Культура Древнего Египта и Месопотамии
Культура Древнего Египта. Эта культура возникла одной из первых. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-морфологических представлений и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот. Вся культура имела сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. К началу V династии по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия: на первое место выходит бог Солнца Ра (Амон-Ра), культ Солнца становится главным. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир “сердцем и языком: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова. Важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного царя - фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного - верховного бога Солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды. Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствует о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В период Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов. Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. В Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним их первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Широкое распространение получает портретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую - для мужских, желтую - для женских, черную - для волос, белую - для одежд. Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители - жрецы разрабатывали учение о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Появляются подлинные шедевры художественной литературы -
“История Синухета”, которая считается настоящим романом; повесть “Беседа разочарованного со своей душой”, в которой рассказывается о пессимизме человека, который испытал много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира. В период Нового царства Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Разворачивается грациозное строительство.
Культура Двуречья (Месопотамии)возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI века до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений несколько этносов и народов, и потому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии. Большое влияние на весь регион Месопотамии оказывает семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской. Большое значение имело шумерское письмо. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов. В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. Высокого уровня достигла шумерская литература. Самым значительным литературным памятником стал “Эпос о Гильгамеше”. Наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапе ( 1792 - 1750 гг до н.э.). От его времени остались 2 значительных памятника. Законы Хаммурапи.Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 гг. до н.э.). При нем были сооружены знаменитые “висячие сады Семирамиды”, ставшие одним из семи чудес света. Не менее известным памятником является также Вавилонская башня.
Культура Индии.
К-ра Др. Индии. Ранняя инд. цивилизация была создана древ. местным населением Сев. Индии в 3в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро ( теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центр. и Ср. Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры ); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, кот. не было ни у одной их других древ. к-р. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью к-ры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древ. инд. мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой к-ры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, кот. взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные - брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеинд. к-ра достигла в эпоху «Ригведи» - большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так наз. «великого переселения народов». В это же время образовался брахманизм как своеобр. синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Сев. Индии. В эпоху «Ригведи» начал складываться инд. феномен - кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения инд. Общ-ва на 4 осн. «варны»: жрецы, воины, простолюдинов-земледльце и слуг. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной варны. Рез-том таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее кол-во мелких каст. Формирование каст - это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе к-ры древнеинд. общ-ва, где образовалась очень сложная соц. структура. Олимп индуизму символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, кот. представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения.
Своеобр. реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступало против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего мусульм. племена владели военной технологией и сильной полит. системой, но гл. их верование опиралось на концепцию «сгруппированного братства», кот. объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся инд. лит-ра, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В к-ре Др. Индии тесно связаны оригинальность к-рных направлений и ф-фкая мысль. Ф-фские взгляды, кот. разделяли религиозное разделение света, вкл. в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все ф-фские взгляды играли важную роль не только в истории к-ры Индии, а и мир. ф-фии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеинд. науки - мат-ки, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что инд. ученые еще в далеком прошлом опередили некот. открытия, сделанные европ. учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Худ-ная к-ра древнеинд. общ-ва неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и ф-фскими системами. Идеи, хар-рные для религиозных верований древ. индийцев, вдохновляли тв-во в ар-ре, к-ре и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот. объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Др. Индии. В отдельных деталях этих памятников ис-ва ощущается и влияние ис-ва и др. древ. вост. цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по кот. не только шли караваны с товарами, но и происходил к-рный обмен. В этом процессе Индия сыграла к-рную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на др. древ. страны.
Культура Китая.
На территории Китая постоянно возникали и сменяли друг друга различные государства, но при этом на протяжении веков она сохраняла единство и целостность. В истории китайской цивилизации выделяют следующие этапы:
1. 18-12 вв. до н.э. – эпоха Шан (или Инь). Период когда начинается имущественное расслоение, во главе государства стоит ван, закладываются основания мифологии, письменной культуры. 2. 12-5 вв. до н.э. – эпоха Чжоу, в этот период территориальная целостность сменялась раздробленностью и нестабильностью. Появление ирригационных систем, расширение торговли. 3. 5-2 вв. до н.э. – эпоха Чжаньго («Воюющих царств»). 4. 221-210 гг. до н.э. – эпоха Цинь. 5. 206 г. до н.э.-220 гг. н.э. – эпоха Хань. После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории и культуры, но сохраняет бережное отношение к своим традициям и обычаям. Во 2-3 вв. н.э. в Китай приходит буддизм, который оказал значительное влияние на дальнейший культурно-исторический процесс в регионе.
Особенности древнекитайской цивилизации: а) традиционализм, т.к. основой накопления и передачи культурно-исторического опыта выступала традиция, регламентирующая все стороны жизни человека и социума; при этом любые проявления индивидуальности подавлялись, а действия, соответствовавшие традиции, рассматривались как образцы высшей доблести. б) система ценностей древнекитайской цивилизации, с домининированием государственных интересов и социально чиновничьей иерархией, представляла собой бюрократическую пирамиду. Характерными чертами культуры здесь поэтому являются организованность, стабильность, бюрократизация, доминирование ритуала и «цереионий».в) древнекитайская цивилизация яркий пример восточной деспотии, в которой жизнь индивида подчинена интересам коллектива. Государство как «целое» - гарантия хозяйственной деятельности, территориальной целостности и порядка.
Культ предков, культ неба (свою империю китайцы именовали Поднебесной), впоследствии культ императора – характерные особенности древнекитайской культуры. В мифологии первоначальная разрозненность и мозаичность по мере объединения царств сменяется унифицированностью и систематизацией Письменную основу китайской культуры составляет «Пятикнижие», включавшее «Книгу перемен», «Книгу песен», «Книгу обрядов», «Книгу истории» и летопись «Весны и осени». В этих базовых текстах «кодифицирована» и систематизирована система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры и предфилософии. Философские учения направлены на достижение единства человека и Неба. Обычно выделяют 4 основные философские школы: конфуцианство, даосизм, муизм и школу закона («леггизм»). При этом наряду с мировоззренческими вопросами основное внимание философские школы уделяют морально-нравственным проблемам. В древнекитайской культуре высокого уровня развития достигают агротехническая культура, связанная с поливным земледелием и строительством ирригационных сооружений. Древний Китай стал родиной таких изобретений как компас, сейсмограф, фарфор, порох, выплавка чугуна, книгопечатание. Ориентация на природные циклы, необходимость измерений привели к формированию математических и астрономических знаний. Уже в эпоху Шан появились первые формы календаря, вычислена продолжительность года. Впоследствии составлена карта звёздного неба, создан двенадцатилетний календарь на основе движения Юпитера. Китайская медицина включала в себя наряду с традиционными системами упражнений, методами массажа и иглоукалывания, хирургические операции, способы использования лекарственны препаратов описаны в трактате «Фармакология». Ритуальный и канонический характер присущ художественной культуре Древнего Китая. Изобразительное искусство носило во многом условный характер, его своеобразие воплотилось в каллиграфии – сложном феномене, объединявшем художественную образность с иероглифическим письмом, музыкальностью и ритмичностью. Своеобразная черта архитектуры – многоярусность построек.