Методические особенности приобщения учеников к работе на пленере

Каждому человеку важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитать в себе эстетическую зоркость и заинтересованность , научиться понимать красоту окружающей природы - отдельного листа с дерева, особенности цветка и растения, пластических свойств дерева и т.п. Способность открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой – свойство человека, данное ему при рождении, но не всегда развито в дальнейшей жизни. Люди, страдающие эстетической слепотой и глухотой по отношению к природе, часто наносят вред окружающей среде. [19, с. 19]

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей [34].

Уже в малом возрасте, внимание ребенка надо концентрировать на изменение в природе, и объяснять почему это происходит. При выполнении рисования с натуры важно научить детей не только реалистически передавать изображаемые предметы, но и воспитать образное восприятие натуры. П.П. Чистяков развивал у своих учеников образное восприятие через умения выражать свои мысли, личное отношение к окружающей природе благодаря изобразительным средствам: пластикой линии, законами цветоведения. Учащиеся не только копировали увиденное в природе, а

Использовалиее явления в своих произведениях на основе знаний объективных законов построения форм и личных ощущений. Одной из форм эстетического развития воображения учащихся средствами рисования с натуры является проведение сравнения результатов работ детей. При таком самоанализе работ учащиеся используют знания в области изобразительного искусства, которые они приобрели ранее. Главное на этапе самоанализа развить у детей активность мысли, ее самостоятельность. Одним из важнейших средств эстетического воспитания является педагогический рисунок. Педагогический рисунок дает возможность в эмоционально-наглядной форме произвести в объекте изучения отбор эстетически значимого, выделить наиболее существенные элементы. При выполнении рисунка обязательно необходимо словесное объяснение в процессе создания изображения окружающих объектов. Одновременное появление части изображения и соответствующего речевого сопровождения эмоционально воздействует на учащихся, способствует яркости их восприятия. Воспитание внимания у учащихся при рисовании с натуры является важной задачей комплекса учебно-воспитательных предметов. Учитывая особенность непроизвольного (непреднамеренное)внимания педагог должен продумать методику демонстрации различных учебно-наглядных пособий. Произвольное внимание в процессе изобразительной деятельности позволяет выявить важные особенности изображаемых предметов. При рисовании с натуры педагог должен не только эмоционально заражать учеников, но и следить за творческим процессом подопечных. В процессе создания изображения с натуры важно не допускать переутомления в работе. Непрерывная продолжительная работа утомляет учеников, а следовательно расслабляет внимание. На данном этапе следует переключить внимание на другие объекты или действия окружающей среды.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на

уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. [18, с. 127]

Чистяков П.П. писал: «Изучение рисования, строго говоря, должно начинаться и оканчиваться с натуры; под натурой мы разумеем здесь всякого рода предметы, окружающие человека». Копировальный метод он отвергал категорически: «...главнейшим недостатком должно признать почти повсеместное копирование с оригиналов, причем ученики работают бессознательно, часто с дурных образцов и почти без пользы тратят слишком много времени на отделку рисунков в ущерб существенному изучению».«Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования»[25, с. 67].

Реализация задач воспитывающего обучения требует от каждого педагога владения методами обучения и воспитания как единой методикой учебно-воспитательного процесса. От педагога требуется умение захватить внимание слушателей, заставить их чувствовать и переживать вместе с ним. Многие недооценивают значения этого психологического настроя, а он имеет огромную силу, он во много раз усиливает впечатление, организует внимание слушателей. Педагог вовлекает аудиторию в сотворчество. Он все время находится в психологическом контакте со своими учениками, чутко ощущает их реакцию на каждую свою фразу, интонацию, паузу. Объясняя материал и убеждая учеников, педагог учитывает отразившееся в их глазах

любопытство или равнодушие, непонимание или сомнение. В зависимости от этих молчаливых реплик он инстинктивно или сознательно «подстраивает» свою лекцию. Там, где это необходимо, он повторит, выдвинет на первый план самое важное или, наоборот, что-то смягчит либо опустит совсем, как уже понятное. Такое творческое владение учебно-воспитательным процессом, умение заинтересовать аудиторию, убедить, повести за собой составляет одну из важнейших сторон искусства преподавания. «Прежде всего, говорил Чистяков П.П., надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а, наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и не-доумениях. Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга» [35].

«Настоящий, развитой, хороший учитель палкой ученика не дует; а в случае ошибки, неудачи и пр. старается осторожно разъяснить суть дела и ловко навести ученика на путь истинный!» Давая советы учителю, П. П. Чистяков особо выделял умение смотреть на натуру: «Так как не все юноши одинаково талантливы, не все глядят при рисовании на натуру правильно, то прежде всего надо научить их смотреть, как следует. Это почти что самое необходимое» [35].

2.2 Разработка методических рекомендаций для проведения занятий на пленэре

Работа на пленере, в отличии от аудиторных занятий, связанна с определенными трудностями. Обучение на пленере проводятся в форме практических занятий на открытом воздухе. Наиболее удобная форма проведения занятий, с небольшим количеством учащихся (от4 до 10 человек), позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного подхода. Работа небольшими группами позволяетпедагогу работать над раскрытием творческого потенциала ребенка, способствует художественно-эстетическому развитию формирующейся культурно личности.

При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального мастерства. Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным - экскурсии, посещение выставок, работа с натуры, в которой половина времени отводится графическим зарисовкам. Техника исполнения этюдов и зарисовокобсуждается с преподавателем и может быть выбрана самостоятельно учеником.

Работа на пленере имеет еще один важный аспект. Чувство прекрасного пробуждается при общении с природой. Человек, познавая окружающий мир, переживает определенные чувства, вызывая эмоциональные реакции. Переживаемые эмоциональные чувства находят выход в конкретных действиях человека, определяющих его потребности и интересы.

В ходе планирования учебных задач обязательным моментом является

Четкоеопределение целей занятий. Предлагаемые конспекты занятий, рассчитанные для учащихся, которые впервые приобщаются к работе на пленере.

Конспект занятия №1

Тема урока: Пейзажная живопись провинциального города.

Вид урока: Экскурсия

Цели урока:

- изучение особенностей пейзажной живописи в работах профессиональных художников;

- развитие наблюдательной деятельности и умения анализировать произведения искусства:

-воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Сбор учащихся около учебного заведения.

2.Пешая прогулка до музея.

Во время путешествия по городу до музея педагог обращает внимание на особенности окружающей среды: природу, архитектурные объекты, обитателей среды.

3.Экскурсия по выставочному залу.

Во время обзора произведений учащиеся знакомятся с жанром «пейзаж», разновидностью пейзажа – городской, сельский, индустриальный. Узнают об истории развития данного жанра, импрессионистах, о разновидности эскизов для создания творческой работы. Обращается внимание на технику исполнения произведений – мазок, лессировка. Рассказывается о композиции пейзажа, о значении планов в пейзаже. После обзорной экспозиции учащимся дается возможность самостоятельно осмотреть понравившиеся произведения, задать вопросы.

4.Подведение итогов экскурсии.

Учащимся предлагается оставить свои впечатления в книге отзывов.

Методические рекомендации для проведения занятия:

- в посещение выставки могут принять участие родители учеников;

- педагог заранее должен посетить выставку и знать содержание произведений:

- пешая прогулка до музея должна проходить по определенному составленному маршруту, где внимание учащихся обращается на какие-либо объекты;

- по завершению экскурсии учащиеся должны высказать свое впечатление в устной или письменной форме.

Конспект занятия №2

Тема урока: Выполнение зарисовок растений, кустарников, деревьев.

Вид урока: Рисование с натуры.

Цели урока:

- обучение выполнению зарисовок с натуры;

- развитие изобразительных навыков графическими средствами;

-воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность деятельности учащихся.

Оборудование:

-для педагога - образцы зарисовок растительных элементов, репродукции И.Шишкина «Уголок заросшего сада», «Паутина», мягкие графические материалы. Тушь, перо, кисть, бумага, планшет;

- для учащихся - планшет, бумага, графические материалы, ластик, гелевая черная ручка, маркеры, раскладной стул.

План урока:

1. Орг. момент - 2 мин.

2. Сообщение учебной задачи -5-7 мин.

3. Практическая работа по выполнению зарисовок – 30 мин.

4. Просмотр работ -3 мин.

5. Подведение итогов работы – 3 мин.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

2. Сообщение учебной задачи.

- Сегодня мы с вами проведем занятие на пленере. Скажите Вы знаете значение термина «пленер»?

- Пленер – это изображение объектов при естественном свете и в естественных условиях, то есть на природе.

- Для успешного изображения природного пространства необходимо провести ряд наблюдений природной среды, выполнить серию зарисовок и этюдов, создать композиционный замысел. Эти графические наработки в дальнейшем будут использоваться при создании творческой работы в жанре «пейзаж». Русские художники пейзажисты на пленере собирали материал для дальнейших своих работ. Иван Шишкин при создании работы «Корабельная роща» сделал множество зарисовок, этюдов. Одним из удивительных эскизов, на наш взгляд, является «Паутина в лесу». Стройный ряд корабельных сосен уходит в глубину леса, а на переднем плане изображена маленькая сосенка, на ветках которой держится паутина. На переднем плане прорисованы ветки, сухие травинки. Все эти изображения не могли быть выполнены без предварительных зарисовок.

- На другой репродукции этюда И.Шишкина «Уголок заросшего сада» на переднем плане четко прорисованы растения. Достичь эффекта движения листвы густых зарослей не возможны без многочисленных зарисовок, когда изучается строение листа, цветка каждого растения.

- Сегодня перед вами стоит задача выбрать растительный элемент, изучить его и попытаться зарисовать. Живость изображению придает использование различных графических приемов: точка, линия, пятно. При работе над зарисовкой растительных элементов желательно исключить

прямые линии, заменяя их плавными кривыми линиями. Возможны и другие решения, когда изображаемые предметы как бы проникают один в другой и связываются в единую композицию. Важно помнить, что при изображении даже отдельных элементов различная толщина линии придает движение изображаемым предметам.Демонстрируются учебные зарисовки других учащихся.

- Сейчас перед вами стоит задача выполнить ряд зарисовок растений: листья, цветок, травинка, ветка дерева, дерево. При выполнении зарисовок можете использовать различные графические средства, как по

отдельности, так и в смешанной технике.

- Чтобы процесс наблюдений и зарисовок был плодотворным нужно правильно оборудовать рабочее место. Целесообразно место наблюдения разместить в теневой зоне, чтобы солнечные лучи не попадали на лист. Лист должен быть надежно закреплен на планшете. Графические материалы и принадлежности должны находиться рядом, «под рукой».

- Удачной работы.

3. Практическая работа по выполнению зарисовок.

Каждый учащийся выбирает себе объект изображения, место для работы, подготавливает принадлежности и материал. Ученики должны быть размещены недалеко друг от друга. Педагог во время практической части работает с каждым учащимся индивидуально.

4. Просмотр работ

По завершению работы выстраиваются в ряд, и каждый учащийся высказывает свои впечатления, замечания.

5. Подведение итогов работы.

Предлагается самим учащимся оценить свои работы. Итог подводит педагог.

Методические рекомендации для проведения занятия:

- педагог определяет местность, где будет проходить занятие:

- для успешного проведения занятия каждый учащийся должен иметь принадлежности и художественные материалы для работы:

- занятие должно проходить по четко спланированному плану;

- в процессе занятия педагог должен охватить вниманием каждого ученика:

- каждая работа должна быть оценена, и не только педагогом.

Конспект занятия №3

Тема урока: Графические зарисовки архитектурных объектов.

Вид урока: Рисование с натуры.

Цели урока:

- обучение навыкам выполнения перспективы зданий, построек на пленере;

-проводить наблюдения за объектами, развивая глазомер;

-воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности учащихся;

-формирование умений осуществлять сотрудничество при работе на пленере.

Оборудование:

-для педагога - образцы зарисовок архитектурных объектов, репродукции

К.Юона «Весенний солнечный день», «Утро индустриальной Москвы», «Купола и ласточки»,мягкие графические материалы, тушь, перо, кисть, бумага, планшет;

- для учащихся - планшет, бумага, графические материалы, ластик, гелевая черная ручка, маркеры, раскладной стул.

План урока:

1. Орг. момент - 2 мин.

2. Сообщение учебной задачи -5-7 мин.

3. Практическая работа по выполнению зарисовок – 30 мин.

4. Просмотр работ -3 мин.

5. Подведение итогов работы -2-3 мин

6. Домашнее задание-1 мин.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

2.Сообщение учебной задачи

- Сегодня мы с вами понаблюдаем за архитектурными строениями, выявив различие сооружений, сравним объекты, находящиеся на разных расстояниях и конечно попытаемся их зарисовать по правилам линейной перспективы. Вспомните основные законы перспективы.

-Что происходит с предметами, если они находятся на разных расстояниях? (предметы удаленные кажутся меньше)

- Как называется линия условной границы неба и земли? (линия горизонта)

- На каком уровне находится данная линия? (на уровне глаз человека)

- Давайте рассмотрим архитектурные особенности жилого здания. Посмотрите внимательно на линию фундамента - границы дома и земли. Определите направление этой линии относительно линии горизонта. В каком направлении она расположена? (границаземли и дома направлена к верху)

- А теперь посмотрите на линию крыши. Куда направлена эта линия? (Вниз, к линии горизонта).

-Рассмотрите линию окон? Сравните окно на переднем плане и дальнее окно. В чем разница данных объектов? (хоть они и одинаковы, но нам кажется, что дальнее окно меньше)

- Обратите внимание на линии забора, тропинки, тротуара. Сравните деревья на переднем плане и вдалеке. Как действуют законы перспективы в пространстве? (Все линии направлены к линии горизонта, а предметы на переднем плане больше, чем в дали.)

- А теперь давайте посмотрим, как художник КонстантинЮон использовал законы перспективы, изображая архитектурные объекты в своих пейзажах.

Рассматриваем репродукции и учащиеся отвечают на вопросы.

- С помощью каких средств на картинах передается пространство?

(линейной и воздушной перспективы)

- Чем отличаются изображения деревьев на переднем и дальнем плане? ( Величиной и тональностью)

- Как изображены архитектурные строения на дальнем плане? (силуэтом)

-Каким образом передается настроение картины? (припомощи цвета и колорита картины)

- Для передачи пространства выберите два архитектурных объекта – ближе к вам и на расстояние. Изучите особенности строений, и при выполнении зарисовок используйте данные особенности. В графическом

изображении здания на переднем плане выполняются ярче и с прорисовкой деталей, а на заднем плане линия тоньше и изображение выполняется схематичнее.

3. Практическая работа по выполнению архитектурных зарисовок.

Каждый учащийся выбирает себе объект изображения, место для работы, подготавливает принадлежности и материал. Ученики должны быть размещены недалеко друг от друга. Педагог во время практической части вместе с учениками выполняет зарисовки и работает с каждым учащимся индивидуально.

4.Просмотр работ

По завершению работы выстраиваются в ряд, и каждый учащийся высказывает свои впечатления, замечания.

5.Подведение итогов работы.

Предлагается самим учащимся оценить свои работы. Итог подводит педагог

6.Домашнее задание

- К следующему занятию на пленэре подготовить к имеющим принадлежностям и материалам акварельные краски, кисти -тонкую и толстую и ёмкость под воду.

Методические рекомендации для проведения занятия:

- педагог определяет местность, где будет проходить занятие:

- для успешного проведения занятия каждый учащийся должен иметь принадлежности и художественные материалы для работы:

- занятие должно проходить по четко спланированному плану;

- в процессе занятия педагог должен охватить вниманием каждого ученика:

- каждая работа должна быть оценена, и не только педагогом.

Конспект занятия №4

Тема урока: Создание живописного этюда на пленере

Вид урока: Рисование с натуры.

Цели урока:

- обучение навыкам выполнения живописных этюдов на пленере;

- развитие живописных навыков технике акварели;

-воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности учащихся;

-формирование умений осуществлять взаимное сотрудничество при работе на пленере.

Оборудование:

-для педагога – образцы живописных этюдов, репродукции живописных пейзажей С.Андрияки, И.Левитана, мягкие графические материалы, акварель, кисть, емкость для воды, бумага, планшет;

- для учащихся - планшет, бумага, графические материалы, акварель, кисть, емкость для воды, раскладной стул.

План урока:

1. Орг. момент - 2 мин.

2. Сообщение учебной задачи -5-7 мин.

3. Практическая работа по выполнению зарисовок – 30 мин.

4. Просмотр работ -3 мин.

5. Подведение итогов работы.

6. Домашние задание

1.Орг. момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию

2.Сообщение учебной задачи.

- Сегодня мы с вами должны выполнить живописный этюд окружающей среды. Прежде чем приступить к работе по созданию этюда, необходимо осмотреть прилегающую территорию, выбрать сюжет своего произведения. Помните, что в вашей работе должна содержаться какая-либо информация о окружающей среде. Для этого в композиционном плане надо ввести разделение планов и показать их значимость в произведении.

Вместе с учащимися исследуется территория . Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Через какие предметы в данном сюжете можно осуществить вход в

картину? (тропинка, дерево, ветка дерева и т.п.)

- Как подчеркнуть важность пространства через линию горизонта?(поднять линию горизонта, опустить линию горизонта)

- Как передать ощущение пространства в работе? (за счет тональности – передний план ярче, задний светлее)

- Каким образом вытянуть передний план? (детально прорисовать предметы на переднем плане)

- Давайте посмотрим, как на эти вопросы ответили художники в своих произведениях. Сергей Андрияка в своих работах, выявляя передний план,использовал технику лессировки. (просмотррепродукций) И.Левитан в непродолжительных этюдах любил использовать акварельный подмалёвок в технике «по-сырому», а потом пастелью прорисовывал передний план. («Луг на опушке леса») Это придавало передаче воздушного пространства лёгкость.

- В быстрых живописных этюдах акварелью для выявления важного предмета можно использовать и графические материалы(просмотр этюдов

предыдущих учащихся).

- Теперь каждый из вас выберет удобное место для работы. Помните, преимущества рабочего места на пленэре? (Место должно быть в тени, солнечные лучи не должны попадать на лист бумаги.)

3.Практическая работа по выполнению живописного этюда.

Каждый учащийся выбирает себе объект изображения, место для работы, подготавливает принадлежности и материал. Ученики должны быть размещены недалеко друг от друга. Педагог во время практической части работает с каждым учащимся индивидуально. При необходимости педагог показывает технику исполнения этюда (Педагог может вместе с учащимися работать по созданию этюда). Во время практической работы, этюды учащихся просматриваются на расстоянии, даются необходимые рекомендации.

4.Просмотр работ.

По завершению, работы выстраиваются в ряд, и каждый учащийся высказывает свои впечатления, замечания.

5.Подведение итогов работ.

После коллективного обсуждения этюдов, учащиеся сами оценивают свои работы по предложенным критериям:

- узнаваемое пространство;

- передача воздушного пространства;

- выявление переднего плана;

-аккуратность исполнения.

6.Домашнее задание.

Используя зарисовки, живописные этюды составить эскизы будущей творческой работы на тему «Мой город».

Методические рекомендации для проведения занятия:

- педагог определяет местность, где будет проходить занятие:

- для успешного проведения занятия каждый учащийся должен иметь

принадлежности и художественные материалы для работы:

- занятие должно проходить по четко спланированному плану;

- в процессе занятия педагог должен охватить вниманием каждого ученика:

- каждая работа должна быть оценена, и не только педагогом.

Конспект занятия №5

Тема урока: Создание живописного пейзажа

Вид урока: Комбинированный.

Цели урока:

- совершенствование навыков при выполнении живописного пейзажа;

- обобщать полученные знания при выполнении творческой работы;

-воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.

Оборудование:

-для педагога – образцы живописных этюдов, репродукции живописных пейзажей Поленова, И.Левитана, И. Айвазовского, А.Саврасова, мягкие графические материалы, акварель, кисть, емкость для воды, бумага, планшет;

- для учащихся - планшет, бумага, графические материалы, акварель,кисть, емкость для воды, раскладной стул.

План урока:

1. Орг. момент - 2 мин.

2. Сообщение учебной задачи -5-7 мин.

3. Практическая работа по выполнению зарисовок – 30 мин.

4. Просмотр работ -3 мин.

5. Подведение итогов работы

Ход урока:

1.Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию

2.Сообщение учебной задачи

- Сегодня вам предстоит выполнить живописный этюд с учетом композиционного решения, правил линейной и воздушной перспективы.

Прежде чем приступить к работе, вам необходимо осмотреть окружающее пространство, выбрать интересный объект, который будет главным в композиции картины. При работе по созданию живописного пейзажа, вы можете добавлять или убирать какие-либо объекты. Именно такой подход применил Саврасов в своей картине «Грачи прилетели»( рассматривается репродукция ).

- Для передачи движения в работе следует применить контраст светлого и темного, большого и малого, нового и старого. Это отчетливо просматривается в картине В.Поленова «Бабушкин сад» (внимание обращается на репродукции В.Поленова).

- Для создания настроения в работе необходимо выбрать основной цветовой колорит работы. (вниманию представляются репродукции Б.Кустодиева )

- Работа должна выполняться быстро, в определенной последовательности:

- определиться с видом пространства;

- выполнить быструю зарисовку;

- большими плоскостями в технике аля-прима залить планы картины с учетом контрастных соотношений;

- в технике лессировка вытягивать передний план насыщенными цветами;

- Для выявления главного в завершенной работе можно применить мягкий материал, гелевый стержень.

3.Практическая работа.

По завершению, работы выстраиваются в ряд, и каждый учащийся высказывает свои впечатления, замечания.

4.Просмотр работ

После коллективного обсуждения этюдов, учащиеся сами оценивают свои работы по предложенным критериям:

- узнаваемое пространство;

- передача воздушного пространства;

- выявление переднего плана;

-аккуратность исполнения.

5.Подведение итогов работы.

Работы оцениваются преподавателем.

Методические рекомендации для проведения занятия:

- педагог определяет местность, где будет проходить занятие:

- для успешного проведения занятия каждый учащийся должен иметь принадлежности и художественные материалы для работы:

- занятие должно проходить по четко спланированному плану;

- в процессе занятия педагог должен охватить вниманием каждого ученика:

- каждая работа должна быть оценена, и не только педагогом.

Наши рекомендации