Игральные карты «палех». художник п.д. баженов. 1937 г.
В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка искусств и техники. Выставка вошла в историю не только как смотр технических достижений человечества, но и как состязание Советского Союза и Германии, имевших крупнейшие павильоны. Среди экспонатов советской промышленности были представлены и игральные карты - колода «Палех», ставшая одной из самых лучших за всю историю отечественного карточного производства.
П.Д. Баженов |
Автор эскизов «Палеха» - Павел Дмитриевич Баженов (1904-1941) родился в селе Подолино, возле Палеха, в семье иконописца. Павел тоже обучался иконописи, но ни одной иконы так и не написал. После революции вернулся в родную деревню к «земле и скоту», работал пастухом, но рисование не забросил. В 1926 году Баженов стал первым учеником Артели древней живописи, организованной в Палехе. Учителями Баженова были Голиков и Баканов, старейшие палехские мастера.
Первые произведения Баженова называют «экспрессивным примитивом», в основе этих миниатюр был народный лубок. Но с середи-
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ 49
ны 30-х годов баженовская художественная техника приобретает виртуозность и изысканность. Вероятно, благодаря оригинальности своего мастерства Павел Дмитриевич Баженов и получил ответственный карточный заказ. Сами рисунки для выставочных игральных карт отбирались на специально объявленном конкурсе. Было представлено множество эскизов - художники наряжали карточных королей и валетов в восточные наряды и в костюмы народов СССР. Победителем стал Баженов, а основной темой карточных рисунков - естественно, палехские мотивы.
Самая заметная особенность «Палеха» - необычный цвет поля игральных карт. На чёрном фоне - крупные, удачно вписанные в размер игральной карты фигуры королей, дам и валетов, изображённые в традиционной технике палехской лаковой миниатюры. Карты очень красивы - сочетание яркого красного, насыщенного синего и приглушённого горчично-зелёного оттеняется имитацией кружев сусального золота. Тонкая, почти филигранная рисовка деталей костюмов, оружия и атрибутов сводит художественные образы сказочной карточной свиты и орнамент вокруг значков мастей и индексов в единый гармоничный ансамбль.
Уникальность этих игральных карт в том, что многокрасочное (до 36 красок) изображение было выполнено методом литографской печати, причём с идеальной приводкой по цвету - с полным отсутствием наложения разных красок друг на друга. Чтобы этого добиться, для каждой карты был изготовлен набор специальных литографских камней. Технология литографской печати такова, что для каждого цвета в изображении требуется свой камень. То есть, если в карте использовались 36 цветов, для неё готовились 36 камней. В середине 1930-х годов в СССР только одно полиграфическое предприятие могло осуществить столь сложную работу - Московская печатная фабрика, более известная как «Гознак». Именно здесь и были отпечатаны эти действительно уникальные карты.
Высокое качество бумаги и безукоризненная техника многоцветном хромолитографии делают карты «Палех» настоящим шедевром советской полиграфии. Сегодня эскизы колоды хранятся в Спецфонде Гознака имеете с дипломом Всемирной выставки искусства и техники в Париже.
После создания колоды «Палех» Павел Баженов продолжал свою работу художником. Он являлся оформителем театральных постановок, расписывал фарфор, рисовал карикатуры и дружеские шаржи, а в 1936-1937 годах даже участвовал в создании мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». В 1941 году Баженов погиб по дороге на фронт во время бомбёжки станции Рыбинск.
Производство игральных карт высших сортов для внутренних и экспортных целей, развёрнутое на Карточной фабрике в 30-х годах XX века, сопровождалось значительными техническими и экономическими трудностями.
Принятый в 1929 году первый пятилетний план развития и реконструкции народного хозяйства резко увеличил потребности в специальных технических сортах бумаги для радио- и электротехнических целей, бристольском картоне, ферропрускатных бумагах, производимых Карточной фабрикой. Так же неуклонно повышалось задание по выпуску остродефицитного ширпотреба. В связи с этим пятилетний план предусматривал существенное сокращение производства карт -с 690 000 до 500 000 дюжин. Кроме того, смена ведомственной подчинённости фабрики отрицательно сказывалась на её снабжении необходимым для производства карт высококачественным сырьём, что приводило к постоянным срывам плана. Даже деревянные ящики для отгрузки карт приходилось делать на месте!
В этих условиях происходило изменение ассортимента производимых игральных карт в сторону недорогих и простых в изготовлении видов: атласных, 1 и 2 сорта. С началом Великой Отечественной войны производство карт высших сортов полностью прекратилось.
50__ РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ