V. Работа над стихотворением «Весна в лесу»

1.Первичное чтение стихотворения.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значения слов:

УТРЕННИК — 1) утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей); 2) утренний мороз вес­ной или осенью.

РУДЫЙ — 1) красный; 2) рыжий. ЛОМ — (собир.) ломаные или годные только для пе­реработки предметы.

НИКНУТЬ — 1) опускаться, пригибаться; 2) (перен.) ослабевать, становиться вялым, бессильным. КЛОХТАТЬ — о курах и самках некоторых других птиц: кудахтать, издавать короткие, повторяющиеся звуки. СОЙКА — пестрая лесная птица сем. вороновых.

СВИРЕЛКА - свирель - народный музыкальный ин­струмент в виде дудки (чаще — спаренных дудок) из дерева, тростинка.

—Подберите синонимы к словам: рев (плач, крик); кружиться (описывать круги, кружить, вращаться, блуждать); чуд­ный (изумительный, восхитительный, волшебный, дивный, сказочный, бесподобный, исключительный, великолепный, роскошный, божественный).

—Подберите антонимы к словам: мягкий (жесткий, резкий, суровый, твердый, черствый); никнуть (расцветать, цвести).

3. Беседа по содержанию стихотворения.

—Перечитайте стихотворение и найдите, какие картины изображает поэт?

—Как ему удается показать, что наступает весна и природа оживает?

—Какими поэт видит лесных птиц и зверей?

4. Выразительное чтение стихотворения.

5. Беседа по иллюстрации учебника.

—Рассмотрите картину Н. Крымова «К весне» на с. 117 учеб­ника.

—Что и как изобразил на ней художник?

—Почему авторы учебника поместили ее именно здесь, на этой странице?

— Сравните эти два произведения. Что можете сказать?
(Дети сравнивают картину и стихотворение, находят сход­
ства.)

VI. Итог урока

—С каким поэтом познакомились на уроке? Что вы о нем узнали?

—Какие мысли и чувства выразил автор в этом стихотворе­нии?

Домашнее задание:прочитайте выразительно стихотворения; постарайтесь найти другие стихотворения С. Клыкова, при­готовьтесь читать их в классе.

Дополнительный материал

В историю русского искусства Николай Петрович Крымов (1884— 1958) вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог. Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 t. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В.А. Серова и К.А. Коровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих па-

литр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымо-ва к бережному обращению с красками и работе на полотнах неболь­ших форматов.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из пер­вых его самостоятельных вещей — «Крыши под снегом» (1906) — была приобретена В.А. Серовым для Третьяковской галереи. Крымов уча­ствовал в выставках объединений «Голубая роза», «Венок», СРХ. К моменту окончания училища (1911) он был уже известным художни­ком. Ранние работы Крымова («Солнечный день», 1906 г.; «Снеги­ри», 1906 г.; «К весне», 1907 г.; «После весеннего дождя», 1908 г. и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда, несколько блеклые, так сказать «не­жные» и «поэтичные», — вполне в духе времени. В пейзажах 1910-х годов («Лунная ночь в лесу», 1911 г.; «Розовая зима», 1912 г.; «Вечер», 1914 г.; «Опушка леса», вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стре­мился соединить непосредственность впечатления с декоративнос­тью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполне­ния.

Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожи­данные пространственные прорывы («Утро», 1911 г.; «Ночной пей­заж с домом», 1917 г.; «Полдень», вторая половина 1910-х). Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэти­чески-созерцательное состояние.

Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер («Пейзаж с грозой», «Пло­щадь», обе 1908 г., и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров — от А.И. Куинджи до К.А. Сомова и Н.Н. Сапунова.

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоцио­нальное восприятие природы, ему решительно чужды модные наду­манные построения и безудержное экспериментаторство. Это опре­делило характер его дальнейшего развития.

У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по специально разработанной теории. Но еще большее число художни­ков имело возможность пользоваться его сове

Урок 74. А.Б. Кедрин. «Бабье лето»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Б. Кедрина;рассмотреть такое явление природы, как «бабье лето»; учить детей выражать свои мысли; отрабатывать навыки выразитель­ного чтения; развивать речь, мышление.

Ход урока I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

Чтение стихов С. Клычкова.

III. Введение в тему

1. Работа с пословицами ипоговорками.

— Прочитайте пословицы ипоговорки, объясните их смысл:

Осень говорит: «Я поля уряжу». Весна говорит: «Я еще

погляжу».

Проглядывают летние деньки и по осень.

Что за осень, коли гусь на лед выходит.

2. Беседа о названии стихотворения.

— Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, назы­вается «Бабье лето». А как вы понимаете это название?
Что такое «бабье лето»?

(Высказывания детей.)

IV. Физкультминутка

V. Работа над стихотворением «Бабье лето»
1.Чтение стихотворения учителем.

— Ваши впечатления от прочитанного?

2. Словарно-лексическая работа.

—Подберите синонимы к словам: зябкий (мерзлый,, закоче­невший, ледяной, промерзший, застывший, студеный); бы­стрый (стремительный, быстрый, ходкий, моментальный; мгновенный, молниеносный, проворный и др.).

—Подберите антонимы к словам: зябкий (горячий, жаркий, знойный, теплый); поздний (ранний).

—Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они от­носятся. (Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце и др.)

3. Беседа по содержанию стихотворения.

—Как поэту удается показать, что осень скоро уступит мес­то зиме?

—Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотво­рении?

—Почему он сравнивает людей с паутинками?

4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Наши рекомендации