Наглядно - дидактический материал

Проект

«Волшебный танец Гжели»

Авторы: Вербицкая Ирина Борисовна

воспитатель

Гнездилова Ульяна Арсентьевна.

музыкальный руководитель

Паспорт проекта

Тип проекта:Краткосрочный, групповой, творческий.

Девиз проекта:«Гжель – зимняя сказка России».

Авторы проекта:

Вербицкая Ирина Борисовна, воспитатель;

Гнездилова Ульяна Арсентьевна, музыкальный руководитель.

Участники проекта:дети старшего возраста, воспитатели групп,

специалисты, родители.

Возрастная категория:5-6 лет.

Ресурсы проекта:наглядно - дидактический материал «Образцы росписи Гжель», музыкальный центр, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей, авторские разработки (песня, постановка танца), ноутбук, художественная литература по теме «Народные промыслы России».

Структура проекта

Актуальность:

Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Проблема: полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.

Цель: -формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

· Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;

· Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;

· Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Ожидаемые результаты. Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. Расширить музыкальные и хореографические навыки дошкольников.

Этапы проекта

I Подготовительный этап

1) Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.

2) Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель.

3) Анкетирование родителей с целью выявления степени осведомлённости о направлениях русской живописи.

4) Диагностическое исследование детей.

5) Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.

II Основной этап

Работа с детьми

Образовательные:формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.

Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Социально – коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Собери узор».

Познавательное развитие: беседы на тему «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие?»; непрерывная образовательная деятельность «Голубая сказка Гжели».

Речевое развитие:

чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихов о Гжели; заучивание слов песни «Гжель», знакомство с творчеством композитора Ю. Синявского.

Художественно – эстетическое развитие:

рисование на тему «Голубая Гжель»; аппликация на тему «Сказочный цветок», постановка хореографической зарисовки «Зовут меня Гжель», разучивание песни «Гжель» муз. У. Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.

Работа с родителями

Выставка совместных работ родителей и детей на тему «Наша Гжель родная…»

III Заключительный этап

1) Итоговое мероприятие: семейный вечер «Город мастеров».

2) Продукт проекта: изготовление альбомов «Мы рисуем Гжель»; поделки «Посуда в стиле Гжель»; оформление стенда «Город Мастеров»; творческие работы детей и их родителей на тему «Наша Гжель родная».

3) Презентация проекта на тему «Гжель – голубая сказка» на городском методическом объединении.

Литература:

1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А.Васильева. М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.

2. Мишакова ,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.

3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/

Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.

Музыкальный материал

7. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа.- СПб.: ЛОИРО 2002.

8. Зарецкая, Н.В Роот, З.Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.

9. Кузьмичева, М.К Лазури хоровод: //авторская песня с движениями.

10. Музыка и аранжировка В. Андреева, исп. Фолькгруппа русского национального театра «Гжель – весна»/ авторская постановка хореографической зарисовки У.Гнездиловой.

11. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении оркестра народных инструментов им. Н. Осипова// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ.- весть –ТДА,2005.

12. Чичков, Ю.М. Синявский, П Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.

Интернет ресурсы

12. Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708

13. Сказочная гжель: [Текст] Занятие в старшей группе c4 //«*****»

14. Этапы Гжельской росписи// Учебный фильм// files. school-collection. *****

15. Народные промыслы: стихи, частушки, загадки//http:*****

Приложение

Конспекты непрерывной образовательной деятельности и развлечений

I. «Голубая гжель»

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей

Воспитатель. Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы

Воспитатель. Давайте сначала разомнемся.

Физминутка «Чудо-птицы»

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

На ветвях они присели (присели),

Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.

Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы

Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!

Воспитатель. Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?

Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

II. «Гжельский сервиз»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка

Цель -ознакомление детей с искусством гжельских мастеров

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.

· Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук.

· Закреплять представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

· Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.

Материалы и оборудование:

Письмо от клоуна Гоши. Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз». соленое тесто, салфетки, доски, стеки , гуашь белого и синего цветов, кисти.

Ход занятия:

Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, от кого она? Ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим (открывает). Ребята, а здесь письмо. Интересно, от кого оно? (читает письмо).

«Дорогие ребята! Я знаменитый клоун Гоша Форточкин. Хочу просить вас о помощи. Мой друг жонглер - Кнопа попросил у меня мой любимый сервиз, чтобы напоить чаем своих друзей. Сервиз ему так понравился, что он решил сделать с ним номер. Еще бы, ведь сервиз был такой красивый - белый, с синим орнаментом. Просто заглядение! На репетиции у Кнопы что-то пошло не так. У него разбилась вся моя посуда. Уцелела только лишь одна кружечка.

Милые дети, помогите. Я знаю, вы все умеете. Сделайте мне такой же сервиз, пожалуйста. Вот только от волнения я забыл, как он назывался. Помню только загадкупро роспись:

Сине – голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.

Высылаю вам кусочки моего любимого сервиза. Надеюсь, вы мне поможете.

Клоун Гоша».

Воспитатель: Посмотрите, друзья, здесь еще один конверт. В нем разбитая посуда. Давайте ее соберем и посмотрим, какой же был сервиз у Гоши?

Физминутка

«Раз – два – спит цветок.

Три – раскрыли лепесток.

Раз – сомкнулись,

Два – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись!»

Воспитатель:Садитесь по - удобней и начнем работу. Обратите внимание, узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Давайте рассмотрим разбитую посуду. Какие узоры вы видите на ней (цветок и бордюр)? Где расположен цветок (В середине)? А из каких элементов состоит цветок (серединка – это шарик, лепестки – шарики, расплющенные и с одной стороны прищипнутые)? На что похожи лепестки (на капельки)? А что расположено по краю изделия (бордюр – скатываем шарики и выкладываем по краю)? Не забудьте, работу начинаем с цветка. А чтобы работа быстрее спорилась, включу вам музыку.

Звучат русские лирические мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Такой красивый сервиз сделали. Настоящие мастера – умельцы. В старину люди говорили: «Умелец себе и людям радость приносит». Это про вас. Вы и себя порадовали и Гоше помогли. Он очень будет рад.

Скажите, чем мы сегодня занимались? А о каком промысле мы разговаривали? Какие цвета используют в этом промысле? А как вы думаете, понравится Гоше наш сервиз? Ответы детей

Конечно, понравится, ведь мы сделали его с любовью! А закончить наше занятие я хочу вот такими замечательными словами:

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

III. «Сказочный цветок»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация

Цель -ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

· Продолжать учить детей создавать композицию, используя аппликацию из бумаги голубого и белого цвета

· Развивать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации.

· Использовать метод обрывания для обогащения впечатлений и развития мелкой моторики рук

· Закреплять умения видеть и выделять элементы узора: точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, птицы.

· Формировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.

Материалы и оборудование:

Предметы, украшенные гжельской росписью. Дидактическая игра «Найди похожую посуду». Игровое упражнение «Назови элемент гжельской росписи и покажи его на посуде». Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя и голубая), кисть для клея, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! На прошлых занятиях мы с вами познакомились с новым видом росписи. С каким, кто мне скажет? (гжельская роспись). А какие изделия расписывали мастера? (посуду) Какие слова можно подобрать, говоря об этой посуде? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая). Вся посуда разная, а что в ней общего? (украшена сине-голубым узором, на белом фоне) Из чего делали мастера такую посуду? (из глины).

Посмотрите вокруг. В нашей группе есть гжельская посуда?

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая рука изогнутая, как носик).

Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг),

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой),

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Теперь можно и приступить к работе. Каждый лепесток нашей сказочной розы будем делать из отдельного кусочка бумаги, обрывая его. Но помните, каждый синий лепесток имеет голубой оттенок.

Воспитатель. Какая красивая посуда у вас получилась. Понравилось вам быть в роли мастеров? Люди говорят: «Хорошая работа два века живет».

Напомните мне, о какой росписи мы сегодня говорили? Какие у этой росписи основные элементы? Как еще называют эту роспись?

Воспитатель. Вы у меня большие молодцы. Спасибо вам за работу.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Интегрированная деятельность

Цель:Знакомство с творчеством гжельских мастеров, с историей возникновения промысла, воспитание патриотических чувств: любви и гордости за свой народ, свою Родину, умельцев России.

Задачи:

1. Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

2. Учить рисовать простейшие узоры (розы, бутоны, листики, решетку, волнистые линии, спираль), используя синий цвет.

3. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, соответствующей тематики современных композиторов, художественным словом.

4. Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявить себя в нем.

Материалы к занятию:несколько видов изделий, расписанных гжелью (блюдце с чашечкой, декоративное панно, подсвечник, лошадка, дед на печи, чайник, вазочка), кисти, краски, бумага, мольберт, образец рисунка.

Предварительная работа:

· Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыковой, «Гжель» С. Вохринцевой, изделий, расписанных гжелью.

· Слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла

· Рассматривание особенностей орнамента и цвета.

· Просмотр учебного фильма «Этапы гжельской росписи» и слайдов «Посуда Гжели»

· рисование узора (розаны, колокольчики, листочки, волнистые линии, точки, сеточка).

· разучивание песен, стихов данной тематики

· Активизировать словарь:декоративное панно, орнамент, оживка, сеточка, спираль, подсвечник, промысел, сувениры.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал ирассаживаются на стульчики.

Ведущая:Сегодня мы отправимся с вами в гости к Гжельским мастерам.

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра сильней,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель! П. Синявский

Вот такими удивительными стихами мне хочется начать наше путешествие. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь». Послушайте, какую легенду хранят жители этой деревни:

«История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось делать горшки из глины, которой в этих местах было много. Она обжигала их в печи и продавала на рынке, так и жили. Да и дочка Настенька умница была: печь затопит, пол подметёт, за водой сходит.

Наступила зима, да такая суровая, с ветром сильным, с морозами лютыми. И надобно же было, так случится - простудилась Настенька и заболела. Лежит в постели, встать не может. Какие только доктора

не смотрели Настеньку, а вылечить не смогли.

Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах,

снежинки весело кружились, поблёскивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника: с каждым часом ей становилось всё хуже. Матушка не знала, чем радовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт, веселье принесёт. Может это тебе силы придаст?» - говорит матушка. « Не до праздника мне матушка, не до веселья. А вот есть у меня одно заветное желание: хочется мне голубые васильки и колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться» - отвечает Настя. « Да где же мне среди зимы васильков тебе найти? Вот подожди, весна скоро придёт». Ничего не ответила Настя, только еще грустнее стала. Этот разговор услышала юная звездочка, которая только что зажглась на небе. Стало жалко ей Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более, что под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Чего там только не было: и васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась она за помощью к солнышку ясному: «Солнышко - батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить, помоги мне: надели силой волшебной узоры сказочные, ты же всё можешь».

Солнышко согласилось, осветило своими волшебными лучами узоры дивные и заиграли они весело на солнышке. Да и Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно – голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно–голубые цветы и на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И Настенька, глядя на такую красоту сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась и вскоре совсем выздоровела.

С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют

«Небесно– голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.» [ 3 ]

Ведущая: Почему же гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и прямо какой – то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь - дзинь! дзинь – дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной

единственной синей краской. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка дирижера помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно!

показывает образцы посуды на стенде

Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине – белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется гжельской. Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи – бутоны, а в четвёртых, целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

показывает несколько готовых изделий из Гжели. Дети

рассматривают форму, рисунок, цвет

Ведущая:Многие поэты восхищались Гжелью и сложили свои прекрасные стихи о замечательном и чудесном промысле. Давайте, послушаем.

Рассказывание стихов

1 ребёнок: Сине - белая посуда,

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

2 ребёнок: Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель! П. Синявский

3 ребёнок: Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

4 ребёнок: Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста – взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!

Ведущая:Спасибо за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительные песни, вдохновленные красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели?!

Рассказывание стихов.

1 ребёнок: Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

2 ребёнок: Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

3 ребёнок: Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка-

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская, звонкая Гжель!

4 ребёнок:Из глубины веков до наших дней.

Стараньем мастеров умелых,

Русь украшает чудо - гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы предвидя приближенье.

Ну, а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым! С. Ледкова

5 ребёнок:За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришел с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

Ведущая:Спасибо, за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало удивительных песен, вдохновленных красотой Гжели. Давайте, споем одну из песен о Гжели.

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры:Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь. (3 раза)

после игры предлагают детям сесть на места

Ведущая: Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идет!

Гордимся мы тобой Россия,

Таких умельцев - нет нигде!

И Хохлома, и Гжель, и Дымка –

Весь мир завидует тебе!

дети выходят и становятся полукругом лицом к гостям

Слова М. Кузьмичевой

Ведущая:Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

Понравилось вам, ребята? А сейчас пригласите своих родителей и по-

кажите зрителям свои работы, которые вы выполняли дома.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Незабудковая Гжель», дети идут перед гостями, показывая свои работы

Ведущая:А в память о нашем празднике мы подарим вам платочки, с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, воспитатели раздают детям платочки.

Проект

«Волшебный танец Гжели»

Авторы: Вербицкая Ирина Борисовна

воспитатель

Гнездилова Ульяна Арсентьевна.

музыкальный руководитель

Паспорт проекта

Тип проекта:Краткосрочный, групповой, творческий.

Девиз проекта:«Гжель – зимняя сказка России».

Авторы проекта:

Вербицкая Ирина Борисовна, воспитатель;

Гнездилова Ульяна Арсентьевна, музыкальный руководитель.

Участники проекта:дети старшего возраста, воспитатели групп,

специалисты, родители.

Возрастная категория:5-6 лет.

Ресурсы проекта:наглядно - дидактический материал «Образцы росписи Гжель», музыкальный центр, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей, авторские разработки (песня, постановка танца), ноутбук, художественная литература по теме «Народные промыслы России».

Структура проекта

Актуальность:

Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Проблема: полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.

Цель: -формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

· Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;

· Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;

· Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Ожидаемые результаты. Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. Расширить музыкальные и хореографические навыки дошкольников.

Этапы проекта

I Подготовительный этап

1) Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.

2) Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель.

3) Анкетирование родителей с целью выявления степени осведомлённости о направлениях русской живописи.

4) Диагностическое исследование детей.

5) Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.

II Основной этап

Работа с детьми

Образовательные:формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.

Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Социально – коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Собери узор».

Познавательное развитие: беседы на тему «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие?»; непрерывная образовательная деятельность «Голубая сказка Гжели».

Речевое развитие:

чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихов о Гжели; заучивание слов песни «Гжель», знакомство с творчеством композитора Ю. Синявского.

Художественно – эстетическое развитие:

рисование на тему «Голубая Гжель»; аппликация на тему «Сказочный цветок», постановка хореографической зарисовки «Зовут меня Гжель», разучивание песни «Гжель» муз. У. Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.

Работа с родителями

Выставка совместных работ родителей и детей на тему «Наша Гжель родная…»

III Заключительный этап

1) Итоговое мероприятие: семейный вечер «Город мастеров».

2) Продукт проекта: изготовление альбомов «Мы рисуем Гжель»; поделки «Посуда в стиле Гжель»; оформление стенда «Город Мастеров»; творческие работы детей и их родителей на тему «Наша Гжель родная».

3) Презентация проекта на тему «Гжель – голубая сказка» на городском методическом объединении.

Литература:

1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А.Васильева. М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.

2. Мишакова ,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.

3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/

Дошкольное воспитан<

Наши рекомендации