Создание единого светового решения спектакля или концерта

Вынашивание концепции

Излишне говорить, что бессмысленно создавать общее световое решение, механически суммируя отдельные световые картины. Собственно, начинать поиск света следует не с создания отдельной картины и последующего придумывания новых, а с тщательного изучения драматургического, музыкального, режиссерского и сценографического материала. С раздумий, прогулок в одиночестве, с чтения книг и просмотра кинофильмов. Художник по свету должен сформировать свой целостный образ будущего произведения. Совсем не обязательно, а на первой стадии зачастую вредно, мыслить конкретными световыми или даже просто зрительными образами. Свет создается в голове или в сердце, а уж потом переносится на сцену.

Не следует стремиться создать законченный образ, найти готовое решение сразу, на стадии осмысления — это, во-первых, нереально, а во-вторых, не нужно. Свет — явление магическое, он сам себя доделает. Те, кто занимается живописью, с легкостью поймут суть посыла: рождается замысел картины, придумываются образы, идеи, способы реализации, сверхзадачи. Стройную систему берутся переносить на холст. С этого момента картина перестает принадлежать художнику, она начинает создавать себя сама, подбирая себе то, что нужно, подсказывая автору необходимую композицию, колорит, настроение. В конечном итоге может получиться произведение со смыслом, прямо противоположным первоначальной идее.

Все вышесказанное имеет прямое отношение и к созданию света спектакля или концерта.

Вернемся с культурологических высот к практике. У нас есть одна световая картина, состоящая из множества освещенных объектов. Если подготовительный период проведен, если художник, создавший эту первую картину, наполнен и ему есть что сказать зрителю, эта первая картина и станет отправной точкой светового решения в целом. Теперь необходимо создать еще несколько ключевых картин, которые явятся для художника вешками, или ориентирами, для последующей работы. Имея такие ориентиры, понимая, какими условно промежуточными и дополнительными картинами можно связать условно основные, ключевые световые картины, какие переходы предстоит сделать, можно вчерне сформировать канву единого светового решения спектакля.

Практическая сторона

Итак, мы имеем набор основных световых картин, каждая состоит из сложной иерархии освещенных объектов. Как правило, ключевые картины совпадают с ключевыми сценами спектакля или с ключевыми песнями концерта. Художник, создавая основные картины, автоматически производит отбор необходимых источников света, исходя из классификации световых приборов, приведенной в первых главах учебника. Рекомендуется тщательно изучить предоставленный художнику парк световой аппаратуры, сделать заявки на приобретение нового оборудования или составить предварительный райдер.

На этом этапе нужно объяснить подрядчикам и партнерам предварительность технических пожеланий. Четкие, неизменные требования к количеству и качеству необходимой аппаратуры точно определятся, когда изыскания художника закончатся.

Важно обратить внимание, что первоначально создание света происходит не на сценической площадке прожекторами, а дома на бумаге или в визуализаторе. Да, это всего лишь набросок, но именно этот набросок позволяет избавить от бессмысленной и изнурительной работы всю световую команду. Именно этот способ помогает выбрать оптимальный тип, количество, расположение приборов. На сцене только проверяются домашние заготовки, вносятся коррективы, добавляются нюансы.

Именно на подготовительной стадии начинает работать основной закон искусства — закон неизбежной необходимости. Если художнику нужно, чтобы именно эти приборы именно в таком количестве висели именно в этом месте, он сможет убедить администрацию, режиссеров, персонал в этой необходимости. Если жесткого требования нет, значит, как правило, эти приборы не очень нужны и без них можно спокойно обойтись. Это своего рода дополнительная страховка от лишнего нагромождения в смете, на сцене, а главное, в голове.

Выбрав ключевые картины, а вместе с ними и ключевые источники света, можно смело создавать промежуточные картины с дополнительными источниками света. Следует понимать, что дополнительные не означает второстепенные. Зачастую совокупность дополнительных картин, их динамика, развитие составляют важнейшую сторону единого светового решения, влияют на ключевые картины. Это относится и к подбору дополнительных источников света. Бывают случаи, когда дополнительные приборы становятся основными.

Вы уже почувствовали, что создание единого светового решения — это диалектический процесс продвижения от простого к сложному и постоянного возврата от сложного к простому. Змея, поедающая свой хвост. Только это не бессмысленное движение по кругу, а непрерывное движение по спирали, от наброска до совершенства. Этот процесс не может заканчиваться премьерой, он должен идти ровно столько, сколько времени существует спектакль или концертная программа.

Автор Андрей Мельник, художник по свету и сценограф

Продолжение

Наши рекомендации