Формы и методы преподавания декоративного рисования
Уроки изобразительного искусства в пятом классе по программе Б.М. Неменского изучают по учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», т.е. уроки посвящены углублённому изучению детьми истоков образно-символического языка прикладного искусства. Изучаются наряду с древним уникальным явлением духовной жизни народа также и современное развитие народных промыслов.
Многим современным школьникам, которые плохо знают свою историю, занятия декоративно-прикладным искусством кажутся скучными и ненужными. Поэтому перед учителем стоит главная задача заинтересовать ребёнка этим удивительным искусством, которое создали его предки, обратить внимание на уникальность и неповторимость предметов ручной работы. Нужно доказать ребёнку, что как цветок повянет без корней, так и человек не может жить без памяти о прошлом своего народа. Для этого необходимо не только показывать образцы декоративно-прикладного искусства, выполнять эскизы и росписи в различных техниках, но и много рассказывать об истории развития того или иного промысла, возникновении своеобразных символов в росписи, вышивке или резьбе.
В пятом классе лекции могут занимать уже более значительное время урока, чем в начальной школе, но следует ограничивать количество терминов на одном уроке и обязательное условие – большое количество наглядных пособий. Иногда монолог учителя можно заменять диалогом с учащимися или вообще предоставлять слово детям, заранее подготовленным к выступлению.
На уроке нужно использовать знания детей по фольклору, полученными при чтении сказок, просмотров мультипликационных фильмов. [20]
Начинать изучение народных промыслов целесообразно с изучения солярных знаков, знаков воды, земли, растений. С объяснения всей важности использования магических символов в жизни наших предков. И вот здесь важно соблюсти меру в новой терминологии, так как перебор негативно скажется на дальнейшей заинтересованности в изучении народных промыслов.
Важно подойти к выполнению практического задания творчески. После объяснения о символах, форме и цвете, показа образцов того или иного промысла предложить детям создать свою композицию, не отступая при этом от традиции древних ремесленников. Для положительного результата учащимся потребуется разобраться в тонкостях изучаемого орнамента и выполнить несколько практических работ, чтобы приобрести уверенность. А так как время на уроке для этого недостаточно, то это будет либо работа дома, либо на дополнительных кружковых занятиях.
При изучении декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание детей на многообразие современных материалов, которых не было у первых ремесленников. Для молодых художников уже нет той главенствующей роли символов, которой следовали наши предки, выполняя вышивку, роспись или резьбу. Но всё же связь между древним и современным искусством существует, так как древние образы являются нескончаемым источником творческого вдохновения для мастера, живущего в XXI веке.
Методы преподавания декоративного рисования должны быть направлены на развитие у учащихся эстетического восприятия, способности наблюдать природу и отражать в своих рисунках окружающую действительность. Методы и приёмы должны возбуждать у детей интерес к практической деятельности, вызывать яркие положительные эмоции от творчества.
Среди основных дидактических положений методики преподавания изобразительного искусства, на первом месте стоит принцип наглядности. Так как этот принцип выступает, как средство познания окружающего мира и основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. Как раз то, что древние люди учились у природы наблюдать, размышлять. Надо помнить о том, какое огромное воздействие оказывала природа и на народное искусство. Наглядность должна заключаться в умении приглядываться к цветочку, травинке, как это делали древние люди, пытаясь установить незримую связь, которая существует между всем живым на земле.
К наглядным пособиям также относятся и различные муляжи, плакаты, иллюстрации, технические средства. Наглядные и словесные методы являются залогом успешной творческой деятельности учащихся, так как способны вызвать эмоциональный отклик и чувство радости.
Большое место среди приёмов обучения декоративному рисованию занимает педагогический рисунок, так как ребёнок может проследить весь процесс возникновения узора. В дальнейшем пятиклассник уже не просто скопирует рисунок, а внесёт своё творческое изменение. Из этого следует сделать вывод, что к сотворчеству взрослого и учащегося нужно относиться серьёзно. Методы обучения должны быть направлены: на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке.
Нельзя забывать про принцип доступности, так как необходимо учитывать возраст учащихся и их практические умения и навыки при выполнении творческих работ. Сложные задания, перегруженность вызовут только негативные эмоции, поэтому нужно правильно определить степень сложности, поэтапно изучая секреты мастерства.
Несмотря на то, что пятиклассники – это уже среднее звено в школе, всё же это дети и нельзя исключать из методики обучения игровые приёмы. Это внесёт в педагогический процесс положительные эмоции, что будут способствовать успешному усвоению материала. Но не следует перегружать урок игровыми ситуациями.
Также нужно применять дифференцированный подход, учитывая особенности каждого ребёнка. К примеру, один может самостоятельно придумать узор, оформив им сложную форму, а другой способен лишь скопировать самый лёгкий рисунок.Задача педагога – определить самостоятельно набор элементов, отобрать доступные композиции узора в декоративном рисовании.
При изучении декоративного рисования можно использовать коллективное творчество. Работа в группах развивает у школьников коммуникативность, воспитывает интеллектуальное развитие.
При выполнении школьниками практической работы можно включать народную музыку. Комплексное воздействие различных видов искусства помогает восприятию и воспроизведению ярких особенностей художественного образа. Взаимосвязь методов и приёмов обеспечивает не только обучение детей декоративным навыкам и умениям, но формирование способов самостоятельных действий.
Конечно, пятиклассники могут попробовать себя в роли народного художника и украсить какие-либо предметы, но на уроке они смогут выполнить лишь эскизы. Остальную работу во внеурочное время. [21]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что к наиболее эффективным приёмам обучения декоративному рисованию пятиклассников можно отнести: метод наглядности, дифференцированный подход, приём совместных действий (сотворчество), включение игровых моментов т.д.
Именно эти приёмы позволяют создать радостную и творческую атмосферу на уроке, а, следовательно, сделать процесс обучения результативным.
После окончания практического занятия необходимо обсудить рисунки и устроить по пройденной теме хотя бы небольшую выставку в классе.
Выводы по главе
Когда речь идёт об эстетических дисциплинах, на которых происходит приобщение школьников к художественной культуре, имеется ввиду, что ребёнок должен не изучать её в привычном смысле слова, а «проживать» и решать на доступном ему уровне творческие задачи, подобные тем, которые ставили перед собой творцы художественной культуры.
Уроки изобразительного искусства, музыки и МХК приобщают школьника к миру прекрасного, а значит, именно на этих уроках происходит эстетическое воспитание.
Без искусства, а значит и без народного творчества, которое считается самым доступным для понятия учащимися средней школы невозможно сформировать духовное богатство человека.
В современном мире художественно-эстетическое воспитание учащихся становится важным условием социализации личности, содействующее вхождению в мировую культуру. Соответственно программа по изобразительному искусству составлена «на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников».[45, 6] Знакомство с народными промыслами, декоративно-прикладным искусством и их изучением является неотъемлемой частью этой программы.
Безусловно, для формирования всестороннего и гармоничного развития личности очень важным является пробуждение творческих способностей у ребёнка и его эстетическое воспитание. Изначально оно происходит в семье, затем в детском дошкольном учреждении, в начальной школе и можно сказать, на более осознанном уровне в пятом, шестом классах. Здесь главное заключается в создании атмосферы, при которой имеется возможность по формированию высоких эстетических чувств и качеств. Идеальное современное воспитание невозможно без эстетического.
Хотя задатки творческих способностей имеются у каждого человека, но всё же должна целенаправленно вестись работа по их выявлению и что немало важно для их развития. На школу ложится задача по воспитанию у учащихся индивидуальной красоты, личностного своеобразия и творческого подхода в выполнении различного рода работы. Роль производительного труда в формировании личности бесспорна, так как он создаёт возможность полноценного формирования человека, стимулируя его умственные, нравственные и эстетические способности, предотвращая односторонность развития личности.
Неслучайно вводятся новые стандарты в образовании, где предусмотрено воспитание человека, который может использовать полученные знания и добывать новые для решения жизненных задач, плодотворно осваивать и развивать современные технологии. Только творчески мыслящая личность нужна новой России.