Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности т.в. матолина
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться;
1. При формировании классных коллективов.
2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками.
3. В деятельности работников “службы занятости” и отделов кадров при приеме на работу подростков.
4. В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа “человек-человек”),
5. В профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотруднчества.
6. В спортивной практике при подборе команд.
7. В педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: “ученик - учитель” и “ученик -класс”.
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Этапы работы: 1. Проведение теста Айзенка.
2. Обсчет результатов.
3. Градация результатов по таблице типов.
4. Отбор данных, где балл по шкале “Ложь” больше 5.
В основе данного теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора.
1. Экстраверсия—интроверсия характеризует основную индивидуальную направленность человека либо внутрь себя (интроверт), либо на окружающий мир и внешние события (экстраверт). Экстраверты — люди общительные, подвижные, импульсивные, эмоциональные, склонные к риску. Интроверты же, напротив, более замкнутые, спокойные, склонные к самоанализу, не очень общительные, осторожные и педантичные.
2. Нейротизм — эмоциональная устойчивость характеризует показатели стабильности или нестабильности нервной системы. Люди с высокими результатами по шкале нейротизма очень болезненно реагируют на неудачи и возникающие проблемы, склонны расстраиваться по пустякам, подвержены резким переменам настроения, тревожны и крайне чувствительны ко всему, что с ними происходит. Эмоционально устойчивые люди, напротив, не склонны переживать по пустякам, легко сдерживают свои эмоции и контролируют собственное эмоциональное состояние, отлично приспосабливаются к изменившимся ситуациям.
Инструкция: “На предлагаемые вопросы нужно отвечать “да” или “нет”, не раздумывая. Ответ занесите на опросный лист под соответствующим номером”.
Вопросы | «ДА» | «НЕТ» |
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? | ||
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать? | ||
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят? | ||
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь? | ||
5. Часто ли у тебя меняется настроение? | ||
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами? | ||
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли? | ||
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят? | ||
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь? | ||
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? | ||
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек? | ||
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? | ||
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь? | ||
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот, склонен к неторопливости, ответь “нет”), | ||
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо? | ||
16. Тебе можно доверить любую тайну? | ||
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников? | ||
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце? | ||
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? | ||
20. Ты когда-нибудь говорил неправду? | ||
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу? | ||
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям? | ||
23. Ты часто чувствуешь себя усталым? | ||
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом? | ||
25. Ты обычно весел и всем доволен? | ||
26. Обидчив ли ты? | ||
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами? | ||
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? | ||
29. У тебя бывают головокружения? | ||
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? | ||
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело? | ||
32. Любишь ли ты иногда похвастаться? | ||
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? | ||
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте? | ||
35. Ты обычно быстро принимаешь решения? | ||
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? | ||
37. Тебе часто снятся страшные сны? | ||
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей? | ||
39. Тебя легко огорчить? | ||
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? | ||
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание? | ||
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь? | ||
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры? | ||
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают? | ||
45. Тебе трудно ответить “нет”, когда тебя о чем-нибудь просят? | ||
46. Ты любишь часто ходить в гости? | ||
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? | ||
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями? | ||
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком? | ||
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? | ||
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье? | ||
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? | ||
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить? | ||
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? | ||
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми? | ||
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить? | ||
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? | ||
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? | ||
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников? | ||
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав? |
КЛЮЧ
I.Экстраверсия (Э);
“Да”: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35. 38, 41, 43, 46,49,53,57.
“Нет”: 6, 33, 51, 55, 59.
II. Нейротизм (Н):
“Да”: 2. 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
III. “Ложь”:
“Да”: 8, 16, 24,28,36,44. “Нет”: 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э)-11-14 баллов, “ложь” - 4-5 баллов, нейротизм (Н) - 10-15 баллов.
ТАБЛИЦА ТИПОВ
№ | Данные по тесту Айзенка | |
Э в баллах | Н в баллах | |
1. | 0-4 | 0-4 |
2. | 20-24 | 0-4 |
3. | 20-24 | 20-24 |
4. | 0-4 | 20-24 |
5. | 0-4 | 4-8 |
6. | 0-4 | 16-20 |
7. | 0-4 | 8-16 |
8. | 4-8 | 0-4 |
9. | 8-16 | 0-4 |
10. | 16-20 | 0-4 |
11. | 20-24 | 4-8 |
12. | 20-24 | 8-16 |
13. | 20-24 | 16-20 |
14. | 16-20 | 20-24 |
15. | 8-16 | 20-24 |
16. | 4-8 | 20-24 |
17. | 16-20 | 4-8 |
18. | 4-8 | 16-20 |
19. | 4-8 | 4-8 |
20. | 16-20 | 16-20 |
21. | 12-16 | 8-12 |
22. | 8-12 | 8-12 |
23. | 16-20 | 8-12 |
24. | 12-16 | 4-8 |
25. | 8-12 | 4-8 |
26. | 4-8 | 8-12 |
27. | 4-8 | 12-16 |
28. | 8-12 | 16-20 |
29. | 12-16 | 16-20 |
30. | 16-20 | 12-16 |
31. | 8-12 | 12-16 |
32. | 12-16 | 12-16 |