Реализация проекта по этапам
Проект
"Россия-Родина моя"
Подготовили: Каюрова В.Г.
Россия -Родина моя
· Дети, сегодня мы ведём разговор о нашей стране. Как она называется? (ответы детей). А мы, живущие в России – россияне.
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. Древние предания рассказывают.что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным – давно жили славяне.
· Славяне – означает славный, достойный народ: гордый.красивый,
храбрый. Дети, запомните это слово – славяне. Они были нашими предками (показ иллюстраций).
А теперь вы расскажите, что означает слово «предки»? (ответы детей)
Это люди, которые жили на этой земле, где сейчас живём мы с вами, много-много лет назад, то есть до нас, перед, пред нами.
Педагог обращает внимание детей на карту. «Как вы думаете, карта какой страны на доске? (ответы детей) Правильно, это карта нашей Родины. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша Родина – Россия. (Показываю границы России, дети смотрят за указкой)
· Читаю стихотворение:
«Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля.
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя земля от севера до юга,
Когда в одном краю весна –
Вдругом – снега и вьюга.»
· Россия – большая страна и её населяют много народов. Как вы думаете, на каком языке говорит большая часть населения? (ответы детей)
Правильно, на русском языке.
· В нашей стране много гор. Уральские, Кавказские, Алтайские. Самая
высокая гора в нашей стране называется Эльбрус, самое глубокое озеро – Байкал. А у самой длинной российской реки красивое женское имя – Лена.(педагог показывает названные места на географической карте России)
· Летом дети с родителями ездят отдыхать на Чёрное, Азовское, Каспийское
· В российских лесах водятся волки, бурые медведи, зайцы, лисицы и лоси.
В тайге обитают белки – летяги, рыси и тигры. А на севере живут моржи, тюлени и белые медведи (показ иллюстраций).
· Также Россия богата природными ресурсами – углём, нефтью, газом,
железом, медью, золотом и платиной. Вот какая красивая и богатая наша страна!
Дети, как называется столица России? (ответы детей) А как называется главная площадь страны, где проходят торжественные мероприятия: парады, демонстрации, концерты? (ответы детей, показ иллюстраций).
· В Москве живёт огромное количество людей – там много проспектов,
площадей, парков, театров, музеев. Здания в Москве высотные, многоэтажные. Под землёй находится метро. Так же в Москве много других достопримечательностей: Кремль, царь – колокол, Царь – пушка, Большой театр, Храм Василия Блаженного, Исторический музей (педагог демонстрирует цветные иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Москвы.).
Объект проекта:"Россия -Родина моя"
Тема проекта: "Ознакомление детей с народами России".
Тип проекта: Информационно - исследовательский - творческий.
Сроки реализации: долгосрочный.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка.помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России.
Задачи:
1. Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
2. Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
4. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
5. Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
6. Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
7. Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.
Участники проекта:
1. Дети старшей группы детского сада «Ромашки».
2. Воспитатели.
3. Родители.
4. Специалисты ДОУ.
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России) .
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции,
-Климатические и природные условия.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
- Что такое Россия?
Проблемные вопросы по теме:
- Какая природа в России?
- Месторасположение России на карте?
- Символика России?
- В России живут люди разных национальностей.
Методы:
1. Проблемные вопросы.
2. Анализа.
3. Игрового моделирования.
4. Беседы.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель. Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большаястрана в мире. территория нашей страны покрыта густыми лесами , бескрайними степями, полноводными реками и прозрачными озерами.
Чтобы догадаться, о чем мы будем говорить сегодня, отгадайте загадку.
Нам дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(Дерево).
Воспитатель. Правильно, ребята, это дерево. Из чего состоит дерево?
(Корни, ствол, ветки, листья).
Россия - самая богатая лесами страна в мире! Лес - это огромный дом.
Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам.
А в лесу таких деревьев тысячи!
-Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Ответы детей).
Больше всего в России дубовых, осиновых, сосновых лесов. Леса, в которых
растут и хвойные, и лиственные деревья, называются смешанными. Всем
нам известны следующие деревья и кустарники.
(Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют дерево, воспитатель
рассказывает о нем).
Ель-может расти в тени. Иголки сосны и ели применяют в медицине.
Воспитатель. Отгадайте еще одну загадку.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна).
Сосна-вечнозеленая, быстро растет, очень любит свет.
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб).
Дуб-одно из самых красивых, могучих деревьев, растет очень медленно,
не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами. Дуб- самое
главное дерево в лиственном лесу. Он растет долго, но и живет триста лет.
А кто знает, что растет на дубе? (Желуди).
Послушайте стихотворение про желуди.
В каждом желуде на ветке
Спал дубок зеленый крепко.
И казалось: дуб стоял
Высоко над горной кручей-
Рощу целую держал
На плечах своих могучих.
Воспитатель.А про какое дерево еще загадка.
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
Стоит под горой
С белой корой?
(Береза).
Береза - быстро растет, не боится зимних морозов, очень любит свет.
Липа-дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду.очень полезен липовый мед. Липы растут и на территории
нашего детского сада. Послушайте стихотворение про липу.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Тополь - растет очень быстро, крона большая, хорошо задерживает пыль;
когда тополь цветет, будет много пуха.
Воспитатель.Но в лесу растут не только деревья. Сколько ягод и грибов дарит лес людям и животным! Растут в русском лесу малина, брусника,
клюква, земляника. А какие грибы вы знаете?
(Белый гриб, опята, подберезовик, подосиновик, маслята, лисички, сыроежки.)
-Но бывают и ядовитые грибы. Кто знает, что это за грибы?
(Мухомор, поганка.)
Воспитатель. Леса нуждаются в нашей охране и защите. Ведь они приносят столько пользы человеку: закрывают поля и сады от ветров, спасают реки от
обмеления. Лес-это легкие планеты, потому что он очищает воздух. Лес-
это строительный материал, это ягоды, грибы, лекарственные растения,
орехи. Вот как много полезного дает лес человеку! Люди обязаны сберечь то,
что им дает щедрая российская природа!
-Сегодня мы поговорили о природе России.
А сейчас я вам предлагаю нарисовать, что полезного дает лес человеку.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель.Ребята, мы с вами много узнали о родной природе.
Есть в России и леса, и горы, и степи, и реки с озерами. Давайте вспомним,
какие деревья и кустарники вам знакомы. Почему надо беречь леса?
В русском лесу живит птицы, насекомые, животные. Их очень много!
У каждого зверька в лесу свой дом, свои повадки и привычки.
Медведь сооружает себе берлогу, волк- волчье логово, лиса-нору, белка-дупло, а птица-гнездо.
Есть и в лесу другие животные. (Воспитатель показывает картинки).
Лось - очень большой зверь с тяжелыми рогами, которые он сбрасывает
в начале зимы. Лоси живут в лесах и питаются растениями.
В лесах средней полосы живут зайцы-беляки и зайцы-русаки. У белого зайца уши короче, чем у русака. Заяц - беляк меняет окраску - становится
на зиму белым (кроме кончиков ушей).
Лисица - приносит пользу тем, что ловит мышей. У нее красивый рыжий ценный мех.
Белка - растительноядное животное. Белка - небольшой зверек, целиком помещается на ладони взрослого человека. Белка проводит всю жизнь на
деревьях, в дупле прячет семена, орехи, ягоды.
Волк- достаточно крупный зверь. Ростом примерно по пояс взрослому
человеку. Тело у волка поджарое, спина прямая, грудь широкая, лапы длинные. Волк - хищник, охотится на кабанов, лосей, зайцев, бобров, сурков.
Очень разнообразен и богат животный мир России. Водятся у нас и ежики, и барсуки, и косули, и горностаи.
Степь на первый взгляд кажется пустынной. Но это не так. Живут здесь
заяц - русак, светлый хорь, тушканчик, хомяк, суслик.мышь, серая куропатка.
черный жаворонок. На полях распространены мыши, суслики, полевки, при-
носящие вред посевам.
Вот как много водятся животных в наших лесах! Кто запомнил больше всех? (Ответы детей).
Воспитатель.Большое значение природе имеют полезные насекомые:
жуки - краснотелы, божьи коровки, которые поедают много вредных гусениц. Шмели, пчелы, осы, бабочки являются опылителями растений.
Весной из теплых стран прилетают разные птицы, давайте отгадаем загадки про них.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица...(Грач).
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
деревянный свой дворец
темно-бронзовый...(Скворец).
А еще прилетают жаворонки, пеночки, мухоловки, соловьи, кукушки, иволги, ласточки.
-Каких еще птиц вы знаете?
(воробьи, синицы, голуби, вороны и т.д) Вот как много птиц, насекомых и
животных обитает в России.
Физкультминутка.
(следуя словам выполняем движения)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Молодцы! Присаживайтесь!
- Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Работа детей.
- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
- Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.
- Теперь покажите самую красивую миску, вазу?
- Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.
- А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входит в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
« Белая береза- символ России».
Программное содержание: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами , ритуалами ,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре , воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Материал: Берёзка , аудиозаписи, светец и лучина , спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня в гостях у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки , стихи читать , хороводы водить.
Берёза моя берёзонька,
Берёза моя белая , берёза кудрявая,
Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки ,
На тебе , берёзонька , листья зеленые .
Под тобой, берёзонька , трава шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки хоровод водят.
( Дети водят хоровод « Во поле берёза стояла»).
Воспитатель: Только мы развеселились, а тут дождь пошел.
(звучит музыка дождя).
Дождик ,дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!
Радуга-дуга, радуга- дуга
Отворяй ворота- перекинься на луга,
Ключиком- замочком, коромыслом –колесом,
Шелковым платочком- золотистым мостом!
Воспитатель: а сейчас мы поговорим о нашей родной, русской берёзе. Берёза- символ России ,олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас , начиная с 14 апреля , люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний , обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:
С одного дерева , да четыре угодья:
Первое- от темной ночи свет.
Второе – некопаный колодец.
Третье- старому здоровье.
Четвертое- разбитому связь.
В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимнее вечера , пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение , при котором все становилось таинственным и чудесным ,ушло в прошлое. Дети , мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе .
Посмотрите, как это было( зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой ).
А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают , причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком ( дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).
А это что?( показываю на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником( тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится -разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать , отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков- легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов- соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.
Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится. И одно из них то, что хороша она в любое время года , а особенно весной и ранней осенью ( показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).А весной береза похожа на девицу , с молодыми нежными листьями , висячими сережками . очень много есть песен , в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки , которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.
Ельня, Ельня берёзонька,
Ельня, Ельня кудревата,
Кудревата, беловата.
Похотел пан жениться,
На душе красной девице,
На берёзовой сестрице…
Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай- завивать ветки берёзы , либо сплетать их между собой , пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания , загадывали о своей судьбе.
Одну берёзку срубали, Приносили домой, наряжали в лучшую одежду , украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой» , « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.
Встанем в хоровод вокруг берёзки:
Встанем в хоровод вокруг берёзки.
Берёзонька весёленька,
Кудрявенькая, зелененькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Завивайся-ка да во весь год.
Нам весёлым быть да весь год!
Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова , хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться , не обижаться , не ссорится.
( хором, стоя в парах, дети произносят слова).
Ай, кумушки- голубушки
Подруженьки мои
Кумитеся, любитеся,
Любите меня,
Пойдите во зеленый сад,
Возьмите меня,
Завьем венки на все деньки,
На все праздники!
Природа России
Цель. Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Наглядный материал. Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.
Ход занятия.
Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России.
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предположение детей). Это карта. У нас в группе висит карта Белгородской области. А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.
На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложение детей.) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям.) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и др.)
-Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?
- Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предложение детей.) Это города. Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете, города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте.) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам показывает и читает названия разных городов России.Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов.) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.
- Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это синие волнистые линии, которых очень много? (Предложение детей.) Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Оскол,Москва река, Волга и др.) Название рек тоже написаны на карте. (Читает название самых известных рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до устья реки, - Волга, Лена, Енисей и др. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек.)
- А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря.)
- Посмотрите, какого цвета на карте очень много? (Зеленого.) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей.) Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса.) В России самый огромный лес на земле – тайга. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
- А что дают леса? (Ответы детей.) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб - богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относится очень бережно.
- Еще, какой цвет вы видите на карте? (Коричневый) А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и др.) А что дают горы? (Предложение детей.) В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? (Предложения детей.) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.
- И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи.)
- Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (Ответы детей)
- Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.
- Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.
- Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летал на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток.) Глава называется:
Дымковская игрушка
Цель. Расширение знаний детей о дымковской игрушке. Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. Воспитание интереса детей к изделиям народного промысла.
Задачи.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров.
Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и росписи.
Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Закрепить умения расписывать ярким узором фигуру коня; располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами или по всему силуэту.
Закрепить умение использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, колечки, точки, полоски, сетку, кольцо, волнистые дуги. Продолжать работу «тычком».
Воспитывать у детей чувство цвета, умение радоваться результатам своего труда.
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек;
- рисование элементов дымковского узора;
- рисование дымковского узора на полосе.
Ход образовательной деятельности
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
(Было это в далёкие времена. Возле реки Вятки стоит посёлок «Дымково». Жили в том селе дед и баба, и был у них огород. Вот однажды пошёл дед в огород, стал землю копать и вдруг, земля к лопате прилипла. Удивился мужик взял эту липкую землю в руки. А она необычная оказалась: красная, жирная, мягкая, гладкая, гибкая. Попробовал мужик из неё птичку слепить - ладная получилась, красивая. Решил тогда мужик диковинную землю в ведро сложить, да своей бабке показать. Принёс домой, а когда бабке показал, она очень обрадовалась - ведь это красная глина была, та самая, из которой в селе «Дымково» игрушки изготавливали, но летом некогда игрушки мастерить, решили они - позже пригодиться. Наступила зима, дел поубавилось, вот про глину и вспомнили. Намесили глины, вылепили птичек, зверюшек да барынь, а чтобы крепче стали в печи, обожгли, а потом белым мелом побелили и стали все игрушки белые. Вот баба и говорит: «Что - то белая игрушка не весёлая, деток не порадует. Давай игрушки красками цветными разрисуем». Так и сделали. Разрисовали игрушки кругами красными, синими, желтыми. Точками черными, красными, зелеными; линиями прямыми, да волнистыми.
И получились игрушки вот такие (показывает) .
А ребята наши и стихи знают про эти игрушки.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Индя – индя.
Индя - индя - индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Вот уж детям было радости, и решила баба приготовить всем детям в селе по лошадке и расписать их узором, каким расписывали только в селе «Дымково».
(показывает элементы)
А вы, ребята, помните, как называются элементы в дымковском узоре?
Дети: круг, колечко, точка, волнистая линия, прямая линия, клетка.
Воспитатель: Как называется этот элемент? (точка). Он обозначает звезды
Что обозначает круг с точками? (солнце)
- прямая линия — дорога
- Волнистая линия – река.
- Перекрещенные полоски – колодец
- Елочка – символ здоровья
Москва-столица нашей Родины
Программное содержание: познакомить детей с главным городом России-Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.
Ход образовательной деятельности
-В какой стране мы живем? (В России.)
-В каждой стране есть главный город - столица. Кто знает, как называется столица России? (Ответы детей.)
-Правильно, Москва. Это очень красивый и древний город. Он был осно-ван на Москва-реке, поэтому и получил такое же имя. Москва сегодня - это современный, процветающий город. В Москве работают наше прави-тельство и президент. В Москве принимаются все важные законы, по кото-рым живет наша страна Россия.
В Москве строится много новых зданий, мостов, ведь это главный город страны, значит, он должен быть самым красивым. Но многое делается и для сохранения старинных памятников, потому что это история Москвы, которая насчитывает более восьми веков. Посмотрите, как Москва выгля-дела в старину. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами ста-ринных московских улиц.)
-А это современная Москва. (Воспитатель показывает детям иллю-страции с видами современных московских улиц.)
Москва -оченькрасивый город. Огромное количество иностранныхгос-тей приезжает в Москву, чтобы посмотреть на столицу России.
-Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Расскажите о своих впечатлениях. (Дети показывают фотографии и рассказывают о Москве.)
-Ну а кто еще не побывал в Москве, пусть не расстраивается. Все впереди, вы обязательно побываете в нашей столице!
-Давайте вместе познакомимся с достопримечательностями Москвы. Дос-топримечательности - это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего. (Воспитатель рассказывает о досто-примечательностях Москвы и показывает картинки.)
-Посмотрите, это Московский Кремль. Снего в старину начинала строиться Москва.
А это Красная площадб. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады в праздники.
В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным росси-янам. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных па-мятника: Царь-пушку и Царь-колокол. Посмотрите на них. (Воспитатель показывает иллюстрации.)
Сначала была изготовлена Царь-пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. Названа она так, потому что имеет огромный размер и вес. Царь-пушка - значит самая большая пушка.
Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили Царь-колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины. Но во время пожара в Кремле мастера, испугавшись, что от ог-ня колокол расплавится, стали заливать его водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Поэтому Царь-колокол никогда не звонил. Он стоит в Москве как памятник русским мастерам. Туристы очень любят фотографи-роваться на фоне этих памятников.
Много еще в Москве всего удивительного. Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за па-мятники архитектуры любят россияне свое столицу. Каждому русскому человеку дорого Москва, потому что она главный город нашего государ-ства - России. Вот какими теплыми словами говорил Пушкин о Москве.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Воспитатель предлагает детям по желанию нарисовать башню Кремля, Царь-пушку ,Царь-колокол или Спаскую башню.
звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с аляповатыми гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий "потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.
Легенда о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москв<