Основные законы и правила комбинаторной композиции

Комбинаторная композиция в искусстве зародилась из науки, а точнее из раздела математики.

Комбинаторика – важный раздел математики, знание которого необходимо представителям самых разных специальностей. С комбинаторными задачами приходится иметь дело физикам, химикам, биологам, лингвистам, специалистам по кодам, инженерам и многим другим научно-техническим работникам. Комбинаторные методы лежат в основе решения многих задач теории вероятности и ее приложений [16].

Современная комбинаторика — это весьма многогранная и активно развивающаяся область математики, зародившаяся в XX.

Комбинаторные исследования проводились в XIX и даже в XVIII веке Леонардом Эйлером, Арутром Кэли. Впервые комбинаторный дизайн как самостоятельный академический предмет появляется в XX веке [23, с. 8].

В XX веке — веке наиболее активного развития комбинаторики и внедрения ее идей во всевозможные области знания (компьютерные технологии, биоинженерия и пр.), комбинаторика начало свое внедрение, в том числе и в архитектуру и дизайн [15, с. 3].

Определение комбинаторной композиции тесно взаимосвязано с определением композиции.

Композиция (лат. composition – составление, сочинение) – формирование, соединение, сочетание всевозможных частей в единое целое в согласовании с какой-либо мыслью. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, потребностью передать ведущий замысел, идею произведения более понятно и убедительно [20, с. 38].

Характер композиции зависит от идейного замысла художника. От расположения частей, элементов произведения зависят выразительность, доходчивость, впечатляемость рисунка, картины, скульптуры.

«Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции» – Д. Рейнольдс [12].

Комбинаторика как часть формальной композиции – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), перестановок, сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.

Комбинаторные начала в мышлении человека имеют глубокие корни. В разные времена в зависимости от уровня развития науки и техники, требований общества в различных отраслях производства по-разному решались вопросы комбинаторики. Раннее других комбинаторный метод проявил себя в строительном деле и, пройдя через века, сформировался в метод модульного проектирования, который применялся как и при строительстве простейшего жилища, так и при создании культовых сооружений (храмов, пирамид, дворцов и.т д).

Модуль в архитектуре – это единица меры. Модуль в дизайне – это величина, принимаемая за основу расчета размера какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю [3, с. 54].

Комбинаторику в архитектуре, дизайне и других отраслях легко обнаружить, если сравнивать повторяющиеся устойчивые формы, которые можно отнести, пользуясь современной терминологией к категории морфотипов. Морфотип – это типическая форма какого-либо вида с высокой степенью полиморфизма, т.е. с высокой степенью реализации одних и тех же модулей различными способами. Морфотипы применяются в разных областях их распространения для формирования планировочной структуры объекта, в композиции и пластике [18].

Таким образом, можно сказать, что особенность комбинаторной композиции заключается в том, что в такой композиции используется модуль, который является основой такой композиции, и из которого создаются различные умноженные или сложенные комбинации, перестановки, сочетания, размещения данного элемента в определенном порядке. Не смотря на то, что комбинаторная композиция имеет свои особенности, тем не она опирается на основные законы композиции.

Основные принципы композиции

1. Принцип целесообразности

Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

2. Принцип единства

Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принпипу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения). Марксистсколенинской эстетикой цельность понимается как единство замысла и воплощения, как органическое единство содержания и формы. Целостность рассматривается диалектически: «Каждый этап развертывания художественной целостности отражает общую для понятия целого диалектику взаимодействия противоборствующих сил: покоя и деятельности, простоты и сложности, порядка и беспорядка, равновесия и его нарушения», — пишет В. Шестаков. У Фаворского читаем: «Приведение к целостности зрительного образа будет композицией».

3. Принцип доминанты

Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагаетея в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются отдельных частях формы, связывая их между собой. Е. Розенблюм так определяет доминанту: «Доминанта — преобладающий сквозной компонент темы, определяющий требуемое соответствие избираемых художником формальных приемов особенностям зрительного восприятия».

4. Соподчинение частей в целом

Группировка. Как уже неоднократно говорилось, в произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне, очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечиваетея благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.

5. Принцип динамизма

Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении. Композиционное пост роение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине — по диагонали, по кругу, лучевое, S — образное. Движение в композиции имеет организованный характеритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.

6. Принцип равновесия

Уравновешенность частей в картине — первостепенное требование композиционного построения — означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

7. Принцип гармонии

Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количестненных отнощений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гррмония осуществляет связь между всеми элементами произведения примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое [6, с. 5].

Следует отметить, что в важны не только принципы композиции, но и ее закономерности. Большинство знаний, необходимых художнику или дизайнеру при построении композиций, вытекают из раздела теории визуального восприятия, в котором изучаются закономерности формирования групп объектов и соответственно эффекты, возникающие при визуальном восприятии этих групп.

Основные законы визуального восприятия композиции

1. Закон завершения

Закон завершения основывается на свойстве человеческого мозга самостоятельно создавать или же дополнять не достающую ( или упущенную) визуально – образную информацию и восполнять ее недостающие части объекта для завершения его формы или же всей композиции в целом. Любой сложный объект в действительности является группой простых объектов, которые мозг стремиться визуально объединить в единое целое и рассматривать как единую форму даже тогда, когда какой-то части объекта не хватает.

2. Закон направления движения

Закон направления движения (продолжаемости) основывается на двух свойствах и одном предпочтении зрительной системы. Первое свойство: взгляд человека подсознательно выбирает движение от более темного к более светлому. Второе свойство: взгляд смотрящего подсознательно продолжает обзор визуальных объектов в том направлении, в котором он был начат. Предпочтение зрительной системы: взгляд зрителя, как правило, предпочитает двигаться слева направо, от более темного к более светлому, легко следуя по направлению одинаковой светотени.

3. Закон подобия, похожести

Закон подобия является одним из группирующих законов. Он основывается на свойстве мозга воспринимать группу визуальных объектов всесторонне, фиксируя и анализируя признаки и свойства каждого (форму и размер объектов, их цвет, фактуру и т.д.), и сразу же анатомически оценивать, как признаки и свойства отдельных объектов влияют на восприятие всей группы в целом.

4. Закон соседства (близости)

Закон соседства является одним из группирующих законов. Он основывается на свойствах мозга автоматически оценивать, как взаимное расположение визуальных объектов по отношению друг к другу влияет на визуальное восприятие группы этих объектов в целом. Закон соседства указывает, что объекты композиции, которые находятся ближе друг к другу, воспринимаются как принадлежащие к одной группе, и чем они ближе, тем сильнее единство формы этой группы.

5. Закон выравнивания

Закон выравнивания является своеобразным продолжением закона соседства и относится к группирующим законам. Он основывается на подсознательном стремлении мозга «выравнивать» визуальные объекты по отношению друг к другу с учетом их взаимного расположения (а также формы, размеров, визуальной массы, цветы и их фактуры) с тем, чтобы для лучшего восприятия этих объектов сгруппировать их в условные «выровненные» группы [7, с.28].

Не менее важны в композиции и средства гармонизации композиции. Гармонизация формы объекта достигается путем преобразования исходных геометрических и физических свойств формы предмета (пространства, объема, конфигурации, величины, зрительного впечатления массы, вида поверхностей, линий точек, цвета, фактура и текстуры) в соответствии с основными принципами композиции благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции.

Основными средствами гармонизации композиции являются:

· Ритм, метр

«Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. Современные научные исследования показывают, что ритм является раздражителем, формирующим эстетические чувства.

Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, существует два типа ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К активно-динамическому ритму относятся звуковые, музыкальные, световые, танцевальные и другие ритмы. К пассивно-динамическому ритму относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике.

Метричность – это равномерность в движении типа механического. Ярким примером метрического ряда служит орнамент.

· Контраст, нюанс, тождество

Контраст используется для моментального, активного визуального воздействия на зрителя (например, рекламный плакат). Именно контраст дает быстрое прочтение темы, информации, сюжета.

В то же время в другом произведении контраст может помешать основной композиционной задаче и даже разрушить ее. Так, при создании богатой текстильной поверхности, скорее всего будет применено такое средство, как нюанс, выраженное формообразованием, колоритом, фактурой.

Если контраст – это максимальное изменение качеств изобразительных средств, нюанс – минимальное, то тождество – повторение этих качеств.

· Пропорции

Продолжая тему единства целостного произведения, можно сказать, что пропорции это то средство, в основе которого заложена идея отношение составляющих этого целого частей. Под пропорцией понимается соотношение частей целого между собой и этим целым.

· Масштаб

Соразмерность человека и произведения является средством, способствующим созданию гармоничной композиции. Масштаб достигается грамотным применением систем пропорционирования. Укрупняя форму, сопоставляя с мелкими, специально введенными и уменьшенными элементами, можно создать более монументальную и значимую форму (нежели без деталей).

· Симметрия, асимметрия

Симметрия – это определенный порядок, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Симметричные композиции легче воспринимаются, так как симметрия – один из самых простых способов уравновесить композицию. Ассиметрия – полное нарушение симметрии.

· Динамика, статика

Для метрических композиций характерна статика. Статика – это состояние покоя, равновесия. Лучше всего это состояние реализуется с помощью геометричных и симметричных мотивов [2, с. 65].

Наши рекомендации