Игральные карты «fancy». 1911 г.

Есть предположение, что, помимо колод карт «Рококо» и «Русский стиль», художнику, служащему фабрики Дондорфа во Франкфур­те-на-Май не, чье имя так и не стало достоянием истории, петербург-

ской Карточной фабрикой были заказаны эскизы ещё к нескольким колодам. Один из них - эскиз к картам «Fancy». Название этой карточной колоды переводится как «фантазия».

Своеобразным прототипом для «Фантазийных» карт стали карты «Mittelalter-Spieles» с фигурами в средневековых костюмах, которые выпускала фир­ма Дондорфа. Контрабандными путями «средне­вековые» карты добирались и до России, где поль­зовались немалой популярностью из-за хорошего качества выделки и изящной «европейскости» рисунка. Не мудрствуя лукаво, Карточное ведомство решило бороться с контрабандой по-сво­ему и выпустило точно такую же «средневековую» колоду, разу­меется, с поправкой на российские реалии. От немецких «Mittelalter­Spieles» русские «Фантазийные» карты отличались несколько иначе прорисованными крестами на державах в руках королей, кирилличе­скими индексами и, естественно, клеймом «В пользу Императорско­го Воспитательного дома» на бубновом тузе.

Поражает снежно-белое, словно светящееся поле игральной карты, в которое мягко и компактно вписаны фигуры королей, дам и вале­тов. Тонкая рамка на фигурных картах не ограничивает, а, наоборот, словно открывает пространство, в котором помещены изображения каждого «действующего лица» карточной «свиты». Сложная техника шестнадцатицветной хромолитографии, только в это время опробован­ной мастерами Карточной фабрики, позволила великолепно передать изысканную нарядность легких и мягких оттенков костюмов карточ­ных вельмож, стилизованных художником в духе эпохи Ренессанса.

Приятное «прованское» пастельное многоцветие, цветочные виньет­ки на тузах, похожие на чашечные узоры росписей по фарфору, соч­ные оттенки красок и благородные, почти романические лица, долж­но быть, делали карточную игру приятной во всех отношениях, и осо­бенно в эстетическом плане. Своеобразным плюсом этой колоды яв-ляется отсутствие явной эмотивности в карточных «портретах» - как И положено, короли, дамы и валеты, лишенные смазливой миловид-



РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ




           
  игральные карты «fancy». 1911 г. - student2.ru   игральные карты «fancy». 1911 г. - student2.ru
 
    игральные карты «fancy». 1911 г. - student2.ru

игральные карты «fancy». 1911 г. - student2.ru

ности и следов порочных страстей, просто и бесстрастно взирают из своего зазеркального карточного мира и милостиво позволяют вся­ко себя тасовать и раскладывать. Стоит, однако, заметить, что за это «удовольствие» приходилось изрядно платить - из-за больших затрат на производство и материалы, применявшиеся в процессе изготовле­ния карт высших сортов, в число которых входили и «Fancy», коло­да стоила довольно дорого, что, впрочем, мало останавливало насто­ящих ценителей!

* * *

Пережив Революцию и гражданскую войну, старая Карточная фа­брика вновь начала производство своего ходового товара для нужд Советского государства. Как и прежде, доходы от карточной прода­жи обращались на нужды благотворения, например, для помощи го­лодающим в Поволжье. Возросло значение игральных карт и как экс­портного товара. Для продажи за границу стали производиться кар­ты высших сортов как по рисункам, разработанным ещё в дореволю­ционное время, так и по новым эскизам, отразившим революцион­ную идеологию.

Наши рекомендации