Методы и приемы обучения графическому пейзажу
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует преподаватель, чтобы донести до учащихся определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляются развитие творческой деятельности. Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей.Таким образом, метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности[20,32].Методы обучения изобразительному искусству сочетают умственную и физическую активность. Для создания изображенияпейзажа необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями,а также навыками обращения с художественными материалами. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что этот предмет является средством эстетического воспитания. Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания - она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю правильно строить учебный процесс. Для успешной работы с детьми преподаватель должен хорошо знать основные положения дидактики и уметь их творчески реализовывать на практике.Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные воспитательные возможности. Оно не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных данных. Отсюда первый принцип обучения принцип научности.Следом за ним назовем принцип наглядности. Все это требует от нас постоянного обращения к самим вещам и явлениям как источнику познания.Принцип сознательности и активности учащихся и принцип связи теории с практикой - также один из важнейших дидактических принципов.Использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.В ходе обучения преподаватель ведет учащегося постепенно от малых знаний к большим, развивая его умения работать от простого к сложному. Руководствуются при этом принципом систематичности и последовательности, а этот принцип тесно связан с принципом доступности, посильности обучения[26,37].
Следовательно, учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип научности, наглядности, принцип сознательности и активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, связи теории с практикой, принцип доступности и посильности обучения.В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов, способствует развитию у детей чувства формы, ритма - компонентов эстетического чувства.Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - стройность формы, красоту цвета и тона, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Следовательно, при использовании методов обучения на уроках ИЗО нужно учитывать этот факт. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его обликуи его выразительным качествам.
«Чувствовать, знать и уметь - полное искусство», отмечал П.П. Чистяков[27,32]. Постоянные упражнения, занятия рисованием имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства. Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами, хотя вопреки этому доказанному жизненной практикой положению отдельные художники считают необязательным систематически трудится, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: не обязательно выполнять многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии - мастерство придет само собой, в силу таланта, если он есть.Такое мнение можно услышать нередко и среди молодежи, учащиеся в художественных заведениях. Однако жизнь и деятельность буквально всех более или менее известных мастеров изобразительного искусства свидетельствуют о ложности такого мнения. Все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении правилами, изобразительной техникой [32,64].
Творческий подход к решению любой задачи возникает уучащегося только в том случае, если преподаватель познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приема при создании изображения обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая те или иные детали. Мало научить детей ремесленным навыкам, приемам работы различными графическими материалами, но важно пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.Значительное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога[27,65].
Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.В структуре методов обучения выделяются приемы.Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре[9,54].
В структуре методов обучения выделяютсяпрежде всего
объективная и субъективная части.Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между преподавателем и ребенком и используемые для эффективной организации учебной деятельности учащихся. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.
На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация.); практические (лабораторные работы, сочинения).
2. По характеру взаимной деятельности преподавателя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера-М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский метод.И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития[6,43].
3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный)[6,46].
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности[40,54]. Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими. Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:обучающую, развивающую, воспитывающую,мотивационную, контрольно-коррекционную. Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим группам. В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения такие как: учебные игры, методы инсценизации, генерации, методы программированного обучения, обучающего контроля.Таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.
Б.М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся[34].
Я.А.Коменский основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важный для обучения рисованию принцип «от общего к частному», затем не менее важный принцип - «от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я.К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать «…ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения[34].
К.Д.Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего, и роль обучаемых. Современные активные методы обучения включают всебя: игровое, социальное, имитационное моделирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, метод активного социологического тестированного анализа и контроля, отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений[32,165].
Много нового в методику изобразительного искусства внес А.П.Лосенко. Он дал научно-теоретическое обоснование каждого положения рисунков. Его труды: «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры», руководство по увеличению (уменьшению) фигуры человека, альбом таблиц-оригиналов.Метод обучения В.К.Шебуева был реалистичным - он стремился приблизить ученика к природе познания объективных законов строения формы. Шебуев подходил к делу с научно-исследовательской стороны. В 1834г. А.П.Сапожников издал «Курс рисования». Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры. Сапожников приучал рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Вопросами методики обучения рисунка занимался и А.Е.Венецианов. Он первый подошёл к методике преподавания как к творческому процессу. Основой его метода является поиск и выработка правил, которые в простой форме раскрывали бы законы искусства и природы. В 1844г. издаётся труд Г.А.Гиппиуса «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Большое влияние на развитие методики оказал П.П.Чистяков. Им была изобретена «Система поверочного рисования». По его мнению, обучать надо, соблюдая педагогический такт и учитывая индивидуальные особенности учеников. Много нового внёс в методику обучения С.К.Зарянко, метод которого строится на научно-теоретическом обосновании рисунка. Главные принципы - простота и наглядность. Он впервые предложил метод преподавания перспективы и разработал систему обучения, особенность которой - единство рисунка и живописи.
Исследуя вопрос повышения эффективности обучения и воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, учёные опирались на то положительное, что было накоплено в педагогической науке и школе за рубежом и в дореволюционной России, критически подходя к недостаткам, к наследию прошлого. Ведущими на занятиях изобразительной деятельностью являются словесные и наглядные методы и приемы обучения.Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приемам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях полностью формируются способности детей.Занятия по изобразительному искусству, как правило, начинаются с беседы преподавателя с учащимися. Цель беседы- вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно роль беседы велика на занятиях по изображению графического пейзажа на основе представления (после прогулки). Беседа должна быть краткой, но эмоциональной и содержательной. Педагог обращает, главным образом, внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. композиционное и художественное решение рисунка пейзажа. Если впечатления детей от описания природы были богаты, и они владеют необходимыми умениями для их передачи, то такой беседы бывает достаточно для изображения графического пейзажа без дополнительных приемов. Для уточнения представлений о природе педагог в процессе беседы или после нее показывает иллюстрацию или картину, а перед началом выполнения графического пейзажа демонстрирует учащимся прием работы. Беседа как метод и как прием должна быть краткой и длиться не более пяти минут, чтобы эмоции и представления детей оживились, а творческий настрой не исчез. В некоторых случаях словесный образ природы сопровождает показ натуры или выразительных средств графики. Преподавателю необходимо серьезно подойти к подбору художественных произведений о природе. Словесный образ должен включать изобразительные моменты. Художественный литературный образ вызывает работу творческого воображения. Даже если художественный образ природы очень конкретен и ярок, учащемуся следует много додумать и представить[6,67].
Очень важным методическим приемом обучения является напоминание в виде кратких указаний. Обычно он применяется перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Этот прием помогает детям организовать творческую деятельность и вовремя начать рисунок. Также в работе с детьми следует чаще применять такой методический прием как поощрение. Он вселяет в учащихся уверенность и вызывает у них желание хорошо выполнять работу. Стоит отдельно выделить такой метод обучения изобразительному искусству, как музыка и художественное слово. Учащиеся с огромным удовольствием рисуют под музыку. Использование данных приемов в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ, вызывая у детей интерес к теме.
Вместе со словесными практическими и традиционными методами наглядности, для обучения рисованию графического пейзажа следует использовать педагогическое рисование, которое помогает учащимся воспринять теорию и наблюдать все этапы изображения пейзажа, демонстрируемого преподавателем.В следствии этого, обучающиеся активно включаются в систему усвоения основных способов и понятий изобразительной грамоты, правил процесса усвоения художественных приемов и средств выразительности графики.
2.2 Методические рекомендации по активизации творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем
Методические рекомендации разработаны на основе следующих уроков:
Урок №1:
IIклассхудожественной школы
Тема: «Городской пейзаж» (станковая композиция)
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока
2. Проверка знаний учащихся
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о видах пейзажа и об одном из них поговорим подробнее.
- Внимание на экран:
- Сейчас мы отправимся в картинную галерею…. И в каждом зале нам необходимо будет выполнить некоторое задание…, надеюсь, вы с ними справитесь…
Есть ли среди представленных картин пейзажи?
- Да
- А к каким же жанрам относятся данные картины?
- по последней картине: в ней смешаны два жанра: анималистический и пейзаж
- какие еще жанры могут смешиваться в картине? (учащиеся приводят примеры)
- Эти картины такие разные… неужели всё это пейзажи? Назовите их разновидности ( сельский, городской, морской)
- А как называется картина, на которой нарисовано море? (марина)
- Вспомните, как называется художник, рисующий морские пейзажи? (маринист)
- Каких маринистов вы знаете? (Айвазовский)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.
3. Подготовка к восприятию темы урока
- Мы с вами часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада тили величавость могучего дуба.Многое можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя задача – показать красоту городского пейзажа. Города…. Большие и маленькие, с современными небоскрёбами и узкими улочками…. Они такие разные….
- показ видеорепортажа о городах мира
Вот несколько кадров…
Задание: нарисовать улицу современного города во фронтальной перспективе. За основу композиции рисунка взять предложенную схему:
- уточнить с учащимися принцип построения во фронтальной перспективе, вспомнить основные законы линейной перспективы.
- предложить учащимся проложить оттенками серого цвета основные плоскости: стены домов, дорогу.
- показ отдельных элементов построения зданий учителем на доске.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся рисуют свой город
- указания:
- обратить внимание на изображение окон – вдали они лишь слегка обозначены или вовсе отсутствуют.
- обратить внимание на передачу объёма в рисунке, на распределение светотени на поверхности форм; оттенки серого не делайте слишком темными.
5. Итог урока
- анализ построения композиции рисунков учащихся;
– оценка работ.
6. Домашнее задание
- прорисовать некоторые мелкие элементы на переднем плане, наметить растительность, транспорт….
Урок №2:
Завершение работы в цвете.
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока.
2. Проверка знаний учащихся
- Сегодня мы продолжаем работу над городским пейзажем. Но вначале давайте повторим разновидности пейзажа:
- у меня на доске все картинки перемешались…
- Задание: распределить разновидности пейзажа по группам
- Ученик путём «перетаскивания» группирует картинки на интерактивной доске
- Проверка выполнения задания, исправление ошибок.
- по каким признакам ещё можно разделить пейзажи? Чем они могут отличаться?
- 2 художник нарисовали пейзажи и 1 и 2 пейзажи сельские, на обоих изображен лес вдали речка, берёзка. Но они разные. Чем они могут отличаться? (цветом, колоритом, ещё чем?) Верно, если 1 художник нарисовал лето, а другой зиму, то они будут отличаться по временам года.
- И снова 2 художника нарисовали пейзажи, но теперь и композиция схожа и оба нарисовали осень, но они снова разные…. Чем ещё могут отличаться пейзажи? (если 1 художник нарисовал закат, а другой полдень, то пейзажи будут отличаться по времени суток)
- вот и мы с вами будем рисовать закат в городе, внимание на экран:
4. Объяснение нового задания
- Необходимо нарисовать на рисунке небо.
- Показ учителем нескольких способов тонирования неба: по-сырому, когда краски осторожно вливаются цвет в цвет, можно изобразить контрастные переходы цвета, можно нарисовать небо отдельными мазками.
- Не забываем, что небо на нашем рисунке не само по себе отдельно. Оно отражается в окнах домов, его отблески будут присутствовать и на дороге, на стенах домов, поэтому не забываем добавить соответствующих рефлексов в работу.
5. Самостоятельная работа учащихся.
- Учащиеся рисуют небо. У каждого свой неповторимый закат.
- Учитель предлагает ученикам вспомнить, какой закат они видели, наблюдали в природе и нарисовать его.
6. Итог урока.
- рассмотреть галерею работ, вывешенную на доске, результаты обсудить с детьми;
– оценка работ, отметить наиболее оригинальные, выразительные работы.
Урок№3:
Тема урока: «Пейзаж в графике»
Продолжительность урока: 180 мин.
Цель: Познакомить учащихся с видами пейзажной графики, выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной воздушной перспективе, обобщить знания по теме «Графика», выполнить графические работы(мягкими графическими материалами на выбор: карандаш, соус, сангина, уголь).
Задачи:
1. Обучающие:Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве; Познакомить с некоторыми произведениями художников;
2. Развивающие: Овладевать графическими инструментами и техниками (соус, сангина), развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией), передавать свои умения в рисунке.
3. Воспитывающие: Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру, любовь к прекрасному и к аккуратности.
Оборудование:Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников.
Материалы: Карандаш, соус, сангина, уголь
Зрительный ряд: Чёрно – белые иллюстрации (пейзажи, деревья), репродукции печатной графики.
Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Беседа по основному материалу урока:
а) закрепление пройденного материала
б) вводная информация
в) демонстрация материала, объяснение
3. Практическая работа
4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь преподавателя)
Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.
Формы: Коллективная, индивидуальная
Деятельность учителя:
Сообщение темы урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя и демонстрация презентации)
Деятельность учащихся: На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы по теме урока.
Преподаватель:
Беседа: На этом уроке мы будем говорить о графическом пейзаже.
- Чем отличается такой пейзаж от обычного?
Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш или уголь.
- Что является основой языка графики?
Основой графического языка являются работы черным по белому или белымпо черному. Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, соусом, сангиной, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений. Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца ХV века появляются печатные книги, гравюры становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разнообразности. Со временем самостоятельное значение графики только возрастало. В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Чёрно-белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.
Художники- графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. Посмотрите вокруг и назовите предметы белого и чёрного цветов. (Белый снег, звёзды, невеста, чёрные горы, чёрные тучи) Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, противоположны. Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания. Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана. Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.
Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой,штрихом, линией, пятном, овладевать различными материалами: карандашом, соусом, сангиной и углем (на выбор). В конце урока мы устроим выставку ваших работ.
- Тема урока: «Пейзаж в графике».
-Давайте же сегодня вспомним, что такое графика.
(Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности являются линия, точка, штрих, пятно, тон).
- Какие материалы используют художники-графики?
Тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангину, соус, карандаш, фломастеры и т.д.
Практическая работа:
Цель: Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.
Умения: Находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.
Деятельность учителя: Организует выполнение практического задания.
Деятельность учащихся: Выполняют практическую работу в графической технике.
Задание: Выполнить пейзаж в графической технике
Материал: Карандаш, соус, сангина, уголь (любой графический материал на выбор),лист А4.
- Выполните графический пейзаж любым из представленных мягких графических материалов.
Прежде чем приступить к заданию, составьте композицию на альбомном листе. Можете изобразить пейзаж по своим воспоминаниям или по представлению.
Преподаватель рисует пейзажную композицию с деревьями, показывая поэтапное выполнение работы, а учащиеся следуют за ним. После каждого этапа преподаватель просит обратить внимание на тон работы в целом, опираясь на конкретное пейзажное состояние.
-Как нужно изображать предметы, расположенные на переднем плане? (Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).
-Как изображают предмет вдали?
При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания.
Итог урока:Просмотр работ.
-Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились. Какие выразительные средства вы использовали? В какой работе лучше всего использовался штрих? В какой - линия? В какой – точка? Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
Выставка работ учащихся.
Урок №4:
Тема: «Изображение пейзажа пастелью»
Продолжительность урока:180 мин.
Цель:Познакомить учащихся с видами пейзажной графики и сформировать навыки работы пастелью.
Задачи:
1. Обучающие:Формировать умение чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, применять её возможности в творчестве. Познакомить с графическими произведениями художников в технике «пастель». Познакомить с особенностями некоторых приемов при работе с пастелью.
2. Развивающие:Развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (линией,точкой, штрихом). Использовать приобретенные умения в работе пастелью.
3. Воспитывающие:Воспитать эстетическое отношение к миру и любовь к прекрасному.
Организационный момент:
Оборудование:Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников, рабочий графический материал- пастель.
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Беседа по основному материалу урока:
а) закрепление пройденного материала
б) вводная информация
в) демонстрация материала, объяснение
3. Практическая работа
4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь преподавателя)
Методы: Словесный, иллюстративный.
Формы: Коллективная, индивидуальная
Деятельность преподавателя:
Сообщение темы урока. Показ подобранного материала по теме урока.
Деятельность учащихся: На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы по теме урока.
Преподаватель: «Ребята, сегодня мы с вами повторим тему«графический пейзаж» и выполним работу в технике «пастель». Давайте повторим тему прошлого урока»: Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий разного характера. Основными материалами является карандаш или уголь. Самый распространенный вид пейзажной графики- это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углём, соусом, пастелью и другими материалами разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, т.е. материалом для создания произведений.
Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном, работая пастелью.Она бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего