Зарубежный опыт социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями
Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод, рекомендации /М-во труда и соц. развития РФ; Рос. ин-т культурологии М-ва культуры РФ; Под общ.ред. В.И.Ломакина и др. — М., 2002. — 144 с
ISBN 5-93719-031-9
В методических рекомендациях освещаются роль и возможности культуры в общей системе комплексной реабилитации инвалидов и впервые излагаются организационно-методические основы использования ее средств в рамках единого инструментария — индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида. Методические рекомендации основаны на результатах изучения зарубежного и отечественного опыта социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, анализа нормативных правовых документов всех уровней — международного, федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. В рекомендациях использованы отдельные результаты научно-практической работы, выполняемой в рамках московской городской комплексной программы реабилитации инвалидов, применимые при формировании системы социокультурной реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации.
Предлагаемые подходы относятся к взрослым инвалидам и не затрагивают проблем реабилитации детей-инвалидов, психофизиологическое развитие которых обладает существенными возрастными особенностями.
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов социальной защиты населения и культуры, подведомственных им учреждений, осуществляющих реализацию ИПР в части социокультурной реабилитации, а также учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы.
УДК 36:37
ББК 65.9(27):71
Работа выполнена Российским институтом культурологии Министерства культуры РФ по заказу Министерства труда и социального развития РФ в рамках Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы».
Российский институт культурологии, 2002.
Коллектив авторов, 2002.
Содержание
Введение
1. Зарубежный опыт социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями
2. Теоретические и методологические основы социокультурной реабилитации инвалидов
3. Правовые и организационные аспекты социокультурной реабилитации инвалидов
4. Методика и алгоритм формирования и реализации
индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалида
5. Технологии социокультурной реабилитации инвалидов: концептуальные основы
6. Содержание и методики социокультурной реабилитации инвалидов
Заключение
Приложения:
1. Перечень основных международных и федеральных нормативно-правовых актов по проблемам инвалидности и инвалидов в области социальной реабилитации
2. Организационно-функциональная модель социокультурной реабилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации
Введение
В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе всфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. По данным различных исследователей большая часть этих граждан относится к наименее обеспеченным слоям населения. Низким на протяжении ряда лет, — особенно в последние годы, — остается показатель их трудовой и иной социальной активности.
Положительное направление развития указанных явлений возможно только при условии оказания инвалидам целенаправленной помощи, ориентированной, в частности, на самоопределение и самореализацию их личности. Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлены устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 % населения. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и её отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности. По состоянию на начало 2001 года общее число инвалидов в стране достигло 10,7 миллионов человек. Ежегодно более одного миллиона граждан впервые признаются инвалидами, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста. Неуклонно увеличивается число детей-инвалидов. Для этой многочисленной группы людей, в большей или меньшей степени ограниченных в своих связях и взаимодействиях с обществом, сталкивающихся со значительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство, особо сложными и болезненными становятся периоды социальных трансформаций, подобные нынешнему этапу развития российского общества.
Инвалиды относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Результаты исследований, проведенных бывшим Центральным НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ныне — Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов), свидетельствуют, что более трети всех инвалидов желали бы заниматься организованной культурной деятельностью: среди инвалидов до 30 лет этот показатель достигает 70 процентов, а в пожилом возрасте такой интерес выражает каждый четвертый.
Отечественный и зарубежный опыт решения средствами культуры и искусства проблем социальной адаптации и социокультурной реабилитации инвалидов (далее — СКРИ) свидетельствует о высокой эффективности соответствующих программ и технологий, об их возможностях обеспечения интеграции инвалидов в социальную и культурную жизнь.
Необходимым условием социокультурной реабилитации инвалидов является разработка специализированной социокультурной политики в отношении инвалидов, учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной общественной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как научная обоснованность, системность подхода при выявлении и постановке проблем, учет характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов, регионализация, иерархичность и координирован-ность субъектов организационной деятельности, опора на правовые основания, технологичность подходов и решений. В 1995 году Министерство социальной защиты населения Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации признали необходимым совместно создать комплексную систему реабилитации инвалидов с использованием средств культуры и искусства, обеспечить разработку соответствующих социокультурных технологий, одобрили концепцию социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации, подготовленную Российским институтом культурологии.
Принятый в том же году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал серьезным стимулом к формированию в стране принципиально новой системы реабилитации инвалидов. Повсеместно создана Государственная служба медико-социальной экспертизы, в региональных целевых программах развития социальной сферы предусматриваются конкретные реабилитационные мероприятия, принимаются региональные законы о социальной защите инвалидов и обеспечении беспрепятственного доступа их к объектам социальной инфраструктуры. Накапливается опыт взаимодействия различных ведомств, учреждений и общественных объединений инвалидов при координирующей роли органов социальной защиты населения.
В рамках Государственной службы реабилитации инвалидов (далее — ГСРИ) в качестве одного из направлений социальной реабилитации начинается формирование системы социокультурной реабилитации инвалидов. В ряде субъектов Федерации начали создаваться реабилитационные центры и реабилитационные отделения в составе центров социального обслуживания (Московский центр реабилитации инвалидов, Пензенский областной центр молодых инвалидов, Новосибирский областной центр социокультурной реабилитации инвалидов и др.). Однако во многих регионах страны подобные учреждения отсутствуют.
Значительный опыт работы с инвалидами накоплен в библиотеках системы Минкультуры России, особенно ориентированных на обслуживание слепых и слабовидящих. Все активнее подключаются к обслуживанию инвалидов и массовые публичные библиотеки: при них возникают клубы по интересам, развиваются разнообразные формы досуговой деятельности и общения. На основе библиотек нередко возникают учреждения новых типов.
Так, Информационно-ресурсный реабилитационный центр, созданный на базе Новосибирской областной библиотеки для незрячих и слабовидящих и имеющий деловые контакты с многими отечественными и зарубежными информационными центрами и фирмами, способствует повышению эффективности деятельности реабилитационных учреждений Сибири и Дальнего Востока. Другим примером может служить Красноярская краевая специальная библиотека — центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, которая, объединившись с Домом культуры, стала организационно-методическим центром реабилитации инвалидов по зрению, краевым центром информации, образования, общения и досуга. К числу подобных учреждений можно отнести и Государственный Дом культуры для инвалидов «Надежда» (Москва), в студиях, кружках, творческих мастерских которого, бок о бок со здоровыми, занимаются сотни лиц с ограниченными возможностями.
В последние годы усиливается внимание к инвалидам со стороны многих музеев страны. В Этнографическом музее народов Забайкалья (Улан-Удэ) работа с инвалидами проводится совместно с обществами инвалидов и администрацией города. В этом музее, как и в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), музейные работники проходят специальную подготовку для работы с этой категорией экскурсантов. В ряде московских музеев разработаны и используются технологии социокультурной реабилитации (Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Политехнический музей, Музей Н. Островского гуманитарного центра «Преодоление» и др.).
В Городской целевой комплексной программе «Культура Москвы (2002-2004)» предусмотрены мероприятия по обеспечению внедрения в практику работы учреждений культуры различных моделей социокультурной реабилитации инвалидов, необходимому укреплению их материально-технической базы, организации соответствующего обучения специалистов этих учреждений, подготовки и изданию методических пособий для специализированных учреждений, осуществляющих социокультурную реабилитацию инвалидов. Планируется ежегодное проведение фестивалей творчества инвалидов, конкурсов и выставок художественного творчества инвалидов и детей-инвалидов.
Разрабатывая новые социокультурные технологии, способствующие ускорению социальной адаптации слабо защищенных слоев населения, включая инвалидов, специфическими средствами культуры иискусства, Минкультуры России приступило к созданию опорной сети новых учреждений культуры с использованием мобильных комплексов — клубов на базе микроавтобуса типа «Газель». Оснащенные самым современным оборудованием, начиная от компьютера до музыкального центра, фильмотеки и фонотеки, такие учреждения созданы и успешно действуют в ряде республик и областей Российской Федерации. Опыт показал высокую социальную эффективность использования этих мобильных учреждений в обслуживании сельских населенных пунктов.
В начале 90-х годов в стране возникло фестивальное движение инвалидов. Во Всероссийских фестивалях творчества инвалидов, ныне традиционно включаемых в федеральные и региональные целевые программы, участвуют представители множества городов и сельских районов России, где активно действуют общественные объединения инвалидов, слепых и глухих. Опираясь на поддержку органов власти, учреждений социальной сферы и сферы культуры (прежде всего, домов народного творчества системы Минкультуры России), организации инвалидов привлекают к участию в мероприятиях фестивалей сотни и тысячи лиц с ограниченными возможностями, формируют позитивное общественное мнение вокруг граждан с особенностями развития, что способствует их социальной адаптации и интеграции в общество, стимулирует гуманизацию российского общества в целом.
В 1962 году в Москве был создан первый профессиональный Театр мимики и жеста. Это явилось новым шагом в развитии культуры глухих людей, не только в нашей стране, но и за рубежом. Примечательным явлением последних лет стало возникновение так называемых «особых» театров — коллективов с участием слабослышащих и слабовидящих, подростков и молодых людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с проблемами умственного развития, с соматическими, в том числе наследственными заболеваниями. Их жанровая направленность разнообразна — это театры музыкальные, драматические, литературные, жестовой песни, эстрады, пантомимы, фольклорного, циркового, кукольного искусства. Не имея зачастую юридического статуса, собственных помещений и информационной поддержки, эти театры живут и действуют (в России их уже более 70), опираясь на самоотверженность своих «учредителей» (родителей и близких), на помощь местных органов власти, спонсоров и благотворительных организаций.
Эффективным направлением работы с инвалидами становятся социальные проекты общественных организаций инвалидов, осуществляемые в рамках соответствующих программ совместно с государственными структурами. Бурное развитие в России организованного движения инвалидов в последние полтора десятилетия способствовало освоению широкого арсенала форм и механизмов развития и реализации личностного потенциала инвалидов, их реабилитация средствами культуры, налаживанию плодотворного сотрудничества органов социальной защиты населения, культуры и общественных организаций инвалидов.
В Ярославской области, например, при активном участии инвалидов создан и успешно работает областной Центр творческой реабилитации инвалидов. Во Владимирской области музеи проводят дни открытых две-рей для инвалидов, а каждое муниципальное образование совместно с организациями инвалидов разрабатывает мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. В городе Великий Новгород принята долгосрочная программа, цель которой сделать его первым в России городом, доступным для передвижения на инвалидных колясках.
В общеобразовательных школах ряда областей проводятся занятия, направленные на воспитание гуманного отношения к инвалидам. Региональный общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр» (Санкт-Петербург), сотрудничая с Александра-Невской Лаврой и Коневским Рождество-Богородичным монастырем, за последние семь лет обеспечил профессиональное обучение и способствовал трудоустройству более 2000 человек, большинство из которых — инвалиды. В специально оборудованных мастерских они овладевали навыками самообслуживания, обучались народным ремеслам, занимались художественной деятельностью, адаптировались к условиям самостоятельной жизни.
К началу 2002 года Государственная служба реабилитации инвалидов создана в одной четверти субъектов Российской Федерации. При этом органы и учреждения культуры включены в состав указанной службы только в половине этих регионов. В их числе — республики Северная Осетия (Алания) и Башкортостан, Ленинградская, Московская, Новосибирская области, город Москва и некоторые другие субъекты РФ. В этих регионах учреждения культуры активно привлекаются к проведению акций с участием инвалидов — фестивалей, праздников, памятных встреч, но в полной мере еще не стали частью комплексной системы реабилитации инвалидов.
Существенно, что за последнее десятилетие количество специализированных учреждений культуры для инвалидов по зрению в системе Всероссийского общества слепых по причинам экономического характе-pa сократилось в 1,46 раза, а в системе Всероссийского общества глухих — в 1,6 раза. Аналогичные процессы идут и в государственной сети культурно-досуговых и просветительных учреждений (Домов культуры, клубов, библиотек) общего назначения.
Следует отметить, что в России средства культуры стали использоваться в работе с инвалидами с начала 70-х годов прошлого века, однако формы и методы работы разрабатывались, в основном, специалистами-практиками, делавшими акцент на досуговом эффекте такой работы без учета её реабилитационного воздействия. В результате сложилась ситуация, когда при множестве используемых на практике технологий реабилитации научное обоснование их эффективности практически не было обеспечено. В настоящее время стала очевидной необходимость ресурсного обеспечения такой деятельности в аспекте её применения в социокультурной реабилитации.
Такое положение дел отчасти обусловлено отсутствием какой-либо регламентации роли и задач учреждений культуры в сфере реабилитации инвалидов, отсутствием системы подготовки соответствующих специалистов. В результате значительный потенциал созданной в стране обширной сети учреждений культуры целом слабо используется в целях ускорения социализации лиц с ограниченными возможностями и практически еще не включен в создаваемую систему комплексной реабилитации инвалидов.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Культурная политика в развитых странах ориентирована на обеспечение всем гражданам доступа к основным культурным ценностям и занятиям культурно-творческой деятельностью. Такой подход базируется на принципе «заботясь о каждом, общество заботится и о себе самом». Это предполагает, что в ходе приобщения граждан к культурным ценностям, к культурно-творческой деятельности повышается их духовность, культурный уровень, ускоряются процессы социализации личности и вхождения индивида в социум путем усвоения общечеловеческих ценностей и социальных норм.
В практике социокультурной деятельности за рубежом широкое применение нашла культурно-досуговая работа с инвалидами в специальных медицинских и социальных учреждениях: школах, детских домах, больницах, спецлечебницах, домах для престарелых, агенствах по трудоустройству, общинах инвалидов и других.
В нормативно-правовых документах многих стран предусмотрен минимум ценностей культуры, необходимых для нормальной жизнедеятельности, которым обеспечен практически каждый гражданин страны. На муниципальном уровне большинство услуг в сфере культуры гражданин получает бесплатно или за символическую цену. Инвалиды относятся к категориям населения, пользующимся особым вниманием государственных и общественных учреждений и организаций, в том числе в вопросах социокультурной деятельности, включая организацию досуга. Реализация социокультурной реабилитации инвалидов осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
Социокультурная деятельность библиотек с лицами с ограниченными возможностями направлена на содействие их самостоятельному интеллектуальному совершенствованию, обеспечению доступа этих людей к информации. Права инвалидов на равный и свободный доступ к информации получили отражение во многих международных документах. В Манифесте ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994) провозглашено, что «обслуживание в публичной библиотеке представляется на основе равного доступа для всех... Особые виды услуг или материалов должны предоставляться тем потребителям, которые по какой-либо причине не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например, инвалидам...» Идеи равного и свободного доступа к информации, общедоступности библиотечного обслуживания признаны большим числом государств, в том числе Россией.
В последние годы получило признание и широкое распространение интегрированное библиотечное обслуживание, которое основано на участии широкого круга библиотек, как специализированных, так и общего профиля, в том числе публичных, в информационном обеспечении инвалидов. В этот процесс обслуживания включаются библиотеки общеобразовательных школ, колледжей, университетов, национальные и парламентские библиотеки и др. Инвалиды, в том числе незрячие, могут не только пользоваться услугами различных библиотек, например, получать книги по почте, но и посещать абонемент библиотеки или брать материалы на специальных носителях в учебных библиотеках. Это позволяет учащимся инвалидам быстрее адаптироваться в студенческой среде. Эпохальным стало внедрение в библиотечное обслуживание слепых «говорящих» книг-фонограмм, представляющих аналог соответствующих печатных изданий.
Для обеспечения специальной литературой слепых в издательском деле развито специальное направление — выпуск специальной рельефно-точечной литературы, ориентированной на лиц с нарушением зрения. Например, в США ежегодно выходит свыше 200 названий книг рельефно-точечного шрифта, в Швеции — 400-500.
Обеспечению достаточно высокого уровня обслуживания инвалидов в библиотеках служат получившие распространение в развитых зарубежных странах национальные стандарты и руководства по библиотечному обслуживанию лиц с ограниченными возможностями. Так, в США для библиотек разработаны документы, известные как стандарты библиотечного обслуживания слепых и лиц с другими физическими недостатками, в Великобритании — руководство по обслуживанию людей с нарушенным зрением (для публичных библиотек), в Канаде организацию библиотечного обслуживания инвалидов регламентируют стандарты — «Библиотеки для всех. Руководство по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов» (1989) и «Справочник по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов».
За рубежом имеется успешный опыт реализации государственных и региональных программ, направленных на всемерный охват библиотечным обслуживанием инвалидов, разграничены полномочия ответственных за это дело структур. В США ответственность за библиотечное обслуживание слепых и других инвалидов разделяется на три уровня — федеральный, штатов и местный. Библиотека Конгресса обеспечивает региональные и субрегиональные библиотеки рельефными и «говорящими» книгами. В свою очередь они предоставляют небольшие комплекты книг и звуковоспроизводящего оборудования учреждениям, которые имеют среди своих подопечных нуждающихся в специальном обслуживании (частные лечебницы, центры для выздоравливающих, госпитали и публичные библиотеки).
Социокультурная деятельность библиотек с лицами с ограниченными возможностями способствует как их информационному обеспечению, так и организации их досуга. На базе многих библиотек ведется активная кружковая и клубная работа по интересам.
Всё большее признание получает использование в интересах инвалидов виртуальных информационных пространств. Современные мультимедийные средства и программные продукты их поддерживающие, специальные технические и аппаратные устройства, изменения в организации социокультурной деятельности позволяют создать принципиально новую безбарьерную социокультурную среду для людей с ограниченными возможностями. Применение современных мультимедийных средств позволяет проводить трансформацию любого вида информации (устная речь, рукописный материал и пр.) в компьютерный файл с его дальнейшим редактированием. Наличие современной записывающей техники и средств телекоммуникаций (CD-рекордер, кинокамера, сканер и т.д.) позволяют создавать электронную библиотеку различных материалов с возможностью передачи информации практически на любые расстояния.
В этом аспекте в западных странах прочно в обиход вошел Интернет. С помощью данной системы возможно получение не только разнообразной обучающей, познавательной, развлекательной и прочей информации, но и прослушивание музыки, просмотр фильмов, концертов, изучение иностранных языков и прочее.
Социокультурная деятельность с использованием рекреационных зон.
Во многих странах имеются программы рекреационно-оздоровительных курсов для людей с ограниченной двигательной активностью и иных инвалидов. Клубы, парки, кинотеатры и другие досуговые учреждения создают инвалидам необходимые условия для реализации досуговой активности по интересам.
В штате Огайо (США) в рекреационном комплексе «Кеттеринг рекриэйшн» действует специальная программа развития творческих способностей инвалидов, которая включает проведение художественных выставок, организацию фестивалей искусств, другие культурно-образовательные мероприятия.
Широкое распространение получила иппотерапия (езда на лошадях), официально признанная в качестве действенного метода оздоровления и реабилитации инвалидов.
С целью облегчения доступа и увеличения потребности в культурно-досуговой активности в рекреационной сфере для инвалидов используются виртуальные технологии. Так, в городе Вирджиния-Бич (США) создан летний компьютерный лагерь для инвалидов.
В последнее время наблюдается интерес к более широкому участию инвалидов в досуговой деятельности, рассчитанной на физически здоровых людей. Это обеспечивается специальными интегрированными рекреационными программами.