Права и обязанности вожатого
Должностные обязанности вожатого:
· Вожатый находится в подчинении руководителя смены и директора лагеря. Должен быть готов к ненормированному рабочему дню
· Несет полную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей
· Контролирует соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований, распорядка дня, режима лагеря, техники безопасности
· Формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде и лагере
· Создаёт благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время
· Разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт необходимые условия для их реализации
· Организует коллективно-творческую деятельность отрядов
· Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков
· Использует разнообразные приёмы, методы и средства обучения на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога, планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)
· Оказывает помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, привлекая детей к художественному и научно-техническому творчеству, занятиям в спортивных секциях, кружках и других объединениях по интересам и т.п.
Вожатому запрещается:
· Оставлять детей отряда без присмотра
· Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения руководителя смены
· Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей
· Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.)
· Пропускать планерки оргсостава без уважительной причины
Права вожатого:
· Получать полную и достоверную информацию, касающуюся его непосредственной деятельности, от руководителя смены и директора лагеря
· Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.
· Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 6. Игротека
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пределах науки и культуры.
Игра – это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир1.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей.
Виды игр
1. В автобусе
2. На знакомство
3. На веревочный курс (ВК)
4. Деление на группы
5. С залом
6. Рефлексия
7. На Trust Games (игровая зарядка)
8. Занять время: отвлекалки, ралекс, обманки
9. Подвижные игры на улице
10. Тихие игры
11. Коллективно-творческая деятельность (КТД)
12. ОД
13. Ролевые игры: МРИГ и БРИГ
14. Тренинговые
15. Стратегии
16. Интеллектуальные
17. Квесты, игры по станциям, дозор, детектив
18. Спортивные
В АВТОБУСЕ
Чтобы дети не скучали в дороге, подумайте заранее, чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и др. Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни. Расскажите ребятам о лагере, в который они едут, о его законах и традициях, если таковые есть. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить, развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы уже это не наверстаете. Не надо спрашивать детей: “Вы хотите играть?” Велика вероятность, что в ответ вы услышите: “Нет!” Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если умело их “завести”.
Встреча лагеря
Когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется совсем немного, можно организовать ликование по случаю прибытия в лагерь. Организуйте группы и раздайте им роли (одни громко кричат, другие – хлопают в ладоши, третьи – свистят и др.). Проведите инструктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступают к выражению всеобщего ликования. В последнюю минуту пусть наступит затишье, а как только автобус остановится..
За окном
Вожатый называет любую букву алфавита. Дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят за окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то право ответа получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.
Трехлитровая банка
Выбирается любая буква. Все игроки по очереди начинают перечислять слова (существительные, в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно-ласкательных суффиксов) на выбранную букву, но при этом такие, чтобы их можно было «положить» в трехлитровую банку. Например. Выбрали букву «С». В нее могут «вмещаться» такие слова, как «спички», «солома», «сера» и др.; но нельзя положить «стол», «стук», «сундук». Также нельзя «положить» нарисованные предметы. Сначала игра кажется легкой, но через некоторое время становится все сложнее и сложнее. Игрок, который не находит больше нужных слов – выбывает. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
С одной буквой
Предлагается выяснить: кто, с кем, куда, на чем и зачем двигается. Для этого вожатый задает вышеперечисленные вопросы, а ребята с ходу на них отвечают. Все ответы должны начинаться на одну букву, о которой договариваются заранее. Вопросы задаются быстро и неожиданно. Не забывайте комментировать полученные ответы.
Песенная перепевка
Соревнование между командами ребят, сидящих в разных половинах автобуса. Вожатый называет любую букву алфавита, а команды по очереди исполняют песни, начинающиеся с этой буквы. Если в течение 10 секунд команда не сможет спеть песню, то очко получает противоположная команда.
Вариант игры: дается тема, на которую команды по очереди вспоминают песни и их поют (темы: любовь, природа, песни, имена и др.).
Слово в песне
Ребята в автобусе делятся на несколько «секторов» и получают задание: вожатый придумывает слово, а дети должны вспомнить песню с этим словом и спеть ее. Итак, слово – к примеру – море. Дается минута на обдумывание.
команда №1: ребята поют «Море, море, мир бездонный» – принято!
команда №2: «А там за морями, где бушуют бураны, жила там девчонка с именем странным, и часто бывало: она на просторе в мечтах уплывала за синее море. Алые паруса, алые паруса» – принято!
команда №3: «Нам нужны моря и океаны, стены и преграды не нужны» – современная песня; если ее знает кто-нибудь, кроме команды – принято!
Команда, знающая больше всего песен, получает очко. Далее вожатый меняет слово и тур начинается с начала.
Угадалки
Предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя вашего отца, из которого они выведут ваше отчество. После они могут попытаться угадать вашу любимую песню (назовите популярную и всем знакомую песню, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе), ваше любимое блюдо и др.
Гадания
Предложите детям погадать. Пусть они задают волнующие их вопросы (или любые забавные вопросы). Затем выбирается способ узнать истину: например, если автобус повернет направо, то это сбудется, а если налево – то нет; или ответ «да», если встретится машина красного цвета.
Что я видел
Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтет вожатый:
1. Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что плугом пашут луг в лесу,
Как медвежонок туфли мерил,
И как дурак всему поверил.
2. Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор.
Он на пегой на телеге,
На дубовой лошади,
Подпоясан он дубиной,
Приопершись на кушак,
Сапоги на растормашку,
На босу ногу пиджак.
3. Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота,
Кнут схватила лошадь,
Хлещет мужика,
Черная корова
Ведет девку за рога.
Что мы взяли с собой
Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.
НА ЗНАКОМСТВО
В первые дни смены важно заинтересовать, увлечь детей деятельностью. Для этого целесообразно, направить все усилия на знакомство, сплочение детей друг с другом. Вожатый, постарайся быть радостным, весёлым, немного «бесшабашным», попробуй «раскрутиться» в полную силу своих возможностей, тогда дети во всём начнут подражать тебе и копировать, а не это ли тебе необходимо для дальнейшего участия в программе?
Снежный ком
Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.
Вариант игры: к имени можно добавлять прилагательное, начинающееся на первую букву имени участника и характеризующее его; движение; любимое животное, цвет и др.
Туалетная бумага
Дети сидят в кругу, вожатый берет рулон туалетной бумаги и просит каждого оторвать себе несколько кусочков (больше одного!), не объясняя детям зачем и не давая никаких других указаний. Когда все нарвали себе бумаги, детям объясняется задача: назвать свое имя и столько фактов о себе, сколько кусочков бумаги он себе оторвал.
Если дети не знают, что сказать, подсказывайте: «Расскажи о своих хобби, инетерсах, домашних животных, братьях-сестрах, друзьях…»
Две правды, одна ложь
Участники по очереди представляются, а потом говорят о себе три факта, два из которых – правда, а один – ложь. Остальные должны догадаться, что именно является ложью. Вожатому необходимо внимательно следить за микроклиматом в группе, акцентировать внимание на игровом моменте и исключая эмоциональные комментарии особо активных и критичных участников («Да ты все врешь», «Не заливай», «Сам думай» и др.).
Сопоставь факты
Каждый берет лист бумаги и фломастер, пишет несколько слов (5-10), которые как-то с ним связаны. Например, «10, собака, ананас, фиолетовый…». Затем каждый по очереди демонстрирует свои листочки со словами отряду. Задача отряда: догадаться, что обозначает каждое слово для этого человека, задавая вопросы. Например, «тебе 10 лет, у тебя есть собака, ты не любишь ананасы, а фиолетовый – твой любимый цвет».
Одеяло
Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал – забирает к себе в команду игрока напротив. Побеждает та команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.
А я еду, а я тоже, а я заяц
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место остается свободным. В центре находится водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок пересаживается со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц» и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего – успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
Кисочки
Участники располагаются по кругу на корточках, руки держат на полу перед собой, причём большие пальцы правой и левой руки присоединены друг к другу, а мизинцы к мизинцам соседей. Дети друг у друга спрашивают ласково по кругу: «Наташенька, ты знаешь игру «Кисочки»? Наташенька отвечает ласково: «Нет, Зиночка, я не знаю игру «Кисочки», но сейчас спрошу у Юрочки. Юрочка, ты знаешь игру «Кисочки»? и так до тех пор, пока все не спросят. Когда спрашивают у первого (он же ведущий), тот отвечает: «Нет, не знаю, сейчас спрошу у всех. Ребята, вы знаете игру «Кисочки»? Дети отвечают: «Нет». Ведущий говорит: «А зачем тогда здесь сидите?», при этом слегка толкает плечом тех, кто сидит рядом. Таким образом, весь круг падает.
Я беру с собой в поход
Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Вожатый начинает: «Меня зовут Катя, я беру с собой калачик». Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того вожатый берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно. Если кто-то догадался, Объяснять тактику игры другим нельзя.
Я змея, змея, змея
Участники стоят в круге, через одного – мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому-нибудь со словами: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом? Пролезай внизу!». После вопроса спрашиваемый проползает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берет левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придется!», и идет сцепление. Таким образом, с каждым разом змея все больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.
Займи место
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу, один стул свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего, его задача занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.
Дрозд
Участники образуют два круга – внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: «Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга». При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щечкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.
А я не тормоз
Перед началом игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать: два раза в ладоши, два раза - по коленкам, в ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен назвать два имени – свое и любого сидящего в кругу – на хлопки в ладоши. Услышавший свое имя пропускает один или два интервала (по предварительной договоренности) и тоже на два хлопка в ладоши называет свое имя и другое. Так как в кругу может быть несколько человек с одним именем, договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье имя называют. Задача: не сбить общий ритм хлопков и не остановиться. Затем можно усложнить игру, исключив интервалы. Например, раз-два, Света-Лена, раз-два, Лена-Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д. Тот, кто ошибся или сбился, произносит (не сбиваясь с ритма): «А я не тормоз», все остальные ему отвечают: «А мы заметили». Продолжаем играть.
Паровоз
Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет своё имя, а паровоз повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.
Ветер дует на того, кто…
Все участники сидят в кругу на стульях, ведущий стоит в центре. Ведущий произносит фразу «Ветер дует на того, кто…» и лобавляет некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое, кто сейчас в юбке, кто утром чистил зубы и др.). Игроки, к которым подходит данная характеристика, должны поменяться местами, а ведущий – быстро занять освободившееся место. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.
Суета сует
Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды и др. Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена.
Молекула – хаос
Участники изображают движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: «Молекула по 2/по 3/и т.д.» игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: «Хаос», участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.
Построения
Ведущий предлагает участникам построиться в шеренгу по цвету глаз (от самых светлых до тёмных), по числам и месяцам рождения (от 1 января до 31 декабря),по первым буквам полных имен (в алфавитном порядке) и др.
Вариант игры: для усложнения игры можно выполнять задание в тишине или с закрытыми глазами.
Я умею, я хочу научиться, я могу научить
Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему хочу научиться, чему могу научить других. Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг про друга на 1-2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).
Интервью
Играющие разбиваются по парам и в течение определенного времени (около 30 сек. – 1 минута) рассказывают о себе своему напарнику. Затем по одному человеку из пары встают лицом в круг, а за их спинами становятся напарники, которые за определенное время (около 15 сек.) должны рассказать от своего лица то, что они только что услышали от напарника. Потом напарники меняются местами.
Вариант игры: человек, стоящий ближе к центру круга, ставит руки на пояс, а его партнер, стоящий сзади, просовывает свои руки напарнику под мышки и сопровождает свой рассказ жестами.
Газетка
Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая газетка/лист бумаги. Вожатый называет имя кого-то из круга, а ведущий пытается осалить названного газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще из стоящих в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим.
Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.
Я рада тебя видеть
Участники говорят друг другу фразу «Я рад тебя видеть здесь, потому что…» и заканчивает фразу на свое усмотрение. Так продолжается по кругу.
Японец
Все в тесном кругу, плечом к плечу. Ведущий за кругом. Он подходит к любому игроку, стучится к нему (по спине) и начинает диалог:
– Я японец…(называет свое имя), а ты кто?
– Я японец… (тоже называет себя). Зачем пришел?
– Пойдем со мной гулять на гору Фудзияма.
– Пойдем.
Оба игрока разбегаются по разные стороны круга. Встречаясь, они здороваются кулачками по-японски: «Посикота – посикота». Добегая свой круг, каждый пытается встать на освободившееся место. Кому места не хватило, становится ведущим. Девочки выбирают мальчиков, а мальчики девочек. Играть в эту игру надо на мягкой и нескользящей поверхности (песок, трава). Вожатый выбирает того, кого никто не выбрал.
Я знаю пять имён
Участники стоят в кругу: мальчик, девочка. По очереди каждый игрок называет 5 имен мальчиков и 5 имен девочек своего отряда, начиная с фразы: «Я знаю 5 имён…»
Часы
Долгая игра на большое количество участников (60 мин., от 24 до 30 человек).
Необходимые материалы: листы бумаги с изображением больших часов на каждого члена группы, ручки, 14 тем для разговора, заготовленные заранее.
Ведущий раздает каждому участнику часы. Дается несколько минут, чтобы все назначили друг другу встречи на определенное время и записали имя своего товарища напротив определенного времени. Нельзя встречаться с одним человеком 2 раза.
Все показывают часы с заполненными делениями.
Вожатый объявляет: «Сейчас час дня и в час дня мы говорим о том, какую музыку мы любим. У вас есть 3 минуты». Ребята находят человека, с которым у них назначена встреча на час и болтают с ним о музыке.
«А теперь 2 часа. И мы говорим о том, как вчера мы собирались в лагерь и что нам сказали родные на прощанье», объявляет вожатый и пары меняются. Темы разговора могут быть самыми разными.
Пишем, как Агата Кристи
Долгая игра (45 мин.).
Составляя совестный портрет партнера, участники задействуют свою интуицию
Необходимые материалы: бумага, карандаши, а также несколько обычных предметов (небольших вещиц), который каждый имеет при себе.
Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе в партнеры того, кого не знает. Пары усаживаются за столы. Попросите членов группы пока ни о чем не разговаривать.
Предложите участникам попробовать лучше узнать друг друга не совсем обычным способом. Скажите, что для этого им придется постичь язык вещей.
Каждый участник показывает партнеру шесть личных предметов (на пример, портмоне, книгу, украшение, часы и т.д.) При этом никто ничего не говорит.
Вещи лучше всего оставить лежать на столе. Каждый участник, как криминалист, должен будет сделать по этим шести предметам заключение о своем партнере и письменно ответить на вопрос: «Что за человек передо мной?» (5 минут)
После этого партнеры представляются друг другу по имени, зачитывают свои заметки и делятся впечатлениями от услышанного, отмечая, чего, по их мнению, недостает в описании (5 минут)
Все участники собираются в кругу, и каждый представляет группе своего партнера.
Варианты игры: в маленькой группе заметки можно обсуждать и сообща. Таким образом, создается рабочая атмосфера, формируется чувство коллективной сплоченности.