Тема 1.2. Шаблоны и трафареты в шрифтовой работе.

Тема 1.3.Строение шрифта и основные его элементы.

Тема 1.4. Понятие «модуля и модульной сетки».

Тема 1.5.Модификации рубленого шрифта

Тема 1.6.Расчѐт текста. Заголовок, подзаголовок, цитата.

Тема 2.1.Академический шрифт.

Тема 2.2.Характер засечек на концевых элементов букв.

Тема 2.3.Разновидности декоративного шрифта.

Тема 2.4.Ленточные, теневые и объёмные буквы.

Тема 2.5 Буквица, виньетка, рамка в художественном оформлении.

Тема 2.6.Аппликативные шрифты.

Тема 2.7.Эмоционально – ассоциативный шрифт.

Тема 2.8.Каллиграфический шрифт.

Тема 2.9.Национальный шрифт.

Тема 2.10.Оформление пригласительного билета.

Тема 2.11.Шрифтовая композиция текста.

ВОПРСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

Пояснительная записка

Культура шрифта – неотъемлемая и важнейшая часть общей художественной культуры. Как показывают многочисленные исторические факты, искусство шрифта тесно связано с развитием стилей и направлений в архитектуре. Например, русская антиква – петровский гражданский шрифт был создан одновременно с утверждением на русской почве архитектурных и изобразительных принципов европейского барокко. Не случайно в конструктивистском гротеске упрощается пластика буквы и отбрасываются засечки, как раз тогда же, когда в конструктивистской архитектуре опора теряет энтазис и отбрасывает капитель и базу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- подготовить материалы и инструменты для шрифтовых работ;

- применять шрифты в зависимости от их особенностей и стиля;

- писать текст плакатным пером - строчные и прописные буквы;

- определять размеры букв, расстояние строк и текста;

- выполнить эскиз шрифтовой композиции (цитата, надпись, лозунг);

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- начертание различных видов шрифтов и технику их исполнения;

- строение шрифта и основные его элементы;

- разновидности декоративных шрифтов;

- понятие модуля и модульной сетки;

- индивидуальные особенности букв и цифр;

- равновесие оптических полей межбуквенных пробелов.

Настоящее пособие является дополнительным литературным источником по данному предмету и сдержит подробное писание содержания практических и самостоятельных работ, рекомендуемую последовательность действий, примеры выполняемых работ.

В истории мировой письменности имеется огромное количество шрифтов, отвечающих самым разнообразным требованиям, которые возникают в процессе создания рекламы, вывесок, памятных надписей, книг и различных документов. Особую группу составляют так называемые рисованные шрифты, отличающиеся индивидуальностью и богатым разнообразием форм. В графическом оформлении любого чертежа важное место занимает правильный выбор шрифта. Поэтому в архитектурной графике уделяется большое внимание подбору шрифтовой гарнитуры. Изменение архитектурного стиля или направления неизменно приведет к изменению шрифта. Вот, почему к надписям на архитектурных чертежах, предъявляют в соответствии с действующим учебным планом, в методических указаниях представлены варианты

Общие компетенции:

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности.

1. Профессиональные компетенции:



ПК.1.5 Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.
ПК.4.2 Планировать собственную деятельность.
П.К.4.3 Контролировать сроки и качество выполненных заданий.

Матрица соответствия компетенций темам практических и самостоятельных работ.

Темы ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 Ок9 ПК1.5 ПК.4.2 П.К.4.3
Тема 1.1                        
Практическое занятие «Различные варианты шрифтов. -3 часа. +                     +
Самостоятельная работа учащихся «Собрать различные варианты художественных шрифтов +                     +
Тема 1.2                        
Практическое занятие. Изготовление пяти видов шаблонов букв-2 часа.       +             +  
Самостоятельная работа. Начертить несложный трафарет и вырезать его. 2 часа.       +           + +  
Тема 1.3                        
Практическое занятие. Выполнение прописных и строчных букв-.2 часа +                     +
Сам. работа. Подготовка индивидуального доклада в виде реферата или презентации.2 часа       +       +        
Тема 1.4                        
Практическое занятие-Выполнение алфавита рубленого шрифта плакатным пером по модульной сетке.2 часа +                     +
Сам.раб.-написание букв, соблюдая равновесие оптических полей и межбуквенных пробелов.2 часа   +   +                
Тема 1.5                        
Выполнение буквы алфавита в различных модификациях рубленого шрифта-2 часа                   + +  
Сам. раб написание в альбоме текста рубленым шрифтом.-2 часа               +       +
Тема 1.6                        
Выполнение текста по модульной сетке, сохраняя единство шрифта.-2 часа. +                     +
Сам. рабта.-2 часа. Написать пословицу или поговорку.   +                 +  
Тема 2.1                        
Практическое задание. Написание текста к книжной выставке академическим шрифтом-2 часа.       +           +    
Сам. работа. Выполнить расчет текста по симметрии заголовка.-2 часа.     +               + +
Тема 2.2                        
Практическое занятие. Выполнение шрифта с засечками в нижней части букв.-2 часа. +                     +
Сам. работа. вырезать аппликативный шрифт с декоративными засечками.-2 часа.     +               +  
Тема 2.3                        
Практическое задание. Выполнение декоративного шрифта в круге, овале с соблюдением рисунка и пропорций . 2 часа.       +             +  
Сам. работа. Нарисовать декоративный шрифт из стилизованных форм. 2 часа.               +   +    
Тема 2.4                        
Практ. зад. Выполнение академического шрифта с тенью-2 часа.       +             +  
Сам. работа. Развертка трех букв-2 часа.               +     +  
Тема 2.5                        
Практич. Задание. Выполнение композиции буквицы в растительном орнаменте-2 часа.                   + +  
Сам. работа. Гармонично сбалансировать композицию из 3-4 слов в цвете-2 часа. +                     +
Тема 2.6                        
Практ. зад. Выполнение композиции слов из вырезанных букв-2 часа.                       +  
Сам. работа приклеить в альбом различные виды шрифтов-2 часа. +     +                
Тема 2.7                        
Практическое задание. Изображение ассоциативного рисунка шрифта с выразительностью содержания-2 часа.                     + +  
Сам. р. нарисовать конструкцию букв, передавая образность слова-2 часа.     +               +    
Тема 2.8                        
Практическое занятие. Выполнение каллиграфического шрифта с образца-2 часа.   +                    
Сам. работа. Скопировать каллиграфический шрифт-2 часа.   +                   +  
Тема 2.9                          
Национальный шрифт Пр. зан. Рисование с образца различных видов национального шрифта-2 часа.                        
Сам.р акцентировать надписи в обобщѐнности декоративного шрифта-3 часа.         +     +        
Тема 2.10                        
Пр. зан. Разработка и выполнение композиции пригласительного билета-2 часа.     +             +    
Сам.работа. Составить эскиз и содержание пригласительного билета в цвете-3 часа.   +                 +  
Тема 2.11 Шрифтовая композиция текста.                        
Пр. раб. Выполнение эскиза шрифтового текста (цитата, надпись, лозунг)-2 часа.           + +          
Сам. раб. составить эскиз асимметричной композиции-4 часа.     +               +  

Общие положения

Методика графического исполнения шрифтов имеет определенную последовательность. Сначала производится карандашная разметка листа по расположению в общих массах габаритов чертежа или нескольких его составляющих, затем происходит их деталировка. После того как чертеж выполнен в карандаше, его обводят тушью. При выполнении упражнений используются инструменты и принадлежности для черчения.

Наши рекомендации