Глава 2. Логика развития смены в лагере

Организационный период

Удивление, Темп, Разнообразие

Организационный период – это решение организационных вопросов и проблем адаптации ребенка к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых, адаптации к смене основных видов деятельности и к новому режиму жизни. Как пройдет организационный период, так пройдет и вся смена.Место в общей логике – первые 1-3 дня.

Задачи

· Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями

· Создать условия для раскрытия способностей каждого

· Создать доброжелательную, радостную атмосферу; заложить основы будущего коллектива

· Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд

· Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность

Основное содержание

· Игры на знакомство

· Коллективно-творческая деятельность (КТД) на раскрытие творческих способностей и интересов

· Творческое представление детского и вожатского отряда

Основные итоги

К концу периода у детей должно сложиться мнение:

«Мой отряд – самый лучший, Мои вожатые – самые лучшие, Мне будет интересно»

Позиция вожатого

Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Ведущая позиция – организатор.

Основной период

Творчество, Самостоятельность, Дружба

Место в общей логике – середина смены, между организационным и заключительными периодами

Задачи

· Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества

· Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления

· Создавать и укреплять внутриотрядные и общелагерные традиции

· Заботиться о сплочении детского коллектива и поддержании дружественной атмосферы

Основное содержание

· Работа по плану-сетке смены

· Уроки английского языка, языковые мастер-классы

· Игры, праздники, дневные и вечерние мероприятия, спортивные-творческие-музыкальные-танцевальные мероприятия и соревнования

· Работа творческих мастерских и направлений

Основные итоги

К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть.

Позиция вожатого

Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция – старший товарищ, все дела готовятся и проводятся совместно с детьми при направляющей и координирующей роли вожатого. Чем больше времени проходит, тем более самостоятельными становятся дети.

Заключительный период

Теплота, Доверительность, Светлая грусть

Место в общей логике – последние 2-3 дня

Задачи

· Создать атмосферу дружеского прощания

· Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда и всего лагеря

· Подвести итоги смены (на последней рефлексии)

· Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым

· Пробудить в детях желание возвращаться в лагерь снова и снова

Основное содержание

· Последняя рефлексия

· Прощальный концерт «Овации»

· Выступления групп английского языка, отрядов, выходы с направлений и творческих мастерских

· «Дружилки»

Основные итоги

К концу заключительного периода решены все задачи, подведены итоги всех проведенных дел, проанализирована деятельность отрядов и лично каждого ребенка, вручены сертификаты и памятные сувениры.

Позиция вожатого

Вожатый – старший друг, которому можно доверить тайны, спросить совета. Его позиция – коммуникативная. Создаем теплую дружескую атмосферу с оттенком легкой грусти расставания. Приглашаем детей на последующие смены и уикенды.Нежелание уезжать из лагеря – самая высокая оценка вашей работы.

Педагогический анализ смены

Подведение итогов работы на смене, педагогическая рефлексия: что получилось? почему? что не удалось и почему? что можно учесть на будущее, что было лучше? каковы личные достижения каждого?

Мероприятия

Каждое мероприятие в лагере – это праздник для ребенка. Организация праздника требует серьезной подготовки, доскональной продуманности и ответственного подхода. Вожатым важно изучить современные методики, сценарные разработки, проявить креативность и фантазию при подготовке любого мероприятия в лагере.

Мы рассмотрим виды и специфику мероприятий; то, как грамотно написать к ним сценарий; как увлечь детей, оптимально достигая при этом поставленной воспитательной цели.

Общелагерные дела

Мероприятия общего характера проводят между несколькими или всеми отрядами лагеря. Их главный признак – массовость. Сюда относятся такие мероприятия, как конкурс отрядных визиток, различного рода эстафеты и соревнования между отрядами, костер, праздники в масштабе всего лагеря, дискотеки и др.

Планирование общелагерных мероприятий непосредственно связано с видом смены:

· Тематическая (выбирается тема всей смены, мероприятия планируются в рамках данной темы)

· Линейная (определенный набор несвязанных мероприятий)

· Ролевая (пишется сюжет, под который выделяются роли, в соответствии с которыми подбираются мероприятия)

Успешность любого лагеря зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.

Критерии успешности мероприятия:

· целесообразность (сообразность проведения данного мероприятия в смене)

· идея (наличие общей сюжетной линии)

· четкая организация дела (соблюдение тайм-менеджмента, знание своих ролей, компетентное жюри, находчивый ведущий, исполнительные помощники)

· оформление: музыкальное сопровождение, декорации, костюмы

· техническое обеспечение

· предварительная качественная подготовка участников и ведущих

· работа с залом (предварительная и во время проведения дела, эмоциональные зрители)

· безопасность

· логичность (соответствие формы и содержания, соответствие возрасту и количеству детей и оргсостава)

· динамичность

· доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах

· поощрение участников, призы для победителей

· наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления)

Отрядные мероприятия

Планируя отрядные дела, вожатый должен помнить, что существует общелагерный план, цели и задачи смены. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.

Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее, чем скучные будни. Дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия – им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем. Например, спортивная деятельность, интеллектуальная, трудовая, творческая, художественно-прикладная.

Аксиома «Лучший отдых – это смена деятельности» имеет силу и здесь. Первые дни особенно важны для вожатого. Именно в этот период и он, и дети находят ответ на вопрос «Кто есть кто?». Кто хороший организатор? Кто хороший художник? Кто хороший актер, постановщик?

Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем вожатый будет заниматься с детьми в первые дни смены. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные мероприятия.

Необходимо, чтобы:

· в предложенной деятельности участвовали все дети отряда

· задания не требовали основательной предварительной подготовки

· соблюдался принцип «от простого — к сложному»

Список возможных мероприятий организационного периода

· игры на знакомство (узнавание имен, фактов друг о друге, хобби)

· оформление отрядного места (выпуск отрядной газеты с именем каждого ребенка, плакаты с названием и девизом отряда, экран настроения)

· оформление комнат (таблички на дверь с именами проживающих; в том числе на двери вожатых)

· коллективно-творческая деятельность (КТД) на раскрытие творческих способностей и интересов

· визитка отряда (подготовка творческого отрядного представления и выступление)

· утренняя информационно-развлекательное мероприятие «Trust Games»

· веревочный курс (ВК, тропа доверия; задания на сплочение)

· музыкальный час (совместное прослушивание музыки, рисование эмоций/ассоциаций)

· театральный час (танцы с закрытыми глазами, театральные игры)

· загадочный час (коллективное отгадывание загадок)

· оформление первых страниц журнала о смене/подготовка первого выпуска лагерных новостей (в формате сценки, видео)

· первая организованная вылазка на природу (можно совместить с играми на знакомство, музыкальным/театральным/загадочным часом, подготовкой визиток и др.)

Веревочный курс (ВК)–это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в ВК ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы.

Функции вожатого как мастер игры при проведении ВК

· В начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом

· во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте

· во время прохождения группой ВК поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников

· в конце каждого упражнения необходимо провести небольшую рефлексию. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения

Примерные вопросы для анализа упражнения:

o Как вы считаете, вы справились с заданием?

o Что Вы чувствовали, когда…?

o Что изменилось, когда…?

o Почему вы выбрали это решение?

o Каким образом получилась ситуация, что…?

o Обсуждение

o Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возник­шими в процессе выполнения упражнения, потом – своими со­ображениями по поводу того, что позволило победившей коман­де лучше справиться в такой ситуации, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизнен­ных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

Наши рекомендации