Техника грима в связи с характером произведения
Именно теперь, когда все более и более на театре добиваются единения стилей пьесы и исполнения, нужно обратить внимание на то, что характер произведения порождает и разную манеру грима в смысле его степени, силы и красочности. Например, в пьесах Чехова, где жизнь сплетается с теплыми акварельными тонами произведения, грим нужно стараться делать близким к жизни и притом выдерживать его в столь же мягких тонах, как и само произведение, избегая резких штрихов. Наоборот, бытовые пьесы Островского, Горького или героические пьесы современности обязывают артиста к сочным краскам и резким мазкам. Одним словом, необходима связь между характером произведения и характером исполнения грима.
Условное разделение гримов
Гримы можно разделить на типические, портретные и характерные. Характерный грим может быть просто типическим гримом, может быть карикатурным и даже отвлеченным. К гримам портретным относятся гримы исторических лиц, гримы под известных лиц, где творчеству мало места, где знание техники грима и своего лица стоит на первом месте, в противовес гримам типическим, где художественная фантазия и творчество создают известный тип. Карикатурный грим возможен в буффонных пьесах (сатире и отчасти в комедии), будь то современное или классическое произведение, разница заключается лишь в стиле, степень же грима может быть и тут и там чисто карикатурного свойства. Грим отвлеченный применяется в произведениях, где имеется символика. Кроме того, часто применяют выражение «традиционный грим», например, Мефистофель, пьеро, Коломбина и др. Это отнюдь не значит, что грим Мефистофеля во всех случаях должен быть одинаков и не претворяться через творческое понимание актера.
Иногда говорят еще про грим «лубочный», т.е. в стиле лубка; дать ему какое-нибудь точное определение очень трудно, так как лубок может быть русский, да еще и разного времени или, например, восточный лубок и т.д.
В общем же надо помнить, что, независимо от условных названий, грим должен быть всегда согласован со стилем пьесы и ее постановки и с характером роли.
Молодое лицо
Если внимательно изучить три лица, из которых одно изображает схему горя, другое схему радости, а третье схему спокойствия, то легко увидеть видоизменение мышц, которые придают известную характерность лицу радостному и лицу горестному. Все это нужно хорошо усвоить, для того чтобы уметь отличать разные движения мышц лица при мимике различных настроений.
Из сопоставления ясно видно, насколько изменился, например, глаз, как изменились брови, рот и пр.
Молодой грим мужчины и женщины, безусловно, один и тот же, разница, пожалуй, только в том, что лицо женщины нежнее и белее лица мужчины.
Общий фон. Как картина имеет фон (грунт), так и лицо, шея, руки артиста и артистки должны иметь один общий беловато-розовый тон. Тон этот накладывается непосредственно после подготовления лица для наложения грима.
Добродетель и благородство за редким исключением соответствует физической красоте девушки или молодого человека, красота эта характеризуется, прежде всего, хорошим цветом лица – главным признаком здоровья и расцвета сил. Нет красоты без хорошего цвета лица. Теперь понятно, почему выбор общего тона для молодого грима должен представлять одну из самых важных забот артиста или артистки.
Общий тон молодого лица: Лейхнер №№1 и 2. При накладывании общего тона особенно важно знать все впадины и выпуклости своего лица и их глубину. Общий тон накладывается средними пальцами обеих рук на все лицо (глазные впадины, нос, шея, мелкие морщины), но не везде равномерно. Все более впалые части лица (височные впадины, скуловые, подбородочная и др.) покрываются более густым слоем общего тона и, наоборот, более выдвинутые части, и без того уже представляющие из себя блики, - меньшим слоем светлой краски. Таким образом, поверхность лицевого пространства более или менее сравнивается. Необходимо помнить главный принцип грима: все светлые тона расширяют и выдвигают, все темные – суживают и углубляют. Резкой разницы между темными и светлыми пятнами надо избегать, из публики это может быть заметно. Общим тоном злоупотреблять не следует; накладывать его надо в умеренном количестве и, сглаживая пальцами, сводить на-нет (все движения пальцев по лицу должны идти от центра, см. рис. 39).
Все сказанное о лицевом пространстве, безусловно, относится и к шее.
Среди неопытных артисток провинции распространен способ белить лицо жидкими белилами. Жидкие белила употребляются исключительно для рук (свинцовые белила в жидком виде быстро окисляются и раздражают кожу).
Грим глаз (подводка). Грим глаз представляет не мало затруднений для человека неопытного. Но стоит только изучить форму своего глаза, знать известные правила употребления разных тонов в известных случаях, и загримировать глаз будет делом нескольких минут.
Начнем с того, в чем чаще всего многие заблуждаются: подводят глаза черной краской; это допустимо в очень редких, частных случаях; в большинстве же случаев глаза подводятся различными тонами специальной (не сине-серой Лейхнера) синей краски и в редких случаях – коричневой.
Рекомендуем иметь два тона синей краски, специально употребляемой только для оттенения (углубления) и главным образом для подводки глаз. Краску можно иметь в жидком виде и в карандашах; разницы нет никакой (карандаши тоже можно выдавливать на палитру для пользования кисточкой). В лейхнеровских красках есть и те и другие. Один из карандашей темно-синий, употребляемый при подводке вместо черного; он обладает одновременно некоторой яркостью и мягкостью тона, и другой – голубовато-синий (светлый), употребляемый для глазных впадин и для подводки глаз (блондин).
Подводка глаза находится в полной зависимости от цвета ваших волос. Чем светлее ваши волосы, тем нежнее подводка и светлее цвет. Для брюнетов и темных шатенов предлагается темно-синяя; для блондинов и светлых шатенов – светло-синяя (голубая). При подводке эти краски смешиваются одна с другой, к темно-синей для большей темности прибавляют черную и др. Для краткости будем называть темно-синюю синей №1, а светло-синюю – синей №2.
Как подводить глаза. Прежде чем начинать подводку глаза, нужно еще оттенить глазную впадину; дать ему известную глубину (темность), если, конечно, нет таковой от природы. Оттеняется вся глазная впадина одной из синих красок, причем нужно различать степень природной глубины глаза: чем глаз глубже поставлен, тем меньше его нужно оттенять, потому что глубина сама создает тень и, наоборот, чем больше выдвинуты глаза (пучеглазие), тем больше их нужно затемнять.
Если глаз мал или имеет неправильную форму, то его иногда можно увеличить или исправить. Чаще всего недостаток глаза бывает в приподнятости внешнего угла его. Пунктиром отмечаем настоящее неправильное место линии нижних ресниц, причем образуется треугольник АВС. Этот треугольник вырисовывают краской под тон белка, желая исправить глаз. Таким образом, глаз одновременно исправляется и увеличивается. Тон белка составляют из синей №1 и белой краски: подводка уже рисуется под этим треугольником. Если же глаз вообще мал, то вся линия подводки нижних ресниц может быть на некотором расстоянии от места ресниц собственных (не больше, как на толщину спички).
Подводят глаза таким образом: кистью намечают на обоих глазах определенные линии ресниц (рис. 32), все время сличая глаза, чтобы по величине они были одинаковыми, а затем стушевывают кистью и пальцами на-нет, причем тень под глазами не должна быть особенно широкой, так как это не что иное как тень, падающая от нарисованных ресниц.
Практический совет, как скорее и ровнее рисовать эту тень, таков: обозначив определенную линию ресниц кистью, проводят от нее три, пять или больше лучей (рис. 32) и мизинцем, слегка касаясь, проводят по направлению стрелок на рисунке взад и вперед; таким образом, тень сглаживается, остается ее только тем же пальцем свести на-нет, сравняв край с общим тоном.
Верхняя ресница рисуется по линии природных ресниц или, еще лучше, немного отступя, если это позволяет форма глаза.
Некоторые имеют глаза, верхнее веко которых после нарисовки на них линии ресниц уходит в глаз так глубоко, что отпечатывает на глазной впадине свежее нарисованную краску. Избежать этого можно таким способом: опущенное и уже с нарисованными ресницами веко не подымать, не запудрив верхней части глазной впадины, тогда оно не пачкает глаза.
Иногда бывает нужно сделать черные или карие глаза, есть и для этого способ, который, к сожалению, не всегда достигает полного результата; удача зависит от цвета глаз гримирующегося: чем они светлее, тем успешнее удаются синие глаза. Вся подводка ведется в синих тонах – без примеси каких либо красок, причем темно-синей краской ставятся посередине глаза одна против другой две небольшие точки на верхнем и нижнем веке. Иногда грим этот вполне удается, и глаза кажутся совсем синими, разумеется, только издали.
Большие черные ресницы делаются так: черный карандаш нагревают на свечке и, пока он еще не расплавлен, касаются им верхних ресниц. Краска застывает и образует большие черные ресницы. Этот способ рекомендуется, однако, лишь в исключительных случаях. К наклейке готовых ресниц следует прибегать осторожно. Это требует большого навыка и осмотрительности.
Следует еще испробовать подводку глаз графитом (черным графитом или так называемым соусом, который употребляется в рисовании и ретушевке; покупают его куском, оттачивают и подводят так же, как и краской). Получается очень приятная, нежная, едва заметная тень. То же самое можно сделать синим канцелярским карандашом (обыкновенный двойной карандаш – красный и синий), красный отрезается совсем, а синий режется пополам, тупо и кругло затачивается и может также служить для подводки глаз; он хорош тем, что имеет зеленоватый оттенок и делает глаз оригинальным. Нужно только, чтобы этот карандаш был достаточно жирным, не царапал кожу. Вообще гримировальных карандашей для подводки глаз масса, так как они употребляются и в жизни. Подобные же карандаши коричневого тона не имеет смысла покупать, так как все тона этой краски от более светлого до темно-коричневого легко составить из имеющихся в коробке.
Еще остается сказать о так называемом слезнике, который обычно вырисовывается как признак здоровья. Слезник у здорового человека всегда красный. Рисуется он в виде яркой красной точки или красной краской, или губной помадой, а иногда составленный из двух последних красок, немного отступя к носу от природного слезника. Большинство опытных гримеров отрицают необходимость вырисовывания слезника, указывая, что это превращает лицо актера в безжизненную маску-куклу.
Предупреждаем, однако, что красная краска – сурик (окись ртути) – краска едкая и, попадая в глаз, производит раздражение; глаз начинает чесаться и слезиться.
Бровь придает выражение глазу и находится в полной связи с ним, и потому к гриму глаза причисляется и грим бровей. Брови всегда рисуются краской, соответствующей всей растительности, - от светлой до черно-коричневой. Брови подводятся очень легко так, чтобы к обоим концам сводились бы на-нет, а не заканчивались бы определенной линией. Бровь только в центре обладает некоторой густотой, по краям же волосы сильно редеют и постепенно исчезают. Цвет бровей тем сильнее, чем темнее волосы, и наоборот, но так как брови светлого блондина, нарисованные соответствующей краской со сцены будут незаметны, то их усиливают красной краской, которая придает бровям известную яркость, и в то же время не выдает разницу.
Если брови артиста по своему положению или рисунку неправильны, то их частью или целиком замазывают совсем и рисуют новые; это значительно труднее, чем вырисовка собственных бровей и требует навыка. Необходимо, однако, помнить, что природные брови имеют первенствующее значение в выражении глаза и удаление их в гриме нежелательно.
Глаз есть один из показателей настроения данного типа. Если вы закроете лоб и нижнюю часть лица, то только по выражению глаз можно узнать, плачет человек или смеется.
Лицо радостное характеризуется высоко поднятыми, изогнутыми бровями и широко раскрытыми глазами.
Горе заставляет весь глаз с бровью принимать иное, поникшее положение: внешние концы бровей опущены.
Брови серьезные, вдумчивые слегка сдвинуты над глазами. Брови строгие сильно сдвинуты и переходят в черту на переносье (морщины). Брови хитрого человека – одна выше другой, как при подмигивании.
Чем серьезнее брови, тем они больше, толще, ниже и прямее и, наоборот, - чем легкомысленнее и глупее лицо, тем брови меньше, тоньше, выше, изогнутее.
Лицо без бровей встречается редко и производит впечатление глупости. Брови рыжие рисуются красной краской вместе с коричневой.
Нос. Что касается носа, то очень трудно сделать какие-либо указания, так как форма и величина его слишком разнообразны. Грим носа молодого лица (красивого) очень слабый; если недостатки сильно выделяются, то тогда только прибегают к оттенкам и даже налепкам, хотя последние в молодом гриме требуют большой тщательности и известного навыка. Для большей рельефности лица прямую линию носа (от переносья до промежутка между ноздрями) высвечивают отнюдь не белой краской, а общим тоном (Лейхнер №№ 1,2,3), смотря по общему тону, наложенному на лицо; если это недостаточно, если величина и форма носа требуют большего, то с боков его оттеняют теневой краской, это же самое можно сделать и румянами.
Если нос курносый, но настолько, что можно обойтись без надлепки, то прямая линия носа заходит за кончик носа и продолжается по срезанной части носа вплоть до губы и здесь также оттеняется краской.
Если конец носа свешивается вниз, то кончик слегка затушевывается теневой краской или румянами.
Так как гримом усиливаются все части лица, то ноздри не мешает также оттенять румянами или губной помадой; это придает им мягкую глубину.
Лепной нос из мастики в молодом гриме имеет небольшое применение (см. рецепты). О способе и практических советах при лепном носе поговорим подробнее в отделе характерного грима, где лепка имеет обширное применение.
Лепной нос. Способ этот в особенности рекомендуется играющим молодые роли, обладающим некрасивым маленьким носом. Исправить этот недостаток можно налепкою, этот способ сохраняет у гримирующего много времени; артист, который сделал себе нужную часть носа, раз и навсегда избавляется от ежедневного надоедливого труда. Однако способ этот нелегкий и заключается в следующем.
Прежде всего, нужно снять гипсовую форму со своего носа. Это делается так. В ноздри вставляются две стеклянные трубки или еще лучше два стеклянных мундштука. Затем берется разведенный чистый, белый, лучшего качества гипс (до сметанообразной смеси) и наливается ложкой на смазанный вазелином нос до тех пор, пока не покроется вся его поверхность. Гипс скоро затвердеет – через 3-5 минут; когда затвердевшая масса начнет делаться твердой, ее нужно аккуратно снять. Форма носа готова. Форма смазывается внутри составом из смеси керосина со стеарином, первого берется больше, и вновь заполняется гипсовой массой.
Вынутый благополучно слепок дает точную копию носа, на который можно сделать постоянный лепной нос, пользуясь соответствующим рецептом.
Во всяком большом аптекарском магазине можно купить белую гуттаперчевую пломбу для зубов, которая продается в длинных палочках. В обыкновенном виде она твердая, но стоит ее опустить в горячую воду, как она становится мягче воска. Вот из нее-то должно вылепить наклейку на отлитую гипсовую модель, выровнять, подчистить, соображаясь, какой нос нужен. Пломба застынет, и фальшивый нос готов.
Перед тем, как накладывать пломбу на модель, подкладывают вату или марлю, чтобы изнутри можно было нос подклеить лаком, это нужно только для тех, у кого на лице много жировых выделений. В большинстве же случаев нос из пломбы, немного подогретый с внутренней стороны, прекрасно прилипает. Искусственный нос закрашивается тем же тоном, как и вся поверхность лица, или замазкой для бровей и потом уже снова накладывается общий тон.
Рот одна из самых важных подвижных частей лица и от него в немалой степени зависит красота всего облика. Грим рта требует большой чистоты и тщательности в обрисовке его формы, которая зависит, с одной стороны, от мышц, с другой – от устойчивости челюстей и зубов.
Для молодого женского грима рот представляет немало препятствий, так как он свободен от наклеек, тогда как недостатки в губах мужчины могут сглаживаться наклейками усов и бороды. Так, например, слегка нависшие усы скрывают неправильность формы и величину верхней губы.
Красивый рот, наоборот, нужно по возможности оставлять без наклеек или, во всяком случае, не закрывать его.
Правильный рот встречается очень редко, так что мелкими недостатками, которые будут скрыты расстоянием, смело можно пренебречь. Чаще всего неправильна нижняя губа и исправить ее не так легко.
В таких случаях нужно на губе обрисовать правильную губу и остаток замазать общим тоном лица. Рисовать рот нужно тонкой кистью, причем лучше иметь их две: для губной помады и для общего тона. При этом линии должны быть тонкие и определенные. Редко приходится то же самое делать с верхней губой; там чаще приходится вырисовывать хоботочек (сосочек посреди верхней губы), от правильности которого также зависит красота рта. Несоразмерная ширина рта крайне неприятна в лице. Тщательным гримом углов рта можно сгладить и этот недостаток.
Для того чтобы нарисованные линии рта не сливались с общим тоном, правильный рот окаймляется резкой чертой губной помады, а если и этого мало, то такой же параллельной чертой общего тона, которая, если запудрить и зарумянить, не будет заметна на расстоянии. Чем бледнее лицо, тем бледнее цвет губ.
Хорошо накрашенные губы следует протереть пальцем; от этого они приобретают бархатный оттенок.
Увеличить рот молодого красивого лица не приходится, так как его малая величина есть свойство красоты. Обычно нормальный рот в 11/2 раза более глаза.
Как было уже сказано, рот есть один из выразителей характеристики лица. Нужно помнить, что и молодое красивое лицо имеет свой определенный характер. Ему можно придать всевозможные оттенки, смотря по характеру роли, но об этом подробно поговорим в характерном гриме.
Пудрение в молодом гриме на первый взгляд может показаться чуть ли не самым простым делом. На самом же деле это не так просто, уже потому, что существует слишком много сортов пудры и нужно уметь выбрать из них наиболее подходящую к задуманному гриму.
Пудра в молодом гриме до некоторой степени играет роль общего тона, т.е. цвета лица; способов пудрения также достаточно, и они страшно сбивчивы; одни пудрятся до румян, а другие после. Рекомендовать же приходится следующее: если румяна сухие, то пудриться необходимо до накладывания румян, которые ровнее и мягче ложатся сверх пудры. Ошибки при таком способе можно поправить скорее, лишний раз напудрившись. Если же румяна жидкие (см. дальше румяна), то, разумеется, пудриться нужно после всего, как это делается во всяком гриме.
В молодом гриме употребляются розовая и белая пудры, преимущественно первая, на которую румянец ложится мягче и не так заметны его пятна, вследствие присутствия в пудре красного тона.
Некоторые смешивают три сорта пудры, по равной части: белую, розовую и бледно-желтую; результаты очень недурны; еще лучше смешивать розовую и белую пополам. Рекомендуется перед пудрением всегда встряхивать пуховку, тогда более крупные комочки отпадают, и лицо покрывается более тонким слоем. Шея, плечи и руки(в случае надобности) пудрятся всегда такой же пудрой, как и лицо.
Хорошо иметь заячий хвостик, мягкую щеточку или отдельную чистую пуховку, которой можно смахивать, едва касаясь лица, лишнюю пудру.
Пудра смягчает весь грим и приводит его в гармонию с общим основным тоном. Как уже было сказано, пудра накладывается слегка, чтобы тон лица не получил излишней белизны, а только бы избавился от блеска. Это относится ко всякому оконченному гриму.
На пудру краска ложится очень плохо и если в этом является необходимость, то краска накладывается уже с вазелином, а место это снова потом запудривается.
О румянах. Нередко красивое, с правильными чертами лицо, небрежно загримированное, не производит на сцене впечатления красоты, тогда как некрасивое от природы, но правильно и тщательно загримированное производит благоприятное впечатление. Правильное распределение румян в данном случае является одной из главных и важных причин.
Румяна распределяются на лице по данной схеме (рис. 34).
Общие границы румян правильного лица таковы: на лбу они заходят на 1/2 пальца выше бровей, захватывают бока носа, огибают полщеки, подходят к нижней части уха и по виску соединяются с надбровной линией. Подбородок также имеет окраску, румяна кладутся в большей или меньшей степени, в зависимости от выдвинутости или вдавленности подбородка.
Теперь, если взглянуть на рисунок, то легко увидеть, что все место румян заштриховано неравномерно, тремя разными «штрихованиями» (№№ 1,2 и 3). Чем гуще штрихи на рисунке, тем сильнее должны быть положены румяна и наоборот. Самой сильное место румян – это глазная впадина и кончик уха (№1). №2 занимает пятно вокруг глаза, висок, часть скуловой выпуклости и подбородок, а №3 – все остальное пространство, занимаемое румянами. Эти оттенки румян можно сделать одним номером румян (18), но лучше иметь две или даже три коробки румян с разными номерами, так, например, 16,18 и 24. Все эти номера вполне пригодны для молодого грима. Если окажется, что румян положено больше, чем нужно, излишек можно снять пуховкой, которой предварительно было запудрено лицо (ею действовать как резинкой при рисовании).
Не нужно пудриться ватой, как это многие делают; правда, это гораздо гигиеничнее, так как материал под рукой постоянно свежий, но ватой действовать гораздо труднее, причем невозможно избежать пятен, особенно неопытному человеку. Лучше вату употреблять для снятия ошибок, тут она окажется как раз на месте.
Следует привыкать к лапке, с которой легко освоиться; ею удобнее работать. Впрочем, новой лапкой (пока она не обдержится) владеть довольно трудно. Лапку, так же как и пуховку, следует всегда стряхивать, прежде чем касаться ею лица, потому что сухие румяна на фарфоре или в порошке очень быстро собираются в комочки и ложатся на лице пятнами. Комочки эти также как и лишние на лапке румяна, легко отпадают при ударе ручкой обо что-нибудь твердое, хотя бы о палец руки.
Что же касается жидких румян, то обращаются с ними также как и со всякой другой жирной краской, подчиняясь схеме, причем пудра накладывается после румян. Румяна эти, безусловно, хуже сухих и в молодом гриме пользуются ими в силу необходимости, лица с плохим зрением, потому что накладывание их не требует такой тонкой работы. Как уже сказано, данная схема румян пригодна для лица правильного; теперь поговорим об уклонениях от этой схемы, потому что далеко не все лица правильны.
Излишняя худоба или полнота, неправильная пропорция всего лица, большая или меньшая выпуклость или вогнутость отдельных частей его – вот что бесспорно влияет на расположение румян в молодом гриме.
Если мы скажем, что румяна, до некоторой степени, по отношению к общему тону лица, будут играть роль теневой краски, то все понятно. Заметные впадины надо оставлять светлыми и таким способом их выдвигать. Что же касается чересчур выпуклых частей лица (сильно развитые скулы, выдвинутый подбородок, отвислый конец носа, пучеглазие, зоб и пр.), то тут, наоборот, надо, отклоняясь от схемы, соображаясь с недостатками, усиленно их румянить.
Чем больше румян вокруг глаза, тем он живее и моложе. Сравнивая, таким образом, лицевое пространство, нужно конечно сохранить и известный рельеф лица.
Румяна во всех своих переходах от общего тона от самого сильного по цвету места должны сходить на-нет.
Гримировка рук в молодом гриме очень не сложна и требует скорее навыка, чем внимания, и в то же время отнимает очень много времени у артиста или артистки. Красивые светлые руки в гриме особенно не нуждаются, тут можно ограничиться подкраскою ногтей. Если же от природы они жилистые, костлявые или не обладают должной белизной, то их непременно надо красить, будь то актер или актриса.
Гримируют молодые руки жидкими белилами (см. рецепты) так: предварительно налив краску на ладонь, движениями, схожими с теми, когда моют руки, старательно растирают краску по рукам до тех пор, пока не исчезнет малейший след влаги. Краска эта на одеколоне ли спирту. Сгладив неровности (пятна) высохшей краски, переходят к окраске ногтей, которые также красятся губной помадой или румянами. Все закрашенное место рук пудрится. Все вместе взятое со сцены придает руке красивый молодой вид.
Рекомендуем затем ладони слегка вытирать о полотенце в тех случаях, когда можно запачкать костюм партнера, избегая при этом, конечно, заметной разницы ладони от верхней части руки, что может бросаться в глаза при жестах.
Часто как актрисы, так и актеры любят прибегать к так называемым мушкам, ставя их на лице по нескольку штук, не ради характерности, а якобы для красоты. Сомнительно, чтобы мушка могла придать лицу какую-нибудь красоту.
Бывают, впрочем, лица с мелкими чертами, к которым мушки идут, тогда нужно ограничиться одной или, в крайнем случае, двумя.
Очень важно где поставить мушку; нужно, чтобы каждый, перепробовав ставить их в нескольких местах (обыкновенно на щеке, ближе к носу), нашел выгодное, определенное и постоянное место мушкам.
Рисуют мушку черной краской, крестиком или звездочкой величиной в разрез карандаша – тогда со сцены она покажется круглой.
Остается сказать несколько слов о прическах, как очень важной статье в молодом гриме для женщины и для мужчины. Что такое молодой грим?
Это не что иное, как ваше собственное лицо, прикрашенное, со сглаженными недостатками и с подчеркнутыми достоинствами, следовательно, о характерности здесь не может быть и речи, и в распоряжении гримирующегося остается только растительность; наклейками, прическами и париком можно придать молодому лице некоторую характерность.
Вообще же по возможности нужно избегать парика, в особенности в молодом гриме; следовательно, остаются собственные волосы артиста или артистки, которым характерной прической можно придать некоторую типичность. Давать советы относительно современных причесок нельзя, потому что это всецело зависит от лица (головы) артиста или артистки, от их собственного вкуса, и познается это путем тщательного изучения своей головы и безусловного знания своего лица. Некоторые преподаватели грима советуют как можно чаще менять прическу, не только дамам, занимающимся гримом, но и мужчинам.
Детское лицо, лицо юноши
Характерным отличием детского лица является особенная белизна и нежность кожи (общ. тон №1), неяркие, узкие, слегка изогнутые брови и правильный яркий маленький рот.
Глаза детям обыкновенно совсем не подводят или подводят слегка синей краской, румянят мало.
Если же артист или артистка играет мальчика или девочку, то больше всего им нужно возлагать надежду на свои природные данные да на парик, а потом уже на характерные признаки.
Лицо юноши представляет середину между лицом детским и молодым гримом. Здесь можно смело воспользоваться всем, что сказано относительно того и другого.