Вопрос. А почему их называют набивными?
Один из древнейших видов художественной росписи ткани – набойка (набивка). Наиболее древние образцы изделий с набойкой найдены в Египте.
В России в ХII веке набивку выполняли ручным способом при помощи резных досок. Ткань раскладывали на мягкой поверхности. Доску окрашивали или смачивали краской и накладывали на ткань, пристукивая (набивая) деревянным молоточком для лучшей пропечатки рисунка. Первоначально набивали красной или оранжевой красками по белому или однотонно окрашенному фону. Потом количество цветов увеличилось и соответственно увеличилось количество досок, каждую из которых окрашивали в один цвет. Эти доски последовательно накладывали на ткань.
Позднее деревянные доски заменили штампами, а ручной труд – машинным, что дало возможность применять разнообразные художественные и технические приемы.
Для платков из Павловского Посада характерен яркий растительный мотив, в котором крупные садовые цветы сочетаются с мелкими полевыми цветочками и листочками. Краски орнамента ярко выделяются на черном, кремовом, белом, коричневом фоне. Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше.
Сегодня на уроке вы будете рисовать платок. Какой же орнамент использовать? Существует несколько видов замкнутого орнамента.
1. Начертите квадрат и проведите две диагонали.
2. Украшайте диагонали одинаковыми узорами.
3. Не забывайте о пространстве между диагоналями.
Ребята самостоятельно придумывают узор и выполняют работу.
3. Жостовские подносы
Среди народных промыслов, выпускающих художественные изделия с лаковой живописью, особое место занимает народный промысел художественной росписи металлических подносов.
Производство подносов возникло в середине ХVIII века на Урале. Позднее подносы стали изготавливать в селах и деревнях Московской области, в том числе и в Жостове. И вскоре разошлись по всей России жостовские подносы, ставшие такими же известными, как тульский самовар или гжельский чайник.
Это лаковая живопись, так как основу изделия изготавливают из папье-маше, иногда – из дерева и металла, затем покрывают черным лаком. После этого художники украшают изделия росписью. После росписи жостовские изделия трижды покрывают бесцветным лаком и полируют порошками вручную.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
П.Синявский