Принципы цветовой гармонии

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЦВЕТА

1. Цветовая гармония.

2. Цветовые предпочтения.

3. Цветовая символика.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.

2. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Высшая школа, 1984.-с. 187,189

3. Фрилинг Г. Ауэр К. Человек-цвет-пространство. М., Стройиздат, 1973.-с. 12-13.

4. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., Искусство, 1986.-с.87

5. Юрьев Ф. Цвет в искусстве книги. Киев, «Вища школа», 1987.-с.37-59.

6. Гармония цвета. /Практический каталог расширенных цветовых гамм с расшифровкой всех оттенков по системе CMYK/.Москва-Минск, АСТ-Харвест, 2005.

Цветовая гармония

Понятие «гармония»

Гармония /гр.- harmonia - связь, стройность, соразмерность/ - соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое.В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.

Термин "гармония" как эстетическая категория возник в Древней Греции. Эта категория сопряжена с такими понятиями, как мера и пропорциональность, сомасштабность человеку. Гармоническое, по понятиям античных людей, обязательно было возвышенным ипрекрасным. Применительно к цвету, в живописи понятие гармония интерпретировалось как ясная различимость цветов и вместе с тем их сближенность, смягчение отношений оттенками и светотенью, небольшое число доминантных цветов и четкость типа цветовой композиции.

Развернутую теорию гармонии дал Г.Гегель. Формулируя три основных момента гармонии - внутреннее единство, целостность и согласованность, он подразумевал под этим значение качественных различий внутри системы: "Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи"

Современная эстетика трактует гармонию как форму выражения идеала. Отрицая нормативистскую трактовку гармонии как внешней согласованности частей и целого, как отсутствие конфликтов, она понимает гармонию как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерностей развития действительности.

Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветовых пятен, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.

Гармония должна вызывать у человека определенные положительные эмоции.

Суть гармонии в том, что цветосочетания создают комфортные условия для восприятия. А такие условия создает цветовой баланс.

Типы гармонических цветосочетаний

Различают гармонии, построенные на нюансных цветосочетаниях – нюансные гармонии, и гармонии, построенные на контрастных цветосочетаниях – контрастные гармонии.

Нюансные гармонии подразделяются на:

- монохромные – построенные на сочетании цветов одного цветового тона, при этом могут использоваться ряды: световой, теневой, равной насыщенности и др. в результате можно добиться, с одной стороны - сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений;

- полихромные – построенные на сочетании цветов, расположенных в цветовом круге в пределах 70*. Такие цветосочетания называют аналогичными. Благодаря близости расположения такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое разнообразие и элегантный вид.

Контрастные гармонии строятся на:

- цветовых парах – диадах – два аддитивно дополнительных цвета, расположенные на диаметре 24-х цветного, равноступенного, аддитивного цветового круга; Сюда относится и «гармония равнобедренного треугольника». Такие цвета более мягкие, нежели сочетания просто двух дополнительных цветов;

- цветовых триадах– три цвета, расположенные на равных интервалах в 24-х цветном, равноступенном, аддитивном цветовом круге /цветовой треугольник/;

- цветовых квартетах– четыре цвета, расположенные на равных интервалах в 24-х цветном, равноступенном, аддитивном цветовом круге /цветовой квадрат/;

- сочетании хроматических и ахроматических цветов.

Принципы цветовой гармонии.

1. Связь – (слаженность, прилаженность цветовых элементов друг к другу). Осуществляется:

а) в нюансных цветовых гармониях – за счет близости цветовых элементов по цветовому тону (в пределах 45 градусов в 24-цветном цветовом круге);

б) в контрастных цветовых гармониях, построенных на цветовых парах, триадах, квартетах:

- за счет сближения цветовых элементов по светлоте – общий разбел или общее зачернение всех цветовых элементов композиции;

- за счет снижения насыщенности всех цветовых элементов композиции (добавление во все цветовые элементы серого цвета равного им по светлоте);

- за счет колорита – добавление дозы доминирующего цвета в аккомпанирующие цвета.

2. Единство противоположностей

В цветовых композициях обязательно наличие контрастов:

- в нюансных гармониях – контрасты по светлоте и насыщенности;

- в контрастных гармониях – по цветовому тону и светлоте (либо насыщенности).

Единство обеспечивается первым принципом (СВЯЗЬ).

3. Мера.

Критерием меры является идея произведения. Выразителями меры являются цветовые отношения и пропорции.

4. Порядок и организованность.

Порядок и организованность определяются идеей произведения. Упорядочение цветовых элементов осуществляется с помощью таких закономерностей композиции как метр, ритм, симметрия и т.д. Организованность – путем соподчинения цветовых элементов, т.е. определение главного, доминирующего цвета, который может преобладать количественно (по площади) и качественно (по насыщенности) и подчинение ему аккомпанирующих цветов количественно либо качественно.

5. Устойчивость системы.

Цветовая композиция должна быть уравновешенной.

6. ЯСНОЕ СТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ, ПРОСТОТА И ЛОГИЧНОСТЬ, КАК В ЦЕЛОМ, ТАК И В ЧАСТЯХ. (Гениальное – всегда просто).

7. СООТВЕТСТВИЕ.

Этот принцип предполагает соответствие выбранных цветовых средств идеи произведения.

8. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.

Этот принцип предполагает оптимальный выбор цветовых средств, достаточных для выразительного выявления идеи произведения. МИНИМУМ СРЕДСТВ – МАКСИМУМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ!

Цветовые предпочтения

«На вкус и цвет товарищей нет» - гласит народная пословица. Одному более красивым кажется голубой цвет, другому - зеленый. Действительно, отношение к цвету отдельного индивидуума субъективно, но в основе своей оно покоится на объективных закономерностях.

Цветовые предпочтения в определенной степени зависят от физиологических свойств организма.

Люди со здоровой, неутомленной нервной системой: дети, молодежь, подростки, крестьяне, люди физического труда, обладающие кипучим темпераментом и открытой прямой натурой предпочитают простые, чистые, яркие цвета; контрастные цветосочетания, которые действуют как сильные раздражители.

Действительно, такие цвета и цветосочетания встречаются в детском художественном творчестве, в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве всего земного шара, в древнерусской монументальной живописи, в самодеятельном «городском фольклоре», творцы которого - люди неинтеллигентного труда, в искусстве художников-революционеров XX века.

Люди с утомленной и тонко организованной нервной системой - люди среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда предпочитают: сложные, малонасыщенные (разбеленные, ломанные, зачерненные), ахроматические цвета, нюансные цветосочетания, которые скорее успокаивают, чем возбуждают, вызывают сложные неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня.

Такие цвета и сочетания встречаются в европейском костюме для среднего и пожилого возраста, в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVII в. - рококо, XIX и XX вв. - модерн); в современной проектной графике и окраске большинства архитектурных объектов.

Эти обобщающие психофизиологические данные и многочисленные исследования ученых позволяют определить дальнейшее дифференцирование цветопредпочтений по различным социальным группам:

а) в зависимости от возраста:

шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни:

дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим.

Среди детей младшего и среднего школьного возраста пред­почтения разделяются следующим образом: у мальчиков (7-8 лет) самым любимым цветом является красный, а на втором и третьем месте - желтый. У девочек этого же возраста на первом месте – синий.

Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

Дети, подростки, молодежь предпочитают в целом простые, чистые, яркие цвета, контрастные цветовые сочетания; лю­ди среднего и пожилого возраста предпочитают сложные, малонасыщенные, ахроматические цвета, нюансные цветосочетания.

б) в зависимости от пола:

Английский ученый У. Уинч в результате опроса двух групп, состоящих из мужчин и женщин, получил перекрестно чередующуюся схему предпочтения цветов у мужчин и женщин:

№ п/п Цветовые предпочтения
мужчины женщины
1. зеленый синий
2. синий зеленый
3. красный белый
4. белый красный
5. желтый желтый
6. черный черный

Но внутри всякой группы испытуемых имеются свои отклонения, зависящие от характера восприятия и других индивидуальных особенностей человека.

в) в зависимости от характера труда:

Люди физического труда предпочитают простые чистые и яркие цвета, контрастные цветосочетания.

Люди интеллектуального труда предпочитают сложные, малонасыщенные, ахроматические цвета, нюансные цветосочетания, вызывающие сложные неоднозначные эмоции, нуждающиеся в более длительном созерцании.

Цветовые симпатии различных социальных групп как малых так и больших, наиболее непосредственно проявляются в декоративно—прикладном искусстве, самодеятельной живописи и графике. На этих объектах можно изучать живой цвет в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений наряду со знанием психофизиологических особенностей отдельных социальных групп можно получить на основании изучения истории искусства данной социальной группы, народности, национальности.

Умелое использование цветовых предпочтений является мощным оружием в руках художника. Это один из факторов повышения эффективности визуальной информации. Ведь от того нравится или не нравится цвет или цветосочетание, может зависеть будет или не будет воспринята информация. Разрабатывая цветовую композицию объекта необходимо четко себе представлять, кто будет её воспринимать: люди физического или умственного труда, молодые или пожилые и т.д. Безусловно, вкусы каждого не учтешь, надо ориентироваться, если это возможно, на преобладающее большинство. Возьмем, к приме­ру, цех промышленного предприятия и научно-исследовательский институт. Допустим, трудящимися цеха вполне будут восприниматься яркие и звонкие цвета, а сотрудники НИИ отдадут предпочтение приглушенным цветам, нюансным цветосочетаниям. Однако цех имеет административно-бытовой корпус, в котором работают люди интеллектуального труда, и они могут отдать предпочтение, соответственно, мягким, нюансным цветосочетаниям. В то же время, обычно в административно-бытовом корпусе размещается красный уголок, где собираются рабочие цеха, значит, и ориентироваться необходимо на их предпочтения. Таким образом, необходим строго дифференцированный подход к определению цветового решения объекта в зависимости от функционального назначения места его размещения, и, соответственно, аудитории, для которой он предназначен.

Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль иг­рает предмет — носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут слу­жить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах.

Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества, например, декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цве­товые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа.

Цветовая символика

Проблема цветовой символики тесно связана с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.

В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика играла особо важную роль в идейно образном содержании художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности и верой в якобы магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные персонажи.

Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы и основана на цветовых ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же - символ силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его символом страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет - это победа, торжество, признак веселья. В новой истории красный цвет становится символом пролетарской революции. Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета, возникшее в глубокой древности на основе ассоциаций, под влиянием производственных и бытовых обрядов, мифологических и религиозных взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том, как, в какой форме он подал эти символы.

Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. В связи с этим, целесообразно их подразделить на ассоциативные, позитивные и негативные (см.табл.1)

Таблица 1. Цветовая символика.

цвет ассоциации символы
ассоциативные позитивные негативные
белый свет, серебро Свет, Серебро Духовность, Чистота, Ясность, Невинность, Правдивость Смерть, Траур, Реакция
черный тьма Мрак Земля Смерть, Траур, Реакция, Отсталость, Преступность
желтый Солнце, золото Солнце, Свет, Золото, Богатство   Богатство, Радость Разлука, Подлость, Коварство, Зависть, Ревность, Предатель­ство, Безумие, Измена
оранжевый Закат, Осень, Апельсин Теплота, Спелость Энергия, Труд, Радость Предательство, Измена
красный Огонь Жизнь, Сила, Страсть Любовь, Победа, Торжество, Праздник, Веселье, Демократия, Революция, Борьба за свободу Война, Страдание, Смерть, Насилие, Тревога, Гнев
пурпурный   Богатство, Власть, Держава Достоинство, Зрелость, Великолепие Жестокость
фиолетовый Фиалка   Вера, Совесть, Художественная одаренность Смирение, Старость, Печаль, Бедствие, Траур
синий Море, Космос Владение морем, Бесконечность, Космос Мудрость, Верность Тоска, Холодность
голубой Небо, Воздух Мир, Миролюбие Невинность  
зеленый Природа, Растительность Природа, Плодородие, Молодость, Покой Надежда, Расцвет, Безопасность, Тоска

Определенный интерес представляет также классификация цветовых символов по сходству с характерными особенностями обозначенного объекта понятия, предлагаемая Ф.Юрьевым.

Все символы подразделяются на три группы: ассоциативную, ассоциативно-кодовую, кодовую.

Ассоциативная группа включает наиболее распространенные и наиболее древние миметические обозначения, которые имеют прямое сходство с характерными особенностями объекта-понятия. Благодаря натуралистической ассоциативности эти символические обозначения первичны во всех культурах и наиболее живучи:

белый - Свет, Серебро;

черный - Мрак, Земля;

желтый - Солнце, Золото;

синий - Небо, Воздух;

красный - Огонь, Кровь;

зеленый - Природа, Растительность.

Ассоциативно-кодовая группа символов имеет более широкий круг ассоциаций. В нее включаются символические обозначения, имеющие отдаленное сходство с характерными особенностями объекта-понятия и в конкретной уточняющей ситуации приобретают познавательное значение. В качестве цветовой метафоры ассоциативно-кодовые обозначения приобретают выразительное значение в искусстве. Примером могут служить следующие соответствия:

белый - Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность;

черный - Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть;

желтый - Сияние, Легкость, Динамизм, Радость, Близость;

синий - Небесность, Глубина, Бесконечность, Холод, Бесстрастность;

красный - Активность, Насильственность, Возбужденность, Страстность;

зеленый - Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность;

Кодовая группа символов - самая условная. Здесь цвет не имеет сходства с обозначенным объектом - понятием и могут использоваться практически любые обозначения, например:

желтый - Богатство, Зависть, Ревность, Коварство, Измена, Разлука, Душевная неуравновешенность;

синий - Религиозность, Мудрость;

красный - Демократия, Зло;

зеленый - Непосредственность, Тоска.

В первой и второй группах символы достаточно реалистичны, ибо они ассоциативно связаны с различными предметами и явлениями действительности и поэтому во многих культурах сходны. Различия проявляются и усугубляются там, где кодовая цветовая символика преобладает. Эти различия необходимо учитывать, в зависимости от того региона, в котором художник работает. Выявить и разобраться в них поможет народное творчество, литература, искусство.

Существует и международная цветовая геральдическая символика, как знаковая система, которая строго соблюдается в гербах и флагах государств. В современном международном геральдическом языке она имеет следующую интерпретацию:

белый - Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство;

желтый - Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм;

красный - Сила, Демократия, Революционность, Америка;

зеленый - Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам;

голубой - Невинность, Миролюбие;

синий - Мудрость, Владение морем;

фиолетовый - Печаль, Бедствие;

черный - Траур, Смерть, Африка.

В олимпийской символике цвета колец являются символами пяти континентов:

синий - Америка;

красный - Азия;

черный - Европа;

желтый - Африка;

зеленый - Австралия.

Цвет сам по себе не может быть символом. В произведении он обязательно принадлежит то ли изобразительной, то ли объемной, то ли пространственной структуре, где занимает определенное место, обусловленное композицией и идейным замыслом, которые в свою очередь, способствуют выявлению его символического содержания. Таким образом, восприятие символического значения цвета зависит:

- от общего идейного замысла произведения; от общего цветового композиционного построения; от окружающих его цветов;

- от конкретной изобразительной структуры, формы, которой он принадлежит.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об «абсолютных» соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что «в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные, которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом».

С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова «произвольно». Художник «окрашивает» образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: «достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах «Старое и новое» и «Александр Невский».

В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым — радость, жизнь, новые формы хозяйствования.

Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему — геройства и патриотизма».

Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура — черный, но погребальный саван — белый; в Японии и Индии цвет траура — белый. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый — серым.

Наши рекомендации