Лекция. Структура выступления. Методы преподнесения материала
Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.
План – это взаимное расположение частей, краткая программа какого–нибудь изложения. Для успеха речи важно течение мысли лектора.
При написании плана необходимо не только выделить вопросы по теме лекции, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план включают формулировки отдельных положений, примеры, цифровой материал, цитаты. Когда такой план написан, легче определить, какие разделы лекции оказались перегруженными, затянутыми, какие вопросы следует опустить, достаточно ли фактического материала и т.д. Это позволяет устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, т.к. в процессе работы над лекцией он уточняется, сокращается или расширяется.
По структуре плана бывают простые и сложные.
Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части речи. Простой план можно превратить в сложный, для чего надо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. План должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественными переходами от одного пункта к другому.
Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. К составным элементам композиции еще с античности относят вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, их надо учитывать еще на этапе подготовки к выступлению. Они обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения: экспериментами доказано, что лучше всего усваивает и запоминается то, что сказано в начале или в конце лекции.
Рассмотрим три указанных элемента композиции.
Вступление.
Неудачное вступление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.
Опытные ораторы рекомендуют начинать лекцию с интересного примера, пословицы, поговорки, яркой и значимой цитаты, юмористического замечания т.д. Эффективное средство завоевания внимания слушателей –вопросы к аудитории, что помогает втянуть слушателей в активную умственную деятельность. Первые слова должны быть необычно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. Приемов для этого существуют много. Чтобы найти интересное, оригинальное начало необходимо много работать, думать искать. Первые фразы, как правило, даются трудно.
Следует иметь в виду уровень подготовки аудитории, что требует своего, особого начала.
Заключение.
Важной композиционной частью любой выступления является заключение . Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Конец речи должен закруглить ее, т.е. связать с началом. Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой прочитана лекция, суммировать наиболее важные положения, подвести итоги сказанного, сделать вывод, поставить перед студентами конкретные задачи, которые вытекают из содержания лекции. Последние слова должны усилить эффект лекции.
Главная часть.
Чтобы удержать внимание аудитории и сохранить его до конца лекции, надо ответственно относитесь к главной части речи. В ней оратор излагает выдвинутые положения, доказывает их правильность, подводит слушателей к необходимым выводам. Если в выступлении нет логики изложения, последовательности развития мысли, трудно воспринимать его содержание, следить за ходом рассуждения лектора, запоминать прослушанное. В главной части речи важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения .
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала. Кратко охарактеризуем эти методы.
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Ректор начинает речь с частного примера, случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.
Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. В начале оратор выдвигает какие –то положения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
Метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий. Обычно параллель проводится с тем, что уже хорошо известно слушателям.
Концентрический метод – расположение материала выступления вокруг главной проблемы. Оратор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую–либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности: описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одной и той же речи позволяет сделать структуру главной части лекции более оригинальной, нестандартной.
Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и вызвать ответную реакцию. Для этого при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические –к чувствам. Самые сильные доводы используются в конце рассуждения (принцип усиления).