Тема 1.2. Шаблоны и трафареты в шрифтовой работе.
Тема 1.3.Строение шрифта и основные его элементы.
Тема 1.4. Понятие «модуля и модульной сетки».
Тема 1.5.Модификации рубленого шрифта
Тема 1.6.Расчѐт текста. Заголовок, подзаголовок, цитата.
Тема 2.1.Академический шрифт.
Тема 2.2.Характер засечек на концевых элементов букв.
Тема 2.3.Разновидности декоративного шрифта.
Тема 2.4.Ленточные, теневые и объёмные буквы.
Тема 2.5 Буквица, виньетка, рамка в художественном оформлении.
Тема 2.6.Аппликативные шрифты.
Тема 2.7.Эмоционально – ассоциативный шрифт.
Тема 2.8.Каллиграфический шрифт.
Тема 2.9.Национальный шрифт.
Тема 2.10.Оформление пригласительного билета.
Тема 2.11.Шрифтовая композиция текста.
ВОПРСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
Пояснительная записка
Культура шрифта – неотъемлемая и важнейшая часть общей художественной культуры. Как показывают многочисленные исторические факты, искусство шрифта тесно связано с развитием стилей и направлений в архитектуре. Например, русская антиква – петровский гражданский шрифт был создан одновременно с утверждением на русской почве архитектурных и изобразительных принципов европейского барокко. Не случайно в конструктивистском гротеске упрощается пластика буквы и отбрасываются засечки, как раз тогда же, когда в конструктивистской архитектуре опора теряет энтазис и отбрасывает капитель и базу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- подготовить материалы и инструменты для шрифтовых работ;
- применять шрифты в зависимости от их особенностей и стиля;
- писать текст плакатным пером - строчные и прописные буквы;
- определять размеры букв, расстояние строк и текста;
- выполнить эскиз шрифтовой композиции (цитата, надпись, лозунг);
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- начертание различных видов шрифтов и технику их исполнения;
- строение шрифта и основные его элементы;
- разновидности декоративных шрифтов;
- понятие модуля и модульной сетки;
- индивидуальные особенности букв и цифр;
- равновесие оптических полей межбуквенных пробелов.
Настоящее пособие является дополнительным литературным источником по данному предмету и сдержит подробное писание содержания практических и самостоятельных работ, рекомендуемую последовательность действий, примеры выполняемых работ.
В истории мировой письменности имеется огромное количество шрифтов, отвечающих самым разнообразным требованиям, которые возникают в процессе создания рекламы, вывесок, памятных надписей, книг и различных документов. Особую группу составляют так называемые рисованные шрифты, отличающиеся индивидуальностью и богатым разнообразием форм. В графическом оформлении любого чертежа важное место занимает правильный выбор шрифта. Поэтому в архитектурной графике уделяется большое внимание подбору шрифтовой гарнитуры. Изменение архитектурного стиля или направления неизменно приведет к изменению шрифта. Вот, почему к надписям на архитектурных чертежах, предъявляют в соответствии с действующим учебным планом, в методических указаниях представлены варианты
Общие компетенции:
ОК1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК2 | Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК5 | Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6 | Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности. |
1. Профессиональные компетенции:
ПК.1.5 | Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов. |
ПК.4.2 | Планировать собственную деятельность. |
П.К.4.3 | Контролировать сроки и качество выполненных заданий. |
Матрица соответствия компетенций темам практических и самостоятельных работ.
Темы | ОК1 | ОК2 | ОК3 | ОК4 | ОК5 | ОК6 | ОК7 | ОК8 | Ок9 | ПК1.5 | ПК.4.2 | П.К.4.3 |
Тема 1.1 | ||||||||||||
Практическое занятие «Различные варианты шрифтов. -3 часа. | + | + | ||||||||||
Самостоятельная работа учащихся «Собрать различные варианты художественных шрифтов | + | + | ||||||||||
Тема 1.2 | ||||||||||||
Практическое занятие. Изготовление пяти видов шаблонов букв-2 часа. | + | + | ||||||||||
Самостоятельная работа. Начертить несложный трафарет и вырезать его. 2 часа. | + | + | + | |||||||||
Тема 1.3 | ||||||||||||
Практическое занятие. Выполнение прописных и строчных букв-.2 часа | + | + | ||||||||||
Сам. работа. Подготовка индивидуального доклада в виде реферата или презентации.2 часа | + | + | ||||||||||
Тема 1.4 | ||||||||||||
Практическое занятие-Выполнение алфавита рубленого шрифта плакатным пером по модульной сетке.2 часа | + | + | ||||||||||
Сам.раб.-написание букв, соблюдая равновесие оптических полей и межбуквенных пробелов.2 часа | + | + | ||||||||||
Тема 1.5 | ||||||||||||
Выполнение буквы алфавита в различных модификациях рубленого шрифта-2 часа | + | + | ||||||||||
Сам. раб написание в альбоме текста рубленым шрифтом.-2 часа | + | + | ||||||||||
Тема 1.6 | ||||||||||||
Выполнение текста по модульной сетке, сохраняя единство шрифта.-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. рабта.-2 часа. Написать пословицу или поговорку. | + | + | ||||||||||
Тема 2.1 | ||||||||||||
Практическое задание. Написание текста к книжной выставке академическим шрифтом-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. работа. Выполнить расчет текста по симметрии заголовка.-2 часа. | + | + | + | |||||||||
Тема 2.2 | ||||||||||||
Практическое занятие. Выполнение шрифта с засечками в нижней части букв.-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. работа. вырезать аппликативный шрифт с декоративными засечками.-2 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.3 | ||||||||||||
Практическое задание. Выполнение декоративного шрифта в круге, овале с соблюдением рисунка и пропорций . 2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. работа. Нарисовать декоративный шрифт из стилизованных форм. 2 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.4 | ||||||||||||
Практ. зад. Выполнение академического шрифта с тенью-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. работа. Развертка трех букв-2 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.5 | ||||||||||||
Практич. Задание. Выполнение композиции буквицы в растительном орнаменте-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. работа. Гармонично сбалансировать композицию из 3-4 слов в цвете-2 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.6 | ||||||||||||
Практ. зад. Выполнение композиции слов из вырезанных букв-2 часа. | + | |||||||||||
Сам. работа приклеить в альбом различные виды шрифтов-2 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.7 | ||||||||||||
Практическое задание. Изображение ассоциативного рисунка шрифта с выразительностью содержания-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. р. нарисовать конструкцию букв, передавая образность слова-2 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.8 | ||||||||||||
Практическое занятие. Выполнение каллиграфического шрифта с образца-2 часа. | + | |||||||||||
Сам. работа. Скопировать каллиграфический шрифт-2 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.9 | ||||||||||||
Национальный шрифт Пр. зан. Рисование с образца различных видов национального шрифта-2 часа. | ||||||||||||
Сам.р акцентировать надписи в обобщѐнности декоративного шрифта-3 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.10 | ||||||||||||
Пр. зан. Разработка и выполнение композиции пригласительного билета-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам.работа. Составить эскиз и содержание пригласительного билета в цвете-3 часа. | + | + | ||||||||||
Тема 2.11 Шрифтовая композиция текста. | ||||||||||||
Пр. раб. Выполнение эскиза шрифтового текста (цитата, надпись, лозунг)-2 часа. | + | + | ||||||||||
Сам. раб. составить эскиз асимметричной композиции-4 часа. | + | + |
Общие положения
Методика графического исполнения шрифтов имеет определенную последовательность. Сначала производится карандашная разметка листа по расположению в общих массах габаритов чертежа или нескольких его составляющих, затем происходит их деталировка. После того как чертеж выполнен в карандаше, его обводят тушью. При выполнении упражнений используются инструменты и принадлежности для черчения.