Маленькие прелюдии и фуги
Тема 1. Период клавирного искусства.
Лекция 11.
И.С. Бах. Исполнитель и педагог. Прогрессивная школа полифонии
(«нотные тетради», маленькие прелюдии, инвенции, ХТК).
Удивительно то, что при жизни современники считали Баха непревзойдённым исполнителем, но совершенно не считали непревзойдённым композитором. Более того, многие считали его композитором средней руки. Именно искусство игры на органе и клавире вознесло его на вершину славы, и именно за это искусство он был почитаем современниками.
Феноменальный импровизаторский дар Баха – виртуоза почти исключал возможность соперничества. По свидетельствам современников, Бах мог на одну тему импровизировать в течение двух часов, развивая её в самых различных и сложных формах полифонической музыки.
Много памятных эпизодов из артистической жизни композитора приводят его биографы. Состязание с Луи Маршаном упоминается особенно часто. В 1717 году Бах был вызван в Дрезден - столицу Саксонии, где ему было предложено принять участие в концерте совместно с известным французским клавиристом. Накануне назначенного дня произошла встреча и предварительное знакомство двух клавиристов. В одном из дворцовых концертов оба играли на клавире, и в ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно покинул Дрезден.
Манера Баха играть на клавире восхищала всех, кто имел счастье слышать его и, несомненно, отличалась от игры его современников и предшественников.
К особенностям баховской игры относятся свободная кисть, сильно закруглённые, свободные пальцы, которые двигались легко и практически незаметно, едва отрываясь от клавиши. При этом туше его было очень чётким. Рука всегда, даже в труднейших местах сохраняла свою закруглённую форму.
Певучесть игры Бах ценил превыше всего. Поэтому он не сразу снимал пальцы с нажатой клавиши, а постепенно скользил по ней концом пальца по направлению к ладони, чтобы струна ещё некоторое время, вибрируя, звучала. Даже на таком бедном по звучности инструменте, как клавикорд, где пальцы и струны, в отличие от клавесина, находились в живом взаимодействии, он мог играть певуче и связно. Можно говорить о том, в механике современного фортепиано Бах нашёл бы осуществление самых смелых своих мечтаний, так как на этом инструменте «певучесть» тона зависит от силы и тяжести удара, то есть от того, как нажимается и как отпускается клавиша.
Бах требовал на органе и клавире абсолютной и строго связной игры. Однако это было не возможно без реформы исполнительской техники. В отношении аппликатуры каждый играл, как придётся, большим пальцем вообще не пользовались, только при крайней нужде. Бах, практически одновременно с французскими клавесинистами Купереном и Рамо вводит первый палец наряду с использованием перекладывания, особенно 3-4 и 4-5. Таким образом, баховская аппликатура является переходной от старинной к современной.
Всю жизнь Бах помимо сочинительства и концертной деятельности, занимался преподаванием музыки. Главными его учениками всегда были его сыновья. Сохранились имена многих его учеников, а также их многочисленные воспоминания. Из них мы узнаём, что в доме Баха было пять клавесинов, но для своих занятий и обучения он предпочитал клавикорд. По словам учеников Баха, он ранее всего занимался с ними выработкой туше, для чего в течение нескольких месяцев они играли маленькие отрывки (упражнения). Часто учитель был настолько благосклонен, что сочинял для учеников небольшие пьесы. Тщательно объяснял - как исполняются украшения (на первой странице тетради Вильгельма Фридемана есть таблица расшифровки украшений), и сам много играл на клавире, когда был к этому расположен. Его ученик Гербер писал о том, что слышал первый том ХТК целиком дважды в исполнении автора и называл эти минуты – счастливейшими в своей жизни.
Для Баха-педагога работа исполнителя над произведением, разбор его и наука о композиции сливались в одно целое. Создавая для учеников свои инвенции, он надеялся приохотить играющих и к композиции. Эти пьесы служили для учеников одновременно материалом для отработки навыков игры и для изучения правил композиции.
Объяснения его были просты, логичны и вытекали из огромного собственного опыта, из практики. Судя по дальнейшему творческому развитию сыновей Баха, его метод преподавания не стеснял художнической индивидуальности и позволял затем каждому обретать самостоятельность и двигаться дальше своим путем.
Клавирная музыка Баха дает целую шкалу движения от простого к сложному — в смысле формы, типа изложения, требований к исполнителю: от маленьких прелюдий, двух- и трехголосных инвенций к Французским и Английским сюитам, концертам, к циклам «ХТК», к фантазиям с фугами, к замыслу «Искусства фуги».
Бах был учителем музыки в самом высоком значении этого слова. В его глазах не только танцы, маленькие прелюдии, Инвенции и сюиты, но и оба тома «Хорошо темперированного клавира» имели педагогическое значение. Можно говорить о том, что Бах создал звучащую методику обучения игре на клавире, уникальную в своём роде, последовательную школу игры от начальных ступеней до самых вершин исполнительского искусства.
«Нотные тетради Анны Магдалены Бах»
В 1721 году, после смерти первой жены, Иоганн Себастьян вторично женился. Брак его с Анной Магдалиной Вилькельн — дочерью трубача из Вейсенфельса — был счастливым. Анна Магдалина, одаренная большой музыкальностью и хорошим сильным сопрано, наделенная к тому же мягким, благородным характером, сделалась верным другом и помощницей великого музыканта. Она была его ученицей в игре на клавире, главной певицей его «семейной капеллы», всегдашней соучастницей домашних музицирований; к тому же она оказывала огромную помощь слабому зрением композитору, переписывая для него ноты. Как память их любви и содружества сохранились два музыкальных сборника, так называемые «Нотные тетради Анны Магдалины Бах». Первая тетрадь относится к 1722 году, вторая к 1725 году.
Содержание первой тетради составляют в основном Французские сюиты.
Вторая более разнообразна, в неё вошли две партиты, несколько частей из двух Французских сюит, различные танцы для клавесина (менуэты, полонезы, марши), хоральные обработки, арии для сопрано, так же есть пьесы других авторов, вписанные рукою Баха или Анны Магдалены: сына Баха - Филиппа Эммануила, Куперена, Бёма. Пьесы, включенные в тетрадь, отличаются невероятным разнообразием.
Маленькие прелюдии и фуги
К педагогическим сборникам Баха относятся «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха», Инвенции и «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» содержит 18 прелюдий и несколько фуг. В отличие от вышеназванных, при жизни Баха сборник прелюдий не существовал - его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф. Грипенкерль, известный немецкий музыкант, который совместно с К.Черни и Ф. Ройцшем осуществил публикацию многотомного собрания клавирных сочинений Баха. В своем предисловии к изданию «Маленьких прелюдий и фуг» Грипенкерль писал: «Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном томе наиболее легкие инструктивные сочинения И.С.Баха. Они воспроизведены частью по рукописям автора, частью - там, где автографы отсутствовали - по лучшим старым копиям».
Замечательная красота музыки этих сборников идет рука об руку с технической несложностью. «Маленькие прелюдии и фуги», несмотря на свой полифонический характер, в высшей степени доступны для начинающих пианистов, так как полифония сочетается в них с ясным гармоническим языком. «Маленькие прелюдии и фуги» Баха вот уже более сотни лет входят в репертуар учащихся и являются важным звеном в системе овладения навыками игры полифонии.
«Инвенции и симфонии»
Латинское слово «инвенцио» означает «выдумка», «изобретение». Такое название композиторы 17-18 вв. давали своим пьесам, в которых применяли разнообразные сложные приемы изложения, разработки и развития музыкального материала. Это слово не стало обозначать какой-то определенной музыкальной формы со своими отличительными признаками.
В одну из нотных тетрадей, сочинённых для сына Вильгельма Фридемана, Бах поместил пятнадцать двухголосных полифонических пьес в пятнадцати тональностях и назвал их «инвенциями».
Одновременно с двухголосными инвенциями Бах сочинил пятнадцать трехголосных полифонических пьес в тех же тональностях. Он назвал их «симфониями» (в переводе с греческого языка — «созвучия»). Ибо в старину так часто называли многоголосные инструментальные произведения. Но позднее стало принятым именовать эти пьесы трехголосными инвенциями. Позднее Бах объединил эти пьесы в один том и окончательный вариант сборника - 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний - появляется в 1723 г.
Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических произведений, в частности - фуг.
Несмотря на свое, изначально педагогическое назначение инвенции Баха являются подлинными шедеврами музыкального искусства. Эти пьесы настолько удивительны, совершенны и полезны, что до сих пор ни один учащийся музыке не проходит мимо этого сборника. Более того, многие маститые исполнители включат в свой концертный репертуар инвенции и симфонии Баха.
«Каждая из этих пьес сама по себе является чудом и не похожа ни на какую другую», - писал А.Швейцер, добавляя, что эти тридцать пьес мог создать «только гений с бесконечно богатым внутренним миром».
Бах считал, что его инвенции могут помочь начинающему музыканту не только исполнять, но и сочинять музыку. Вот как он определил в предисловии к инвенции их назначению: «Чистосердечное руководство, дающее возможность любителям клавирного искусства и в особенности жаждущим его изучения не только научиться чисто играть двухголосие, но при дальнейших успехах уверенно и умело обращаться и с трехголосием... выработать певучую манеру игры и, вместе с тем, развить в себе сильное предрасположение к композиции...»
Баховские инвенции — это полифонические пьесы, написанные в двух- или трехчастной форме. Однако строение и характер их чрезвычайно разнообразны. Одни инвенции близки к жанру прелюдий, вокально-инструментальных арий и дуэтов, старинных танцев. Другие инвенции приближаются по строению к фуге, часто отличаясь от нее только тем, что тема вначале проводится не одноголосно, а сопровождается свободным голосом. Но инвенции, в отличие от фуг, которые пишутся по строжайшим законам, это свободные построения, основным методом развития в которых являются перестановки мотивных образований при равноправии образующих пьесу голосов.
В инвенциях Бах постоянно использует приемы имитаций, иногда канонов. Во многих инвенциях тема сразу сопровождается противосложением, что позволяет композитору применить при их повторении вертикальные перестановки. Использует Бах и другие полифонические приемы, например обращение тем или их частей.
В каждой инвенции обычно присутствует некая особая композиционно-техническая идея. Например: инвенции на одну тему, по типу канона в октаву – F, по типу квинтового ответа – h, тематизм на звуках аккордов – a, B, инвенции с удержанным противосложением – g, E.
«Хорошо темперированный клавир, или Прелюдии и фуги во всех тональностях, касающихся как терций мажорных, или До, Ре, Ми, так и терций минорных, или Ре, Ми, Фа. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастианом Бахом – в настоящее время великокняжеским Ангальт-Кетенским капельмейстером и директором камерной музыки в году 1722».
Темперированный, или равномерный, «выравненный» строй, в отличие от натурального, основан на делении октавы на двенадцать равных полутонов. Настроенный натурально клавишный инструмент звучал чисто в пределах тональностей с малым количеством знаков; тональности свыше трех-четырех знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись. Чем больше возрастала роль клавира как аккомпанирующего и как сольного инструмента, тем сильнее назревала необходимость в едином правильном строе, который позволил бы применять все тональности мажорного и минорного ладов, свободно модулировать, пользоваться неисчерпаемыми возможностями энгармонизма. Темперация была известна и до Баха, однако только гений Баха смог систематизировать и обобщить с такой художественной силой потребности и стремления своего века, предвосхитить то, что лишь много позже вошло в музыкальную практику.
ХТК, воплотивший в законченной художественной форме идею «темперированного инструмента», состоит из двух частей, каждая из которых содержит по 24 прелюдии и фуги, расположенных попарно, «малыми циклами», в хроматически восходящей последовательности от C-dur до h-moll включительно.
Первая часть ХТК создавалась в 1722 году.
Вторая часть ХТК была закончена в 1744 году, через 22 года после создания I-ой части. Она была названа «24 новые прелюдии и фуги» и состояла из пьес, написанных в разные годы, которые композитор тщательно переработал, применив накопленный с годами опыт.
Цикл прелюдий и фуг И.С.Баха ХТК занимает совершенно особое место в мире музыки. Это не просто один из бессмертных шедевров мировой музыкальной литературы. Это в полном смысле слова энциклопедия полифонического искусства; это настольная книга каждого мыслящего музыканта, необходимое – на всю жизнь – пособие и вместе с тем неиссякаемый источник наслаждения.
Бетховен, изучавший ХТК с детства, называл его своей «музыкальной библией». Шуман, который по собственному признанию, в тяжёлые минуты жизненных сомнений и невзгод «искал спасения у Баха», писал ещё в юности: «Баховский Wohltemperiertes Klavier» является моей лучшей грамматикой… Всё писалось на вечные времена». Антон Рубинштейн буквально благоговел перед Бахом и постоянно напоминал, что «его ХТК сделался евангелием для каждого серьёзного и стремящегося к высшему идеалу художника…».
ХТК – это энциклопедия художественных образов Баха. Здесь много светлой, жизнеутверждающей, торжественной (прелюдия D II), шутливо-задорной музыки (фуга B I); наряду с ней много образцов искусства лирико-драматического плана, драматические поэмы (прелюдия es I) и скорбные размышления (фуга fis I).
«…В „Wohltemperiertes Klavier", — говорил А. Рубинштейн, — вы находите фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они все схожи — в красоте...».
Примечательная особенность этого цикла заключается в соотношении прелюдии с фугой, которые сгруппированы в нем как произведения равноправных жанров. До Баха зачастую прелюдия не писалась вообще или существовала в виде наброска, то есть фуга предварялась свободным прелюдированием. У Баха члена цикла дополняют друг друга и уравновешивают: прелюдия излагает, повествует, фуга утверждает, логически обоснует. Типы связей между произведениями различны – некоторые прелюдии готовят фугу, некоторые же могут поспорить с фугой в своём значении.
Прелюдии написаны чаще всего в простой, непритязательной, но всегда достаточно убедительной и разнообразной форме. Среди прелюдий есть произведения и гомофонные и полифонические. Одни из них напоминают инвенции, другие сходны по характеру с «арией», третьи близки по духу к танцевальным пьесам и т.д.
Фуги свидетельствуют о еще большем разнообразии и творческой фантазии. Каждая из них «как бы вычеканенный на медали профиль», который определяется темой, ее характером, способом ее развития, количеством голосов и их взаимодействием. Большинство фуг 3х и 4х- голосыне, одна 2- голосная и две из I тома пятиголосные (cis, b).
Прелюдии и фуги цикла доведены до высшего художественного совершенства, возможного на клавесине. Каждая пьеса индивидуальна по образу, и форма её обладает неповторимо оригинальными чертами. Таких решений в клавирной прелюдии и фуге до Баха не достигал никто.
ХТК является тем самым сборником, который отражает всю глубину и разнообразие Баха-композитора. О его поэтическом обаянии этого удивительного цикла нельзя сказать лучше, чем это сделал А.Швейцер: «То, что захватывающе притягивает в нём, - это не форма и не строение отдельных пьес, но отражающееся в нём миросозерцание. Эта музыка…поучает и утешает. В ней звучат радость, скорбь, плач, жалобы, смех; но всё это преображено в звук так, что переносит нас из мира суеты в мир покоя, будто сидишь на берегу горного озера и в тишине созерцаешь горы, леса, облака в их непостижимо глубоком величии».
Как и большинство произведений Баха ХТК не был издан при его жизни. Впервые сборник увидел свет в 1837 году под редакцией К. Черни. Затем эта редакция была подвергнута критике за ряд неточностей. Во второй половине 19 в. начале 20 в. вышел ряд редакций ХТК – Таузиг, Бузони, Барток, Муджеллини и др.