Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб.Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб– могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрилы». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок –(сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!

Заключение.

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Русская одежда

Цель: познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды ,познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и головных уборов, познакомить с новыми пословицами о труде.

Оборудование: сюжетные картинки об одежде и быте русского народа , светец , пяльцы с отрезом ткани и вышивкой.

Предварительная работа: беседа о профессии - портной, швея ; беседа «Как льняная сорочка в поле выросла» , занятие «Русская береза» , «Русская изба» , этические беседы о труде.

Ход

Воспитатель: Дети, мы живем в великой стране , которая называется Россия. Наша страна огромна :есть здесь океаны и моря , горы и леса ,реки и озера. Населяют ее люди разных национальностей : русские, украинцы, белорусы , татары. А у нас в Сибири , в Бурятии проживают буряты , эвенки ,тофы . Объединяет всех язык на котором они говорят – русский. Сегодня я предлагаю вам послушать рассказ о том , как русские люди жили в старину , какую одежду носили . Вы хотите об этом узнать?

Русский народ очень талантливый и изобретательный. Многое из того, что придумали ранее, мы используем сейчас.

Прежде чем вы услышите рассказ о старине , я хотела бы узнать, для чего людям нужна одежда?

- (защищает от холода, жары, оберегает от болезней.)

Где шьют одежду?

- (ателье, швейные фабрики.)

В старину на Руси не было швейных фабрик ,женщины шили одежду сами.

Из чего же шьют одежду? (ткань)

А в старину шили одежду из льняной ткани. Давайте вспомним с вами рассказ « Как льняная сорочка в поле выросла».

(рассказ двух- трех детей , помощь воспитателя).

Теперь поговорим об одежде , которую носили русские люди в старые времена.

Повседневной одеждой мужчин была рубашка да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. Повторим это слово- кафтан. Это верхняя одежда. Послушайте какую потешку сочинили о кафтане.

- Федул , чего губы надул?

- Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- остались одни рукава.

Если было холодно, под кафтан поддевали зипун , подбитый заячьим или собачьим мехом. Как вы думаете, для чего надевали меховые зипуны? ( для тепла).Давайте повторим новое слово- зипун.( повторяет несколько детей).

Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Найдите в своей одежде эту деталь. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак вешали нож ,расческу, ложку, мешочек для денег. И пуговицы появились намного позже.

С начало и богатые, и бедные носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные ; остроконечные, округлые, с отворотами. В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник – вот таким. Зимой носили шапки, отороченные мехом- малахай. Проговаривание новых слов. Мужчины носили головной убор- картуз. Они были тоже разные и для торжественных случаев, и для повседневной жизни.

Физкультминутка «Как живешь?».

Женщины и в городе , и в деревне носили одинаковые рубашки- сорочки. Только бедные шили из льна, а богатые- из шелка. Поверх сорочки надевали длинный сарафан , украшенный лентами. Вышитыми узорами; цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По приданиям, вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.

В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице , пели песни , вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было. ( девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах , приговаривая.). ( вспомнить и использовать в инсценировке светец).

В первый раз вышивали, светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

Во второй раз вышивали, красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.

В третий раз вышивали, сине море со волнами,

Сине море со волнами, с белыми облаками.

В четвертый раз вышивали , чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

Все: середину украшали светло- синими цветами.

Воспитатель: Какие нарядные девицы и сарафаны у них очень нарядные.

А теперь рассмотрим обувь , которую носили в старину. Очень- очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. На Руси широко были распространены лапти. Их плели из лыка- коры липы. На одну пару лаптей уходила кора 3-4 деревьев. Для мягкости и тепла клали в лапти солому. На ногах лапти держались с помощью веревок, их обматывали вокруг ноги. Позже стали шить сапоги.

Дети, как можно назвать народ, который много трудится , умеет шить красивую одежду?( мастеровой, трудолюбивый, работящий).

Послушайте какие пословицы передаются из поколения в поколение.( дети тоже вспоминают пословицы).

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло есть и пить не просит, а само кормит.

О какой стране, народе мы сегодня вели речь?( России, русском народе). О России написано много красивых слов. Вот такими красивыми словами я бы хотела закончить наше занятие.

Для меня Россия- белые березы,

Для меня Россия- утренние росы.

Для меня Россия- ты всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа.

У моей России- светлые реснички,

У моей России- длинные косички,

У моей России- голубые очи.

На меня, Россия , ты похожа очень.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.

Ты, моя Россия , песни петь умеешь.

Ведь Россия наша- это мы с друзьями.

Пока вы еще маленькие , но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких , не будете ссорится. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать , что мы с вами- россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

« Если дружба велика- будет родина крепка».

Всем спасибо за занятие.

Знакомство с русскими народными инструментами Цель:Вызвать интерес у детей к народным инструментам. Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с народными инструментами. Начну свой рассказ с самого древнего струнного русского народного инструмента. В древней Руси кроме гуслей были еще инструменты с круглым корпусом и тонким грифом и играли на нём специальной щепочкой из дерева (медиатр). Потом этот инструмент был забыт – назывался он «домра» (то-ли от татарского-«думбра», или калмыцкого – «думбр» или от слова «дом». Русский музыкант В. В. Андреев на основе домры придумал балалайку и сделал её треугольной. Есть целая семья домр: пикало, малая, альтовая и басовая. Есть инструменты ставшие символом народа. Все в мере знают, что балалайка – это русское. В18 веке царь Пётр1 приказал собрать оркестр из инструментов со всей России. И мастер-музыкант В. В. Андреев придумал балалайку и принёс её в оркестр. Ему пришлось собрать целую коллекцию балалаек. И овальных и треугольных, от 2-х до 4-х струн, а потом решил : быть ей треугольной с тремя струнами. О балалайке пели песни, сочиняли сказки и былины. И сейчас это самый популярный инструмент. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах. - student2.ru Из русских инструментов наиболее популярна гармонь. Она появилась в городе мастеров – Туле. Это маленький, лёгкий инструмент на котором можно было играть при ходьбе. В ней звучит несколько голосов, мелодия и аккомпанемент. Гармонь звучит на всех праздниках. Под гармошку пели частушки, песни, танцевали. В 1907 году мастер Стерлигов на основе хроматической гармони придумал баян. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах. - student2.ru В России народ узнал о гитаре в 1837 году. Сначала была 5-и струнная гитара, а позднее цыгане стали играть на 7-и струнной гитаре, придумал её арфист Андрей Сихра. В 19 веке гитара стала популярной и 7-и струнную гитару стали называть русской. Сейчас популярна 6-и струнная гитара и на эстраде и в жизни. На просторах нашей Родины с незапамятных времён звучат пастушеские наигрыши на рожках, жалейках, дудочках. Их вырезали из берёзы и липы. Эти духовые инструменты наиболее просты в изготовлении. Дудочки вырезали из веток орешника, вербы, рябины и т. д. Сейчас народные музыканты сами не вырезают дудочки, а играют на готовых духовых инструментах. На жалейку и дудочку очень похожа и флейта. Ребята, а сейчас мы все поиграем в русскую народную игру «Ворон».

Наши рекомендации