Понятие фактуры и материальности в учебном рисунке

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Рисунок»

Передача материальности и фактуры

Предмета средствами рисунка

050100 Педагогическое образование

Профиль «Изобразительное искусство и технологии»

Руководитель

Д.п.н., профессор Бадаев В.С.

«18»июня 2015г.

Студент 451 группа ОДО

Галимова А.А.

Набережные Челны, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. История передачи материальности и фактуры в учебном рисунке…………………………………………………………………………….5

1.1. Понятие фактуры и материальности в учебном рисунке………………….5

1.2.История отражения материальности и фактуры в учебном рисунке…………………………………………………………………………….8

Глава 2. Материальность и фактура как средства выразительности учебного рисунка…………………………………………………………………………...10

2.1. Передача фактуры металла средствами рисунка………………………….10

2.2. Выразительные возможности карандаша в передаче фактуры дерева……………………………………………………………………………..11

2.3. Отражение фактуры ткани и передача ее материальности………………12

2.4. Особенности рисования стеклянных предметов………………………….13

2.5. Изображение поверхности воды карандашом…………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………17

Приложения…………...…………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей учебного рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной моделировки.

В академическом рисунке результаты познания выражаются в художественных образах, которые отражают объективную действительность с позиций определенного эстетического мировоззрения художника, его понимания сути изображаемого явления и профессионального мастерства. Особую роль для передачи художественного замысла играют фактура и материальность.

Передача материальности и фактуры предметов является важной задачей учебного рисунка. Когда художник передает кроме объема формы и материальность (фактуру поверхности) – выразительность рисунка повышается.

Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.

Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.

Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.

Практическая ценность курсового исследования состоит в изучении этапов выполнения фактурного рисунка начинающими художниками (студентами). Также данная работа окажет информационную помощь в изучении техники графитного карандаша и основных понятий материальности учебного рисунка.

Объект исследования: передача материальности и фактуры в учебном рисунке.

Предмет исследования: способы передачи фактуры и материальности как ведущего средства выразительности учебного рисунка

Цель работы: изучить способы передачи фактуры и материальности в учебном рисунке графитным карандашом.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Провести обзор теоретического материала, с целью раскрытия понятий «материальность» и «фактура»;

2. Изучить опыт художников в передаче материальности и фактуры в академическом рисунке;

3. Выполнить академический рисунок с характерной передачей материальности и фактуры предмета.

Для решения поставленных задач используются теоретические методы:

· Анализ литературы по проблеме исследования

· Систематизация полученных данных

· Эмпирический метод исследования: выполнение учебного рисунка.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛЬНОСТИ И ФАКТУРЫ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ

Понятие фактуры и материальности в учебном рисунке

Фактура – характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств; а также особенности обработки материала, в котором выполнено произведение. Фактура во многом зависит от свойств используемого художественного материала, от особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура – это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Она несет в себе определенные черты композиционного средства. Фактура - одно из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведения. (см.Приложение 1, рис.1)

Выполняя учебный рисунок на стадии проработки деталей, студент с первых работ сталкивается с проблемой выявления фактуры модели, передачей материальности предмета (гипс, ткань, стекло, керамика, дерево). Умение передавать материальность и фактуру предметов приходит постепенно, в процессе упражнений. Чтобы научиться профессионально справляться с поставленной задачей, необходимо получить ряд навыков в данной области, изучить различные материалы и техники рисунка, а также ознакомиться с основными понятиями.

К основным свойствам фактуры относятся рельефность, блеск и рисунок неровностей. Свойствам фактуры может быть дана как количественная, так и качественная характеристики. Качественно характеризуя свойства фактуры разных материалов, выделяют различные ее типы. Так по рельефности фактуры материалов делят на два основных типа – ровные и рельефные, и подразделяют каждый из типов на гладкие и шероховатые. По признаку блеска можно выделить – зеркальную, глянцевую и матовую фактуры. Отдельную группу составят типы фактурных материалов: шелковистая, бархатистая, перламутровая и т.д.

Чтобы передать в рисунке фактуру поверхности предмета, следует разнообразить технику тушевки. Карандаш — очень гибкий инструмент, он допускает различные приемы: если рисовать острием — получатся тонкие линии, если придать карандашу сильный наклон и проводить по бумаге не острием, а ребром графита — он дает широкий мягкий штрих. Густо положенные параллельные штрихи дают тоновое пятно. Изменяя нажим карандаша, направление штрихов, их размеры (то длинные, то короткие), рисуя ребрам графита или его острием, можно передать самую разнообразную фактуру.

Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

Основными выразительными средствами рисунка являются: линия, штрих и пятно, или светотень.

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции: вспомогательные — при компоновке и линейно- конструктивном построении форм предметов; пространственные — для передачи пространственного положения формы в условиях освещения и пространственной среды; плоскостные — в декоративно-прикладном искусстве и графике. Отсюда и разнообразный характер линий. Пространственную линию выполняют то энергичным нажимом карандаша, акцентируя выступающие, участки формы, то легким касанием, помечая уходящие в глубину плоскости.

Штрих — это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема . Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги.

Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Художники независимо от тематики изображения стремились сделать зрительную иллюзию осязаемой. Задача воспроизведения материальности и фактуры открывала перед художниками обширное поле деятельности. Она толкала их на эксперименты с материалами и заставляла показывать все, на что они способны. Более того, тема выявления фактуры и свойств поверхности объекта никогда не отожествлялась с различными академическими взглядами или течениями в искусстве. Она существовала сама по себе.

Художники, все они без исключения придавали предметам поверхностные качества, хотя и не с равной степенью интенсивности. Кто-то показывал тончайшие фактурные нюансы, а кто-то ограничивался простым намеком на эти качества, используя минимум изобразительных приемов. Каким бы ни был подход, иллюзия фактуры может быть равно привлекательной для художника, создающего произведение, и для зрителя, рассматривающего картину.

Наши рекомендации