Диатонические и хроматические интервалы
Интервалы из основных ступеней звукоряда называют диатоническими. Также диатоническими называют интервалы, построенные в натуральном мажоре или натуральном миноре. Интервалы, в состав которых входит хотя бы один альтерированный звук (производная ступень звукоряда) – хроматическими.
ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ
НАЗВАНИЕ | ВИД | УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ | КОЛИЧЕСТВО ТОНОВ | ПРИМЕРЫ |
ПРИМА | чистая | ч.1 | до – до | |
СЕКУНДА | малая большая | м.2 б.2 | 0,5 | до – ре-бемоль до – ре |
ТЕРЦИЯ | малая большая | м.3 б.3 | 1,5 | до – ми-бемоль до – ми |
КВАРТА | чистая увеличенная (тритон) | ч.4 ув.4 | 2,5 | до – фа до – фа-диез |
КВИНТА | уменьшенная (тритон) чистая | ум.5 ч.5 | 3,5 | до – соль-бемоль до – соль |
СЕКСТА | малая большая | м.6 б.6 | 4,5 | до – ля-бемоль до – ля |
СЕПТИМА | малая большая | м.7 б.7 | 5,5 | до – си-бемоль до – си |
ОКТАВА | чистая | ч.8 | до – до1 | |
НОНА | малая большая | м.9 (ч.8 + м.2) б.9 (ч.8 + б.2) | 6,5 | до – ре-бемоль1 до – ре1 |
ДЕЦИМА | малая большая | м.10 (ч.8 + м.3) б.10 (ч.8 + б.3) | 7,5 | до – ми-бемоль1 до – ми1 |
УНДЕЦИМА | Чистая увеличенная (тритон) | ч.11 (ч.8 + ч.4) ув.11 (ч.8 + ув.4) | 8,5 | до – фа1 до – фа-диез1 |
ДУОДЕЦИМА | уменьшенная (тритон) чистая | ум.12 (ч.8 + ум.5) ч.12 (ч.8 + ч.5) | 9,5 | до – соль-бемоль1 до – соль1 |
ТЕРЦДЕЦИМА | малая большая | м.13 (ч.8 + м.6) б.13 (ч.8 + б.6) | 10,5 | до – ля-бемоль1 до – ля1 |
КВАРТДЕЦИМА | малая большая | м.14 (ч.8 + м.7) б.14 (ч.8 + б.7) | 11,5 | до – си-бемоль1 до – си1 |
КВИНТДЕЦИМА | чистая | ч.15 (ч.8 + ч.8) | до – до2 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗВАНИЯ ИНТЕРВАЛА
Дано: до-диез – соль-диез. Определить название (ступеневую величину) данного интервала.
1. Отбросить знаки (до – соль);
2. Заполнить звуками по порядку расстояние от нижнего звука интервала до верхнего (включая первый!): до – ре – ми – фа – соль.
3. Посчитать количество звуков между двумя данными. В данном случае получилось 5.
Вывод:интервал до-диез – соль-диез: квинта.
ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРВАЛА ОТ ЗВУКА
Дано: от си построить вверх большую сексту (б.6).
1.От заданного звука си высчитать ступеневую величину по порядку звукоряда (си – до – ре – ми – фа – соль – прошли заданные шесть звуков). Записать полученные звуки без знаков.
2.В таблице найти количество тонов в заданном интервале (б.6 =4,5 тона).
3.Проверить, сколько тонов получилось в построенном интервале. Если это число не соответствует таблице, добавить соответствующий знак альтерации (си – соль = 4 тона, нужно увеличить на полтона при помощи диеза). Вывод:си – соль-диез.
УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы бывают увеличенными (ув.),уменьшенными (ум.), дважды увеличенными(дв.ув.),дважды уменьшенными(дв.ум.).
Увеличенные и дважды увеличенные интервалы получаются путем изменения чистых и больших интервалов на полтона или тон соответственно; уменьшенные и дважды уменьшенные образуются при изменении чистых и малых интервалов на полтона или тон: м. б.
дв. ум. ¾ ум. ¾ ч. ¾ ув. ¾ дв. ув.
чистый + полтона = увеличенный (ч.4 + полтона = ув.4);
чистый – полтона = уменьшенный(ч.5 – полтона = ум.5);
чистый + 1 тон = дв. увеличенный(ч.5 + 1 тон = дв.ув.5);
чистый – 1 тон = дв. уменьшенный(ч.5 – 1 тон = дв.ум.5);
большой + полтона = увеличенный(б.6 + полтона = ув.6);
малый – полтона = уменьшенный(м.6 – полтона = ум.6).
Между большим и малым интервалом разница 0,5 тона, поэтому:
большой – полтона = малый(б.6 - полтона = м.6);
малый + полтона = большой (м.6 + полтона = б.6);
ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы, которые одинаково звучат (т.е. состоят из одинакового количества тонов и полутонов), но при этом по-разному называются и записываются на нотном стане, называются энгармонически равными. Образуются они при энгармонической замене одного (верхнего или нижнего) или обоих звуков интервала:
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Обращение – это перенесение нижнего звука интервала на октаву вверх или перенесение верхнего звука на октаву вниз, т.е. когда звуки интервала меняются местами. В результате возникает новый интервал.
Чтобы облегчить построение обращений, нужно запомнить три правила:
1. Новый интервал в сумме с первым должен составлять чистую октаву. Сумма цифр обращаемых интервалов (если складывать цифры их названий) должна равняться 9:
- прима обращается в октаву (1+8 = 9);
- секундаобращается в септиму (2 +7 = 9);
- терция обращается в сексту (3 +6 = 9);
- кварта обращается в квинту (4 +5 = 9).
2. С точки зрения тоновой величины обращения следующие:
чистые ↔ чистые (ч.4 в ч.5; ч.8 в ч.1);
большие ↔ малые (б.3 в м.6; б.7 в м.2);
увеличенные ↔ уменьшенные (ув.4 в ум.5; ув.2 в ум.7).
дважды увеличенные ↔ дважды уменьшенные (дв.ув.4 в дв.ум.5; дв.ув.1 в дв. ум.8).
3. Поскольку интервал в сумме с обращением должен составлять чистую октаву. то сумма тонов интервала и его обращения должна равняться 6:
- ч.1 обращается вч.8 (0т. + 6т. = 6т.);
- м.2обращается вб.7 (0,5т. + 5,5т. = 6т.);
- б.3 обращается вм.6 (2т. + 4т. = 6т.);
- ч.4 обращается в ч.5 (2,5т. + 3,5т. = 6т.).