Иоанн Предтеча Ангел Пустыни.

Поздневизантийский период иконописи представлен на выставке тремя иконами из частного собрания Э.Велимезиса – Х.Маргаритиса. После падения Константинополя в 1453 г. греческие иконописцы уехали на Крит, и традиции византийской иконописи не прервались.

На иконе Иоанн Предтеча – Ангел пустыни начала XVI в. из собрания Э. Велимезиса – X. Маргаритиса. Святой Иоанн представлен стоящим в рост на невысокой скале. Предтеча показан как бы в молитвенном порыве к именословно благословляющему его Спасителю, изображенному в верхнем правом углу, в сегменте синего неба с золотыми лучами.

Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями восходит к словам пророка Малахии о том, что приходу Господа будет предществовать явление Его Ангела, который приготовит народ израильский к встрече с Богом.

На Предтече светло-коричневый гиматий, надетый поверх темно-голубой милоти. В левой руке Предтеча держит развернутый свиток, но не с Евангельской надписью, а с текстом следующего содержания: «Виждь, Слово Божие, что претерпевают те, кто порицают отвратные нарушения. Вот и Ирод, не снося порицания, усек главу мою, Спаситель». Этот текст известен с начала XII в. и связан с обретением и почитанием главы Иоанна Предтечи. Самое раннее упоминание о нем относится к несохранившемуся мозаичному изображению на фасаде монастырского храма св. Георгия в Палермо.

В нижней части иконы, позади Предтечи изображено деревце с пышной кроной; к нему прислонен топор. Отметим, что два неплодоносящих ствола уже срублены. «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Перед Предтечей на камне стоит драгоценная чаша, а в ней – его усекновенная глава.

Процессионный крест.

Самый ранний экспонат — двусторонний крест X века. Он выносился на процессиях: крестных ходах, литаниях. Соответственно, он большого размера. У него есть ручка, которую могли крепить на стационарном основании, чтобы он находился, например, в алтаре за престолом и мог крепиться к древку, на котором несли крест перед процессией. Такие кресты в древней Византии выносили перед Святыми Дарами во время Херувимской песни (великий вход на литургии). Эта традиция до сих пор есть в Греческой Церкви. Крест использовался в больших городских крестных ходах, которые насчитывали иногда несколько часов пути. Это мог быть крестный ход по случаю праздника или по случаю вражеского нашествия, когда совершались особые молитвы об избавлении от врага.

Если внимательно рассматривать, можно увидеть, что образ Христа Пантократора, который традиционно для таких крестов располагался в центре, поднят на верхнюю перекладину. Получилось, что он смещен со своего исторического места. Это связано с тем, что посредине (в средокрестии) была вложена чтимая реликвия. Считают, что здесь было Древо Честного Животворящего Креста, — это должна была быть слишком значимая реликвия, чтобы изменить иконографическую программу, сместив из центра образ Спасителя. Когда реликвия пропала, не известно. Теперь на ее месте медная вставка, приблизительно XVIII века — изображение Христа, восстающего из гроба. Очевидно, у реликвии была непростая судьба.

На лицевой стороне креста выгравированы полуфигуры Христа Пантократора, Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила. В медальонах, завершающих концы креста, представлены святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Мирликийский, целители Косма и Дамиан, мученики Прокопий и Сисиний.

На обороте креста в центральном медальоне представлен Иоанн Креститель, по сторонам от него — великомученики Георгий и Феодор Тирон, а на вертикальной оси — равноапостольные Константин и Елена. На обороте также есть надпись, в которой упомянут не только заказчик Сисиний, но и некий пресвитер по имени Иоанн.

Воздух.

Воздух – покров для священных сосудов, используемый во время литургии. Представленная сцена «Раздаяние вина» является частью композиции «Причащение апостолов». По периметру воздуха проходит литургическая надпись, заимствованная из Евангелия от Матфея и повествующая об установлении Евхаристии на Тайной вечери. У данного воздуха, полагавшегося на потир, вероятно, был парный с изображением «Раздаяния хлеба», которым покрывали дискос – блюдо для евхаристического Хлеба.

Кацея.

Кацея является разновидностью кадила и напоминает ковшик или чашу с рукоятью. Этот богослужебный предмет использовался в Византии с довольно раннего времени, хотя письменные упоминания о нем фиксируются в монастырских типиках лишь с XI века.

На представленных рукоятках двух кацей сделаны изображения. В одном случае это образы мучеников Феодора и Димитрия, а другом – Богородицы Одигитрии, имеющий эпитет «Терапиотиса». Изображения на рукоятях кацей нередко были связаны с посвящением храмов, из которых они происходили. Так, вероятно, эпитет «Терапиотиса» может указывать на то, что представленный на выставке фрагмент принадлежал кацее из константинопольской церкви Богородицы Терапиотисы, которую упоминает в своем «Хождении» (1348/1349) русский паломник Стефан Новгородец.

Список источников:

1. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже «Византия сквозь века» 2017г.

2. Сайт музея: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/shedevry-vizantii/

3. Сайт издания: https://foma.ru/3-glavnyih-eksponata-vyistavki-shedevryi-vizantii.html

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. - student2.ru

Наши рекомендации