АЗЫ минералОГИИ И МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ

Символика минеральных красок

Камень прежде всего означает самого Христа. Камень тот прекрасен, чудесен, но и ужасен. Он прекрасен для принявших Его в сердце своё, но ужасен для отвергающих Его. Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твёрдую веру во Христа./свт. Николай Сербский/.

Драгоценные камни воспринимались в древности как символ света, потому что они, сияя на солнце, получали ту или иную окраску. Эта цветовая окраска таила в себе целебную силу.

Такие камни назывались самоцветами, и не случайно, ибо они сами источали сияние. В Апокалипсисе определённо говорится о цветных камнях в связи со светом: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (4,3). Яспис – яшма; сардий или сард – камень сердолик; смарагд – камень изумруд.

По словам Дионисия Ареопагита, небесные существа могут принимать вид меди, янтаря или камней разноцветных, как, например, в видении пророка Иезекииля: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его… и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез.1,27-28).

В древнерусской иконописи находим живое, действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования: с одной стороны – мир Божественной славы, мир «потусторонний», где пребывает вечный покой; а с другой стороны – существование страждущее, греховное, хаотическое, но стремящееся к успокоению в Боге. Иконописец умел красками отделить два плана существования – потусторонний и здешний. Эти краски весьма различны: то это – пурпур небесной грозы, то это – ослепительный солнечный свет или блистание лучезарного, светоносного облика. Но как бы ни были многообразны эти краски, полагающие грань между двумя мирами, это всегда – небесные краски в двояком, то есть в простом и вместе с тем символическом значении этого слова. То – краски здешнего, видимого неба, получившие условное, символическое значение знамений неба потустороннего.

Великие художники нашей древней иконописи так же, как родоначальники этой символики, иконописцы греческие, были, без сомнения, тонкими и глубокими наблюдателями неба в обоих значениях этого слова. Одно из них, небо здешнее, открывалось их телесным очам; другое, потустороннее, они созерцали очами умными. Оно жило в их внутреннем, религиозном переживании. И их художественное творчество – и то, и другое. Потустороннее небо для них окрашивалось многоцветной радугой посюсторонних, здешних тонов. И в этом окрашивании не было ничего случайного, произвольного. Каждый цветовой оттенок имеет в своем месте свое особое смысловое оправдание и значение.

Смысловая гамма иконописных красок – необозрима, как и передаваемая ею природная гамма небесных цветов. Прежде всего, иконописец знает великое многообразие оттенков голубого – и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. И всё это многообразие находило выражение в минеральных красках, земляных и драгоценных кристаллических.

Ещё раз отметим, что драгоценные кристаллы воспринимались в древности как символ света. А поскольку икона пишется минералами, то можно сказать, что икона пишется светом…

Эта таинственная светопись требует и должного к себе отношения. Традиция особого, благоговейного отношения к труду иконописца хранится с глубокой древности. Например, в Киево-Печерском патерике есть рассказ о преподобном Алимпии, о целительном действии красок,- о том, как прп.Алимпий исцелил прокаженного. «Он /прп.А.П./ много поучал его о спасении души, и взяв иконописных красок, разрисовал его лицо, помазав гнойные струпы. Потом, введя его в церковь, причастил его Божественных Тайн, и приказал умыться водою, которою обыкновенно умываются священники после причастия. И тут спали с него струпы, и вернулось к нему благообразие прежних дней, когда он был здоров».

Рассказ патерика имеет глубокий смысл, затрагивающий очень важную тему для истории иконы – тему не только телесного, но и духовного очищения. Об этом написано немало работ православных богословов, мы же перейдём к непосредственному изучению старинного иконописного искусства.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИНЕРАЛОВ

Земная кора – каменная оболочка Земли, на которой мы живем,– это сравнительно тоненькая корочка на поверхности нашей планеты. Твердая земная кора как панцирем охватывает горячий океан – область магмы, т.е. расплавленные каменные массы, насыщенные горячими различными газами и перегретыми парами воды. В области магмы господствуют очень высокие температуры и колоссальные давления: земная кора – это застывшая твердая магма. Она образовалась при застывании магмы, как пенка на молоке. Все минералы и горные породы земли, в конечном счете, родились из магмы.

Химические элементы находятся в магме в состоянии соединений, как бы растворенные друг в друге. Температура и давление внутри магмы, а, значит, и содержание в ней газов и паров и ее химический состав не остаются неизменными веществами. Если магма поднимается из глубин к поверхности Земли, то условия меняются, температура падает, давление понижается, и магма начинает застывать, образуя твердые минералы и горные породы, почти всегда кристаллические. При застывании в магме происходят сложные физические процессы, в результате которых она распадается на ряд химических соединений. Одни соединяются, затвердевают раньше, другие позже; поэтому магма разделяется на участки, образуя различные горные породы.

В оставшейся расплавленной массе накапливаются пары воды и летучие соединения. Эти части магмы заполняют трещины земной коры, медленно застывают там и образуют минералы. Часть летучих соединений поднимается выше, к земной поверхности, в виде газовых струй, а водяные пары сгущаются в воду, образуя растворы остатков магмы. Эти растворы текут по трещинам, постепенно охлаждаясь и выделяя один за другим различные минералы, оседающие по стенкам трещин. Так возникают минеральные «жилы».

Горячие водные потоки, встречаясь с горными породами и минералами, растворяют некоторые из них и дают начало новым магматическим соединениям: при этом возникают все новые и новые минералы. Достигнув земной поверхности, водные источники вливаются в ручейки, реки, моря, океаны, а летучие соединения – пары и газы – в атмосферу.

Этим не ограничивается жизнь Земли. Жара и мороз, солнце, ветер и вода разрушают минералы, слагающие земную кору. Камни растрескиваются от смены тепла и холода, обрушиваются, рассыпаются. Ветер рассеивает и разносит мельчайшие обломки, вода обтачивает и разъедает камни, уносит в себе их составные части. Например, кварц – один из самых распространенных на земле минералов – рассыпается на мелкие зерна, образуя песок; полевые шпаты превращаются в глину. Реки растворяют минералы, уносят в море. Слой за слоем оседают растворенные вещества на дне озер, морей, океанов, образуя новые толщи пород. Их закрывают новые слои, и они оказываются опять не на поверхности, а в глубине Земли; а там их снова растворяют подземные воды, снова соприкасается с ними магма, вновь расплавляются, разлагаются и затвердевают они, большей частью в кристаллической форме. «Такие перемены произошли не за один раз, но случились в разные времена несчетным множеством крат и ныне происходят, и едва ли когда перестанут» /М. В. Ломоносов/.

Так совершается круговорот вещества на нашей планете, которая кажется нам неизменной лишь потому, что все эти процессы происходят настолько медленно, что мы не можем их заметить. Мы привыкли считать камни неизмененными, но на самом деле камни рождаются, живут, стареют, разрушаются и снова возрождаются в виде новых камней. Минералы подвержены общими с прочими вещами жребию; все повинуется времени: все должно родиться, быть и умереть и все обращается паки в тот безмерный Океан, откуда оно произведено было, так что хотя подземное богатство, с одной стороны, безмерно истощается, однако, с другой – она через разрушение всех тел в природе, вероятно, паки обращается.

Каменные вещи долготою времени выветриваются и распадаются; медные сосуды, истуканы и другие изделия тускнеют и ржавеют. Сколь бесчисленное множество таких вещей от создания мира выветрилось, распалось, заржавело и прочее... Воздух и вода таковые частицы потом приемлют в себя и увлекают с собой в разные места, употребляя их, вероятно, для образования новых тел в природе...

(минеролог ак. Севергин В.М., 1798г.)

«Все то, что видим, будет всем, всемогущей природой изменено, и из каждого вещества будет создано новое, а из нового снова новое так, чтобы мир оставался всегда юным».

Марк Аврелий

Все горные породы делятся по происхождению на три больших группы:

1.Магматические или изверженные породы.

2.Осадочные породы.

3.Метаморфические породы–породы, преобразованные огнем и силой.

Мы уже знаем, что наряду с осадочными и магматическими породами в строении земной коры большая часть подобна породам третьей группы – метаморфической. История их образования сложная. Каждой из них пришлось, как бы родиться дважды, а то и более. Сначала это была осадочная или магматическая порода, а затем, пройдя испытание огнем и силой, подвергшись влиянию большой температуры и большому давлению, родилась снова с иным составом и структурой.

Какие же силы вызывают превращения обычной осадочной или магматической породы в метаморфическую?

Все геологические данные говорят о том, что метаморфизм горных пород происходит в глубинах нашей планеты, ибо только там царят необходимые для таких превращений огромные температуры и давления. Известно, что с углублением в Землю температура постепенно повышается. В шахтах воздух всегда теплее, чем у поверхности, а в нижних выработках глубоких рудников уже настолько жарко, что длительность пребывания в них человека становится мучительной.

В среднем температура в земной коре возрастает на 3 градуса каждые 100 метров. Легко подсчитать, что на глубине 40-30 км температура должна возрастать до 900-1200 градусов, при которой начинается плавление многих горных пород. Но в действительности земная кора на такой глубине не расплавлена и в ней нет сплошного жидкого слоя.

Почему?Потому, что на глубине есть огромное давление, и оно повышает точку плавления некоторых пород. Например,

Р (давление) = 3 х107Па – на глубине 1км,

Р = 109Па /на глубине 30км/, т.е. на каждый 1см2 здесь давит тяжесть в 10 тонн!

Все эти данные говорят, что хотя в недрах Земли до глубины 30-40км вещество не расплавлено, но оно существует в совершенно иных условиях, чем на поверхности Земли. Это значит, что образовавшиеся на поверхности Земли или на дне океана, или же на небольшой глубине от поверхности горные породы при опускании на большую глубину, попав в несвойственные им условия, неминуемо испытывают коренные изменения и начинают «новую» жизнь. Наиболее легкоплавкие могут частично или даже полностью расплавиться. Под влиянием давления минералы растрескиваются и дробятся. При высоком давлении минералы растворяются, затем в благоприятных условиях кристаллизуются, меняя перво-начальную форму и расположение кристаллов. Вступая в химическое взаимодействие между собой, они преобразуются в минералы иного состава, устойчивые в новых условиях.

Так возникают метаморфические породы, в одних случаях повторяющие состав «предков», в других – заметно отличающиеся от них.

Наши рекомендации