Краски, их достоинства и недостатки

Уроки грима

Судя по отношению к предмету «Грим» в нашем Пермском институте культуры выпускники, по меньшей мере, данного учебного заведения приходят в профессию мало осведомленными в этой области знания. Что уж говорить о руководителях самодеятельных коллективов, которые не имеют специального образования.

Наш ТЮЗ обладает реликтовым альбомом «Уроки грима в помощь народным театрам и художественной самодеятельности» Москва 1962 г. Мы рады поделиться им со всеми, кто нуждается в таких уроках. В этом же альбоме фотографии с уроков грима в ТЮЗе.

Кроме того в DjVu – библиотеке сайта www.biografia.ru размещена еще более ценная книга Ю.Писаренко «Хрестоматия актера» Мимика, грим, прическа, движение и речь. Сборник составленпо книгам и статьям С. Волконского, Дельсарта, Коклена, Лебединского, Ленского, Станиславского и др. Издан в 1930 г.

Книга подкупает таким подробным изложением материала, что не требуется никакой предварительной подготовки, чтобы усвоить технику грима самостоятельно. Поскольку формат неудобный и не каждому доступен, из этой книги ниже приведены отрывки.

Что такое грим

Сценический грим представляется только вспомогательным искусством, при посредстве которого, однако, артист (ка) может преображать, соответственно типу исполняемой роли, черты своего лица, налагая на него различные специальные краски, надевая парик, изменяя налепками и наклейками отдельные части своего лица и пр.

Если артист способен к творчеству, то он, узнав основы грима, так сказать фундамент, сам пойдет дальше и выработает свои правила применительно только к своему лицу, к своей индивидуальности.

Тайна грима не в том, чтобы превратить молодое лицо в лицо старика, короткий вздернутый нос сделать длинным, маленькие глаза сделать большими и т.д.; тайна его в том, что артист, чувствуя себя изображаемым персонажем, сам преображает свое лицо и делает его, смотря по надобности, то юношески восторженным, то старческим или слабоумным.

В чем же заключается задача грима? – В том, что при помощи целого ряда приемов, грим помогает артисту отразить в мимике лица характерные особенности роли и зафиксировать их гримом.

Гримировка рассчитана на определенное расстояние и определенное освещение, следовательно, задачей артиста должно быть создание такого грима, который удовлетворял бы зрителя на расстоянии – из публики, а вблизи он может быть просто рядом непонятных пятен и штрихов.

Есть лица удобные для грима и неудобные. Это зависит от правильности пропорций, причем детали, например, цвет кожи, красивые зубы, приятный цвет волос, - это все большого значения не имеет; главное заключается в пропорциях, удобных для изменения. Для этого наиболее подходят так называемые правильные крупные черты лица.

Целостность художественного впечатления в гриме достигается умелым совмещением грима с осмысленной мимикой. Умение приспособить свою мимику к задуманному гриму, а грим к мимике – одно из важнейших требований сцены. Поэтому следует избегать наложения чрезмерного количества красок на лице.

Положим, что лицо артистки (та) способно во время сильных сценических переживаний бледнеть и краснеть (см. Ленский); нельзя же грубым слоем краски скрывать от зрителя то, что для него всего дороже! Нарушать жизнь своего лица на сцене непростительно, вот почему всегда сначала следует попробовать обойтись, так сказать, своими средствами, изменив прическу, фигуру, усилив характерность костюма, придав лицу доминирующее по роли выражение, а красками только зафиксировать созданное мимикой. Ведь зритель получает сумму впечатлений.

Итак, грим должен быть выполнен с небольшим количеством красок: маска только мешает мимике, а не помогает; чем меньше красок на лице, тем заметнее мимика.

В мимике заключается самая основа грима. Путем мимики создается грим.

Не надо вдаваться в излишние подробности, часто незаметные из публики, иногда достаточно двух-трех характерных штрихов, чтобы достигнуть успешного результата.

С другой стороны, грим не должен быть очень бледным, потому что на известном расстоянии он может стать незаметным и лицо будет казаться мертвым. Грим не должен быть резким, так как резкий грим, несоразмерный силе света и величине театра, портит впечатление игры. В хорошем гриме все линии ясны и определенны, все впадины и выпуклости верны; первого можно достигнуть путем мимики только при известной тщательности и чистоте работы, избегая пачкотни на лице, а второго только знанием анатомии и своего собственного лица. Самая крупная и трудная задача грима заключается в том, чтобы он соответствовал задуманному исполнителем лицу; это возможно только тогда, когда грим поставлен в связь с мимическим изучением роли, тогда он невольно вытекает из текста роли и соответствует воплощаемому артистом лицу. Тут, конечно, все в самом артисте; чутье и наблюдательность помогут ему в разрешении этой трудной задачи.

При создании грима надо искать живых типов и наблюдения для него должны производиться непосредственно над жизнью, а не над гримами других актеров, иначе легко впасть в ошибки, в подражательный, безличный шаблон.

Стоит только развить свою наблюдательность, как образуется избыток материала, нужного для типических изображений, и тогда можно комбинировать этот материал, взяв от одного типа одно, от другого – другое (см. Каклэн, стр. 238).

Испытанный способ наблюдения и изучения характерных лиц – это альбом, куда постепенно собираются открытки с интересными лицами, копии известных картин и пр.; иллюстрированные журналы, иностранные и русские, всевозможные приложения к газетам могут в этом отношении принести еще большую пользу. Вырезая оттуда все, что может пригодиться в будущем и наклеивая вырезки в известном порядке, по отделам, в альбоме, можно совершенно незаметно обогатить себя целым рядом мотивов для грима. Распределять рисунки лучше всего по национальностям. Бумагу, на которую наклеивается коллекция типов, лучше всего применять тонкую оберточную, наклеивать рисунки следует с одной стороны, чтобы по мере надобности их отлеплять или вырезать.

Грим есть внешнее перевоплощение, основанное на перевоплощении внутреннем, и поэтому ремеслом быть не может; выполненный в том или ином стиле грим может быть создан только художником, но не ремесленником. Если в нем и есть доля ремесла, так и во всяком искусстве она неизбежна.

Ваятель часто технически должен уметь высекать камень, лить бронзу и знать как отливается форма, художник должен знать оптические законы смешения красок, знать как натянуть холст и вымыть кисти, а музыкант – как подобрать струны и настроить инструмент; все это не может низвести ни одного из упомянутых искусств до степени ремесла; грим же есть художественная фиксация мимики, а мимика плод творчества артиста.

Художественный сценический грим есть полное сценическое перевоплощение в том или ином стиле, выполненное в строгом соответствии с задуманным типом и характером произведения, основанное на мимике, нередко связанное с изменением всей фигуры.

Все сказанное относится к гримам так называемым характерным, а не к простой подкраске молодого лица, и касается больше новичков в этой области, а не опытных гримеров, у которых опыт, фантазия, наблюдательность и знание мимики своего лица сразу дают схему всего грима.

Что касается изучения своего лица, то с этим нужно освоиться прежде всего при изучении сценического грима. Несомненно, что индивидуальные особенности лица требуют в каждом случае совершенно особого грима; поэтому гримировка не только должна объективно передавать тип и характер воплощаемого лица, но в то же время быть согласованной с субъективными особенностями склада лица самого артиста.

Техника грима

О пудре

Прежде чем указать все существующие цвета и тона пудры, необходимо выяснить ее назначение. В жизни пудра употребляется (косметическая пудра) для того, чтобы избежать неприятного блеска лица, частью благодаря излишнему выделению жировых веществ, частью благодаря консистенции самой кожи. В гриме роль пудры такова же, как и в жизни. Чрезмерный блеск жирных красок, который создает всевозможные отсвечивания, лишние перемежающиеся блики, а также резкие штрихи и переходы – все это смягчается под умело положенным слоем пудры.

Пудра бывает жирная и сухая; первая употребляется обыкновенно в жизни, вторая на сцене.

Жирная пудра лучше ложится на сухое лицо и не так быстро слетает, а сухая, наоборот, лучше пристает к лицу, влажному от жирных красок. Жирная пудра содержит в себе краску (белила с примесью других красок). Цветная жирная пудра на сцене употребляется лишь в исключительных случаях лишь тогда, когда лицо гримирующегося обладает такой белизной, которая не потеряется даже на сцене и позволяет обойтись без общего тона. (Известно, что лицо незагримированного человека при желтом освещении сцены, из публики кажется зеленовато-коричневого, мертвого неприятного цвета). Таким образом пудра заменяет общий тон. (В этом случае цвет пудры розовый). Итак, роль жирной пудры в гриме незначительна.

Сухая пудра менее безвредная имеет большое применение в гриме.

Цвет сухой пудры бывает также различный.

Белая рисовая пудра самая безвредная, употребляется как в гриме, так и для очистки лица от излишнего жира после грима. Рисовая – исключительно в молодом, преимущественно женском гриме, где требуется большая нежность и мягкость тона; из розовых пудр рекомендуется недорогая и в то же время приятного тона, так называемая «бархатная» «Ралле», в высоких красных картонных коробках. Желтая пудра, как и розовая бывает разных оттенков – от самого бледного до более темного, что объясняется большею или меньшею примесью краски. Желтая пудра употребляется при старом гриме, там, где нужно достигнуть бесцветности лица.

Некоторые смешивают все три сорта пудры (розовый, белый и бледно-желтый) и пудрятся такой пудрой в жизни и на сцене. Против этого оригинального способа, как и за него, сказать нечего.

Существуют еще цветные пудры для волос, посредством кторых можно изменить цвет волос, не надевая парика. Об этом будет сказано отдельно. Составы и рецепты всевозможных пудр приводим ниже.

Румяна – жидкие и сухие

Жидкие румяна не что иное, как та же самая жирная краска соответствующего тона; чаще всего употребляют для этих целей губную помаду или светло-красную краску. Румяна жидкие употребляются чаще, особенно людьми близорукими, в силу необходимости; они не могут отодвинуться от зеркала на некоторое расстояние и равномерно распределить румяна. О жидких румянах говорить не будем, так как все относящееся к сухим румянам, касается, разумеется, и румян жидких.

Румяна сухие существуют разных видов: в порошке и особо приготовленные на фарфоровой пластинке. Румяна в порошке на сцене употребляются редко и предлагаются только самыми захолустными парикмахерами. Румяна же на фарфоре очень удобны и практичны (они приготовлены в твердом виде и не высыпаются), к тому же они и не дороги. В продаже они распределены по номерам, чем меньше номер, тем бледнее их тон. Средний №24, бледнее тон №18, а №28 – это уже румяна настолько сильные, что неопытный гример должен остерегаться их. Если не представляется возможным иметь две-три коробки из отмеченных номеров румян, то следует взять более мягкий, нежный тон; для нежного женского грима более пригоден №18, а для мужского №№20-24.

В продаже встречаются как дешевые, так и дорогие румяна. Дорогие более приятного и естественного тона, что объясняется доброкачественностью их состава, так как в них входит настоящий кармин, а не суррогаты. Следовательно пренебрегать дорогими румянами, в особенности женщинам, не следует.

Замазка для бровей. Брови неправильной формы или неправильные по своему положению часто приходится замазывать частью или целиком. Для этого употребляется замазка для бровей – светло-розовая краска, сгущенная особым образом для того, чтобы она ложилась более толстым слоем и толщиной этого слоя скрывала волоски бровей. О составе и способе ее приготовления сказано в отделе рецептов.

Примазка для париков, так же как и замазка для бровей, не что иное, как сгущенный общий тон, назначение которого скрыть рубец, образуемый париком при соединении с кожей лба. Своим толстым слоем примазка сравнивает парик со лбом и делает переход незаметным. Примазка бывает таких же оттенков, как и общие тона.

Жидкие белила для рук и шеи – смотри рецепты

Свет и тень

Темные и светлые тона относительны, смотря в каком тоне сделан грим. Одна и та же краска в одном случае может быть теневой краской (тенью), в другом – светлой (светом).

Темно-красный, коричневый и сине-серый в большинстве случаев тона теневые (тень). Черный цвет в чистом виде почти не употребляется, а лишь примешивается в темные тона для усиления краски. Красный и синие тона в разделение категорий не входят, как специальные.

Светлые тона (свет) – это все общие тона (№№1,2 и 3) и белый в чистом виде или примешанный к №№1,2,3. Если твердо помнить главную формулу о гриме – все светлые тона приближают и утолщают (расширяют), а все темные удаляют и суживают, - то пользование первой и второй категорией тонов само собою ясно. Нельзя нарисовать блик на том месте, где он существовать не может, ибо нельзя показывать впадину, противоречивую человеческой природе. Избегнуть этого можно только зная строение своей головы и имея познания по анатомии строения черепа и мышц.

О количестве красок на лице

На лицо нужно класть возможно меньшее количество красок: тот грим лучше, на который красок затрачено меньше. Чем меньше на лице положено красок, тем меньше стеснена мимика лица и тем свободнее могут проявляться мимические движения; когда же помимо красок приходится прибегать ко всякого рода налепкам и наклейкам, то нечего и говорить, что они страшно мешают мимике. К счастью они чаще всего употребляются в небольших эпизодических ролях, в которых можно пожертвовать разнообразием мимики в пользу резкого впечатления, произведенного одним внешним обликом.

Влияние света на грим

Сотни ламп сцены лют на актера свои искусственные лучи, и в этом концентрированном свете лицо актера принимает своеобразную окраску, совершенно изменяющую обычное выражение его лица.

Лучи, падающие на ас в жизни, обыкновенно идут сверху. На сцене актер одновременно освещается с трех сторон – сверху, снизу, а иногда и с боков.

Освещение сверху, с софитов, наиболее слабое, как самое удаленное от актера; сильнее боковой освещение и, наконец, самый сильный свет рампы, ближайшего к актеру источника света. Это освещение диаметрально противоположно естественному верхнему свету. Свет, падающий на актера снизу от рампы, бросает на его лицо световые пятна там, где их не должно быть. Если бы наши сценические упражнения производились при обычном дневном свете, то и тогда обойтись совсем без грима не удалось бы, потому что в театре с его условностями хочется видеть красивые яркие лица, такие же яркие и прекрасные, как и костюм, с такими же глубокими глазами, как они нам представляются часто в воображении.

Отдаленная от глаз сцена, но сильно освещенная, кажется сравнительно близко и, наоборот, - скудно освещенная, как бы отодвигается от зрителя. Из этого мы заключаем: чем больше света на сцене, тем чище и нежнее должен быть грим, тем тщательнее должны быть разработаны переходы тонов, и, наоборот, чем на сцене темнее, тем он должен быть резче и грубее.

Влияние света рампы

Гримирующемуся необходимо до начала работы подумать об освещении, при котором придется играть данный акт пьесы, так как одни и те же краски при разных освещениях совершенно меняются.

Можно произвести такой опыт. Положить обыкновенный молодой грим, затем вывинтить лампочки в своей уборной и заменить их цветными, или задрапировать лампы цветной бумагой соответствующих тонов, или же надеть цветные очки, употребляемые декораторами, тогда будут заметны следующие перемены в одном и том же гриме.

Красный свет (заря, пожар) поглощает все светло-красные цвета, а темные тона усиливает, например, подводку глаз, коричневый цвет. Лицо, достаточно нарумяненное при обыкновенном освещении, при красном выглядит совершенно белым, безжизненным. Поэтому помимо румян приходится при этом усиливать и окраску рта (губной помадой). То же самое нужно помнить и о рыжеватых волосах.

Синий свет (луна, - синее стекло перед рефлектором) – бледный грим и румяна становятся фиолетового цвета; их рисунок выделяется ярче и отчетливее. Следовательно румянами и красной краской нужно при этом пользоваться весьма умеренно. Синие же краски (подводка глаз) поглощаются синим светом и поэтому их нужно усиливать и подтемнять.

В действительной жизни при свете луны, лицо тоже бледнеет, стало быть нужно подправлять грим, только касающихся рельефов и впадин, но не цветовых эффектов.

Зеленый свет (теперь редко употребляемый на больших сценах, но в провинциях еще часто встречающийся – должен изображать почему-то также луну) – самый неприятный и вредный в гриме. Мертвит лицо и делает его отталкивающим, неестественно-желтого цвета. Все темные краски грима – подводка глаз, окраска бровей, губ – становятся резкими и неестественными. В этом случае нужно гримироваться вообще меньше, нежнее или смягчить весь грим более толстым слоем пудры.

Желтый цвет стекла перед рефлектором (солнце) имеет много общего с зеленым тоном и требует гримирования лица в ярких красных тонах. Желтые краски поглощаются. (Особенно важно это в настоящее время, когда почти ни одна постановка не обходится без прожектора).

Теперь, если внимательно проследить влияние цвета рампы на грим, то можно вывести следующее правило: нужно дать преобладание тонам, тождественным с цветом освещения, рисуя их ярче, а остальные слабее. Другими словами, - недостаток (поглощение) одного пополнять избытком другого.

Все выше сказанное относится главным образом к электрическому освещению (лампочки накаливания), как к самому употребительному; говорить о газовом, спиртовом или керосиновом освещении не приходится, потому что, зная влияние цвета освещения на грим, легко сообразить, какое действие производит каждый из упомянутых родов освещения.

Говоря об освещении сцены, необходимо попутно сказать и об освещении уборных. Очень важно, чтобы свет в уборных был сильный и состоял из трех одинаковых по силе лампочек, из которых одна должна помещаться сверху зеркала, а две другие по бокам. Таким образом, лицо гримирующегося будет освещено с трех сторон равномерно.

У нас почему-то принято гримироваться только при боковом освещении (двух ламп); большинство артистов забывают, что на сцене главный источник света сверху (верхние софиты). Поэтому необходимо прикрепить лампочку и над зеркалом. Собственно нужен свет и снизу для воспроизведения рампы в уборной, но это сопряжено с большими трудностями, да и сама рампа постепенно уничтожается. Однако следует отметить, что одного желания артиста (ки) в этом отношении недостаточно. Забота об условиях, в которых приходится работать артисту, должна лежать главным образом на директоре и администраторе театра. Это они в целях общей художественной линии вверенного им театрального дела должны поставить актера в наилучшие условия работы.

Необходимо также различать лампочки угольные от так называемых лампочек экономических, сильно распространенных в настоящее время. Угольные лампы дают более мягкий желтоватый свет, а лампы накаливания яркий беловатый, близкий к дневному свету. Отсюда ясно, что лампочки экономические требуют не того резкого грима (при меньшем количестве красных тонов – румян), который потребен при желтоватом свете простых ламп.

Условное разделение гримов

Гримы можно разделить на типические, портретные и характерные. Характерный грим может быть просто типическим гримом, может быть карикатурным и даже отвлеченным. К гримам портретным относятся гримы исторических лиц, гримы под известных лиц, где творчеству мало места, где знание техники грима и своего лица стоит на первом месте, в противовес гримам типическим, где художественная фантазия и творчество создают известный тип. Карикатурный грим возможен в буффонных пьесах (сатире и отчасти в комедии), будь то современное или классическое произведение, разница заключается лишь в стиле, степень же грима может быть и тут и там чисто карикатурного свойства. Грим отвлеченный применяется в произведениях, где имеется символика. Кроме того, часто применяют выражение «традиционный грим», например, Мефистофель, пьеро, Коломбина и др. Это отнюдь не значит, что грим Мефистофеля во всех случаях должен быть одинаков и не претворяться через творческое понимание актера.

Иногда говорят еще про грим «лубочный», т.е. в стиле лубка; дать ему какое-нибудь точное определение очень трудно, так как лубок может быть русский, да еще и разного времени или, например, восточный лубок и т.д.

В общем же надо помнить, что, независимо от условных названий, грим должен быть всегда согласован со стилем пьесы и ее постановки и с характером роли.

Молодое лицо

Если внимательно изучить три лица, из которых одно изображает схему горя, другое схему радости, а третье схему спокойствия, то легко увидеть видоизменение мышц, которые придают известную характерность лицу радостному и лицу горестному. Все это нужно хорошо усвоить, для того чтобы уметь отличать разные движения мышц лица при мимике различных настроений.

Из сопоставления ясно видно, насколько изменился, например, глаз, как изменились брови, рот и пр.

Молодой грим мужчины и женщины, безусловно, один и тот же, разница, пожалуй, только в том, что лицо женщины нежнее и белее лица мужчины.

Общий фон. Как картина имеет фон (грунт), так и лицо, шея, руки артиста и артистки должны иметь один общий беловато-розовый тон. Тон этот накладывается непосредственно после подготовления лица для наложения грима.

Добродетель и благородство за редким исключением соответствует физической красоте девушки или молодого человека, красота эта характеризуется, прежде всего, хорошим цветом лица – главным признаком здоровья и расцвета сил. Нет красоты без хорошего цвета лица. Теперь понятно, почему выбор общего тона для молодого грима должен представлять одну из самых важных забот артиста или артистки.

Общий тон молодого лица: Лейхнер №№1 и 2. При накладывании общего тона особенно важно знать все впадины и выпуклости своего лица и их глубину. Общий тон накладывается средними пальцами обеих рук на все лицо (глазные впадины, нос, шея, мелкие морщины), но не везде равномерно. Все более впалые части лица (височные впадины, скуловые, подбородочная и др.) покрываются более густым слоем общего тона и, наоборот, более выдвинутые части, и без того уже представляющие из себя блики, - меньшим слоем светлой краски. Таким образом, поверхность лицевого пространства более или менее сравнивается. Необходимо помнить главный принцип грима: все светлые тона расширяют и выдвигают, все темные – суживают и углубляют. Резкой разницы между темными и светлыми пятнами надо избегать, из публики это может быть заметно. Общим тоном злоупотреблять не следует; накладывать его надо в умеренном количестве и, сглаживая пальцами, сводить на-нет (все движения пальцев по лицу должны идти от центра, см. рис. 39).

Краски, их достоинства и недостатки - student2.ru Краски, их достоинства и недостатки - student2.ru Краски, их достоинства и недостатки - student2.ru

Все сказанное о лицевом пространстве, безусловно, относится и к шее.

Среди неопытных артисток провинции распространен способ белить лицо жидкими белилами. Жидкие белила употребляются исключительно для рук (свинцовые белила в жидком виде быстро окисляются и раздражают кожу).

Грим глаз (подводка). Грим глаз представляет не мало затруднений для человека неопытного. Но стоит только изучить форму своего глаза, знать известные правила употребления разных тонов в известных случаях, и загримировать глаз будет делом нескольких минут.

Начнем с того, в чем чаще всего многие заблуждаются: подводят глаза черной краской; это допустимо в очень редких, частных случаях; в большинстве же случаев глаза подводятся различными тонами специальной (не сине-серой Лейхнера) синей краски и в редких случаях – коричневой.

Рекомендуем иметь два тона синей краски, специально употребляемой только для оттенения (углубления) и главным образом для подводки глаз. Краску можно иметь в жидком виде и в карандашах; разницы нет никакой (карандаши тоже можно выдавливать на палитру для пользования кисточкой). В лейхнеровских красках есть и те и другие. Один из карандашей темно-синий, употребляемый при подводке вместо черного; он обладает одновременно некоторой яркостью и мягкостью тона, и другой – голубовато-синий (светлый), употребляемый для глазных впадин и для подводки глаз (блондин).

Подводка глаза находится в полной зависимости от цвета ваших волос. Чем светлее ваши волосы, тем нежнее подводка и светлее цвет. Для брюнетов и темных шатенов предлагается темно-синяя; для блондинов и светлых шатенов – светло-синяя (голубая). При подводке эти краски смешиваются одна с другой, к темно-синей для большей темности прибавляют черную и др. Для краткости будем называть темно-синюю синей №1, а светло-синюю – синей №2.

Как подводить глаза. Прежде чем начинать подводку глаза, нужно еще оттенить глазную впадину; дать ему известную глубину (темность), если, конечно, нет таковой от природы. Оттеняется вся глазная впадина одной из синих красок, причем нужно различать степень природной глубины глаза: чем глаз глубже поставлен, тем меньше его нужно оттенять, потому что глубина сама создает тень и, наоборот, чем больше выдвинуты глаза (пучеглазие), тем больше их нужно затемнять.

Если глаз мал или имеет неправильную форму, то его иногда можно увеличить или исправить. Чаще всего недостаток глаза бывает в приподнятости внешнего угла его. Пунктиром отмечаем настоящее неправильное место линии нижних ресниц, причем образуется треугольник АВС. Этот треугольник вырисовывают краской под тон белка, желая исправить глаз. Таким образом, глаз одновременно исправляется и увеличивается. Тон белка составляют из синей №1 и белой краски: подводка уже рисуется под этим треугольником. Если же глаз вообще мал, то вся линия подводки нижних ресниц может быть на некотором расстоянии от места ресниц собственных (не больше, как на толщину спички).

Подводят глаза таким образом: кистью намечают на обоих глазах определенные линии ресниц (рис. 32), все время сличая глаза, чтобы по величине они были одинаковыми, а затем стушевывают кистью и пальцами на-нет, причем тень под глазами не должна быть особенно широкой, так как это не что иное как тень, падающая от нарисованных ресниц.

Практический совет, как скорее и ровнее рисовать эту тень, таков: обозначив определенную линию ресниц кистью, проводят от нее три, пять или больше лучей (рис. 32) и мизинцем, слегка касаясь, проводят по направлению стрелок на рисунке взад и вперед; таким образом, тень сглаживается, остается ее только тем же пальцем свести на-нет, сравняв край с общим тоном.

Верхняя ресница рисуется по линии природных ресниц или, еще лучше, немного отступя, если это позволяет форма глаза.

Некоторые имеют глаза, верхнее веко которых после нарисовки на них линии ресниц уходит в глаз так глубоко, что отпечатывает на глазной впадине свежее нарисованную краску. Избежать этого можно таким способом: опущенное и уже с нарисованными ресницами веко не подымать, не запудрив верхней части глазной впадины, тогда оно не пачкает глаза.

Иногда бывает нужно сделать черные или карие глаза, есть и для этого способ, который, к сожалению, не всегда достигает полного результата; удача зависит от цвета глаз гримирующегося: чем они светлее, тем успешнее удаются синие глаза. Вся подводка ведется в синих тонах – без примеси каких либо красок, причем темно-синей краской ставятся посередине глаза одна против другой две небольшие точки на верхнем и нижнем веке. Иногда грим этот вполне удается, и глаза кажутся совсем синими, разумеется, только издали.

Большие черные ресницы делаются так: черный карандаш нагревают на свечке и, пока он еще не расплавлен, касаются им верхних ресниц. Краска застывает и образует большие черные ресницы. Этот способ рекомендуется, однако, лишь в исключительных случаях. К наклейке готовых ресниц следует прибегать осторожно. Это требует большого навыка и осмотрительности.

Следует еще испробовать подводку глаз графитом (черным графитом или так называемым соусом, который употребляется в рисовании и ретушевке; покупают его куском, оттачивают и подводят так же, как и краской). Получается очень приятная, нежная, едва заметная тень. То же самое можно сделать синим канцелярским карандашом (обыкновенный двойной карандаш – красный и синий), красный отрезается совсем, а синий режется пополам, тупо и кругло затачивается и может также служить для подводки глаз; он хорош тем, что имеет зеленоватый оттенок и делает глаз оригинальным. Нужно только, чтобы этот карандаш был достаточно жирным, не царапал кожу. Вообще гримировальных карандашей для подводки глаз масса, так как они употребляются и в жизни. Подобные же карандаши коричневого тона не имеет смысла покупать, так как все тона этой краски от более светлого до темно-коричневого легко составить из имеющихся в коробке.

Еще остается сказать о так называемом слезнике, который обычно вырисовывается как признак здоровья. Слезник у здорового человека всегда красный. Рисуется он в виде яркой красной точки или красной краской, или губной помадой, а иногда составленный из двух последних красок, немного отступя к носу от природного слезника. Большинство опытных гримеров отрицают необходимость вырисовывания слезника, указывая, что это превращает лицо актера в безжизненную маску-куклу.

Предупреждаем, однако, что красная краска – сурик (окись ртути) – краска едкая и, попадая в глаз, производит раздражение; глаз начинает чесаться и слезиться.

Бровь придает выражение глазу и находится в полной связи с ним, и потому к гриму глаза причисляется и грим бровей. Брови всегда рисуются краской, соответствующей всей растительности, - от светлой до черно-коричневой. Брови подводятся очень легко так, чтобы к обоим концам сводились бы на-нет, а не заканчивались бы определенной линией. Бровь только в центре обладает некоторой густотой, по краям же волосы сильно редеют и постепенно исчезают. Цвет бровей тем сильнее, чем темнее волосы, и наоборот, но так как брови светлого блондина, нарисованные соответствующей краской со сцены будут незаметны, то их усиливают красной краской, которая придает бровям известную яркость, и в то же время не выдает разницу.

Если брови артиста по своему положению или рисунку неправильны, то их частью или целиком замазывают совсем и рисуют новые; это значительно труднее, чем вырисовка собственных бровей и требует навыка. Необходимо, однако, помнить, что природные брови имеют первенствующее значение в выражении глаза и удаление их в гриме нежелательно.

Глаз есть один из показателей настроения данного типа. Если вы закроете лоб и нижнюю часть лица, то только по выражению глаз можно узнать, плачет человек или смеется.

Лицо радостное характеризуется высоко поднятыми, изогнутыми бровями и широко раскрытыми глазами.

Горе заставляет весь глаз с бровью принимать иное, поникшее положение: внешние концы бровей опущены.

Брови серьезные, вдумчивые слегка сдвинуты над глазами. Брови строгие сильно сдвинуты и переходят в черту на переносье (морщины). Брови хитрого человека – одна выше другой, как при подмигивании.

Чем серьезнее брови, тем они больше, толще, ниже и прямее и, наоборот, - чем легкомысленнее и глупее лицо, тем брови меньше, тоньше, выше, изогнутее.

Лицо без бровей встречается редко и производит впечатление глупости. Брови рыжие рисуются красной краской вместе с коричневой.

Нос. Что касается носа, то очень трудно сделать какие-либо указания, так как форма и величина его слишком разнообразны. Грим носа молодого лица (красивого) очень слабый; если недостатки сильно выделяются, то тогда только прибегают к оттенкам и даже налепкам, хотя последние в молодом гриме требуют большой тщательности и известного навыка. Для большей рельефности лица прямую линию носа (от переносья до промежутка между ноздрями) высвечивают отнюдь не белой краской, а общим тоном (Лейхнер №№ 1,2,3), смотря по общему тону, наложенному на лицо; если это недостаточно, если величина и форма носа требуют большего, то с боков его оттеняют теневой краской, это же самое можно сделать и румянами.

Если нос курносый, но настолько, что можно обойтись без надлепки, то прямая линия носа заходит за кончик носа и продолжается по срезанной части носа вплоть до губы и здесь также оттеняется краской.

Если конец носа свешивается вниз, то кончик слегка затушевывается теневой краской или румянами.

Так как гримом усиливаются все части лица, то ноздри не мешает также оттенять румянами или губной помадой; это придает им мягкую глубину.

Лепной нос из мастики в молодом гриме имеет небольшое применение (см. рецепты). О способе и практических советах при лепном носе поговорим подробнее в отделе характерного грима, где лепка имеет обширное применение.

Лепной нос. Способ этот в особенности рекомендуется играющим молодые роли, обладающим некрасивым маленьким носом. Исправить этот недостаток можно налепкою, этот способ сохраняет у гримирующего много времени; артист, который сделал себе нужную часть носа, раз и навсегда избавляется от ежедневного надоедливого труда. Однако способ этот нелегкий и заключается в следующем.

Прежде всего, нужно снять гипсовую форму со своего носа. Это делается так. В ноздри вставляются две стеклянные трубки или еще лучше два стеклянных мундштука. Затем берется разведенный чистый, белый, лучшего качества гипс (до сметанообразной смеси) и наливается ложкой на смазанный вазелином нос до тех пор, пока не покроется вся его поверхность. Гипс скоро затвердеет – через 3-5 минут; когда затвердевшая масса начнет делаться твердой, ее нужно аккуратно снять. Форма носа готова. Форма смазывается внутри составом из смеси керосина со стеарином, первого берется больше, и вновь заполняется гипсовой массой.

Вынутый благополучно слепок дает точную копию носа, на который можно сделать постоянный лепной нос, пользуясь соответствующим рецептом.

Во всяком большом аптекарском магазине можно купить белую гуттаперчевую пломбу для зубов, которая продается в длинных палочках. В обыкновенном виде она твердая, но стоит ее опустить в горячую воду, как она становится мягче воска. Вот из нее-то должно вылепить наклейку на отлитую гипсовую модель, выровнять, подчистить, соображаясь, какой нос нужен. Пломба застынет, и фальшивый нос готов.

Перед тем, как накладывать пломбу на модель, подкладывают вату или марлю, чтобы изнутри можно было нос подклеить лаком, это нужно только для тех, у кого на лице много жировых выделений. В большинстве же случаев нос из пломбы, немного подогретый с внутренней стороны, прекрасно прилипает. Искусственный нос закрашивается тем же тоном, как и вся поверхность лица, или замазкой для бровей и потом уже снова накладывается общий тон.

Рот одна из самых важных подвижных частей лица и от него в немалой степени зависит красота всего облика. Грим рта требует большой чистоты и тщательности в обрисовке его формы, которая зависит, с одной стороны, от мышц, с другой – от устойчивости челюстей и зубов.

Для молодого женского грима рот представляет немало препятствий, так как он свободен от наклеек, тогда как недостатки в губах мужчины могут сглаживаться наклейками усов

Наши рекомендации