Государственные символы России: герб, флаг, гимн
Программное содержание:закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государствен-
ным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, в какой стране мы живем? (В России.)
-Какие государственные символы нашей страны вы знаете?
(Герб, флаг, гимн.)
Государственные символы - это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами.
- Посмотрите на флаг России. (Воспитатель показывает пособие.)
Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета.
- Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге?
(Белого, синего, красного.)
В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение: белый цвет означал благородство, синий - честность, красный-
смелость и великодушие. Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.
Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни государст-
венных праздников . Кремль- место работы президента России. Когда
президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России.
Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях. На междуна-
родных спортивных соревнованиях тоже поднимается государственный
флаг, когда наших спортсменов награждают победу.
-Посмотрите на герб России. Это темно-красный щит, на котором изоб-
ражен золотой двуглавый орел.
-Что вы знаете об орле? Какая это птица?
(Гордая, красивая, сильная.)
Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Неслучайно так много пословиц и пого-
ворок о золотом солнышке придумано русскими людьми.
· Солнце встает, так и день настает.
· Солнце, как родная матушка, никогда ни обидит.
· Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Русский блин-это тоже символ солнца.
Жизнь русского человека связана с солнцем. Наши предки-славяне
изображали символ солнца на всех предметах быта, которыми пользова-
лись. На национальных костюмах, прялках, рушниках, наличниках. Люди считали, что солнце встает рано утром и едет на огненной колеснице по небу, а вечером садится за горизонт и умирает. Но утром рождается вновь.
Вот почему орел золотого цвета.
На груди орла - изображение всадника на белом коне, который копьем
поражает черного змея. Это добро побеждает зло.
Звучит фонограмма гимна (отрывок).
Это гимн России - самая главная торжественная песня страны. Под звуча-ние гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, ученым, писателям - вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещание защищать ее
от врагов.
-Как надо слушать государственный гимн? Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране.
-Какие государственные символы есть у нашей страны?
-Где можно увидеть наш флаг?
-Что изображено на гербе России?
-Почему орел золотого цвета?
-Что такое гимн?
-Как его надо слушать?
Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном.
Москва-столица нашей Родины
Программное содержание: познакомить детей с главным городом России-Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.
Ход образовательной деятельности
-В какой стране мы живем? (В России.)
-В каждой стране есть главный город - столица. Кто знает, как называется столица России? (Ответы детей.)
-Правильно, Москва. Это очень красивый и древний город. Он был осно-ван на Москва-реке, поэтому и получил такое же имя. Москва сегодня - это современный, процветающий город. В Москве работают наше прави-тельство и президент. В Москве принимаются все важные законы, по кото-рым живет наша страна Россия.
В Москве строится много новых зданий, мостов, ведь это главный город страны, значит, он должен быть самым красивым. Но многое делается и для сохранения старинных памятников, потому что это история Москвы, которая насчитывает более восьми веков. Посмотрите, как Москва выгля-дела в старину. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами ста-ринных московских улиц.)
-А это современная Москва. (Воспитатель показывает детям иллю-страции с видами современных московских улиц.)
Москва -оченькрасивый город. Огромное количество иностранныхгос-тей приезжает в Москву, чтобы посмотреть на столицу России.
-Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Расскажите о своих впечатлениях. (Дети показывают фотографии и рассказывают о Москве.)
-Ну а кто еще не побывал в Москве, пусть не расстраивается. Все впереди, вы обязательно побываете в нашей столице!
-Давайте вместе познакомимся с достопримечательностями Москвы. Дос-топримечательности - это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего. (Воспитатель рассказывает о досто-примечательностях Москвы и показывает картинки.)
-Посмотрите, это Московский Кремль. Снего в старину начинала строиться Москва.
А это Красная площадб. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады в праздники.
В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным росси-янам. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных па-мятника: Царь-пушку и Царь-колокол. Посмотрите на них. (Воспитатель показывает иллюстрации.)
Сначала была изготовлена Царь-пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. Названа она так, потому что имеет огромный размер и вес. Царь-пушка - значит самая большая пушка.
Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили Царь-колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины. Но во время пожара в Кремле мастера, испугавшись, что от ог-ня колокол расплавится, стали заливать его водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Поэтому Царь-колокол никогда не звонил. Он стоит в Москве как памятник русским мастерам. Туристы очень любят фотографи-роваться на фоне этих памятников.
Много еще в Москве всего удивительного. Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за па-мятники архитектуры любят россияне свое столицу. Каждому русскому человеку дорого Москва, потому что она главный город нашего государ-ства - России. Вот какими теплыми словами говорил Пушкин о Москве.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Воспитатель предлагает детям по желанию нарисовать башню Кремля, Царь-пушку ,Царь-колокол или Спаскую башню.
звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с аляповатыми гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий "потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.
Легенда о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Хохломские узоры
Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.
Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.
Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые кабы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Хохломские узоры создавались при помощи сложной техники промысла. К тому времени овладели мастера секретом прочности рисунка. Чтобы ложилась краска ровно на шероховатую поверхность дерева, нужно ложку «провапить» - обмазать тонким слоем особой жирной глины. Потом покрыть олифой, чтобы пристала краска. А когда нанесен рисунок, ложку несколько раз «лачат» - кроют лаком, сваренным из льняного масла. После сушки выходит ложка из дышащей жаром печи гладкая и блестящая. Не страшны
Хохломской орнамент
Легенда о хохломе гласит, что жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.
Хохлома появилась в 17 веке в Заволжье Нижегородской губернии. Это декоративная роспись по деревянной посуде, мебели. Этот вид промысла объединил бедных крестьян и староверов. Хохлома пользуется большой популярностью. В 19 веке этот вид промысла был представлен на большом количестве ярмарок в иностранных государствах. Хохломские изделия покупают по все Западной Европе и Индии.
Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.
Роспись под хохлому – это особенный художественный стиль, так называемый «растительный орнамент». Самый любимый – «травяной». Этот стиль напоминает осоку, которая растет вокруг озера, луга, поэтому некоторые орнаменты называются «осока».
Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.
Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.
Но художники стремятся улучшать не только глубину красоты орнаментов. Они хотят обогатить сами виды и формы предметов. Эти изменения помогают древнерусскому орнаменту хохломы по-новому заблистать в современных городских пейзажах, не быть чуждым предметом в нашем урбанистическом мире.