Молодое лицо с комическим оттенком

Молодой комический грим требует узкого, но высокого лба, бледного или чересчур красного общего тона с неправильно расположенным густым румянцем; глаза не румянятся или румянятся слегка по углам; брови подымаются, рисуются толще обыкновенного, им придается большой изгиб, глаза не подводятся совсем или подводятся коротким штрихом против середины глаза, причем штрих этот заменяется даже точкой – это придает глазу неподвижность. Рот суживается посредством замазывания общим тоном углов или расширяется губной помадой, самые углы рта приподымаются, уши или совсем не румянятся или румянятся сплошь.

О парике и наклейках будет сказано отдельно.

Всякий молодой грим, будь он комический или серьезного характера, требует особенной чистоты, так как дело приходится иметь со светлыми, яркими красками; поэтому не надо нагромождать на лице лишних деталей, достаточно выбрать из выше перечисленных две-три подходящие для типа и тщательно их выполнить, не впадать в грубую карикатуру, помня, что мягкий грим произведет всегда более приятное впечатление, чем утрированный.

Старость

Трудно провести какую-либо грань между гримом чисто старческим и гримом характерным. Всякий старческий грим есть грим характерный. Но не всякий характерный - старческий.

Следовательно, для придания характерности в лице старческом и гриме преклонного возраста придется обращаться к отделу о характерных гримах.

Молодые актеры и дилетанты при изображении старости редко разбираются в известных степенях ее и обыкновенно впадают в утрировку при изображении пожилого лица, а в гриме старческом дают совершенную руину; тогда как каждая степень старости имеет свои характерные черты и может быть изображена красиво.

Хорошо выбранный парик не только разрешает наполовину задачу, но и служит исходной точкой для изображения старого лица. Парик, соответствующий по своей растительности свойствам изображаемого типа, вдобавок искусно приготовленный, уже сам по себе производит такую перемену в лице, что красками остается дополнить немного. Лица же с хорошей выразительной мимикой, которую они могут сохранять в продолжение всей роли, нуждаются лишь в основном старческом тоне, углублении глаз да усилении двух-трех характерных морщин.

Характерным признаком каждого возраста является, прежде всего, цвет всего лица – общий тон. При старом гриме лицо теряет свою белизну, свежесть, нежный румянец и приобретает темный грубый колорит; цвет лица становится не только темнее, но и желтее.

Лейхнеровские номера общих тонов составлены сообразно степеням старости: чем выше номер (начиная от 3-го номера), тем ближе он к дряхлости (о которой дальше). Для накладывания старческого общего тона употребляются №№3-5. Конечно, лучше тона составлять самому из имеющихся в гарнитуре красок для каждого раза отдельно. Для высвечивания выпуклостей хороши 1 и 2 номера.

В старом гриме важно также изменение черепа: в старости рельеф лица усиливается, череп заметен сильнее, он проглядывает через кожу; здесь должно прийти на помощь знание анатомии. Нужно показать черепные впадины и выпуклости теневой, коричневой или серо-синей краской; углубить впадины височные, глазные или скуловые, также подчеркнуть характерное для старого грима втягивание верхней губы, происходящее от недостатка зубов. Хотя зубы и есть, но все-таки губа будет казаться впалой, вследствие углубления пространства между ртом и носом, а также вследствие отвисания нижней губы.

Воспроизводится в гриме это просто: верхняя губа вместе с надгубным пространством затемняются серо-синей или коричневой краской, а нижняя высвечивается светлой, а иногда и белой. Нижняя губа в свою очередь обводится для большего рельефа темной краской, если одного высвечивания не будет достаточно.

Углы рта углублены в большей или меньшей степени (теневой краской); подбородочная впадина усиливается. Надбровные дуги, скуловые выпуклости, мешки под глазами, нос и подбородок – высвечиваются.

Преклонный возраст

Грим дряхлого или преклонного возраста обыкновенно требует совершенно белых, реденьких волос на голове, через которые видна бледная кожа черепа. Общий тон уже будет гораздо светлее (бледнее), чем в гриме старого лица (№2 и даже №1 с примесью коричневого).

К гриму, изображающему дряхлость, относится все сказанное о старом гриме, только в еще большей степени: в дряхлости лицо совершенно приближается к черепу, обтянутому кожей, и поэтому знание анатомии тут может пригодиться как нельзя больше.

В гриме дряхлости очень часто прибегают к заклейке зубов, к рисовке воспаленных глаз (красная подводка), замазыванию ресниц белой краской, к нависшим белым бровям и пр., о чем подробно говорится в характерном гриме.

Грим шеи, как старого, так и преклонного возраста, несложен. Подогнав соответствующий общий тон, нужно вырисовать два главных шейных мускула, т.е. высветив их, надо затемнить углубления между ними, нарисовать кадык, нащупав свой и поставив против него белый блик. Нередко в старческом гриме, когда открыта грудь, приходится гримировать и ее, рисуя ключицы и плечи (юродивые, прорицатели, нищие, сумасшедшие).

Румянец старческого возраста, который сравнительно редко приходится рисовать, делается буровато-коричневого цвета (темные номера).

Схема румян старческого возраста сильно отличается от молодой схемы. Она сводится к тому, чтобы подчеркнуть впадины лица. Окраска румянами старого лица вообще очень мала, она открывает мешки под глазами и скулы; этот румянец не сглаживает поверхности лица, а, наоборот, подчеркивает его рельеф. На подбородке появляется он лишь в очень редких случаях.

Пудра употребляется желтая или белая.

Удачный выбор и наклейка растительности играет, безусловно, одну из главных ролей в гриме старого лица.

Морщины

Морщинами называются складки и более или менее глубокие бороздки, образующиеся на коже под влиянием возраста или вследствие часто повторяющихся мышечных сокращений, или, наконец, от дряблости кожи в старости.

Чаще всего встречаются и наиболее характерны из них следующие:

Горизонтальные морщины на лбу у человека здорового; они составляют нормальное явление у человека в возрасте за 40 лет.

Вертикальные морщины на лбу рано появляются у людей, много работающих головою, а также при частом напряжении зрения (художники, чертежники, скульпторы).

Гусиные лапки неизбежно появляются в 40 лет, а иногда и раньше. Они состоят из морщин, расходящихся лучеобразно от наружного угла глаза.

Морщины носа – поперечные или нисходящие – наблюдаются у взрослых и у стариков.

Морщины носогубные, нисходящие от верхней части крыльев носа к углам рта. Это первая морщина, производимая временем; очень раннее ее появление может быть наследственным. В среднем она появляется между 22 и 25 годами.

Морщины губные идут от углов рта, опускаются вниз, характеризуют горе, печаль, гнет, старость.

Морщины щечно-подбородочные идут, слегка искривляясь, от щек вниз к подбородку и особенно заметны на худом лице.

Морщины век – окаймляющие мешки под глазами. Они очень тонки и появляются под нижним веком, они придают глазу утомленный вид, так же как и складки отвисшего подбородка.

Если внимательно всмотреться в лицо с ярко выраженными морщинами, то можно заметить, что каждая морщина есть длинный, выпуклый, рельефный бугорок, грядка, у которой есть линия углубления и параллельный гребень, т.е. линия выпуклой поверхности. Вот почему морщины для более рельефного и естественного воспроизведения рисуются сначала теневой краской (линия углубления) и вырисовываются светлой (выпуклая часть морщин). Не мешает даже маленькие морщины вырисовывать светлой или белой краской. Вблизи грим от этого теряет, но зато со сцены сильно выигрывает, придавая лицу рельефность.

Лучше всего ограничиться вырисовкой своих собственных морщин, оставляя из них лишь нужные для данного типа (характера).

Только частные случаи заставляют рисовать морщины далеко от естественных морщинистых углублений, и подобные гримы пригодны лишь в маленьких, резко характерных ролях, причем исключительно на больших сценах.

Мимика и изучение своего лица помогут ориентироваться в гриме морщин и покажут артисту настоящее их место.

Для того чтобы удобнее разобраться в морщинах, дается схема всех существующих морщин, из которых нужно выбирать характерные для данного типа (см. рис. 35).

На лбу не следует рисовать более двух-трех морщин и не ближе одна к другой, чем на палец. В противном случае они сольются и покажут одно пятно. На лице, за редким исключением, не должно быть никаких произвольных морщин, не имеющихся хотя бы в зачаточном состоянии. Они, пожалуй, и производят требуемое впечатление, но только до тех пор, пока лицо исполнителя неподвижно; при первом же произнесенном слове, с появлением мимики, они остаются без всякого действия, мешают и невольно противоречат общему характеру лица, делая его при резком гриме мертвящей маской. Этим нужно руководствоваться при гриме всякого возраста. Представьте себе такой пример: вы решили раздвинуть себе носогубные морщины и нарисовать их шире, чем они у вас намечены в жизни, тогда ваши естественные морщины сольются издали с нарисованными – получаются не морщины, а длинные темные пятна. Если же вы загримируете свои морщины, полученные от соответствующего, преобладающего в роли центрального мимического движения лица, то этим подчеркнете на лице характер и поможете мимике.

Характерный грим

Характерным гримом называется грим с сильно выраженными особенностями и характером лица. Область этих гримов настолько многообразна, что придется говорить лишь об отдельных, часто встречающихся случаях, не подводя их под общие категории.

В характерном гриме наблюдательность, богатство фантазии и изобретательность стоят на первом плане. Не маловажную роль здесь играет и парикмахер – осуществитель замыслов артиста, - от него зависит наполовину успех грима.

Выбирать и распределять детали нужно сообразно с характером задуманного типа, а не по известному шаблону, - больше всего это замечание относится к гриму характерному: здесь каждая нарисованная впадина и выпуклость, налепка или наклейка, даже морщина должны характеризовать намеченный тип.

Изменение черепа. В характерном гриме приходится иногда изменять череп, его форму и величину; для этого заказываются специальные парики или выбираются из имеющихся у парикмахера подходящие, для того, чтобы подложить (подшить) под парик вату в то или другое место в соответствующем количестве.

Обыкновенно парик, изменяющий череп, бывает твердый, на клею. Наиболее употребительные формы изменения черепа париком обозначены на рис. 40 (см. также «Анатомию головы»).

Лоб в характерном гриме всецело зависит от парика и может действовать либо отрицательно, - в комическую сторону (низкий, очень узкий или соединенный с лысиной, бесконечно высокий), либо, наоборот, - в положительном смысле: так открытый широкий лоб характеризует ум, благородство.

Наши рекомендации