Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности т.в. матолина

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться;

1. При формировании классных коллективов.

2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками.

3. В деятельности работников “службы занятости” и отделов кадров при приеме на работу подростков.

4. В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа “человек-человек”),

5. В профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотруднчества.

6. В спортивной практике при подборе команд.

7. В педагогической практике в целях коррекции взаи­моотношений в системах: “ученик - учитель” и “ученик -класс”.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Этапы работы: 1. Проведение теста Айзенка.

2. Обсчет результатов.

3. Градация результатов по таблице типов.

4. Отбор данных, где балл по шкале “Ложь” больше 5.

В основе данного теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора.

1. Экстраверсия—интроверсия характеризует основную индивидуальную направленность че­ловека либо внутрь себя (интроверт), либо на окружающий мир и внешние события (экстра­верт). Экстраверты — люди общительные, подвижные, импульсивные, эмоциональные, склон­ные к риску. Интроверты же, напротив, более замкнутые, спокойные, склонные к самоанализу, не очень общительные, осторожные и педантичные.

2. Нейротизм — эмоциональная устойчивость характеризует показатели стабильности или не­стабильности нервной системы. Люди с высокими результатами по шкале нейротизма очень болезненно реагируют на неудачи и возникающие проблемы, склонны расстраиваться по пустякам, подвержены резким переменам настроения, тревожны и крайне чувствительны ко всему, что с ними происходит. Эмоционально устойчивые люди, напротив, не склонны переживать по пустякам, легко сдерживают свои эмоции и контролируют собственное эмоцио­нальное состояние, отлично приспосабливаются к изменившимся ситуациям.

Инструкция: “На предлагаемые вопросы нужно отвечать “да” или “нет”, не раздумывая. Ответ занесите на опросный лист под соответствующим номером”.

Вопросы «ДА» «НЕТ»
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?    
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?    
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?    
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?    
5. Часто ли у тебя меняется настроение?    
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?    
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?    
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?    
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?    
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?    
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?    
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?    
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?    
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот, склонен к неторопливости, ответь “нет”),    
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?    
16. Тебе можно доверить любую тайну?    
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?    
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?    
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?    
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?    
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?    
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?    
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?    
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?    
25. Ты обычно весел и всем доволен?    
26. Обидчив ли ты?    
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?    
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?    
29. У тебя бывают головокружения?    
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?    
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?    
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?    
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?    
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?    
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?    
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?    
37. Тебе часто снятся страшные сны?    
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?    
39. Тебя легко огорчить?    
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?    
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?    
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?    
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?    
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?    
45. Тебе трудно ответить “нет”, когда тебя о чем-нибудь просят?    
46. Ты любишь часто ходить в гости?    
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?    
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?    
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?    
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?    
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?    
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?    
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?    
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?    
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?    
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?    
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?    
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?    
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?    
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?    

КЛЮЧ

I.Экстраверсия (Э);

“Да”: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35. 38, 41, 43, 46,49,53,57.

“Нет”: 6, 33, 51, 55, 59.

II. Нейротизм (Н):

“Да”: 2. 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

III. “Ложь”:

“Да”: 8, 16, 24,28,36,44. “Нет”: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э)-11-14 баллов, “ложь” - 4-5 баллов, нейротизм (Н) - 10-15 баллов.

ТАБЛИЦА ТИПОВ

Данные по тесту Айзенка
  Э в баллах Н в баллах
1. 0-4 0-4
2. 20-24 0-4
3. 20-24 20-24
4. 0-4 20-24
5. 0-4 4-8
6. 0-4 16-20
7. 0-4 8-16
8. 4-8 0-4
9. 8-16 0-4
10. 16-20 0-4
11. 20-24 4-8
12. 20-24 8-16
13. 20-24 16-20
14. 16-20 20-24
15. 8-16 20-24
16. 4-8 20-24
17. 16-20 4-8
18. 4-8 16-20
19. 4-8 4-8
20. 16-20 16-20
21. 12-16 8-12
22. 8-12 8-12
23. 16-20 8-12
24. 12-16 4-8
25. 8-12 4-8
26. 4-8 8-12
27. 4-8 12-16
28. 8-12 16-20
29. 12-16 16-20
30. 16-20 12-16
31. 8-12 12-16
32. 12-16 12-16

Наши рекомендации