Самые стоянки периода среднего палеолита

Пути заселения

На мустьерскую эпоху приходится интенсивное заселение человеком почти всей южной части ВосточнойЕвропы. Основной территорией, откуда шло заселение, был Кавказ и Балканы. С юга заселение происходилов направлении севера до бассейна Десны.

Климат

В это время царил сравнительно мягкий климатический оптимум, хотя и с довольно заметными чертамиконтинентальности, которые все усиливались в связи с наступлением на Восточную Европу валдайского(вюрмского) оледенения.

Флора и фауна

На современной территории Украины степи чередовались с широколиственными дубравами и хвойнымилесами, где водилось много разнообразной дичи. Среди представителей фауны: дикие лошади, бизоны,гигантские олени, сайгаки, дикие ослы, мамонт, шерстистый носорог, медведь, волк, пещерная гиена, лев,лиса и другие. В это время важную роль в хозяйстве человека занимает охота. Собирательство также игралозначительную роль

Расселение людей и жилье

В мустьерскую эпоху люди расселились почти по всей территории современной Украины. Известно более 80мустьерских местонахождений. Плотность населения была больше, чем в эпоху раннего палелолиту.

Лучше всего изучено средний палеолит в Крыму, где обследовано более 1000 пещер, гротов, скальныхнавесов. Однако лишь в 10-12 из них обнаружены культурные остатки мустьерского времени, чтосвидетельствует о заселении всего около 1% всех выявленных в Крыму скальных пустот, которые бы моглислужить убежищем для человека.

Каждое пещерный поселения человек обычно занимал осенью или зимой и, как правило, в закрытых узкихдолинах горных рек, у выхода на низменные участки рельефа - основные охотничьи угодья.

Площадь скальных жилищ-хранилищ, количество и размеры найденных здесь очагов свидетельствуют о том,что в пещерах преимущественно проживало одновременно две-четыре семьи с численностью 6-7 человеккаждая. Поэтому есть основания полагать, что в Крыму в мустьерскую эпоху жило одновременно 200-250человек. Плотность населения примерно составляла 1 чел. / км ².

Сервис

С ростом потребностей количественно растущей человеческого сообщества увеличилась и потребность воружии, повлекшее существенное ее совершенствования. Возникают два основных орудия из кремня -остроконечники и скребло, производившихся в различных технических вариантах, согласно местнымпроизводственных возможностей.

Остроконечники - это орудие повседневной мужской труда, служившее для изготовления метательныхорудий - проволочки, а также использовался как нож для оббилування дичи.

Скребло - преимущественно женское орудие труда для обработки шкур, которое использовалось и дляразличных хозяйственных нужд. Широкое применение имели также плоские кремневые отщепы, которымимогли резать, скоблить, строгать и т.п..

Изобретение метательного орудия - проволочки с каменным остроконечники - важное техническоедостижение мустьерцив. Это, очевидно, было первое орудие труда дистанционного действия имногократного использования.

Около 700 тыс. лет до н.э. человек освоил огонь. Сначала использовались природные источники огня(молния, извержение вулкана и т.д.)

Появление неандертальца

В эпоху среднего палеолита на территории Украины появился новый тип человека - неандерталец. Всего вУкраине найдены кости десяти неандертальцев, живших 100-50 тыс. лет назад.

При раскопках мустьерских поселений в гроте Киик-Коба и во наскальными навесами возле села Вишневое(оба - Восточный Крым), а также в скальном хранилище села Староселье близ Бахчисарая обнаруженыостатки скелетов менее шести палеонтропов разного возраста. Это самое большое собрание костей натерритории Украины.

Захоронение

Умерших хоронили в сокращенном положении, на боку, в специально подготовленных ямах (Киик-Коба,Заскельне VI). Преднамеренный характер таких захоронений в сочетании с определенным ритуалом невызывает сомнения. Итак, в Палеантропы ов могли уже существовать анимистические представления.

Анализируя состав неандертальских погребений на территории Европы по полу и возрасту, можно заметитьтенденцию к захоронениям в скальных хранилищах и на месте жилья преимущественно детей и женщин.Захоронение в Крым в представленные тремя женскими и тремя детскими захоронениями.

Общественный строй

Середньопалеолитични неандертальские группировки были небольшими и состояли обычно из двух-четырехсемей, из которых примерно треть их членов могла принимать участие в охоте. Социальная организацияпалеонтропов основывалась, таким образом, на кровнородственных отношениях внутри общины. Такаяформа общественного устройства называлась человеческое стадо.

Мустьерские общины располагались друг возле друга, и поэтому между ними должны были сложитьсяпостоянные связи, основанные не столько на экономических контактов, что, возможно, возникали присерьезной нехватке пищи, сколько на родино-брачных отношениях. Для мустьерской общины былохарактерно разделение труда.

Самые стоянки периода среднего палеолита

· Ак-Кая

· Антоновка

· Араповичи

· Бабье

· Балка

· Букивна

· Белгород-Днестровский

· Васильевка

· Волчий Грот

· Горцы

· Деркул

· Качиньский навез

· Киик-Коба

· Кодак

· Молодово

· Новоклинивка

· Александровка

· Орел

· Оселовка

· Радванска Гора

· Староселье

· Холодная балка

· Красный Яр

· Чокурча

· Шайтан-Коба

Жилища

Стоянки мустьерцев располагаются как в пещерах и гротах, так и на открытых пространствах. Это или долговременные поселения (базовые стоянки — Молодово 1-5), или кратковременные (охотничьи лагеря — пещера Кударо 1, 3, мустьерские слои). Нередко мастерские по добыче и первичной обработке каменного сырья располагаются у его выходов на поверхность.

Наиболее характерной формой жилищ на стоянках под открытым небом были округлые или овальные наземные постройки с внутренними очагами. Основным строительным материалом для их каркаса были крупные кости животных и дерево, сверху он мог покрываться шкурами, тростником, дерном, корой деревьев и др. Наиболее ярко жилища представлены на стоянках Молодово 1-5, относящихся к молодовской мустьерской культуре в Поднестровье. Площадь каждого из них ок. 50 кв. м, внутри располагалось несколько очагов, у которых размещались различные производственные центры.

Мустье в Крыму

В настоящее время на территории СССР, пожалуй, лучше всего известны мустьерские памятники Крыма, к которым мы теперь и перейдем. Они сосредоточены в основном между Бахчисараем, Симферополем и Белогорском. В Крыму налицо несколько мустьерских культур, относящихся к разным путям развития кремневой техники. Мустье с ашельской традицией, почти вовсе отсутствующее на Кавказе, здесь представлено рядом выразительных памятников.

Первым мустьерским памятником, который стал известен в Крыму, является Волчий грот, открытый К. С. Мережковским в 1879 г., т.е. в то время, когда изучение палеолита и в России, и за рубежом делало свои первые шаги. Мережковский произвел в гроте небольшие раскопки, обнаружил культурные остатки мустьерского времени и определил их возраст. Но вспоследствии это открытие было забыто, и только в 1938—1930 гг. О. Н. Бадер возобновил исследование Волчьего грота (Бадер, 1939]. В 1968 г. раскопки продолжил Николай Бадер [Бадер, 1969]. В гроте три культурных слоя: два нижних — мустьерские, а верхний знаменует уже самое начало позднего палеолита. Местом обитания людей в мустьерскую эпоху служил не столько сам грот, сколько впадина перед его входом, защищенная скалистыми стенами и хорошо обогреваемая солнцем. Раскрытые здесь нагромождения костей, вероятно, представляют собой остатки искусственного жилого сооружения, располагавшегося перед входом в грот; жилище было ограждено крупными костями мамонта и древесными ветвями.

Одним из весьма интересных мустьерских памятников Крыма является пещера Чокурча, находящаяся в 2 км от Симферополя. Она открыта в 1927 г. С. И. Забниньш и раскапывалась в 1928 и в последующие годы Н.Л.Эрнстом и Б. И. Татариновым. Люди жили главным образом у защищенного нависающей скалой входа в пещеру. Остатки их культуры залегают в виде нескольких тонких прослоек, содержащих кремневые орудия, угли, золу и кости. Очевидно, в течение долгого времени, может быть, несколько поколений неандертальцев пользовалось пещерой как местом остановок во время своих охотничьих экспедиций. Охота велась по преимуществу на лошадь и антилопу-сайгу в определенные сезоны года, когда большие стада этих животных стекались из соседних степей на нетронутые пастбища Крымского предгорья. В меньших размерах охотились на мамонта, большерогого оленя, быка, песца и т. д. В те периоды, когда пещера не была занята людьми, в ней селились пещерные гиены; об этом свидетельствуют многочисленные находки их костей, а также костей животных, принесенных гиенами в пещеру и обглоданных там. Такие находки сделаны главным образом в прослойках, не-содержащих культурных остатков и образовавшихся в промежутки между обитанием людей. Вероятно, охотники, возвращаясь в свое становище, должны были выгонять оттуда гиен. Грот Киик-Коба (рис. 40) принадлежит к самым достопримечательным палеолитическим памятникам не только Крыма, но и всей территории Советского Союза и имеет мировую известность. Г. А. Бонч-Осмоловский, открывший грот в 1924 г., произвел в 1924—1926 гг. тщательные его раскопки небольшой полнотой опубликовал все происходящие оттуда материалы [1940, 1941, 1954J. Грот находится на правом берегу р. Зуи, примерно в 25 км к востоку от Симферополя. Он представляет собой открытый на юг и хорошо прогреваемый солнечными лучами неглубокий навес под скалами. Поблизости имеется источник ключевой воды. Такое расположение привлекало к гроту древнепалеолитических людей, местом обитания которых он служил дважды.

В гроте обнаружены два существенно различающихся между собой и перекрывающих друг друга культурных слоя. Нижний слой содержал остатки углей, расколотые кости и кремни. Кости принадлежали волку, гигантскому оленю, антилопе-сайге, лошади, ослу, зайцу и песцу. Кремневые орудия чрезвычайно грубы и примитивны. Это неправильные, слегка оббитые по краю или у острия осколки, в большинстве своем приспособленные для резания. Они аморфны. Устойчивые формы среди них отсутствуют. Ретушь, которой они обработаны по краям, грубая, неравномерная. Характерной их особенностью являются очень малые размеры (длина до 4 см), связанные с тем, что обитатели грота не имели в своем распоряжении крупных желваков кремня и принуждены были крайне экономно обращаться с сырым материалом. По вариантам (путям развития) мустьерской техники нижний культурный слой Киик-Кобы ближе всего напоминает тейяк. Верхний, более поздний, культурный слой Киик-Кобы отделен от нижнего прослойкой, почти не содержавшей культурных остатков и образовавшейся в тот довольно длительный промежуток времени, когда грот не был заселен людьми. Слой занимает меньшую площадь, чем нижний, и на восточном участке резко обрывается. Вероятно, в этом месте располагалось какое-то постоянное искусственное жилое сооружение (быть может, ветровой заслон), устроенное древними обитателями пещеры. Следует учесть, что в период отложения верхнего культурного слоя климат здесь был холоднее современного. Об этом свидетельствуют находки костей холодолюбивых животных, а также состав пыльцы, происходящей из слоя. Кроме того, грот был открыт постоянно дующим холодным юго-восточным ветрам. Все это и вызвало необходимость в его утеплении [Любин, 1970].

Хотя верхний слой но своей мощности и по количеству обработанных кремней уступает нижнему, в нем найдено в 10 раз больше костей. Они принадлежат мамонту, шерстистому носорогу, зубру, лошади, благородному и гигантскому оленям, пещерной гиене и другим животным. Многие расколоты для добывания костного мозга или же обожжены. Кремневые орудия резко отличаются от найденных в нижнем слое и напоминают мустье с ашельской традицией. Как указывает Г. А. Бонч-Осмоловский, хаотическое многообразие нижнего слоя сменилось здесь привычными, удобными в работе типами орудий. Можно предполагать, что люди, оставившие верхний слой, не были непосредственными потомками людей, оставивших нижний слой, а принадлежали к разным культурам, разным этническим группам неандертальцев. Тут наблюдается совсем иная картина, чем, скажем, в шести мустьерских слоях Ереванской пещеры, которые все принадлежат к одной и той же культуре. В верхнем слое встречены дисковидные нуклеусы, скребла и остроконечники разных типов. Характерной особенностью является обилие аккуратно обработанных с обеих поверхностей бифасов. Присутствуют костяные наковальни, отжимники и слегка обработанные кости, возможно использовавшиеся в качестве острий. Налицо остатки нескольких очагов, а также ряд небольших ямок, очевидно выкопанных для сохранения запасов пищи. В этих же местах, в 10 км к востоку от Белогорска, Ю. Г. Колосов обнаружил в 1973 г. мустьерский грот Пролом, раскопки которого доставили кости мамонта, антилопы-сайги, лошади, гигантского и северного оленей, пещерного медведя, песца и многочисленные кремневые орудия, близкие к мустье с ашельской традицией. В 1974 г. он же открыл поблизости, в балке Красной, первую в Крыму мустьерскую стоянку под открытым небом с хорошо сохранившимся культурным слоем, доставившим много костей мамонтов и кремневых орудий.

Грот Шайтан-Коба расположен между Симферополем и Бахчисараем. Он был открыт С. Н. Бибиковым в 1928 г. и раскапывался Г. А. Бонч-Осмоловским в 1929—1930 гг. Шайтан-Коба — неглубокий навес под скалами, находившийся недалеко от месторождений хорошего кремня. Добывание кремня не представляло для обитателей грота особых трудностей, и они не были вынуждены экономить сырье. Поэтому орудия, происходящие из Шайтан-Кобы, крупнее орудий Киик-Кобы, поэтому же в Шайтан-Кобе очень много не использованных в качестве орудий пластин и отщепов кремня. Костные остатки принадлежат главным образом антилопе-сайге (5 особей) и ослу (5). Охота производилась кроме того, на мамонта, зубра, благородного и северного оленей, лошадь, волка, пещерную гиену, пещерного льва, песца. Такой состав фауны свидетельствует о суровых ледниковых климатических условиях начала вюрма. В Шайтан-Кобе представлены два мустьерских культурных горизонта, тесно связанных между собой. Особенностью кремневых изделий Шайтан-Кобы является хорошо выраженная леваллуазская техника раскалывания, которую демонстрируют как нуклеусы, так и отщепы и пластины. Среди орудий преобладают разные типы скребел и остроконечников. Налицо зубчатые орудия, а также небольшое число резцов и скребков, напоминающих поздний палеолит. Бифасы почти вовсе отсутствуют. В верхнем горизонте появляются призматические нуклеусы позднепалеолитических типов и увеличивается число удлиненных пластин. Верхний горизонт можно предположительно датировать позднемустьерским временем, отнести его к числу наиболее поздних из мустьерских памятников Крыма, а нижний — концом среднемустьерского времени. Шайтан-Коба демонстрирует своеобразную крымскую мустьерскую культуру леваллуазского характера, возможно проникшую сюда из Передней Азии через территории Болгарии и Румынии [Колосов, 1972].

Наряду с Киик-Кобой к числу наиболее достопримечательных палеолитических памятников Крыма принадлежит грот Староселье. Он находится близ Бахчисарая, был открыт А. А. Формозовым в 1952г. и раскапывался им же в 1952—1956гг. [Формозов, 1958]. Раскопками вскрыто 250 м2 — наибольшая изученная археологами площадь среди всех крымских мустьерских пещер. Грот расположен недалеко от воды, обращен входом на запад и хорошо защищен от холодных северных и восточных ветров. Площадь грота в палеолите была около 400 м2. Местонахождение хорошего черного кремня заключено в самом гроте и несомненно использовалось первобытными людьми для изготовления орудий. Все эти обстоятельства создавали весьма благоприятные условия для поселения здесь людей мустьерской эпохи. Мустьерские обитатели Староселья охотились главным образом на ослов. Раскопками обнаружены кости не менее 287 особей этих животных. Гораздо реже охотничьей добычей становились лошадь (16 особей), антилопа-сайга (14), мамонт (8), сибирский насорог (4), лисица (5), волк (6), северный олень (5) и т. д. Дикий осел очень быстро бегает, гораздо быстрее, чем дикая лошадь; ловить его в открытых степных пространствах исключительно трудно. Вероятно, поэтому палеолитические обитатели Русской равнины не добывали ослов. Но в гористом Крыму условия для охоты на этих животных были гораздо более благоприятными. Мустьерские обитатели Староселья при охоте на них могли использовать узкие балки с их крутыми обрывами, где относительно легко было устроить засаду, закрыть все пути стаду, а затем истребить его (рис. 41). Идеальным местом для охоты являлось, в частности, расположенное поблизости от грота пастбищное плато Джугут-Кала, окруженное вертикальными обрывами 30—40-метровой высоты. Напуганные первобытными охотниками ослы, лошади и другие животные срывались с таких обрывов и разбивались насмерть [Формозов, 1958; Верещагин, 1971]. Интересно в связи с этим наблюдение, сделанное Формозовым: в нижней части отложений Староселья найдено много целых, не расколотых человеком костей конечностей осла, тогда как обычно палеолитические охотники, их разбивали. По-видимому, это связано с какой-то очень успешной облавной охотой, в результате которой было добыто такое большое количество животных, что люди уже не испытывали недостатка в пище, не нуждались в разбивании костей для добывания костного мозга [Формозов, 1958

Погребения

Неандертальцы захоронили умершего мужчину в позе эмбриона в гроте Ля-Шапель-о-Сен. В неглубокую могилу положили цветы, мясо и яйца, которые могут свидетельствовать о вере в загробную жизнь. Исходя из позднейших погребальных практик, можно предположить, что захоронение было символично. Умерший укладывался в могилу, как эмбрион в утробу матери земли, чтобы родиться (воскреснуть) в новую жизнь. Первые намеки на религию обнаруживаются ещё у синантропов 700 тыс. лет назад. Большинство неандертальцев в других захоронениях по Европе и Ближнему Востокуимеют спящую позу или позу эмбриона (могила при этом имела, как правило, овальную форму, символизируя утробу матери.Тело взрослого неандертальца было посыпано охрой, выложено камнями яшмы и кварца. Эта часть погребального обряда также может быть символом сияющего света возрождения к новой жизни. Охра использовалась позднее кроманьонцами. Современные неписьменные народы также используют охру в погребальных обрядах.Большинство погребений неандертальца ориентируют умершего головой на Запад, возможно, как символ умирания в возрождения. Солнце как бы умирает на Западе, чтобы воскреснуть на Востоке.Большинство захоронений имеют рядом с собой кострище, что может говорить о наличии жертвенных культов. На огне сжигали жертву во время обряда погребения и после захоронения. В пещере Ля Шапель обнаружено кострище в месте не пригодном для жилья, но с большим слоем пепла и костей животных, которых возможно приносили здесь в жертву в честь умерших родичей
Строение нижней челюсти неандертальца свидетельствует о наличии речи у древних людей. Об этом также говорит речевая зона лобной доли мозга.
Захоронения в пещере Шанидар свидетельствуют о том, что древние люди проявляли заботу о калеках.

III

Верхний палеолит.

40—12 тыс. лет назад — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошел относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых:Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленскаяархеологические культуры.Северная и Южная Америка были колонизированы людьми через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

Революция позднего палеолита[править | править вики-текст]

См. также: Ранние миграции человека

Считается, что люди современного анатомического облика (Homo sapiens sapiens) появились около 195 000 лет назад в Африке[1][2]. Однако их внешний вид не стал причиной изменения их образа жизни по сравнению с эректусамии неандертальцами. Люди по-прежнему использовали все те же грубые каменные орудия.Около 50 000 лет назад древняя каменная индустрия изменилась. Вместо одной-двух археологических культур, сходных на всех континентах, появилось множество разнообразных культур и артефактов. Сначала в Африке, а затем и в других регионах кроме каменных появились изделия из кости и рога, а также значительно увеличилось количество произведений древнего искусства. Судя по находкам в южноафриканской пещере Бломбос, в эту эпоху люди научились ловить рыбу. В течение последующих 3 — 4 тысяч лет[3] новые технологии распространились и в Европе, что привело к резкому росту численности населения и, возможно, стало причиной вытеснения и вымирания неандертальцев, конкурировавших с мигрантами из Африки. Пришельцы, которых принято называть кроманьонцами, по названию скального грота Кро-Маньон во французском селении Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй, оставили множество сложных каменных орудий, образцов резьбы по кости, оленьему рогу и бивням слона или мамонта, пещерной живописи и фигурпалеолитических Венер[4][5][6].Этот переход от среднего к позднему палеолиту называют революцией позднего палеолита. Неандертальцы, в отличие от кроманьонцев, продолжали пользоваться древней мустьерской технологией изготовлениякаменных инструментов до своего полного исчезновения около 22 тысяч лет до нашей эры. Заселившие Европу кроманьонцы впервые начали строить более или менее постоянные поселения, нередко с ямами для хранения продуктов. Они часто располагались в узких горных долинах или среди обрывистых берегов рек, что, вероятно, облегчало охоту на проходящих вдоль берегов рек животных. Как правило, в местах поселений люди появлялись лишь в определенный сезон, когда происходили миграции животных, и уходили искать другие источники пищи, когда миграции заканчивались. Реже в селениях жили круглый год. Важнейшим для европейцев того времени пищевым ресурсом был северный олень[7].Технологические инновации этой эпохи включали существенное изменение в производстве каменных инструментов, которое заключались в переходе на скалывание длинных пластин с призматических и пирамидальных нуклеусов. Такая техника позволяла более экономно расходовать материал и получать качественные заготовки для достаточно крупных ножей и наконечников. Кроме тяжелых копий появились легкие метательные дротики и гарпуны. Для рыбной ловли был изобретен рыболовный крючок, а для изготовления одежды — иглы с ушком. Иглы из слоновой кости (вероятно, мамонта), найденные на стоянке Костёнки, имеют возраст около 30 000 лет[8].Искусство позднего палеолита включает многочисленные фигурыпалеолитических Венер, художественную резьбу и гравюры животных на кости и роге, пещерную живопись, петроглифы, а также появление экзотических материалов далеко от места их происхождения, что позволяет предположить наличие навыков торгового обмена. Усложняется структура общества, входит в употребление символика и ритуалы, обозначающие групповую идентичность.

Климатические изменения

Многочисленные перемены в образе жизни человека связывают с климатическими изменениями этой эпохи, для которого характерно началонового ледникового периода. Его самая холодная фаза продолжалась от 25 до 17 — 18 тысячелетий до нашей эры. Тогда большую часть Северной Европы покрывал обширный ледяной щит. Люди могли населять лишь Южную Европу и Причерноморье. Если даже люди каким-то образом могли выжить на льдах, от их присутствия там не осталось никаких следов. Если до начала оледенения Сахара была хорошо орошаемой, и климат там не был столь жарким, как сейчас, то в ледниковом максимуме Северная Африка начала засыхать.После ледникового максимума наступило Аллерёдское потепление, теплый и влажный межледниковый период, продолжавшийся от 11 500 до 10 800 лет до нашей эры. После него внезапно, возможно, в течение лишь десятка лет, климат снова изменился. В период Позднего дриаса он стал холодным и засушливым, и в Северной Европе вновь господствовали субарктические условия. Окончание ледникового периода около 9600 года до нашей эры и связанное с ним потепление было тоже внезапным, а к 8500 году до нашей эры климат стал близким к современному, хотя и несколько более влажным.С таянием ледников уровень моря повышался. В результате затопления низинных берегов образовались Северное море, Ирландское море, Ла-Манш и Босфор, аЧерное море, которое ранее было пресноводным озером, наполнилось соленой морской водой. Повышение уровня моря и его наступление на берега продолжалось до шестого тысячелетия до нашей эры. На дне Северного моря в районе существовавшей там прежде населенной людьми суши, Доггерленда, находят артефакты эпохи мезолита.

Искуство

Искусство возникло в палеолите. В верхнем палеолите оно представлено пещерной живописью, антропоморфной скульптурой малых форм из кости и камня, гравировкой на кости, каменных плитках, пластинках из бивней мамонта.

Появление искусства в палеолите - важный в истории человечества факт, связанный с физиологическими особенностями человека верхнего палеолита - развитием его головного мозга, прежде всего центров речи и ассоциациативного мышления. В связи с этим стоит упомянуть о некоторых современных заблуждениях. Когда "ученые" слоны, обезьяны, птицы и другие животные оставляют цветовые пятна, и это объявляется как способность животных создавать произведения искусства. Однако ни одно животное не может создавать произведения искусства как результат творчества. В лучшем случае животное может изобразить подобие того, что ему покажут, при этом используя предоставленные ему материалы для рисования.

Первые произведения первобытного искусства - гравировки на кости были найдены в 30-е гг. XIX в. Но тогда никто не обратил на них внимания. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 г. испанский археолог М. де Саутуола обнаружил на сводах испанской пещеры Альтамира нарисованных кирпично-красной охрой бизонов и лошадей - первый открытый памятник полихромной палеолитической живописи. Открытие Саутуолы представляется эпохальным по своему значению, по, тем не менее, его встретили с непониманием. Все дело в том, что в науке тогда господствовали взгляды на древнего человека, как на существо дикое и отсталое. Только 20 лет спустя, когда подобные рисунки были открыты в пещерах Франции, стало ясно, что это произведения искусства древнекаменного века.

В настоящее время известно более 40 пещер с остатками палеолитической живописи. Наиболее известные и хорошо изученные из них - европейские Рафиньяк, Ляско, Нио, Камбарель, Лорте, Фон де Гом и другие, открытая в 1959 г. в Башкирии на берегу р. Белой, были открыты изображения в Каповой пещере. Ее своды покрыты изображениями мамонтов, носорогов, лошадей. Все рисунки выполнены красной охрой на коричнево-серой поверхности стен. Спустя 20 лет в глубине Игнатиевской пещеры на Урале также были обнаружены палеолитические изображения.

Палеолитическое искусство отличается поразительной точностью в передаче наиболее существенных признаков человека и животных, для него характерна простота форм. Наиболее ранние изображения - контурные и однотонные, более поздние, как правило, многоцветные, передают объем и форму. Но не только в этом проявилось мастерство древних художников. Оно отразилось и в умении передать динамику и характерные особенности животных. Лошади, быки, олени часто показаны в беге. Палеолитическое анималистическое искусство достигло высокого уровня. В искусстве палеолита обнаруживаются зачатки повествовательных полотен. Таковы, например, групповые изображения животных в Альтамире, скачущих лошадей в Ляско, переходящих через реку оленей в гроте Лортэ.

1 - древнейший палеолитический календарь на пластине из бивня мамонта (стоянка Мальта, Сибирь); 2 - изображение бизона из пещеры Альтамира (Испания)

Сюжеты первобытного искусства показывают, какие мысли и чувства руководили создававшими их людьми. Смысловая сторона палеолитического искусства, его роль в жизни человека того периода значительны. Традиционное изображение животных, причем не всех, а только тех, которые имели ценность в качестве объектов охоты, очевидно, связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магией. В Альтамире, например, изображены рожающие самки бизонов, а рядом - ритмически повторяющиеся знаки лунного цикла, что не случайно.

Статуэтки, изображающие женщин, находят во многих верхнепалеолитических поселениях Евразии. Они невелики, вырезаны из кости и камня, их размер не превышает 5-12 см (мелкая пластика).

Известны европейская и сибирская группы фигур. Европейские фигурки подчеркивают признаки пола: свисающую грудь, массивные бедра, выпуклый живот. Сибирские фигурки более вытянуты, бедра и плечи изображений заужены. Сибирские статуэтки изображаются одетыми в меховую одежду. Интересно, что на всех скульптурах голова показана обобщенно, в виде утолщения, в большинстве случаев совершенно отсутствует лицо.

Статуэтки, изображающие женщин, чаще всего находят разбитыми около или в специальных углублениях. На этом основании возникло мнение, что они служили для выполнения обрядовых действий. Считается также, что отдельные статуэтки являлись символами реальных или мифических женщин-прародительниц либо несут в себе обобщенный эстетический идеал эпохи палеолита, являясь одновременно отражением культа плодородия, изображениями жриц и образов предков. При всем разнообразии мнений наличие статуэток свидетельствует о существовании в гой или иной степени культа женского божества. В них заложены как реалистические, так и мифологические представления о женщине - матери, хозяйке, хранительнице домашнего очага, прародительнице, божестве плодородия или "хозяйке" промысловых животных.

В верхнем палеолите была широко распространена гравировка по кости и камню, тонко передающая образы людей и диких животных. Графические изображения многочисленны и разнообразны: от неопределенного нагромождения линий до реалистических изображений голов людей с определенными портретными особенностями и образов животных. Выполненные прочерчиванием, изображения по своей сущности отличались от традиционной пещерной живописи и канонических женских статуэток - граффити было в полной мере "народным искусством", свободным от каких-либо канонов, рисовали все, что хотели, и все, кто хотел.

Можно выделить несколько типов гравированных изображений на пластинах: портретные и бытовые повествовательные зарисовки, смысловые сцены и отдельные изображения, знаково-календарные системы, в частности календарные записи лунно-солнечного календаря на подвеске и пластине, обнаруженных в Мальте. Мальтийская пластина рассматривается некоторыми археологами как счетная календарно-астрономическая таблица с обозначением годовых оборотов Солнца, Луны и месячных фаз Луны.

Стоянки

Мизинская стоянка

· Самые стоянки периода среднего палеолита - student2.ru На правом берегу Десны в селе Мизин Коропского района Черниговской области было найдено поселение древних охотников на мамонтов. Археологи исследовали остатки пяти охотничьих жилищ, место обработки камня и кости, углубленные очаги, заполненные костным углем, золой, мясные ямы, предназначенные для хранения запасов мяса в течение зимы

В поселении древних охотников были обнаружены остатки более 100 мамонтов, а также кости северных оленей, носорогов, диких лошадей, овцебыков, зубров, медведей, волков, песцов, зайцев, росомах.

· Самые стоянки периода среднего палеолита - student2.ru Самые стоянки периода среднего палеолита - student2.ru Наибольшую ценность имеют обнаруженные при раскопках произведения древних художников: женские статуэтки и фигурки животных из бивней мамонта, уникальные браслеты из мамонтовых костей, украшенные сложными резными орнаментами, украшения из бивней мамонта и ракушек

· Было найдено также несколько больших мамонтовых костей, разрисованных красной охрой. Как считают исследователи, использовались они во время праздников как музыкальные инструменты

· В поселении, что его останки найдены в Мизине, люди жили 20 тыс. лет назад

· жило в нем, по мнению исследователей, до 50 человек.

Человек разумный возникла во времена, когда шла ледниковая эпоха. Наиболее суровый климат установился в Европе 20-17 тыс. лет назад. В те времена северные территории Украины занимал приледниковой лесостепь, где обитали мамонты. На юге раздавались бесконечные холодные степи с многочисленными стадами бизонов. Такие природно-климатические особенности определили жизни людей.

· Аджи-Коба

· Амвросиевка

· Атаки

· Бабье

· Береговое

· Богодухов

· Букивна

· Васильевка

· Большая Аккаржа

· Владимировка

· Вороновица

· Глиняны

· Городница

· Городок

· Гонцы

· Добраничевка

· Довгиничи

· Дубовая Балка

· Журавка

· Замостье

· Кайстрова Балка

· Калюс

· Касперовцы

· Качинский навес

· Каиры

· Китайгород

· Клинец

· Клюсы

· Кормань

· Кочкивци

· Кременец

· Липа

· Лисичники

· Межирич

· Мезин

· Молодово

· Мукачево

· Незвиско

· Новгород-Северский

· Осокоровка

· Пристин

· Пришиб

· Пушкари

· Подгайчики

· Радомышль

· Рашков

· Сокол

· Студеница

· Сюрень

· Успенка

· Фастов

IV

Мезолит — период между палеолитом и неолитом. В отношении современных мезолитических культур, которые, в отличие от европейского мезолита, не затронуло окончание ледниковой эпохи, часто используется термин «эпипалеолит».

Датировка[править | править вики-текст]

Датировка мезолита весьма варьирует в зависимости от региона. На Ближнем Востоке он начался раньше, всего около 15 тыс. лет до н. э., и уже около 10 тыс. лет до н. э. сменился докерамическим неолитом. На большей частиЕвропы мезолит был сменён неолитом около 6—5 тыс. лет до н. э., дольше всего он сохранялся в районе Балтийского моря и Финского залива (кампинийская культура). Ряд культур мезолитического типа исчезли относительно недавно (индейцы юга Калифорнии, пигмеи до их подчинения племенами банту) или продолжают существовать сейчас (бушмены,аборигены Австралии, ряд групп индейцев Амазонии).

В археологии доколумбовой Америки термин «мезолит» не используется во избежание хронологической путаницы, поскольку явления, подобные европейскому мезолиту (окультуривание растений, местная керамика), возникли в Америке существенно позднее, около 2000 г. до н. э. (поздний Архаический период американской хронологии). Одним из древнейших примеров окультуривания растений в Америке является памятник Эджуотер-Парк, который датируется около 1800 г. до н. э. У большинства племён Северной и Южной Америки охота и собирательство доминировали над земледелием вплоть до контакта с европейцами.

Характеристика[править | править вики-текст]

Наши рекомендации