Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)

Введем в подлинную действительность вымысел при помощи «если бы», переведем себя в плоскость воображаемой, мнимой жизни.

Упражнения.

1. Смена места действия: урок, педагог, ученик— подлинная реальность. Вымысел — урок проходит не в обычной классной комнате, а в фойе МХАТ.

Педагог (обращается к одному из слушателей). Начинайте фантазировать. Как случилось, что урок наш проходит в фойе МХАТ?

Ученик. Обычно каждое лето театры уезжают на гастроли. В этом году МХАТ выехал на гастроли еще в начале лета, а в его здание, также на гастроли, прибыл Саратовский театр. Режиссер этого театра пригласил нас участвовать в массовых сценах третьего действия спектакля «Вишневый сад» А. Чехова. Распределены были роли. Каждому из нас предложили подумать о характеристике действующего лица и написать ее. Наметить свою линию действия. Нарисовать эскиз костюма. Сроки подготовки были крайне сжатые. Собравшись в фойе

МХАТ, мы стали работать соответственно заданию, чтобы успеть в тот же день обсудить все это с вами и со всеми участниками массовки.

Педагог дает оценку, заключение по данному вымыслу в предлагает ученикам действовать. Каждый сам должен нафантазировать, кого он будет изображать, а потом, согласовав с педагогом, рассказать об этом всей группе.

2. Урок, педагог, ученики — подлинная реальность; вымысел— смена места: занятия происходят в салоне черноморского теплохода «Россия» или в клубе северного поселка оленеводов.

3. Та же комната, педагог, ученики — подлинная действительность; вымысел — смена времени суток. Занятия проходят не днем, не вечером, а ночью.

Педагог (обращаясь к одному из слушателей). Почему вы задержались так поздно?

Вот пример, как построил свой вымысел один из учеников.

— Завтра в нашей студии экзамен. Сдаем упражнения по» элементам актерской техники. Упражнения по элементу «воображение» у некоторых не получаются. То нарушается логика, то вместо подлинного действия появляется механическое... Вот мы и решили задержаться, попросив вас остаться с нами еще часа на три-четыре.

Педагог. Как же, ведь дома ваши родные будут волноваться?

Каждый из участников занятий начинает думать, взвешивать и прикидывать — как же быть? Как известить родных и т. д.

Педагог (наблюдая и выслушивая предложения участников). Вот вы уже и начали действовать в созданных предлагаемых обстоятельствах.

4. Та же комната, педагог, ученики — подлинная действи тельность; вымысел — смена времени года: лето, зима, весна,, осень.

Каждый раз педагог должен требовать от слушателей конкретно намечать предлагаемые обстоятельства. В ходе занятий помогать постановкой того или иного вопроса: почему? где? когда? зачем? Это всегда будоражит и активизирует их воображение.

Далее педагог объясняет, как протекает процесс мысленного переноса воображения из окружающей действительности в мир. вещей и обстоятельств, не существующих сейчас, но могущих существовать.

Педагог. Теперь все предлагаемые обстоятельства сделаем! вымышленными. Из реальной обстановки оставим только комнату, да и ту преобразим нашим чудесным художником — воображением. Переродим для себя весь мир вещей с помощью внутреннего видения. «Такой процесс, — пишет К. С. Станиславский,— постоянно имеет место на наших интимных репетициях»

253.

(выгородка делается из стульев, столов, вещи наделяются нужными свойствами и т. п. — Л. Н.) [...] При этом мы не верим в подлинность того, что венские стулья — это дерево или скала, но мы верим подлинности своего отношения к подставным предметам, если бы они были деревом или скалой»[87].

— Так вот вообразите, — обращается педагог к участникам занятий, — что эта комната представляет собой лес. С чего на до начать? Сначала вы должны нафантазировать предлагаемые обстоятельства, прелюдию.

Приведем один из примеров практических занятий по данному заданию.

Один из слушателей фантазирует предлагаемые обстоятельства, прелюдию:

— После окончания учебного года мы решили совершить загородную прогулку с ночевкой. Было дано поручение принести чайник, кружки, ведра, одеяла, палатки, волейбольный мяч и рюкзаки с продуктами.

Педагог рекомендует сейчас же распределить между всеми перечисленные поручения, Он это выполняет. Затем педагог обращается к другому слушателю, предложив ему продолжить начатый рассказ, и тот развивает мысль об этой поездке:

— В назначенный день и час мы собрались на Курском вокзале и поехали поездом до станции Бутово. Там очень красиво, хороший лес, есть река...

Педагог опять прерывает рассказ и предлагает продолжить •его еще одному слушателю. Таким образом упражнение выполняет вся группа.

После того как будут созданы прелюдия и предлагаемые обстоятельства, педагог предлагает преобразить при помощи фантазии находящиеся в комнате вещи: например, стулья — это будут деревья, люстра — луна и т. д. Все приступают к выполнению задания: из столов, ящиков, портфелей, книг, окон, дверей и др. они своим воображением создают ручей, костер, пригорок, ведра, чайник, палатку и т. п.

Убедившись, что все поняли этот процесс мысленного переноса воображения, педагог предлагает им действовать, но перед этим рекомендует каждому поставить перед собой вопрос: если бы я был в лесу на этой прогулке, что бы я стал там делать? Ученики, составляют себе свою линию действий, а педагог, проверив их, предлагает выполнить намеченные действия.

По окончании упражнений необходимо устраивать обсуждения. Сначала надо предложить высказаться ученикам-зрителям, а потом самим участникам упражнения. Педагог должен подвести итоги, указать на ошибки в упражнении и в критике выступавших. Такое обсуждение приучает правильно разбираться в сделанном, развивает чувство логики, правды и самокритики.

Упражнения (на офантазирование предметов, глаголов),

1. В упражнениях на офантазирование предмета необходимо следить, чтобы данный предмет был главным, чтобы на нем был построен весь сюжет.

Например, педагог, вызвав одну из учениц, дает ей задание офантазировать предмет — кольцо (из практики занятий). Она, рассказав предлагаемые обстоятельства и прелюдию, начинает действовать.

Вот она пришла к реке с тазом, наполненным бельем. Поставила таз у мостков. Сняла тапочки. Подобрала подол платья. Встала на колени, предварительно обмыв доски мостка. Затем, подостлав тряпку, выложила белье и начала его полоскать. Через некоторое время девушка посмотрела на правую руку, как-то встрепенулась и стала быстро перебирать белье.

Педагог (прервав действие). Почему вы вдруг начали перебирать все белье?

— А у меня было кольцо на пальце, а теперь его нет.

Педагог. А почему же, прежде чем начать искать, вы не

оценили, где оно? Куда оно могло деваться, подумайте?

— Где ж оно может быть? Надо вспомнить. Дома? Нет. Я его не снимала, да еще дорогой к реке я его видела... Значит... потеряла? Но когда и где? Оно, по-моему, блеснуло, когда я выкладывала белье из таза на мосток,., может быть, оно в белье?

Педагог. Действуйте дальше.

И студентка вновь стала перебирать белье, встряхивая каждую вещь. Кольца в нем не оказалось. Девушка остановилась, подумала... Поискала на мостках, на берегу у мостка — нет кольца. Опять задумалась. Потом тихо подошла к воде и стала вглядываться, рассматривать дно реки, наклонив низко голову к воде. Улыбнулась. Потом оглянулась по сторонам и прямо в платье, слегка подобрав его, стала осторожно входить в воду. Сделала несколько шагов, остановилась, постояла немного и, наклонясь, опять пристально посмотрела в воду. Затем, зажмурив глаза, она погрузилась в воду. Захватив горсть песка и тины, она поднялась из воды и, раскрыв горсть, посмотрела. Кольца нет. Тогда она проделала вновь то же самое — и кольцо заблестело в ее руке. Девушка улыбнулась. Вылезла на мостик. Отжала на себе мокрое платье. Собрала и уложила в таз белье, надела тапочки и пошла домой.

Педагог. Скажите, пожалуйста, о чем вы думали перед тем, как начали искать кольцо на мостках, на берегу?

— Я подумала, а может быть, кольца уже не было на пальце, когда я выкладывала белье на мосток? Поищу-ка кругом. Начала искать на мостке, около него, в траве, где снимала тапочки. Не нашла. Тогда мелькнула мысль — а не соскользнуло ли оно с пальца, когда я полоскала белье? Нагну-

лась к воде и увидела, что между камнями, в песке, что-то блеснуло. Оно! — подумала я. Надо было влезть в воду. Хотела снять платье, оглянулась по сторонам — кругом люди. Тогда я решила войти в воду одетая. На мне же легкий сарафан, быстро высохнет — вон как печет солнышко.

Педагог. А почему, сделав несколько шагов в воду, вы остановились и некоторое время постояли?

— Я выжидала, чтобы вода успокоилась. А когда вода вновь стала прозрачной, я посмотрела на дно, отыскивая кольцо.

Педагог. Спасибо. Теперь вы поняли, что, прежде чем начать новые действия, нужна оценка сделанного, увиденного, оценка, рождающая мысли, а мысли, в свою очередь, вызывают новые действия.

Можно рекомендовать ряд заданий на подобные упражнения. Офантазировать предметы: зеркало, часы, галстук, букет цветов, носовой платок, лотерейный билет, зонт, ключи и т. п.

2. Офантазирование двух или трех предметов. Эти предметы должны быть логически связаны между собою и войти в ткань единого сюжета.

Так, например, было дано задание: офантазировать предметы— косынка, папиросы и деньги. На одном из занятий это упражнение было решено так.

Ученик. Мы живем вдвоем с сестрой. Я только что начал работать на заводе. Сегодня у меня день первой получки. Зашел в магазин и купил подарок сестре — шелковую косынку, а себе хорошие папиросы. Это мои предлагаемые обстоятельства « прелюдия.

И далее он перешел к действию. Вошел в комнату. Закурил папиросу. Достал из кармана полученные деньги. Отсчитал себе пять рублей и спрятал их в карман, а остальные положил на середину стола, на видное место. Затем достал из кармана пиджака сверток, развернул его — косынка. Вынул изо рта горящую папиросу, положил ее осторожно на край пепельницы, стоявшей на столе. Взял в руки косынку. Стал ею любоваться. Накинул на плечи. Подошел к зеркалу посмотреть, как она выглядит. Услышал звонок в передней. Оценил. Быстро бросил косынку на стол и побежал открывать дверь. Нет, это не сестра. Вернулся назад в комнату. Остановился у двери. Принюхался. Пахнет паленым. Что бы это могло быть? Бросился к столу, схватил косынку. Она лежала на папиросе. Осмотрел косынку — большая дырка в самом углу. Задумался. Досадно. Посмотрел на часы. Быстро спрятал косынку и пачку денег в ящик. Достал из бокового кармана только что отложенные пять рублей, пересчитал вновь и побежал в магазин.

Ученик выполнил упражнение и обратился к педагогу с вопросом.

— Вот вы говорили, что действия рождают мысли, а мысли в свою очередь рождают новые действия. А у меня мысли бы-

ли и во время действия. Например, когда я бежал открывать дверь, в это время я думал: «Она... Сейчас подарю свою косынку. Вот она обрадуется...» Или, когда я вошел в комнату и почувствовал запах паленого, я подумал: «Неужели горит косынка, какая досада...»

Педагог. Правильно, так и должно быть. Живой человек непрерывно мыслит. Он мыслит или вслух или про себя. Последнее на нашем актерском языке называется внутренним монологом. Им мы пользуемся в то время, когда произносит текст партнер, или во время пауз. Он должен быть таким же действенным, как и мысли, высказанные вслух. Наряду с непрерывной линией действий должна быть непрерывная линия мыслей.

Вот серия заданий на офантазирование нескольких предметов: часы — игла; шпилька — газета; телефон — портфель; папиросы— газета — кочерга; носовой платок — палка; письменный стол — книга — перчатка; портфель — цветы — нож.

3. Офантазировать и логически связать два действия: искать — уничтожить;

подслушать — читать; искать — заметать следы; рассматривать — рвать; считать — стараться согреться.

4. Офантазировать предмет и глагол: собираться — телефон;

ждать — кукла;

уничтожать — цветы;

одеваться — свеча. • Вот один из вариантов разработки этих упражнений.

Ученица (фантазирует). Сельская местность. Я — детский врач. Только что окончила часы приема больных в медпункте. Сегодня вечером я иду в Дом культуры на спектакль. Это предлагаемые обстоятельства и прелюдия.

Затем она начинает действовать. Окончился рабочий день, убирает со стола учетные карточки больных. Снимает халат. Приводит себя в порядок. Надевает другие туфли. Перекладывает из большой сумки в маленькую, театральную — бинокль, билеты, платок. Затем большую сумку убирает в шкаф. Смотрит на часы. Быстро надевает пальто, тушит свет и идет к выходу. Вдруг раздается телефонный звонок... Она останавливается, немного колеблется — брать трубку или нет? Потом решительно подходит к телефону, снимает трубку и говорит: «Лечебный пункт. Да. (Зажигает настольную лампу.) Адрес... (Записывает.) Так... Сейчас иду к вам». Достает из шкафа врачебный чемодан, укладывает инструменты и медикаменты, надевает халат, переобувается, тушит свет и быстро уходит.

Педагог. Что вам сказали по телефону?

— Звонила женщина. Она сказала, что ее ребенок упал с лестницы, очень сильно разбился, и просила срочно помочь.

Педагог. А что за адрес вы записали, покажите. Правильно, молодец, что записала конкретный адрес, а не просто черточки, как это иногда делают.

5. Офантазирование и логическое оправдание предмета, действия, слова: газета — прятать — «вот беда-то».

По данному заданию одна из занимающихся составила следующую фабулу.

— Я живу с мамой, она у меня старая и больная. Очень тяжело переживает смерть своих сверстников. Мысль о смерти пугает ее. Я читаю утром газету, только что принесенную почтальоном. Мама на кухне пьет чай. И вдруг на последней странице газеты я читаю некролог о смерти нашего знакомого, маминого друга детства. «Вот беда-то!» Начинаю думать, как бы уберечь маму от этого печального известия. Мама не должна читать этого некролога, а то опять у нее будет сердечный приступ. Решаю оторвать кусок газеты с текстом некролога. Разложила газету и начинаю рвать... Слышу шаги мамы, идущей сюда в комнату. Быстро складываю газету и прячу ее к себе в портфель.

Целесообразно также провести практические занятия по самостоятельной разработке заданий и исполнению упражнений. Вот примерные варианты:

1) книга — выбрасывать — «так лучше»;

2) записка — лечь — «вот глупость-то!»;

3) облигация — искать — «вот так-так!»;

4) зеркало — подсматривать — «ну и потеха!»

Как только задания будут розданы, педагог должен предложить ученикам подумать о конкретных предлагаемых обстоятельствах и начинать поочередно действовать.

Очень важна сама методика проведения практических занятий. После каждого упражнения руководитель должен заставить всех присутствующих детально разобрать сделанное. Они должны научиться точно определять, какие звенья были пропущены в цепочке действий, ибо каждое пропущенное звено нарушает логику и правду целого.

Наши рекомендации