Тенденции культурной универсализации в современном мире

Для современного мира характерны интеграционные процессы в экономической, политической, информационной сферах жизни. В подавляющем большинстве стран мира эти процессы имеют объективный характер, которые возникают как следствии роста культурных коммуникаций. Это ведет к росту взаимовлияния культур. Формирование, необходимых для интеграционных процессов, общих культурных норм и ценностей называют культурной универсализацией.

Первая форма культурной универсализации – модернизация. Это понятие имеет два основных значения. В широком смысле культурная модернизация означает резкое обновление культуры норм и ценностей по требованию времени. В узком смысле культурная модернизация означает преодоление культурного «запаздывания» от культуры развитых стран.

Выделяют два вида культурной модернизации – органическая и неорганическая. Органическая модернизация осуществляется естественным путем, в ходе исторической эволюции общества. Неорганическая модернизация ориентирована на целенаправленное внедрение культурных ценностей и образа жизни извне.

Сложности реализации «универсальной» концепции культурной модернизации убедили в том, что далеко не всегда и не везде западная либеральная ценностно-нормативная система оказывается полезной для не западных культур. Современная трактовка модернизации учитывает высокую значимость традиционной культуры для устойчивости любого общества. Все более утверждается идея, что главным в модернизации культуры является опора на собственные силы, открытие родных культурных ценностей как легитимирующей основы.

Вторая форма – аккультурация.В результате такого взаимодействия культура одного народа полностью или частично воспринимает ценностно-нормативную систему другого. Этот процесс может быть добровольным и насильственно навязанным извне. Как правило, более развитая культура побеждает в подобной конкуренции. Аккультурация, в таких случаях, проявляется в замене культурных кодов на противоположные – коллективизм на индивидуализм. Она сопровождается разрушением «привычных» культурных принципов жизнедеятельности общества.

В России аккультурация происходит в собственно экономическом и общекультурном смыслах (видах). Первый вид аккультурации – западное экономическое образование, насыщение рынка западными товарами, стимулирование приватизации собственности, появление новых экономических институтов, полноправное «хождение» доллара и т.п. Второй вид аккультурации – пропаганда западного образа жизни в целом, языковое заимствование, рост массовой культуры американизированного типа, западное религиозное влияние, развитие иностранного туризма и т.п.

Третья форма культурной универсализации – вестернизация. Это целенаправленное навязывание образцов западной культуры при бездумном запросе большой части населения на «американскую моду». В конечном итоге это неизбежно приводит к утере «принимаемой» стороной своей культурной самобытности. Осознание обществом утери (или возможности утери) собственной культуры может вызвать социальный протест, сформировать враждебное отношение к западной культуре как таковой.

Разведение понятий «модернизация» и «вестернизация» не имеет решающего значение. Но Запад делает все возможное, чтобы в массовом сознании эти термины оставались синонимами. Те государства, которые переходят к либеральной рыночной модели хозяйствования по западным моделям, обречены на зависимое положение. В этом случае Запад получает колоссальные экономические и политические преимущества. Но данный постулат вовсе не отвергает необходимость использования передового опыта хозяйствования и не настаивает на «изоляционизме».

Модернизация современной России более адекватно определяется как «вестернизация» – массовое наступление западной культуры, агрессивное навязывание ценностей и форм рыночного либерализма, полная дискредитация предшествующей культурной жизни советского периода. Согласимся с тем, что западная культура неизбежно входила и входит в жизнь России. Но ее «нестыковка» с традиционными ценностями порождает процессы разрушения или мутации в российской культуре.

Как показывает российская практика, «жесткая» вестернизация не проходит на российском пространстве. Необходим поиск собственных предпосылок модернизации в ценностно-нормативной системе российской культуры. Предпосылки находятся в собственном Российском духовном наследии тех элементов, которые могут наиболее успешно способствовать органичной модернизации. В этом отношении пример Китая представляется весьма убедительным.

На рубеже тысячелетий культурная универсализация все чаще характеризуется какглобализация. Понятие «глобализация» имеет два значения. В первом значении глобализация трактуется как объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь остальной мир. Во втором значении глобализация рассматривается как подчинение культуре Запада (американской) всех остальных народов и культур с целью их эксплуатации.

Последний вариант глобализации представляет опасность подчинения всех национальных культур единому космополитическому стандарту. Фактически глобализация есть не что иное, как политика США, направленная на установление мирового господства, и это она делает посредством своей культуры. В современной России происходит имитация рыночной экономики.

Наличие всех ее необходимых атрибутов отнюдь не обеспечивает даже простого социально-экономического воспроизводства. Это уже привело к угрозе потери российской культурной самобытности. История доказывает, что всякий раз, когда в России предпринимались попытки реформ, всегда возникал конфликт между либерализмом и традиционализмом российского общества.

«Традиционализм» всегда вставал непреодолимым препятствием на пути внедрения западного образа жизни. Объяснить данный феномен может то особое положение, которое Россия занимает с самого начала становления своей собственной культуры. Россия представляет собой особый Евразийский мир, в котором сталкиваются и примиряются культуры Запада и Востока.

Модернизация культуры

Под модернизацией понимается переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, которые охватывают все сферы общества и формы культуры. Термин же «модернизация» имеет отношение только и всегда к «современному» социальному прогрессу.

Суть современной модернизации связывают с всемирным распространением ценностей и достижений капиталистической формации. Речь идет о ценностях рационализма, урбанизации и рыночного способа хозяйствования. Лидеры модернизации (США и Западная Европа) полностью приобщились к ним и добились значительных экономических результатов.

Модернизация призвана объяснить, запоздавшим в своем развитии странам, как можно достичь современной стадии развития и решить современные социальные и культурные проблемы. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система рыночного капитализма.

Наши рекомендации