Роль и значение грима
Лекционный материал.
Грим.
Грим – это одно из средств, сценической выразительности. Грим это искусство изменения внешности актера преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных накладок, парика, прически и прочего в соответствии с требованиями исполняемой роли. Грим – происходит от староитальянского слова, которое в переводе означает морщинистый.
Гримёр – работник театра, специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться, а также изготовляющий предметы грима.
Характер грима зависит от работы актера над образом, от стиля пьесы, от замысла режиссера.
Краткая история развития гримировального искусства.
История возникновения искусства грима уходит вглубь веков к периоду обрядов и религиозных культов.
Нанесение красок на лицо практиковалось очень давно. Однако театральный грим в нашем понимании пришел на сцену только в начале 18 века. В Древнегреческом театре, что существовал за несколько вв. до н.э. грима не было. Пользовались гипсовыми или деревянными масками с раструбом в виде рта для усиления звука. Маски были преувеличенных размеров и различались по окраске, форме, прическе, выражению лица в зависимости от характера персонажа: гнев или ужас, злоба или коварство. Однако при всём своем разнообразии маски чётко подразделялись на два основных вида: трагический и комический. В средневековых мистериях театральные представления носили религиозный характер. Соответственно и маски носили образы: чертей, сатаны, ведьм. Одним из древнейших театров мира является также Японский театр, который до сих пор сохранил старинные формы театрального искусства: надевание масок и условную роспись лица, символизирующие различные характеры героев пьесы. Лицо человека злого, коварного, мстительного покрывалось белой краской. Синий цвет подчеркивал силу и мужество, красный – честность, зеленым цветом обозначались повстанцы и разбойники. Во всех случаях всегда использовалась индивидуальная условная роспись лица. В середине 16 века в Италии возникает новое театральное направление «Комедия дель, арте» (импровизационное действие в шутливо – сатирическом стиле). В отличии от античного театра маски Комедии дель арте закрывали лишь верхнюю часть лица актеров, позволяя от части пользоваться своей мимикой. По характеру они были острогротесковыми (длинные носы, бороды, очки и т. д.). Постепенно актеры стали прибегать помимо полумасок ещё и к краскам. Один из приемов гримировки - обсыпание лица мукой. И с развитием грима маска, как принцип оформление лица актера постепенно сошла со сцены. Во Французском театре конца 17 и начало 18века, актеры выступавшие в трагедиях Карнеля и Расина, в комедиях Мольера, Лопе де Вега и др. пьесах того времени, прибегали к гриму для приукрашивания лица, используя приемы и материалы бытовой косметики. Кожа лица покрывалась белилами и румянами, глаза и брови подводились, на лицо наклеивались модные в то время « мушки», губы покрывались ярко – красной краской. И все же подчеркнуть грим конкретные, типичные для данного образа черты характера у актеров французского театра стремления не было. Эта тенденция появилась значительно позднее, в эпоху Великой Французской революции (1789 – 1799). Замечательный драматург того времени Тальма играя роль Карла 9 в одноименной трагедии, загримировался так, чтобы добиться портретного сходства с образом жестокого и коварного французского короля. Во время его правления в 1572 г. было совершенно в Париже истребление гугенотов в ночь святого Варфоломея. Тельма, в первые, в истории театра использовал гримировку, как наиболее полное выразительное средство для раскрытия внутренних черт исполняемого персонажа. В русском театре 19 века одним из первых актеров в совершенстве владевший искусством грима для создания образов, таких как Гамлет, Отелло, короля Лира и мн. др. был замечательный трагик В.В.Самойлов. В дальнейшем приёмы выразительного жизненного правдивого грима всё более используются в театральной практике. Основатели МХТ (1898). К.С.Станиславский и В.И.Немерович – Данченко нашли верных помощников и воплотителей своих замыслов в области гримирования, художника – гримёра Я. И.Гремиславского, а затем его ученика М.Г.Фалеева.
Роль и значение грима.
Главная решающая фигура спектакля – актер. Это он, создавая сценический образ, воплощает идею пьесы, доносит до зрителя творческий замысел драматурга и режиссера.
Для создания живого, реалистического, художественного образа, грим является одним из элементов работы актера. Гримирование является завершающим этапом работы актера над ролью. Хорошо найденный грим играет важнейшую роль в создании жизненного, правдивого и выразительного образа, в донесении его до зрителя. Прежде всего, грим помогает подчеркнуть наиболее свойственные данному характеру черты, передать внутренний мир образа. С помощью грима мы можем сделать лицо старше или моложе, полным или худым, здоровым или болезненным, а также раскрыть национальные признаки образа. И наконец, просто исправить недостатки лица, сделать его красивее (если это требуется).
Являясь одним из важнейших элементов внешнего оформления сценического образа, грим помогает вскрыть и его внутреннее содержание. Удачно найденный и хорошо выполненный грим влияет на творческое самочувствие актера и нередко дает ему толчок к решению роли.
Замечательным мастером грима, умевший с поразительной четкостью и точностью выразить внутреннее содержание образа, является великий русский певец и артист Ф.И.Шаляпин.