Принципы досуговой деятельности учреждений дополнительного образования
Понятие досуг, досуговая деятельность учреждений дополнительного образования.
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Прежде всего следует отметить, что понятие «досуг» – это категория социологическая. В социологии понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы.
Так, в Кратком словаре по социологии понятие «досуг» рассматривается как синоним понятия «свободное время». Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора личностью досуговых занятий (отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т. д.). Досуг-совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности.
Это деятельность, осуществляемая в русле определённых интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и ещё многим другим может быть занят он в свободное время.
Досуговая деятельность - это весьма значимое звеном работы учреждения дополнительного образования, важный компонент его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.
Понятием досуговая деятельность обозначают организацию и реализацию различного рода массовых досуговых мероприятий - праздников, фестивалей, концертов, конкурсов спортивных соревнований, тематических дней и недель вечеров и т.п.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.
Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием.
Социально-педагогический потенциал досуга может быть выявлен из его содержания и методов организации.
Отдыхкак досуговая деятельность в какой-то мере освобождает от повседневных забот, даёт ощущение эмоционального подъёма и возможность открытого выражения своих чувств. Отдых может быть активным (занятие физкультурой, слушание музыки) и пассивным (расслабление).
Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещает затраты на трудовую деятельность. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, а также путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.
Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к культурным ценностям. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве; это всевозможные хобби и любительские занятия.
Общение как досуговая деятельность осуществляется в процессе взаимодействия индивидов, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, результатами деятельности. Досуговое общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса. В культурно - досуговой деятельности реализуются такие социально-педагогические функции, как рекреация - снятие индивидуальных и групповых напряжений, восстановление сил; компенсация-возмещение, уравновешивание сил; коммуникация-общение. Досуговая деятельность учреждений реализуется через организацию досуговых программ.
Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей — от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.
Принципы досуговой деятельности учреждений дополнительного образования.
Досуговая деятельность подрастающего поколения должна базироваться на определённых принципах. К ним относятся:
1.Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлечённости всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения досуговых запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.
2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.
Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности проводиться на творческой активности, увлечённости и инициативе детей.
3. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
4. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление досуговой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей и подростков на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.
5. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали им в организации досуга, учили философии досуга. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социального - воспитательного учреждения в другое.
6. Принцип интереса и занимательности - заключается в создании непринуждённого эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, так как отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.
Билет № 2