Умственное воспитание
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройках то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая и неспелая ягода, растения в различные времена года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
Так, по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т. д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатать комочки глины кругообразными движениями.
Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого.
Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Педагог также активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стекой, ножницами), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.
Сенсорное развитие.Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленности Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Дошкольников волнуют и полеты в космос, и труд советских людей в городе и деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.
Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить об их возрастных возможностях. Если поставить слишком сложные задачи, то отсутствие необходимых навыков и умений помешает детям не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
Групповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т. д.).
В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу. Например, все лепят зверей для зоопарка или домашних птиц для композиции «Птичий двор». В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием детям предлагается создать рисунок, игрушку в подарок маме, бабушке к празднику 8 Марта, приготовить для родителей пригласительные билеты, сделать из бумаги, природного материала забавную фигурку ко дню рождения младшего братишки, сестренки, товарища. Такая направленность занятий способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательности.
В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны.
Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала всегда радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если все время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность, зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Очень важно правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Трудовое воспитание. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества — желание получить результат, создать определенное изображение.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; малыши приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, клея, глины и др., возможности и особенности работы с ними.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Нередко вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее -место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Уже в детском саду необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда все приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.
Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для посадки черенков растений, лука, посева овса и т. д. Старшие дошкольники могут изготовить предметы для игр малышей: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты, вырезать и наклеить лото, домино и многое другое. Такая общественно направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.
Эстетическое воспитание. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоиий. которые постепенно переходят в эстетические чивства. содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т. д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, их плавный изгиб. При этом снова возникает эстетическое чувство.
Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.
Развитие эстетических чувств. При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется и эстетическое чувство. Малышей волнует яркий цвет, блестящая поверхность; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают уже более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний:
яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы, темное пальто и яркая (или светлая) шапочка. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например ветвей дерева, комнатных растений. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью форм ы предмета, например глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.
В эстетическом чувстве одна из его сторон — чувство цвета или формы — может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений (цветовых, пространственных, двигательных). Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета, тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красивых цветосочетаний. Развитие чувства цвета, формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм предметов и явлений.
Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).
Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Развитие художественного творчества. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выра-жают свое отношение к нему. Задача педагога — научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Эстетическое восприятие содействует развитию соответствующих представлений, в которых отражаются эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражает с помощью изобразительных средств.
Воспитатель предлагает детям такую тему для рисунка, лепки, аппликации, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребенка, взволновала его, чтобы малышу захотелось выразить ее как можно лучше: например, предложение нарисовать дом подается в такой форме, что у детей возникает желание пофантазировать и придумать «свой» дом с присущими только ему выразительными чертами. Это могут быть дача, здание новой школы или дом для зайчика, для Снегурочки и т. д.
Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбирает педагог для изображения (это не только хорошо знакомые предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции, радость, удивление, восхищение). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти образные, выразительные слова. И если цитируется стихотворный или песенный текст, то от этого эстетическое впечатление только усиливается.
Характерная черта изобразительного художественного творчества — создание выразительных изображений. Однако дети не могут создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность изображения зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предмета. Отчетливо изображенная форма делает образ узнаваемым и вызывает у самого исполнителя удовольствие, положительные эмоции.
Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция. Если рисунок, аппликация продуманно расположены на бумаге с учетом формы и пропорций предмета: не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону),— это также радует ребенка.
Изображение детьми предметов и явлений действительности — это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Иными словами, дети отмечают, чем красив предмет, что в нем интересного, чем хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т. д. Все эти стороны порой тесно переплетены между собой, но может выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.
Характеристика эстетических свойств предметов, созданных человеком, близка их идейно-нравственной оценке. За вещами стоят трудовая деятельность людей, их взаимоотношения. То, что делается на благо человека, для его счастья, воспринимается как прекрасное. Детям понятнее это сочетание эстетического и нравственного в том случае, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета. Знакомя детей с явлениями природы, событиями жизни (разумеется, в доступной форме), воспитатель обращает их внимание на значительность и красоту этих событий и явлений. Он ставит своей задачей: посредством переживания через красивое подвести детей к оценке окружающего, развить в них высокие чувства гуманизма, любви к Родине, уважения к трудящемуся человеку.
Однако не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на четвертом году жизни. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили свое одобрение, отметили ее. Но положительную оценку педагог дает по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.
Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы доставить радость другим,— задача педагога. Воспитатель должен руководить всеми процессами детской художественной деятельности, связанными с созданием выразительного образа: от эстетического восприятия самого предмета, формирования представлений о его свойствах и общем облике до воплощения замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.
Подготовка к школе
В настоящее время, когда период подготовки детей к школе сокращается, особенно важно повысить эффективность педагогического процесса в детском саду.
Какое значение в этой связи имеют такие продуктивные виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование? Во-первых, у детей формируются те качества личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Во-вторых, на занятиях осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области изобразительного искусства и конструирования, дети получают возможность успешно усваивать соответствующий материал на уроках в школе.
Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умения слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу.
Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми он владеет, нужно выбрать лишь те, что позволят создать изображение. Например, чтобы нарисовать какую-то игрушку, ребенок вначале должен внимательно рассмотреть ее, затем, получив представление о внешнем виде предмета, определить его форму, строение, соотношение частей и только после этого приступить к непосредственному изображению с помощью соответствующих движений. Умение проанализировать задачу и выбрать необходимые для ее решения способы действия — важный компонент учебной деятельности.
Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен уметь контролировать их и при необходимости исправлять. Это умение — важный элемент учебной деятельности. Формирует его педагог постепенно, вначале показывая, как осуществляются действия контроля, а затем обращая внимание детей на необходимость контролировать процесс изображения.
Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности умение контролировать свою работу поможет ребенку и при выполнении заданий в школе.
Еще одним важным компонентом учебной деятельности является оценка результата. Для формирования действий оценки в изобразительной деятельности есть все условия: дети получают изображения в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которые могут оцениваться с точки зрения поставленной педагогами или самим ребенком изобразительной задачи.
Формирование названных компонентов в учебной деятельности при обучении рисованию, лепке, конструированию имеет большое значение для подготовки детей к школе.
Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.
Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения произвольно регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, умения отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя выполнять ту деятельность, которая необходима (заниматься, готовить домашние задания).
Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях изобразительной деятельностью и в свободное от занятий время, когда дети рисуют, лепят, вырезывают и наклеивают, конструируют по своему выбору. Изобразительная деятельность в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства: программа школы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду. А на уроках труда дети лепят, конструируют, делают аппликации, изготовляют разные полезные вещи. Умения, приобретенные детьми в детском саду, облегчают им включение в школьную жизнь.
В процессе целенаправленного обучения изобразительной деятельности и конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т. п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе.
2. Дайте определение понятию «детское изобразительное творчество». Раскройте показатели творчества дошкольника характеризующие: отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество продукции детской художественной деятельности. Охарактеризуйте пути создания условий для развития детского изобразительного творчества.
Решите педагогическую задачу:
В редакцию журнала «Пралеска» обратились родители пятилетней девочки с таким письмом: «Наша дочь до трех лет развивалась, как все, без каких-либо особых отличий. Девочка послушная, любознательная, добрая. В 3 года мы отдали ее в детский сад. Там она на занятиях научилась лепить из пластилина. И тут все началось. Теперь это ее любимое занятие, она не играет в обычные игрушки, она лепит их сама из пластилина и играет в них. Лепит буквально все: людей, зверей, мебель, машины, дома и т.д. У нее уже свой вылепленный зоопарк, магазин, дом. Причем лепить может часами, не отрываясь, даже обедать не дозовешься. Если ей мешают, становится грубой и вредной. Получается у нее неплохо. У нас в роду этим никто не занимался. Помочь мы ей ничем не можем, потому что не умеем. Даже не знаем, что делать. Может, у нее, правда, талант? Может быть, стоит его развивать? Но не сделает ли это ее развитие односторонним? Может, обратиться к специалистам? Посоветуйте, что делать...»
Предложите свои варианты ответов на вопросы родителей. Разработайте рекомендации родителям по развитию творческих способностей дочери.
Творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек, формы и способы его мышления, личностные качества.
Творческие возможности детей проявляются уже в раннем возрасте. Особенности детского творчества:
1. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна, и это — первая важная особенность детского творчества.
2. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, иногда гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенности детского творчества.
3. Ребенок, в отличие от взрослого, не испытывает особенных трудностей в решении проблемы. Он с легкостью ведет ориентировочную, порой бессмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. Это третья особенность детского творчества, она связанна с первыми двумя.
Особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в рассматриваемом возрасте. Таким образом, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. Только при таком подходе возможен успех в формировании и развитии у дошкольников творчества.
Существенным является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Особым механизмом воображения является перекомбинирование образов, когда признаки одного предмета переносятся на другой, раскрывая существенные характеристики и взаимосвязи действительности
Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Работа по формированию у детей творческих способностей в изобразительной деятельности должна представлять систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вводиться в другие занятия, не связанные с изобразительной деятельностью, вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят: расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, освоение способов деятельности, «включение» всех анализаторов — для создания полной и обширной основы для воображения, обучения комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями.
Самым важным условием раскрытия творческих способностей детей является создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения».
Это требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется совместная работа с взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего с взрослым творчества. Детям доставляет удовольствие делиться своими достижениями друг с другом, с родителями.
Особой заботой воспитателя должно стать создание условий, предпосылок для формирования и проявления творческих способностей.
Художественно-творческие способности представляют собой своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве или качество способов действий:
1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира - высший уровень развития этой способности.
2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.
Все названные способности развиваются у детей, но неравномерно. Помимо возрастных, с большой отчетливостью выступают индивидуальные различия в развитии способностей (у одних детей отстает развитие моторной сферы, у других - восприятие, у третьих - воображение, но хорошо развивается память).