Зарубежный опыт социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями

Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод, рекомендации /М-во труда и соц. развития РФ; Рос. ин-т культурологии М-ва культуры РФ; Под общ.ред. В.И.Ломакина и др. — М., 2002. — 144 с

ISBN 5-93719-031-9

В методических рекомендациях освещаются роль и возможности культуры в общей системе комплексной реабилитации инвалидов и впервые излагаются организационно-методические основы использования ее средств в рамках единого инструментария — индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида. Методические рекомендации основаны на результатах изучения зарубежного и отечественного опыта социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, анализа нормативных правовых документов всех уровней — международного, федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. В рекомендациях использованы отдельные результаты научно-практической работы, выполняемой в рамках московской городской комплексной программы реабилитации инвалидов, применимые при формировании системы социокультурной реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации.

Предлагаемые подходы относятся к взрослым инвалидам и не затрагивают проблем реабилитации детей-инвалидов, психофизиологическое развитие которых обладает существенными возрастными особенностями.

Методические рекомендации предназначены для специалистов органов социальной защиты населения и культуры, подведомственных им учреждений, осуществляющих реализацию ИПР в части социокультурной реабилитации, а также учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы.

УДК 36:37

ББК 65.9(27):71

Работа выполнена Российским институтом культурологии Министерства культуры РФ по заказу Министерства труда и социального развития РФ в рамках Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы».

зарубежный опыт социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями - student2.ru Российский институт культурологии, 2002.

Коллектив авторов, 2002.

Содержание

Введение

1. Зарубежный опыт социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями

2. Теоретические и методологические основы социокультурной реабилитации инвалидов

3. Правовые и организационные аспекты социокультурной реабилитации инвалидов

4. Методика и алгоритм формирования и реализации
индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалида

5. Технологии социокультурной реабилитации инвалидов: концептуальные основы

6. Содержание и методики социокультурной реабилитации инвалидов

Заключение

Приложения:

1. Перечень основных международных и федеральных нормативно-правовых актов по проблемам инвалидности и инвалидов в области социальной реабилитации

2. Организационно-функциональная модель социокультурной реабилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации

Введение

В современных условиях России, когда политическая, экономичес­кая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвали­дов становится одним из приоритетных направлений социальной по­литики государства. Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.

Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства ин­валидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе всфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвали­дов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профес­сиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. По данным различных исследователей большая часть этих граждан относит­ся к наименее обеспеченным слоям населения. Низким на протяжении ряда лет, — особенно в последние годы, — остается показатель их тру­довой и иной социальной активности.

Положительное направление развития указанных явлений воз­можно только при условии оказания инвалидам целенаправленной помощи, ориентированной, в частности, на самоопределение и само­реализацию их личности. Масштабность проблем инвалидов и необ­ходимость их приоритетного решения обусловлены устойчивой тен­денцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 % населе­ния. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относитель­ного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и её отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности. По состоянию на начало 2001 года общее число инвалидов в стране достигло 10,7 миллионов человек. Ежегодно более одного миллиона граждан впервые признаются инвалидами, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста. Не­уклонно увеличивается число детей-инвалидов. Для этой многочислен­ной группы людей, в большей или меньшей степени ограниченных в своих связях и взаимодействиях с обществом, сталкивающихся со зна­чительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство, особо сложными и болезненными становятся периоды социальных трансформаций, подобные нынешнему этапу развития рос­сийского общества.

Инвалиды относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учрежде­ний, в том числе в решении вопросов досуга. Результаты исследований, проведенных бывшим Центральным НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ныне — Федеральный научно-практичес­кий центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов), свидетельствуют, что более трети всех инвалидов желали бы заниматься организованной культурной деятельностью: среди инвалидов до 30 лет этот показатель достигает 70 процентов, а в пожилом возрасте такой ин­терес выражает каждый четвертый.

Отечественный и зарубежный опыт решения средствами культуры и искусства проблем социальной адаптации и социокультурной реабили­тации инвалидов (далее — СКРИ) свидетельствует о высокой эффектив­ности соответствующих программ и технологий, об их возможностях обес­печения интеграции инвалидов в социальную и культурную жизнь.

Необходимым условием социокультурной реабилитации инвалидов является разработка специализированной социокультурной политики в отношении инвалидов, учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной обще­ственной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как науч­ная обоснованность, системность подхода при выявлении и постановке проблем, учет характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов, регионализация, иерархичность и координирован-ность субъектов организационной деятельности, опора на правовые основания, технологичность подходов и решений. В 1995 году Министерство социальной защиты населения Рос­сийской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации признали необходимым совместно создать комплексную систему реаби­литации инвалидов с использованием средств культуры и искусства, обеспечить разработку соответствующих социокультурных технологий, одобрили концепцию социокультурной политики в отношении инвали­дов в Российской Федерации, подготовленную Российским институтом культурологии.

Принятый в том же году Федеральный закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» стал серьезным стимулом к формированию в стране принципиально новой системы реабилитации инвалидов. Повсеместно создана Государственная служба медико-социальной экспертизы, в региональных целевых программах развития социальной сферы предусматриваются конкретные реабилитационные мероприятия, принимаются региональные законы о социальной защите инвалидов и обеспечении беспрепятственного доступа их к объектам со­циальной инфраструктуры. Накапливается опыт взаимодействия различ­ных ведомств, учреждений и общественных объединений инвалидов при координирующей роли органов социальной защиты населения.

В рамках Государственной службы реабилитации инвалидов (да­лее — ГСРИ) в качестве одного из направлений социальной реабилита­ции начинается формирование системы социокультурной реабилитации инвалидов. В ряде субъектов Федерации начали создаваться реабили­тационные центры и реабилитационные отделения в составе центров со­циального обслуживания (Московский центр реабилитации инвалидов, Пензенский областной центр молодых инвалидов, Новосибирский област­ной центр социокультурной реабилитации инвалидов и др.). Однако во многих регионах страны подобные учреждения отсутствуют.

Значительный опыт работы с инвалидами накоплен в библиотеках системы Минкультуры России, особенно ориентированных на обслу­живание слепых и слабовидящих. Все активнее подключаются к об­служиванию инвалидов и массовые публичные библиотеки: при них возникают клубы по интересам, развиваются разнообразные формы досуговой деятельности и общения. На основе библиотек нередко возникают учреждения новых типов.

Так, Информационно-ресурсный реабилитационный центр, созданный на базе Новосибирской област­ной библиотеки для незрячих и слабовидящих и имеющий деловые кон­такты с многими отечественными и зарубежными информационными центрами и фирмами, способствует повышению эффективности деятель­ности реабилитационных учреждений Сибири и Дальнего Востока. Дру­гим примером может служить Красноярская краевая специальная биб­лиотека — центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, которая, объединившись с Домом культуры, стала организационно-методическим центром реабилитации инвалидов по зрению, краевым центром информации, образования, общения и досуга. К числу подобных учреждений можно отнести и Государственный Дом культуры для инва­лидов «Надежда» (Москва), в студиях, кружках, творческих мастерских которого, бок о бок со здоровыми, занимаются сотни лиц с ограничен­ными возможностями.

В последние годы усиливается внимание к инвалидам со стороны многих музеев страны. В Этнографическом музее народов Забайкалья (Улан-Удэ) работа с инвалидами проводится совместно с обществами инвалидов и администрацией города. В этом музее, как и в Государствен­ном Эрмитаже (Санкт-Петербург), музейные работники проходят специ­альную подготовку для работы с этой категорией экскурсантов. В ряде московских музеев разработаны и используются технологии социокуль­турной реабилитации (Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Политехнический музей, Музей Н. Островского гуманитарного центра «Преодоление» и др.).

В Городской целевой комплексной программе «Культура Москвы (2002-2004)» предусмотрены мероприятия по обеспечению внедрения в практику работы учреждений культуры различных моделей социокуль­турной реабилитации инвалидов, необходимому укреплению их матери­ально-технической базы, организации соответствующего обучения спе­циалистов этих учреждений, подготовки и изданию методических посо­бий для специализированных учреждений, осуществляющих социокуль­турную реабилитацию инвалидов. Планируется ежегодное проведение фестивалей творчества инвалидов, конкурсов и выставок художествен­ного творчества инвалидов и детей-инвалидов.

Разрабатывая новые социокультурные технологии, способствую­щие ускорению социальной адаптации слабо защищенных слоев на­селения, включая инвалидов, специфическими средствами культуры иискусства, Минкультуры России приступило к созданию опорной сети но­вых учреждений культуры с использованием мобильных комплексов — клубов на базе микроавтобуса типа «Газель». Оснащенные самым со­временным оборудованием, начиная от компьютера до музыкального центра, фильмотеки и фонотеки, такие учреждения созданы и успешно действуют в ряде республик и областей Российской Федерации. Опыт показал высокую социальную эффективность использования этих мобиль­ных учреждений в обслуживании сельских населенных пунктов.

В начале 90-х годов в стране возникло фестивальное движение инвалидов. Во Всероссийских фестивалях творчества инвалидов, ныне традиционно включаемых в федеральные и региональные целевые программы, участвуют представители множества городов и сельских районов России, где активно действуют общественные объединения инвалидов, слепых и глухих. Опираясь на поддержку органов власти, учреждений социальной сферы и сферы культуры (прежде всего, домов народного творчества системы Минкультуры России), организации инва­лидов привлекают к участию в мероприятиях фестивалей сотни и тысячи лиц с ограниченными возможностями, формируют позитивное обще­ственное мнение вокруг граждан с особенностями развития, что способ­ствует их социальной адаптации и интеграции в общество, стимулирует гуманизацию российского общества в целом.

В 1962 году в Москве был создан первый профессиональный Те­атр мимики и жеста. Это явилось новым шагом в развитии культуры глу­хих людей, не только в нашей стране, но и за рубежом. Примечательным явлением последних лет стало возникновение так называемых «особых» театров — коллективов с участием слабослышащих и слабовидящих, подростков и молодых людей с нарушением опорно-двигательного ап­парата, с проблемами умственного развития, с соматическими, в том числе наследственными заболеваниями. Их жанровая направленность разнообразна — это театры музыкальные, драматические, литератур­ные, жестовой песни, эстрады, пантомимы, фольклорного, циркового, кукольного искусства. Не имея зачастую юридического статуса, собствен­ных помещений и информационной поддержки, эти театры живут и дей­ствуют (в России их уже более 70), опираясь на самоотверженность сво­их «учредителей» (родителей и близких), на помощь местных органов власти, спонсоров и благотворительных организаций.

Эффективным направлением работы с инвалидами становятся соци­альные проекты общественных организаций инвалидов, осуществляемые в рамках соответствующих программ совместно с государственными структурами. Бурное развитие в России организованного движения инвали­дов в последние полтора десятилетия способствовало освоению широ­кого арсенала форм и механизмов развития и реализации личностного потенциала инвалидов, их реабилитация средствами культуры, налажи­ванию плодотворного сотрудничества органов социальной защиты насе­ления, культуры и общественных организаций инвалидов.

В Ярославской области, например, при активном участии инвалидов создан и успешно работает областной Центр творческой реабилитации инвалидов. Во Владимирской области музеи проводят дни открытых две-рей для инвалидов, а каждое муниципальное образование совместно с организациями инвалидов разрабатывает мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам соци­альной инфраструктуры. В городе Великий Новгород принята долго­срочная программа, цель которой сделать его первым в России городом, доступным для передвижения на инвалидных колясках.

В общеобразовательных школах ряда областей проводятся занятия, направленные на воспитание гуманного отношения к инвалидам. Регио­нальный общественный благотворительный фонд социальной реабили­тации и помощи инвалидам «Кедр» (Санкт-Петербург), сотрудничая с Александра-Невской Лаврой и Коневским Рождество-Богородичным мо­настырем, за последние семь лет обеспечил профессиональное обуче­ние и способствовал трудоустройству более 2000 человек, большинство из которых — инвалиды. В специально оборудованных мастерских они овладевали навыками самообслуживания, обучались народным ремеслам, занимались художественной деятельностью, адаптировались к условиям самостоятельной жизни.

К началу 2002 года Государственная служба реабилитации инва­лидов создана в одной четверти субъектов Российской Федерации. При этом органы и учреждения культуры включены в состав указанной службы только в половине этих регионов. В их числе — республики Се­верная Осетия (Алания) и Башкортостан, Ленинградская, Московская, Новосибирская области, город Москва и некоторые другие субъекты РФ. В этих регионах учреждения культуры активно привлекаются к проведению акций с участием инвалидов — фестивалей, праздников, памятных встреч, но в полной мере еще не стали частью комплексной системы реабилитации инвалидов.

Существенно, что за последнее десятилетие количество специали­зированных учреждений культуры для инвалидов по зрению в системе Всероссийского общества слепых по причинам экономического характе-pa сократилось в 1,46 раза, а в системе Всероссийского общества глу­хих — в 1,6 раза. Аналогичные процессы идут и в государственной се­ти культурно-досуговых и просветительных учреждений (Домов культу­ры, клубов, библиотек) общего назначения.

Следует отметить, что в России средства культуры стали использоваться в работе с инвалидами с начала 70-х годов прошлого века, однако формы и методы работы разрабатывались, в основном, специалистами-практиками, делавшими акцент на досуговом эффекте такой работы без учета её реабилитационного воздействия. В результате сложилась ситуация, когда при множестве используемых на практике технологий реабилитации научное обоснование их эффективности практически не было обеспечено. В настоящее время стала очевидной необходимость ресурсного обеспечения такой деятельности в аспекте её применения в социокультурной реабилитации.

Такое положение дел отчасти обусловлено отсутствием какой-либо регламентации роли и задач учреждений культуры в сфере реаби­литации инвалидов, отсутствием системы подготовки соответствующих специалистов. В результате значительный потенциал созданной в стра­не обширной сети учреждений культуры целом слабо используется в целях ускорения социализации лиц с ограниченными возможностями и практически еще не включен в создаваемую систему комплексной реа­билитации инвалидов.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Культурная политика в развитых странах ориентирована на обес­печение всем гражданам доступа к основным культурным ценностям и занятиям культурно-творческой деятельностью. Такой подход базируется на принципе «заботясь о каждом, общество заботится и о себе самом». Это предполагает, что в ходе приобщения граждан к культурным цен­ностям, к культурно-творческой деятельности повышается их духовность, культурный уровень, ускоряются процессы социализации личности и вхождения индивида в социум путем усвоения общечеловеческих цен­ностей и социальных норм.

В практике социокультурной деятельности за рубежом широкое применение нашла культурно-досуговая работа с инвалидами в специ­альных медицинских и социальных учреждениях: школах, детских до­мах, больницах, спецлечебницах, домах для престарелых, агенствах по трудоустройству, общинах инвалидов и других.

В нормативно-правовых документах многих стран предусмотрен минимум ценностей культуры, необходимых для нормальной жизнедея­тельности, которым обеспечен практически каждый гражданин страны. На муниципальном уровне большинство услуг в сфере культуры граж­данин получает бесплатно или за символическую цену. Инвалиды от­носятся к категориям населения, пользующимся особым вниманием государственных и общественных учреждений и организаций, в том числе в вопросах социокультурной деятельности, включая организа­цию досуга. Реализация социокультурной реабилитации инвалидов осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовы­ми документами.

Социокультурная деятельность библиотек с лицами с ограни­ченными возможностями направлена на содействие их самостоятельно­му интеллектуальному совершенствованию, обеспечению доступа этих людей к информации. Права инвалидов на равный и свободный доступ к информации получили отражение во многих международных документах. В Манифе­сте ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994) провозглашено, что «об­служивание в публичной библиотеке представляется на основе равного доступа для всех... Особые виды услуг или материалов должны предо­ставляться тем потребителям, которые по какой-либо причине не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например, инва­лидам...» Идеи равного и свободного доступа к информации, обще­доступности библиотечного обслуживания признаны большим числом государств, в том числе Россией.

В последние годы получило признание и широкое распро­странение интегрированное библиотечное обслуживание, которое основано на участии широкого круга библиотек, как специализиро­ванных, так и общего профиля, в том числе публичных, в информа­ционном обеспечении инвалидов. В этот процесс обслуживания включаются библиотеки общеобразовательных школ, колледжей, университетов, национальные и парламентские библиотеки и др. Инвалиды, в том числе незрячие, могут не только пользоваться услу­гами различных библиотек, например, получать книги по почте, но и посещать абонемент библиотеки или брать материалы на специ­альных носителях в учебных библиотеках. Это позволяет учащимся инвалидам быстрее адаптироваться в студенческой среде. Эпохаль­ным стало внедрение в библиотечное обслуживание слепых «гово­рящих» книг-фонограмм, представляющих аналог соответствующих печатных изданий.

Для обеспечения специальной литературой слепых в издатель­ском деле развито специальное направление — выпуск специальной рельефно-точечной литературы, ориентированной на лиц с нарушени­ем зрения. Например, в США ежегодно выходит свыше 200 названий книг рельефно-точечного шрифта, в Швеции — 400-500.

Обеспечению достаточно высокого уровня обслуживания ин­валидов в библиотеках служат получившие распространение в раз­витых зарубежных странах национальные стандарты и руководства по библиотечному обслуживанию лиц с ограниченными возможнос­тями. Так, в США для библиотек разработаны документы, известные как стандарты библиотечного обслуживания слепых и лиц с други­ми физическими недостатками, в Великобритании — руководство по обслуживанию людей с нарушенным зрением (для публичных библиотек), в Канаде организацию библиотечного обслуживания инвалидов регламентируют стандарты — «Библиотеки для всех. Ру­ководство по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов» (1989) и «Справочник по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов».

За рубежом имеется успешный опыт реализации государственных и региональных программ, направленных на всемерный охват библио­течным обслуживанием инвалидов, разграничены полномочия ответ­ственных за это дело структур. В США ответственность за библиотечное обслуживание слепых и других инвалидов разделяется на три уровня — федеральный, штатов и местный. Библиотека Конгресса обеспечивает региональные и субрегиональные библиотеки рельефными и «говоря­щими» книгами. В свою очередь они предоставляют небольшие комплек­ты книг и звуковоспроизводящего оборудования учреждениям, которые имеют среди своих подопечных нуждающихся в специальном обслужи­вании (частные лечебницы, центры для выздоравливающих, госпитали и публичные библиотеки).

Социокультурная деятельность библиотек с лицами с ограничен­ными возможностями способствует как их информационному обеспече­нию, так и организации их досуга. На базе многих библиотек ведется активная кружковая и клубная работа по интересам.

Всё большее признание получает использование в интересах инвалидов виртуальных информационных пространств. Современные мультимедийные средства и программные продукты их поддерживаю­щие, специальные технические и аппаратные устройства, изменения в организации социокультурной деятельности позволяют создать прин­ципиально новую безбарьерную социокультурную среду для людей с ограниченными возможностями. Применение современных мультиме­дийных средств позволяет проводить трансформацию любого вида ин­формации (устная речь, рукописный материал и пр.) в компьютерный файл с его дальнейшим редактированием. Наличие современной запи­сывающей техники и средств телекоммуникаций (CD-рекордер, кино­камера, сканер и т.д.) позволяют создавать электронную библиотеку различных материалов с возможностью передачи информации практи­чески на любые расстояния.

В этом аспекте в западных странах прочно в обиход вошел Ин­тернет. С помощью данной системы возможно получение не только раз­нообразной обучающей, познавательной, развлекательной и прочей информации, но и прослушивание музыки, просмотр фильмов, концер­тов, изучение иностранных языков и прочее.

Социокультурная деятельность с использованием рекреационных зон.

Во многих странах имеются программы рекреационно-оздоровительных курсов для людей с ограниченной двигательной активностью и иных инвалидов. Клубы, парки, кинотеатры и другие досуговые учреж­дения создают инвалидам необходимые условия для реализации досуговой активности по интересам.

В штате Огайо (США) в рекреационном комплексе «Кеттеринг рекриэйшн» действует специальная программа развития творческих способностей инвалидов, которая включает проведение художествен­ных выставок, организацию фестивалей искусств, другие культурно-образовательные мероприятия.

Широкое распространение получила иппотерапия (езда на лошадях), официально признанная в качестве действенного метода оздоровления и реабилитации инвалидов.

С целью облегчения доступа и увеличения потребности в культурно-досуговой активности в рекреационной сфере для инвалидов используются виртуальные технологии. Так, в городе Вирджиния-Бич (США) создан летний компьютерный лагерь для инвалидов.

В последнее время наблюдается интерес к более широкому учас­тию инвалидов в досуговой деятельности, рассчитанной на физически здоровых людей. Это обеспечивается специальными интегрированными рекреационными программами.

Наши рекомендации