решение
Ханэ-госи — «поясница с махом ногой» - бросок через бедро с подсадом ногой изнутри или «конёк»
Ханэ-госи-гаэси – контрприём от броска «конёк»
Ханэ-макикоми — бросок захватом руки под плечо с подсадом голенью
Хапонокудзуси – восемь направлений выведения из равновесия
Хара-гатамэ — рычаг внутрь (противник на четвереньках)
Хараи-госи — «поясница с высеканием» подхват под отставленную ногу (подхват под две ноги)
Хараи-госи-гаэси – контрприём от подхвата под две ноги (хараи-госи)
Хараи-макикоми – бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью снаружи
Хараи-цури — передняя подсечка
Хараи-цури-коми-аси – передняя подсечка под отставленную ногу
Хасами-дзимэ — удушение ножницами
Хидари-аси-дзимэ — удушающий снизу с помощью ноги сверху
Хидари-ката-сэои — бросок через спину влево
Хидза-гатамэ — перегибание локтя с захватом руки под плечо снизу
Хидза-гурума — подсечка упором в колено
Хидза-мадзука-вадза – броски с коленей
Хидзи-макикоми — перегибание локтя в стойке при помощи двух рук сверху
Хидзи-отоси — выведение из равновесия толчком под локоть
Хикивакэ – ничья на соревнованиях
Хики-отоси – передняя подножка с колена с разноимённым захватом
Хики-тэ – захват на разноимённом рукаве соперника
Хиккикоми-гаэси – бросок через голову с захватом пояса и подбивом голенью
Хон-кэса-гатамэ – удержание сбоку
Хэнка – вариация техники
Цубамэ-гаэси – контрподсечка от боковой подсечки (дэ-аси-бараи)
Цуги аси – шаркающий, или скользящий шаг
Цуккоми-дзимэ — удушающий прием верхом, скрещивая руки (удушение воротом – петлёй)
Цукури — подготовка броска (затяг с подъёмом)
Цури-госи — «поясница с зацеплением» - бросок через бедро с захватом пояса (его разновидность – оби-госи)
Цури-коми – передвижение
Цури-коми-госи — «поясница с подцеплением» - бросок через бедро с захватом рукава и отворота
Цуритэ – захват, который атакующий (тори) берёт на туловище соперника (укэ)
Эби-гарами — удушающий в стойке, обхватывая плечо сверху
Эби-дзимэ – удушающий с захватом отворота и ноги
Эндза – свободная посадка со скрещенными ногами
Эри — ворот
Эри-дзимэ — удушающий из стойки
Эри-сэои-нагэ – бросок через плечо с захватом рукава и одноимённого отворота кимоно партнёра
Юданса – человек, имеющий ранг чёрного пояса
Юко - почти вадзаари
Юсэй гати – команда рефери, означающая победу ввиду явного превосходства
Якусоку-гэико – свободные или оговоренные упражнения
Яма-араси — «горная буря» - подхват с захватом одной руки (бросок через спину с захватом одноимённого (с односторонним захватом) отворота с подсадом голенью снаружи)
Литература:
1. Белявский Г.А., Давидович В.А., Громыко Д.С. «Гибкий путь» (основы дзюдо) программа факультативных занятий V-XI классов общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. –Мн., 2009.
2. Грищенков В.Н. Практическое применение разделов спортивной классификации в дзюдо Республики Беларусь: Методическое пособие. - Мн., 2008.
3. Физическая культура и здоровье. I-XI классы. Учебная программа для общеобразовательных школ. - Мн., НИО, 2009.
4. Туманян Г.С., Свищев И.Д. Программа по дзюдо для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М., 1977.
5. Грищенков В.Н., Рукавицын Д.Б. Дзюдо. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – Мн., НИИ ФК и С РБ, 2005.
6. Вахун М., Дзюдо. Основы тренировки. - Мн., 1983.
7. Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами. Мн., Полымя,1983.
8. Дахновский В.С., Рукавицин Б.Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. Мн., Полымя, 1989.
9. Письменский А.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняя подготовка дзюдоистов. М.: ФИС, 1982.
10. Эссинк Х. Дзюдо. М.: ФИС, 1974.