Произношение звонких и глухих согласных

В речевом потоке согласные звуки современного рус­ского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изме­няются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

1. Оглушение звонких согласных на конце слова. Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме й, р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв — [клуп], [нраф], [рок], [лош], вя[с], ля[ск], и[сп], тре[сф].

2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости внутри слова, звонкие перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими — озвончаются: трубка, низко, просьба ,к жене; тру[п]ка, ни[ск]о, про[з']ба, [г-ж]ене.

Произношение твердых и мягких согласных

В положении перед согласными твердость и мягкость согласных зависит от твердости и мягкости последующего со­гласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обоз­начается.

Согласные [з], [с], [н] перед мягкими произносятся мягко: грусть [грус'т']; кантик, [кан'т'ик]; бездельник бе[з'д']ельник.

Оглушениезвонких на конце слова и перед глухими: дуб [дуп], лавка [лафка]. Озвончениеглухих перед звонкими: сбить [зб’ит’]. Смягчение твердого перед мягким (непоследовательный процесс): месть [мес’т’], рыбья [рыб’j’а]. Отвердение мягкого перед твердым (непоследовательный процесс): слесарь– слесарный.

Произношение сочетаний согласных

Сочетания сж — зж, сш — зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный [¯ж], [¯ш] сжал, без жира, сшил, без шины [¯жал], бе[¯ж]ира,[ ¯ш]ил, бе[ ¯ш]ины.

2. Сочетания сч, зч, жч произносятся как долгий мягкий [щ] : переписчик [-щ'ик], за­казчик [-щ'ик].

3. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двой­ной мягкий [ч']: летчик лё[¯ч'ик], молодчик моло[¯ч'ик].

5. Сочетание тс, дс произносится как двойной твердый [ц]: гордится горди[ц]а; братский бра[ц]кий, заводской заво[ц]кой.

6. Сочетания тц, дц произ­носятся как двойной [ц]: братца бра[ц]а, подцепить по[¯ц]епить.

Непроизносимые согласные

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утра­чивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называе­мые непроизносимые согласные. К числу непроизноси­мых согласных относятся:

1) т—в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), стл (счаст­ливый), нтск — ндск (ср.: гигантский — интриганский, голланд­ский— хулиганский), стек (ср.: марксистский и тунисский);

2) д — в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в —в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);

4) л —в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце),

Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

В русских словах сочетания двух одинаковых соглас­ных обычно произносятся как 1 двойной: ва[¯н]а, ма[¯с]а, гру[¯п]а.

Несоответствие количества букв количеству звуков в слове может быть вызвано следующими причинами:

Буквы Ъ, Ь звука не обозначают: ель[j’эл’].

Буквы Е, Ё, Ю, Я на конце слова, после гласных и Ь,Ъ обозначают 2 звука: ель[j’эл’], в остальных случаях они обозначают мягкость предыдущего согласного и соответствующий гласный звук (а,о,э,у): пел[п’эл].

Выпадение звука: солнце [сонцэ].

Несколько букв обозначают один звук: счастье[щас’т’j’э], учится [уч’ица), сжал[жал].

Стяжение двух одинаковых согласных в один долгий: рассвет [расвет].

Основной закон слогораздела

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что в слоге звуки располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Это значит, что приделении на слоги граница будет проходить после самого звучного – гласного: во-да, ло-дка, ма-сло.

Отклонение от этой закономерности наблюдается только тогда, когда на конце слога оказывается Р,Л,Н,М,Й, но и в этом случае закон возрастающей звучности действует, т.к. далее следует звук меньшей звучности: бан-ка, пой-те.

На стыке одинаковых букв слогораздел осуществляется следующим образом: одессит [о-де-сит], расстаться [ра-ста -ца], искусство [и-ску-ство].

Таким, образом, большинство слогов в русском языке – открытые, т.е. оканчивающиеся на гласный. Закрытые (оканчивающиеся на согласный) встречаются в следующих случаях:

1) при сочетании сонорного(р,л,м,н, й) с любым другим согласным: лам-па, шай-ка,;

2) при сочетании двух сонорных: вой-на.

Правила переноса слов

1. Слова переносятся по слогам: во-да

2. Одна буква не переносится и не оставляется на строке: де-ре-вья.

3. Ъ,Ь,Й не переносятся на следующую строку: подъ-езд.

4. Если в слове 2 одинаковые буквы, то одна оставляется на строке, а другая переносится: ван-на.

Ударение

Словесное ударение – выделение при произношении одного из слогов. Это один из основных признаков самостоятельного слова. Служебные слова, как правило, не имеют ударения: под горой [под-го-ро′й] .

Ударение в русском языке разноместное, т.е. может падать на любой слог (вы′ход, выхо′дит, выходи′ть). Разноместность ударения позволяет различать слова и формы слов(о′рган-орга′н, мо′ю-мою′).

Подвижность ударения, т.е. свойство переходить с одной части слова на другую(го′род - города′, ку′пите - купи′те).

Некоторые слова имеют еще добавочное ударение. Это обычно сложные, сложносокращенные слова, и слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др.(самолё′тострое′ние, по′слеоктя′рьский).

Фразовое ударение – выделение наиболее важного слова в пределах фразы.

Тактовое ударение – выделение голосом наиболее значимого слова в пределах такта: Брожу ли я / вдоль улиц шумных…

Наши рекомендации