Декоративно-прикладное искусство
Младший возраст. При знакомстве детей с декоративным искусством (белорусская глиняная игрушка, майолика, деревянная и глиняная расписные игрушки) внимание обращается на средства художественной выразительности: яркость и красота игрушки; основные цвета, которые использовал художник (если это расписная игрушка); форма основных частей и деталей. Если игрушка звучащая, покажите детям, что она «умеет» делать.
Средний возраст. Обращаем внимание на разнообразие видов национального декоративно-прикладного искусства и его характерные особенности (цветовая гамма, элементы декора); назначение произведений; соответствие формы и декора произведений их функциональному назначению; средства художественной выразительности (цвет, форма и величина элементов декора; ритм, симметрия, композиция).
Старший возраст. Продолжим ознакомление детей с различными видами ДПИ, обратим внимание детей на своеобразие белорусской росписи (оговская, чечерская, давид - городецкая, гродненская). Приобщаем к произведениям русских народных промыслов (дымковская и филимоновская игрушка, хохломская и гжельская роспись). Способствуем восприятию детьми средств художественной выразительности разных видов декоративно-прикладного искусства, правил декора.
22. Перечислите достоинства детского рисунка (по Е.А. Флериной). Раскройте достоинства детского рисунка. Охарактеризуйте средства выразительности, используемые ребёнком в рисунке.
Решите педагогическую задачу:
Воспитанники детского сада готовили подарки мамам к празднику 8 Марта. Юра нарисовал портрет своей мамы. На следующий день он со слезами на глазах рассказал воспитателю, что мама рассердилась и сказала: «Что, я уж такая уродина?»
Интерпретируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свою деятельность в качестве воспитателя в аналогичной ситуации, направленную на коррекцию реакции ребёнка.
Детская изобразительная деятельность при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Главный смысл изобразительной деятельности - в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все.
Достоинства детского рисунка /по Е.А.Флериной/.
1.Искренность, эмоциональность, непосредственностьвыражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
2. Содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба...». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит - сейчас съест. А это коровка, а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
3. Смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непременное условие и характеристика творческой личности. Ребенок растет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И взрослый ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать». «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
8. Оригинальность.
Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба - ромашка).
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.
Рисунок обогащает нас пониманием, «открытием» детской души, динамикой ее роста и развития. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит и чувствует. Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина и др. обращали внимание педагогов, что детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. В. А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Признавая необходимость обучения, Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии и не подгонять этот чудесный язык фантазии ребенка под язык взрослого. Известный художник и педагог Б.М.Неменский, говоря об искренности, непосредственности детских рисунков, советует не умиляться этому, а беречь их от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. Рисование нужно, писал он, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.
9. Реализм - умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами.
В.С.Мухина пишет: «Подлинную картину развития детского рисования можно раскрыть, лишь рассматривая его в конкретных исторических условиях жизни детей, в условиях известной системы воспитания и обучения». Далее, рассуждая на эту тему, онаотмечает, что у ребенка изначально нет постоянного художественного метода. Довольно скоро ребенок овладевает сложившимися в данной культуре способами изображения и в его рисунке могут быть элементы стилевых особенностей разных направлений. «Познание условностей, господствующих в культуре, может привести как к реалистическому способу изображения, так и к любому другому. Все определяют ориентации окружающей ребенка культуры»1. / Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981. С. 216./ С этими положениями нельзя не согласиться. Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с которыми ребенок осваивает социальный опыт (приобретает знания, умения, способности), безусловно, определяют содержание детского рисунка. В условиях специального обучения это тем более обусловлено взрослыми.
Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В. М. Бехтерев, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира. В замечательной книге А.Жуковой «Оранжевый лев» описано, как американская учительница внедряла абстрактный стиль, беспредметное искусство в изобразительную деятельность американских школьников. Автор заметила, что вопреки всему дети нарисовали на заборе оранжевого льва, очевидно так поразившего их. Она назвала это своеобразным протестом детей, не согласившихся с предложением учителя. В этом протесте «...выражена детская (человеческая) потребность видеть мир таким, каков он есть, и говорить об этом мире правду». / Жукова А. Оранжевый лев. - М.. Педагогика, 1971. -С. 269. / Возникает вопрос: не осуществляем ли мы насилие над дошкольником, не реализуем ли искусственную акселерацию (А. В. Запорожец) стимулируя в детском творчестве символические абстрактные, сюрреалистические и прочие приемы. Эти формы изображения, может быть и модные, чужды психологии ребенка. Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности может обеспечить соответствующее развитие ребенка в ее условиях. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере не отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности.
4. Гуманизм, оптимизмсодержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
5. Яркость, красочность, декоративность. В рисунках радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
6. Выразительность - главный существенный признак художественного образа - способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Ребёнок способен выразить в рисунке свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточку. В отличие от 5-летнего старший дошкольник понимает, что для его любимого котенка клеточка - не украшение. Как же изобразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.
Охарактеризуйте средства выразительности используемые в детских рисунках:
1. Цвет. Характерно, что использование красок ярких чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это - предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, 5-летний ребенок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующимися полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).
Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») - нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.С.Мухиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.
Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - синее, солнце - желтое (красное), трава - зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.
Н.П.Сакулина, Л.А.Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражательный» /Термины введены В.С.Мухиной /. У ребенка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будут выразительными. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребенка и его замысел. Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.
2. Линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
3. Декоративностьявляются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги - слева и справа. Цветочек - с одной стороны и с другой.)
4. Гиперболизация(преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Малыш 4 лет нарисовал гостей, которые пришли на его день Рождения. Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребенок нарисовал много фигур с неправдоподобно длинными ногами. Малышу запомнился «лес» ног, среди которых он блуждал. Нелегко маленькому человечку поднимать голову вверх, чтобы видеть лица.
5. Композициясюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Гак близко, тесно, компактно - мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображении с минимальным интервалом.
6. Движение Малышу очень трудно передавать. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
7. Агглютинация- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). Н.П.Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.
Чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.
Иногда без учета личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребенка как неграмотный и невыразительный. Но если рассматривать его как произведение конкретного ребенка, можно сделать другой вывод. Приведем лишь один пример: ребенок среднего дошкольного возраста, не любивший и не умеющий рисовать, на занятиях обычно закрывал рукой от всех свои каракули, не давая никому взглянуть на них. «Каля-маля» - это первая реакция детей на его рисунок. Но однажды ребята получили задание: «пустить» в озеро красивых рыбок с плавничками и с хвостиками. А в озере жила злая щука, старая и беззубая, скучно ей было одной. Красивыми рыбками она любовалась, а за некрасивыми - охотилась. Дети увлеченно рисовали. В конце занятия этот малыш принес свой рисунок на общий стенд на рисунке была красная ромашка: с овальной серединой и лепестками вокруг. Ребенок радостно раскрыл ладошки и, растопырив все пальчики, заявил: «А я вот сколько плавничков ей нарисовал. Она, знаете, как быстро уплывет от щуки?» Это было подлинное творчество, подчиненное принятой ребенком мотивации и задаче. Что особенно ценно, это был первый творческий порыв малыша.
Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.
23. Дайте определение понятию «предметное рисование». Раскройте значение предварительной работы в обучении дошкольников рисованию предметов. Охарактеризуйте методику обучения изображению предметов детей дошкольного возраста. Спроектируйте цикл занятий по рисованию предметов круглой формы во второй младшей группе.
Предметное рисование – вид изображения, отражающий окружающий предметный мир: природы, человека, рукотворный мир.
Изображение предметов
Задачи обучения предметному изображению:
1. Формировать у детей (Д) познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; способность замечать и эмоционально откликаться на их эстетическое своеобразие; бережное отношение к миру предметов.
2. Вызывать у Д желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; желание поделиться своими чувствами с детьми и взр., получить их признание, поддержку, вызвать сопереживание.
3. Побуждать Д к принятию и самостоятельной постановке соответствующих тем изображения.
4. Формировать у Д обобщенные способы восприятия предметов разных типов.
5. Формировать у Д обобщенные представления об изображаемых предметах.
6. Формировать у Д обобщенные способы изобр. предметов одного типа, умения передавать:
- форму (обобщенную, близкую к геометрической, затем характерную, позднее индивидуальную);
-строение (от прост. чередования, симметричного распол. частей до сложного, асимметричного);
- пропорциональные отношения частей в предмете;
- развивать при этом чувство формы, цвета, ритма, композиции.
7. Разв. предварительные действия замысливания, текущего и итогового контроля, оценки работы
8. Стимулировать самост-ть и тв-во в замысливании образа, поиске способов его воплощения.
9. Побуждать Д к созданию оригинальных образов, используя разные средства выразительности (форму, строение, цвет, композицию, линию).
10. Формировать у Д способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образа, замечать его неповторимость, оригинальность.
11. Стимулировать у Д проявление чувства сопереживания удачам и радостям, неудачам и огорчениям других детей в деятельности.
Распределение программных задач изображения предметов по возрастам.
2-3 год - формирование у Д. понимания образного характера деятельности (на листке бумаги может быть изображен окружающий мир) и интереса к этой деятельности. Внимание педагога и Д. сосредоточено на элементарной технике рисования красками, карандашом. Д. начинают осваивать основные средства выразительности ритм, линию, пятно, цвет. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы.
3-4 год - Д. начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, явления, продолжая осваивать линию как средство выразительности. Усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной форм. Формируется обобщенное представление о предметах по признаку формы (круглыми, прямоугольными могут быть разные предметы) и формируются обобщенные способы их изображения: Д. знают, как рисовать карандашом, кистью предметы круглых форм - к концу года достаточно смело и свободно. Д. могут освоить основные сенсорные эталоны форм, цвета и пользоваться ими как средством познания предметов, явлений окружающего мира.
4-5 год - Д. продолжают осваивать изображение предметов круглой и прямоугольной форм, учатся изображать овальные и треугольные предметы. Формируется умение передавать строение предметов, продолжают осваивать цвет как средство выразительности. Решение этих задач тесно связано с решением общих задач сенсорного, умств. восп. - обучение Д. более расчлененному восприятию: умению обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношение между ними (цвет, форму, величину, пространственное расположение частей). Педагог должен развивать умение сравнивать предметы, выделять общие признаки и группировать их по внешним свойствам, назначению -важно доступно показать Д. зависимость жизни растительного и животного мира от определенных условий внешней среды. Обучения изо ориентировано на постепенное повышение степени самостоятельности и активности детей при решении знакомых задач и стимулировании поисковой деятельности в решении относительно новой задачи. Постепенно Д. подводят к совместному выявлению общего правила через серию занятий по изображению предметов одной формы, одного типа, к самостоятельному применению его в других конкретных случаях. Подведение Д. к созданию выразительного образа путем варьирования способов изображения (изображение предметов одной формы, но разной величины, цвета, с передачей выразительных деталей). Отчетливо проявляется своеобразный переход не только в замысле, но и в самом рисунке от предметного рисования к сюжетному. По ведущим задачам обучения это рисование предметное, а по результату – сюжетное: «Рыбки в озере» - смысл занятий в упражнении детей в способах изображения на репродуктивно-вариативном, в опр. степени творческом уровне. Т.о. в работе возможно формир-е некоторых обобщенных З,У и постепенный перевод изодеятельности на самостоятельный уровень - Д. способны действовать не только на репродуктивном, но и на репродуктивно-вариативном и даже творческом уровне.
5-6 год - ставят задачу создания у Д. вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете. Постепенно подводят к передаче индивидуальных особенностей предметов. Передают несложные движения человеческой фигуры, изменяя положение рук и ног человека, движения животных. Совершенствуется техника изображения: Д. легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т.п. Д. уверенно владеют способами изображения предметов основных форм и учатся изображать предметы одной формы, но разных пропорций, передавая отличие от обобщенной геометрической формы, обогащая изображение выразительными деталями. Решается задача фор-я обобщенных представлений. Задачи развития творчества требуют концентрации внимания не только на сходстве, но и на своеобразии окружающих предметов. Яркие и живые представления педагог «оживляет» в общении, направляя их на обогащение, варьирование графических образов, имеющихся в их опыте. Основное направление в решении задач - это стимулирование относительно самостоят. восприятия предметов окружающего мира, формир-е способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки. Решение задач продолжается в контексте сюжетно-тематических рисунков.
Методика обучения изображению предметов
Предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования и решается на занятиях разного типа. Процесс освоения знаний предполагает движение ребенка от первоначального ознакомления, способами изображения к применению их на репродуктивном уровне, затем репродуктивно-вариативном и творческом. В методике обучения реализуется принцип «развивающего обучения», выдвинутый Л.С.Выготским и предполагающий опору на зону актуального и создание зоны ближайшего развития. Решение изобразительной задачи происходит с помощью воспитателя, но постепенно помощь взрослого уменьшается и ее характер меняется. Возрастает самостоятельность ребенка в решении изобразительной задачи одного типа, а помощь педагога приобретает косвенный характер.
Методика работы с детьми должна строиться в направлениях:
· обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире в повседневной жизни: развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
· обучение на занятиях, помощь детям в осмыслении средств графического изображения предмета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.
Все методы обучения направлены на постепенное изменение характера познавательной деятельности: от подачи и усвоения детьми «готовой» информации с помощью информационно-рецептивного метода к организации репродуктивной деятельности разного уровня, направленной на вариативное применение знаний и умений, а затем все более эвристической, поисковой деятельности в решении задачи.
Метод неоднократного наблюдения предметов.Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у детей «живые» представления. В условиях наблюдения возможно заметить выразительность, разнообразие предметов, явлений. Наблюдением и формирующимися представлениями обусловлена выразительность образов, нередко случайная, интуитивная. Любые методы, применяемые без опоры на наблюдение, обусловливают появление относительно грамотных, «правильных», но недостаточно выразительных образов. Живая натура в ее естественном проявлении - залог создания детьми выразительного образа.
Другим важнейшим методом является обследование. При обучении предметному рисованию (лепке, аппликации) процесс обследования крайне важен, так как он служит основой осмысленного восприятия детьми показанного педагогом способа изображения. Содержание и последовательность обследования совпадают ссодержанием и последовательностью изображения. У детей формируется «изобразительное представление» (наглядный образ, представление будущего рисунка и способов его выполнения). Чем старше ребенок, тем в большей степени осознается эта связь. Например, в младшей группе при показе педагогом способа изображения предмета (например, круглой формы) воспитатель говорит: «Карандаш «бежит», как пальчик по колечку бежал, нигде не останавливается. Круглое колечко рисует». Тем самым педагог устанавливает связь между способом действия и обследованием, обследующим жестом. В средних, старших группах педагог при планировании последовательности изображения, состоящего из нескольких частей предмета, напоминает дошкольникам о том, что рисовать надо в той последовательности, в которой рассматривали предмет: сначала самую крупную часть, затем другие крупные части и т.д. К семи годам дети постепенно осваивают правило: чтобы хорошо нарисовать, надо хорошо рассмотреть. При неполном, частичном обследовании дети уже знают порядок изображения.
Применительно к предметному рисованию уже в средней, тем более старшей группе при изображении многочастных предметов процесс обследования и поиска способа изображения строится при максимальной активизации опыта детей. В этих случаях полезно выявить индивидуальный опыт детей для того, чтобы помощь педагога была разумной.
Показателен в этом плане такой пример. Весной в детском саду во второй младшей группе появилось несколько цыплят. Дети наблюдали за ними, кормили, пели им песенки, изображали в играх и танцах и т.п. Общение было живым, интересным. Цыплят несколько дней приносили в группу и выпускали в большую коробку. Затем воспитатель решила провести занятие по рисованию. Дети умели к тому времени узнавать и изображать круглую форму, но не знали, как рисовать клюв и ножки цыпленка. Однако воспитатель не стала их учить, а просто раздала ребятам листы бумаги - зеленые полянки, лужайки - и предложила «выпустить» (нарисовать) на лужайку цыплят. Абсолютно все дети выполнили изображение. На рисунках было изображено не менее двух цыплят, у некоторых детей 10, 16, а у одного ребенка - 22. Оказалось, что дошкольники не только нашли самостоятельно способ изображения, но и нарисовали цыплят выразительно, в разных ракурсах (в профиль и анфас «На жердочке сидит»), в движении, Дополнили рисунок деталями (тарелка для корма, червячки). Так, «живое», эмоциональное, активное общение с птицами позволило Детям самостоятельно выполнить выразительные и творческие Рисунки. Безусловно, самостоятельность, смелость, активность и быстрота исполнения были обусловлены предшествующим, разумным, развивающим обучением детей, начиная с первой младшей группы. Поэтому, обучая детей в системе, педагогу необходимо по возможности выявлять интеллектуально-эмоциональный изобразительный опыт детей перед предстоящим рисованием. Это важно для поиска индивидуального подхода к детям в постановке задач и применении методов обучения. Такой подход позволяет в какой-то мере определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка, строить работу с ним более целенаправленно.
Показ тоже может быть частичным (той самой сложной части, которую обследовали, например, морды собаки, лисы). Полный показ способа изображения, способа действия выполняется педагогом в тех случаях, когда дети знакомятся с ним впервые. По мере освоения способов изображения детей целесообразно привлекать к показу-напоминанию уже известных способов. При сравнении изображаемого предмета с сенсорными эталонами (форм, величин, цвета) наглядные действия необходимо подкреплять словом.
Образец (работу воспитателя, выполненную заранее и предлагаемую детям для подражания) в предметном рисовании использовать не рекомендуется. Это связано с тем, что образ предмета, складывающийся у детей на основе эмоционально-интеллектуального опыта, формируемого в процессе специальной работы через наблюдение, обследование, художественную литературу и т.п., моментально вытесняется готовым графическим образом. Ребенок, действительно, начинает смотреть на мир, по образному выражению Б.М.Неменского, через очки, взятые напрокат у взрослого. Это объяснимо с точки зрения психологии: ребенок подражателен. И даже самые яркие непосредственные впечатления, полученные детьми в наблюдении, обследовании, отступают на второй план. Готовый графический образ, предложенный воспитателем, - очень сильный раздражитель. Этот метод как бы блокирует информацию, полученную детьми другими путями. Положение не спасает и несколько так называемых вариативных образцов. Предоставляемое в этом случае детям право выбора - иллюзия свободы, самостоятельности, творчества. Это выбор в пределах тех же заданных графических структур, выполненных по видению педагога.
Вызывают большие сомнения широко распространенные книги некоторых художников-профессионалов, которые можно подвести под рубрику «Учись рисовать». На страницах этих книг даны упрощенные способы изображения каких-то предметов, графически представлена последовательность их выполнения - детям предлагаются те же образцы для прямого следования. Кажущаяся графическая простота, упрощенность, схематизм и даже предоставленная последовательность выполнения этой схемы-рисунка на самом деле не всегда просты для понимания и восприятия дошкольником. Ребенок, как правило, не видит так, как видит художник. Редкому ребенку придет в голову, например, начать изображение лягушки с глаза. Предлагаемый же ему способ изображения, графически представленная последовательность изображения, позволяет узнать изображение даже взрослому только где-то на третьей или четвертой фигуре. Ребенку предлагается, по существу, выучить эти рисунки-схемы наизусть, и он, действительно, способен их выучить. Но такие рисунки превращаются в шаблоны, даже не изобретенные ребенком, а навязанные ему взрослым. Шаблоны, изобретенные ребенком в самостоятельных поисках, как правило, дороги ему, он редко от них отказывается, иногда с трудом варьирует. Шаблоны, изобретенные ребенком, имеют право быть, они экономят его силы при выполнении сюжетного рисунка. Вплетаясь в общий замысел, легко реализуясь в рисунке, они обогащают его. Освободившееся время и силы при этом дошкольник тратит на поиски нового. Задача педагога - направить его в случае «застоя» на варьирование, обогащение этих образов, т.е. на позитивное разрушение их или применение в сочетании с другими. Шаблоны же, предложенные взрослым, разрушить труднее, т.к. они выучены наизусть, нередко без осмысления и понимания, почему надо так рисовать, а не иначе. Такой образ трудно варьировать, так как идет он от замысла взрослого, а не ребенка. Кажущиеся взрослому графическая простота и доступность образа ребенку на самом деле для психологического освоения, осмысления, восприятия им чаще всего сложны.
Полезнее прислушаться к совету такого художника-профессионала, как Курчевский, который призывает взрослых вообще не спешить с показом способа изображения, а привлечь внимание ребенка к наблюдению, к рассматриванию предметов и явлений окружающего мира. Он тоже выпускает для детей книжки, но с другим информативным в этом смысле названием: «А что там за окном?»
Упорная, многолетняя приверженность многих педагогов к обучению по образцам вполне понятна: результат получается быстрый и качественный, почти все дети усваивают способ изображения. А результат не только в рисунке, сколько в общем психическом, личностном развитии ребенка в процессе его изобразительной деятельности. Ребенок, которого учили наблюдать, рассматривать, думать рассуждать, не боится изображать, н