Этапы развития искусства рисунка.
Средневековый рисунок никогда не имел самостоятельного значения, а всегда служил подготовкой для стенной композиции или рукописной миниатюры. Его штрих не столько чертит реальные формы, сколько выполняет орнаментально-декоративные функции: вертикальные, лучевые линии подчёркивают, усиливают текучую динамику контура. Сохранились альбомы рисунков эпохи готики, но их своеобразная роль не имеет ничего общего с той, которую играли альбомы последующих эпох: это – не непосредственные впечатления художника от действительности, а собрание образцов и рецептов, условные типы и схемы.
Первые альбомы в современной понимании как собрание этюдов с натуры появляются только в начале 15 века. Пока известно 2 таких альбома в современном понимании – итальянских художников Джованнино де Грасси и Пизанелло. Оба отлич. Очень широким репертуаром: тут и животные, и этюды драпировок, и портреты, и акты.
В течении всего 15 века происходит борьба между двумя системами рисования: готической, линейной, орнаментально-плоскостной и ренессансной с её органическим восприятием природы и пластической моделировкой форм. Важную роль этой эволюции сыграли падуанский мастер Мантенья, кот.первый применяет диагональную штриховку и достигает в своих рисунках мощного рельефа, и флорентиецАнтонио Поллайоло, использующий штрих пера различного нажима придавающий линиям острую динамику.
Но в рисунках Поллайоло и его современника Боттичелли наряду к тенденции к пластической моделировки сильно чувствуются пережитки готической орнаментальности. В итальянских рисунках их преодолевают только на рубеже 15-16 веков. И происходит это в 1-х направлениях.
1) Появляется новый вид рисунка – набросок пером движения, позы, даже поворота головы ил очень беглого эскиза композиции. Иногда это – набросок будущей фрески или алтарной картины, иногда – совершенно самостоятельный замысел, который нельзя реализовать в другой технике. Таким образом, рисунок из вспомогательного средства всё более становится самостоятельным, автономным рисунком.
2) В то же самое время входит в употребление перекрёстная штриховка, придающая пластическую выпуклость формам и создающая иллюзию пространственной глубины.
В северной Италии (Нидерландах, Германи) назревает радикальный перелом в технике рисунка, который несколько ранее середины 16 века приводит к совершенно новому графическому стилю, когда штрих сменяется тоном, когда вместо линии господствует пятно.
Две предпосылки лежат в основе нового графического стиля.
· Одна из них – новое изобретение в нач 16 века, которое можно назвать «негативным рисунком». Суть этого приёма заключается в том, что вместо обычного рисунка тёмной линией на светлом фоне рисуют светлыми, белыми штрихами, а позднее пятнами на тёмной грунтованной бумаге.
Теперь рисовальщикисходит из контраста света и тени; не линия, не контур лежит теперь в основе рисунка, а отношение тонов, градация света.
· Вторая предпосылка нового стиля – это комбинирование пера и кисти, причём кисть начинает всё более доминировать.А благодаря этому меняется весь процесс рисования, вся сущность графического образа.
Раньше рисовальщик начинал с контура и переходил к внутренней форме. Теперь он идёт изнутри наружу – начинает кистью, тоном, пятном, а потом обводит границы форм, усиливая их контрасты пером.
Настоящий расцвет тонального рисунка происходит в 17 и 18 веках.
Если сравнить рисунки художников 16 века и 17-18 в., то можно увидеть, что у художников 16 века в рисунках прослеживаются острые, чёткие границы, а у художников с 17-18 веков пятна растворяются сливаются с фоном. У художников 16 века в рисунках есть предметы, фигуры; у художников 17-18 веков главное – это пространство, свет, воздух. В 16 веке отмывку делают одним тоном, в 17-18 веках лавис применяется в 2-3 тона, во всём богатстве красочных переходов.
Во второй половине 18 века наступает быстрый упадок тонального рисунка – неоклассические тенденции опять влекут рисунок от тона и цвета к чистой линии.
Во второй половине 19 века происходит распадение содружества пера и кисти, и рисовальщики разделяются на две противоположные группы: на рисовальщиков, которые стремятся воплотить изменчивые впечатления действительности и обращаются к кисти, и на рисовальщиков которые ищут в натуре драму и экспрессию и обращаются к перу.
8. Назначение рисунка ( штудия, набросок, эскиз, самостоятельное значение
Штудия –это тоже что и этюд, произведение, выполненное с целью изучения натуры, часто как подсобный материал для будущей композиции. Также, является особо тщательной проработкой в рмсунке, живописном, скульптурнм этюде оттенков светотени, цвета, нюансов формы, деталей.
Набросок –может быть подготовительным и совершенно самостоятельным, независимым от какой-либо будущей работы, своего рода художественный афоризм, который стремится не к полноте впечатления, а как бы к сгущённому знаку действительности. Главное очарование наброска – в его свежести и быстроте, главный его признак индивидуальный почерк художника.
Набросок- в пластических искусствах, произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником. Главное назначение Н. - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Н. может исполняться без натуры, по памяти или по воображению. Н. задуманной мастером композиции по характеру приближается к Эскизу.
Эскиз –всегда носит подготовительный характер к картине, гравюре, статуе, требует таких качеств, как главные композиционные линии, основные отношения масс, общее распределение света и тени. Эскиз может представлять собой обобщённый и концентрированный стержень композиции, но может быть и тщательно разработан в деталях.
Эскиз (франц. esquisse)
предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В Э. намечается композиционное построение, пространств, планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Э. бывают графические, живописные, скульптурные; обычно они отличаются свободной беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны. В творчестве крупных художников Э. представляют художественную ценность и могут иметь не только подготовительный, но и самостоятельный характер.
Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок - основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - средство познания и изучения действительности.