Глава 2. Логика развития смены в лагере
Организационный период
Удивление, Темп, Разнообразие
Организационный период – это решение организационных вопросов и проблем адаптации ребенка к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых, адаптации к смене основных видов деятельности и к новому режиму жизни. Как пройдет организационный период, так пройдет и вся смена.Место в общей логике – первые 1-3 дня.
Задачи
· Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями
· Создать условия для раскрытия способностей каждого
· Создать доброжелательную, радостную атмосферу; заложить основы будущего коллектива
· Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд
· Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность
Основное содержание
· Игры на знакомство
· Коллективно-творческая деятельность (КТД) на раскрытие творческих способностей и интересов
· Творческое представление детского и вожатского отряда
Основные итоги
К концу периода у детей должно сложиться мнение:
«Мой отряд – самый лучший, Мои вожатые – самые лучшие, Мне будет интересно»
Позиция вожатого
Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Ведущая позиция – организатор.
Основной период
Творчество, Самостоятельность, Дружба
Место в общей логике – середина смены, между организационным и заключительными периодами
Задачи
· Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества
· Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления
· Создавать и укреплять внутриотрядные и общелагерные традиции
· Заботиться о сплочении детского коллектива и поддержании дружественной атмосферы
Основное содержание
· Работа по плану-сетке смены
· Уроки английского языка, языковые мастер-классы
· Игры, праздники, дневные и вечерние мероприятия, спортивные-творческие-музыкальные-танцевальные мероприятия и соревнования
· Работа творческих мастерских и направлений
Основные итоги
К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть.
Позиция вожатого
Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция – старший товарищ, все дела готовятся и проводятся совместно с детьми при направляющей и координирующей роли вожатого. Чем больше времени проходит, тем более самостоятельными становятся дети.
Заключительный период
Теплота, Доверительность, Светлая грусть
Место в общей логике – последние 2-3 дня
Задачи
· Создать атмосферу дружеского прощания
· Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда и всего лагеря
· Подвести итоги смены (на последней рефлексии)
· Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым
· Пробудить в детях желание возвращаться в лагерь снова и снова
Основное содержание
· Последняя рефлексия
· Прощальный концерт «Овации»
· Выступления групп английского языка, отрядов, выходы с направлений и творческих мастерских
· «Дружилки»
Основные итоги
К концу заключительного периода решены все задачи, подведены итоги всех проведенных дел, проанализирована деятельность отрядов и лично каждого ребенка, вручены сертификаты и памятные сувениры.
Позиция вожатого
Вожатый – старший друг, которому можно доверить тайны, спросить совета. Его позиция – коммуникативная. Создаем теплую дружескую атмосферу с оттенком легкой грусти расставания. Приглашаем детей на последующие смены и уикенды.Нежелание уезжать из лагеря – самая высокая оценка вашей работы.
Педагогический анализ смены
Подведение итогов работы на смене, педагогическая рефлексия: что получилось? почему? что не удалось и почему? что можно учесть на будущее, что было лучше? каковы личные достижения каждого?
Мероприятия
Каждое мероприятие в лагере – это праздник для ребенка. Организация праздника требует серьезной подготовки, доскональной продуманности и ответственного подхода. Вожатым важно изучить современные методики, сценарные разработки, проявить креативность и фантазию при подготовке любого мероприятия в лагере.
Мы рассмотрим виды и специфику мероприятий; то, как грамотно написать к ним сценарий; как увлечь детей, оптимально достигая при этом поставленной воспитательной цели.
Общелагерные дела
Мероприятия общего характера проводят между несколькими или всеми отрядами лагеря. Их главный признак – массовость. Сюда относятся такие мероприятия, как конкурс отрядных визиток, различного рода эстафеты и соревнования между отрядами, костер, праздники в масштабе всего лагеря, дискотеки и др.
Планирование общелагерных мероприятий непосредственно связано с видом смены:
· Тематическая (выбирается тема всей смены, мероприятия планируются в рамках данной темы)
· Линейная (определенный набор несвязанных мероприятий)
· Ролевая (пишется сюжет, под который выделяются роли, в соответствии с которыми подбираются мероприятия)
Успешность любого лагеря зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.
Критерии успешности мероприятия:
· целесообразность (сообразность проведения данного мероприятия в смене)
· идея (наличие общей сюжетной линии)
· четкая организация дела (соблюдение тайм-менеджмента, знание своих ролей, компетентное жюри, находчивый ведущий, исполнительные помощники)
· оформление: музыкальное сопровождение, декорации, костюмы
· техническое обеспечение
· предварительная качественная подготовка участников и ведущих
· работа с залом (предварительная и во время проведения дела, эмоциональные зрители)
· безопасность
· логичность (соответствие формы и содержания, соответствие возрасту и количеству детей и оргсостава)
· динамичность
· доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах
· поощрение участников, призы для победителей
· наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления)
Отрядные мероприятия
Планируя отрядные дела, вожатый должен помнить, что существует общелагерный план, цели и задачи смены. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.
Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее, чем скучные будни. Дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия – им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем. Например, спортивная деятельность, интеллектуальная, трудовая, творческая, художественно-прикладная.
Аксиома «Лучший отдых – это смена деятельности» имеет силу и здесь. Первые дни особенно важны для вожатого. Именно в этот период и он, и дети находят ответ на вопрос «Кто есть кто?». Кто хороший организатор? Кто хороший художник? Кто хороший актер, постановщик?
Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем вожатый будет заниматься с детьми в первые дни смены. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные мероприятия.
Необходимо, чтобы:
· в предложенной деятельности участвовали все дети отряда
· задания не требовали основательной предварительной подготовки
· соблюдался принцип «от простого — к сложному»
Список возможных мероприятий организационного периода
· игры на знакомство (узнавание имен, фактов друг о друге, хобби)
· оформление отрядного места (выпуск отрядной газеты с именем каждого ребенка, плакаты с названием и девизом отряда, экран настроения)
· оформление комнат (таблички на дверь с именами проживающих; в том числе на двери вожатых)
· коллективно-творческая деятельность (КТД) на раскрытие творческих способностей и интересов
· визитка отряда (подготовка творческого отрядного представления и выступление)
· утренняя информационно-развлекательное мероприятие «Trust Games»
· веревочный курс (ВК, тропа доверия; задания на сплочение)
· музыкальный час (совместное прослушивание музыки, рисование эмоций/ассоциаций)
· театральный час (танцы с закрытыми глазами, театральные игры)
· загадочный час (коллективное отгадывание загадок)
· оформление первых страниц журнала о смене/подготовка первого выпуска лагерных новостей (в формате сценки, видео)
· первая организованная вылазка на природу (можно совместить с играми на знакомство, музыкальным/театральным/загадочным часом, подготовкой визиток и др.)
Веревочный курс (ВК)–это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в ВК ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы.
Функции вожатого как мастер игры при проведении ВК
· В начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом
· во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте
· во время прохождения группой ВК поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников
· в конце каждого упражнения необходимо провести небольшую рефлексию. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения
Примерные вопросы для анализа упражнения:
o Как вы считаете, вы справились с заданием?
o Что Вы чувствовали, когда…?
o Что изменилось, когда…?
o Почему вы выбрали это решение?
o Каким образом получилась ситуация, что…?
o Обсуждение
o Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться в такой ситуации, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.