Диатонические и хроматические интервалы

Интервалы из основных ступеней звукоряда называют диатоническими. Также диатоническими называют интервалы, построенные в натуральном мажоре или натуральном миноре. Интервалы, в состав которых входит хотя бы один альтерированный звук (производная ступень звукоряда) – хроматическими.

ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ

НАЗВАНИЕ ВИД УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВО ТОНОВ ПРИМЕРЫ
ПРИМА чистая ч.1 до – до
СЕКУНДА малая большая м.2 б.2 0,5     до – ре-бемоль   до – ре
ТЕРЦИЯ малая большая м.3 б.3 1,5   до – ми-бемоль   до – ми
КВАРТА чистая увеличенная (тритон) ч.4 ув.4 2,5   до – фа   до – фа-диез
КВИНТА уменьшенная (тритон) чистая ум.5 ч.5     3,5 до – соль-бемоль     до – соль
СЕКСТА малая большая м.6 б.6   4,5 до – ля-бемоль   до – ля
СЕПТИМА малая большая м.7 б.7   5,5 до – си-бемоль   до – си
ОКТАВА чистая ч.8 до – до1
НОНА малая большая м.9 (ч.8 + м.2)   б.9 (ч.8 + б.2)   6,5     до – ре-бемоль1   до – ре1
ДЕЦИМА малая большая м.10 (ч.8 + м.3)   б.10 (ч.8 + б.3)   7,5   до – ми-бемоль1   до – ми1
УНДЕЦИМА Чистая увеличенная (тритон) ч.11 (ч.8 + ч.4)   ув.11 (ч.8 + ув.4)   8,5   до – фа1   до – фа-диез1
ДУОДЕЦИМА уменьшенная (тритон) чистая ум.12 (ч.8 + ум.5)     ч.12 (ч.8 + ч.5)       9,5 до – соль-бемоль1     до – соль1
ТЕРЦДЕЦИМА малая большая м.13 (ч.8 + м.6)   б.13 (ч.8 + б.6)     10,5 до – ля-бемоль1   до – ля1
КВАРТДЕЦИМА малая большая м.14 (ч.8 + м.7)   б.14 (ч.8 + б.7)     11,5 до – си-бемоль1   до – си1
КВИНТДЕЦИМА чистая ч.15 (ч.8 + ч.8) до – до2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗВАНИЯ ИНТЕРВАЛА

Дано: до-диез – соль-диез. Определить название (ступеневую величину) данного интервала.

1. Отбросить знаки (до – соль);

2. Заполнить звуками по порядку расстояние от нижнего звука интервала до верхнего (включая первый!): до – ре – ми – фа – соль.

3. Посчитать количество звуков между двумя данными. В данном случае получилось 5.

Вывод:интервал до-диез – соль-диез: квинта.

ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРВАЛА ОТ ЗВУКА

Дано: от си построить вверх большую сексту (б.6).

1.От заданного звука си высчитать ступеневую величину по порядку звукоряда (си – до – ре – ми – фа – соль – прошли заданные шесть звуков). Записать полученные звуки без знаков.

2.В таблице найти количество тонов в заданном интервале (б.6 =4,5 тона).

3.Проверить, сколько тонов получилось в построенном интервале. Если это число не соответствует таблице, добавить соответствующий знак альтерации (си – соль = 4 тона, нужно увеличить на полтона при помощи диеза). Вывод:си – соль-диез.

УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Интервалы бывают увеличенными (ув.),уменьшенными (ум.), дважды увеличенными(дв.ув.),дважды уменьшенными(дв.ум.).

Увеличенные и дважды увеличенные интервалы получаются путем изменения чистых и больших интервалов на полтона или тон соответственно; уменьшенные и дважды уменьшенные образуются при изменении чистых и малых интервалов на полтона или тон: м. б.

       
  диатонические и хроматические интервалы - student2.ru   диатонические и хроматические интервалы - student2.ru

дв. ум. ¾ ум. ¾ ч. ¾ ув. ¾ дв. ув.

чистый + полтона = увеличенный (ч.4 + полтона = ув.4);

чистый – полтона = уменьшенный(ч.5 – полтона = ум.5);

чистый + 1 тон = дв. увеличенный(ч.5 + 1 тон = дв.ув.5);

чистый – 1 тон = дв. уменьшенный(ч.5 – 1 тон = дв.ум.5);

большой + полтона = увеличенный(б.6 + полтона = ув.6);

малый – полтона = уменьшенный(м.6 – полтона = ум.6).

Между большим и малым интервалом разница 0,5 тона, поэтому:

большой – полтона = малый(б.6 - полтона = м.6);

малый + полтона = большой (м.6 + полтона = б.6);

ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Интервалы, которые одинаково звучат (т.е. состоят из одинакового количества тонов и полутонов), но при этом по-разному называются и записываются на нотном стане, называются энгармонически равными. Образуются они при энгармонической замене одного (верхнего или нижнего) или обоих звуков интервала:

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Обращение – это перенесение нижнего звука интервала на октаву вверх или перенесение верхнего звука на октаву вниз, т.е. когда звуки интервала меняются местами. В результате возникает новый интервал.

Чтобы облегчить построение обращений, нужно запомнить три правила:

1. Новый интервал в сумме с первым должен составлять чистую октаву. Сумма цифр обращаемых интервалов (если складывать цифры их названий) должна равняться 9:

- прима обращается в октаву (1+8 = 9);

- секундаобращается в септиму (2 +7 = 9);

- терция обращается в сексту (3 +6 = 9);

- кварта обращается в квинту (4 +5 = 9).

2. С точки зрения тоновой величины обращения следующие:

чистые ↔ чистые (ч.4 в ч.5; ч.8 в ч.1);

большие ↔ малые (б.3 в м.6; б.7 в м.2);

увеличенные ↔ уменьшенные (ув.4 в ум.5; ув.2 в ум.7).

дважды увеличенные ↔ дважды уменьшенные (дв.ув.4 в дв.ум.5; дв.ув.1 в дв. ум.8).

3. Поскольку интервал в сумме с обращением должен составлять чистую октаву. то сумма тонов интервала и его обращения должна равняться 6:

- ч.1 обращается вч.8 (0т. + 6т. = 6т.);

- м.2обращается вб.7 (0,5т. + 5,5т. = 6т.);

- б.3 обращается вм.6 (2т. + 4т. = 6т.);

- ч.4 обращается в ч.5 (2,5т. + 3,5т. = 6т.).

Наши рекомендации