Крымское декоративно-прикладное искусство

В коллекции Крымского этнографического музея насчитывается более трех тысяч подлинных экспонатов, из них - более 700 составляют предметы декоративно-прикладного искусства. Это ювелирные украшения (пояса), ткани (декоративные салфетки, вышивки, кружева, кисеты с вышивкой), посуда. Находящийся в фондах музея материал представляет широкие возможности для исследования и изучения темы знаковой символики.

Крым - это необычное, живописное сочетание красок, красоты пестрых цветов и контрастов. Например, Южный берег воспринимается как образ "вечной весны", вечного цветения и пробуждения. Сама природа диктовала выбор определенного цвета. Особенность эту можно проследить и в верхней одежде женщин. Здесь преобладало использование легких цветов - светло-сиреневого, фиолетового, белого - цвета, связанные с эмоциями, сердцем, любовью.

Менталитет степных женщин выражался в выборе основных цветов, связанных с физической силой, с практическим, земным ощущением. Глубокое бордо обозначает зрелость, силу мужского начала. И, конечно же, общий - красный, который носили исключительно женщины. Это цвет активного начала, иногда он использовался как оберег от дурного глаза. Секреты и тонкости вышивания переходили наследственно по женской линии от матери к дочери, из рода в род. Мастеру или мастерице, изготавливающим любую вещь, приписывалась особая сила. Это было определенное таинство, от которого зависело, как будет носиться эта вещь и принесет ли она удачу.

Большинство известных символов носит характер общечеловеческих. Например, символ шестиконечной звезды, - звезды Дауда в Коране, или звезды Давида. Выбор именно этого символа на ювелирном украшении "фес-тёпелик" (навершие на фес) не случаен. На темени у человека находится так называемый энергетический центр связи человека с космосом, Богом. Можно только восхититься мудростью предков, которые, возможно интуитивно, выбрали именно этот символ.

Существует несколько трактовок этого мощного по энергетике и по смысловому значению символа. Он встречается в христианстве, буддизме, мусульманстве, иудаизме. В буддизме это символ пересечения активного (мужского) и пассивного (женского) начал. Ислам дает свое трактование: треугольник вершиной вверх - рай, вниз - ад. Пересечение неба и земли - есть символ существования человека, его значения на этой земле. Это очень глубокий, философский по своему значению, символ, который встречается практически у всех народов и является общечеловеческим. Только каждый народ давал свое объяснение, понимание и ощущение этого символа. Следующий не менее интересный и довольно распространенный символ - треугольник. Стилизованно он представлялся на многих головных уборах, женских покрывалах ("марама") украшенным и дополненным растительным орнаментом. Символ треугольника встречался не только на вышивках и тканых килимах, но и часто использовался в тканых салфетках ("эвджиярах") и полотенцах ("дуварбез", "эльбез"), а также в ювелирных украшениях. Известное христианское толкование этого тригона - представление Бога в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. В исламе трактование представлено так: Аллах, Мухамед, Али.

Современное исполнение амулета или оберега в виде треугольника ("сагъ- дува") - это упрощенный вид красивого ювелирного украшения ("дувалых"), где полые металлические, чаще серебряные, стилизованные треугольники, выполненные в технике филигрань, заполнялись свитками из молитв. "Дувалых" носился на груди, так как символ треугольника с устремленной вверх вершиной, обозначал стремление духа к высокому: духовности, небу, чистоте.

У крымских татар существовал интересный обряд дарить девушке-невесте в день свадьбы пояс ("къушакъ"). Замужние женщины носили "йыпышлы- къушакъ" - пояс филигранной работы с массивной серебряной бляхой, девушки носили "лакъшеван къушакъ", более нежный, изящный, реже - пояса, украшенные драгоценными камнями. Ювелирные украшения, как неотъемлемую часть костюма, носили обязательно. Пояс, помимо декоративного значения, выполнял и роль оберега - своеобразного разделения на духовную и физическую часть, а также нес защитную функцию энергетического центра жизненных сил.

Один из часто встречающихся символов на вышивке и орнаменте "марама" - головных покрывалах и "учкъурах" - поясах из широкой шерстяной ткани - "дерево жизни". Этот символ встречается у многих народов - на украинских, белорусских рушниках, русских полотенцах, болгарских пешкариках. Древо жизни - древо познания, бессмертия, а также место пребывания богов и душ умерших. Дорога, путь, посредник между двумя мирами, средство пути в мир предков и возвращения на землю - крона дерева, уходящая в небо. Сочетание прошлого, настоящего и будущего: корни древа уходят в землю (прошлое), ствол между небом и землей (олицетворение настоящего), и крона уходящая вверх (будущее). Это говорит о том, что крымскотатарский народ не находился в отрыве от общечеловеческих знаний, общих знаний природы, знаний тонкостей человеческой души, магии творчества.

Заключение

Умение работать с декоративными формами, цветом имеют огромное значение в профессии художника-педагога. Умение работать с декоративной композицией в художественной росписи является частью профессиональных качеств художника-педагога.

Исследования в области декоративной композиции Буткевич Л.М., Ворончихина Н.С., Емшановой Н.А., Голубевой О.Л., Жуковой Н.И., Франка Э., Калмыковой Н.В., Максимовой И.А., Криса Фроста, Логвиненко Г. М., Паранюшкина Р.В., Хандовой Г.Н., Соколова М.В., Соколовой М.С., Сотникова Б.Е. показывают, что уровень декоративной композиции творческих специалистов, педагогов-художников может оказывать влияние на развитие общества. Поэтому развитие чувства композиции, цветовой культуры и творческих способностей художника-педагога представляется важной задачей.

Пособие рекомендуется студентам обучающихся по специальности "Декоративно-прикладное искусство", может быть использовано в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Данный материал послужит теоретической подготовкой к более осмысленному выполнению творческих практических работ.

Для достижения цели и задач преподавания декоративно-прикладного искусства важнейшую роль играет педагогическое мастерство учителя, заключающееся в следующем:

§ следование принципам гуманистической педагогики;

§ высокий уровень научно-теоретической подготовки;

§ свободное владение приёмами и средствами декоративной композиции в художественной росписи;

§ использование в работе многообразных форм художественной деятельности;

§ владение методами искусствоведческого анализа;

§ включение в образовательный процесс культуры своего региона;

§ понимание методологии художественного образования;

§ умение моделировать содержание и структуру собственной деятельности и обосновать её методическую, педагогическую и психологическую целесообразность и эффективность;

§ владение методами рефлексии и анализа образовательного процесса в соответствии с заданными условиями.

В повышении профессионального мастерства студентов декоративно-прикладного искусства важную роль играют интерактивные формы обучения: мастер-классы, авторские методики.

Данная методическая подготовка должна обеспечить своевременное и качественное освоение студентами нормативной правовой и учебно-методической базы для изучения и преподавания декоративно-прикладного искусства, создание условий для адаптации педагогов к образовательной ситуации и непрерывное развитие их профессионального потенциала.

Приложения

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.1,2,3. Гжельская роспись. Работа студентки Заец А.С., 41-ДПИ группа.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.4,5. Хохломская роспись на изделии сутажной вышивки. Работа студентки Заец А.С., 41-ДПИ группа.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.6. Стилизация растений. Работы студентки Буйловой А.А. (имитация мозаики) и Глушенко Е.А. (батик).

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.7,8,9. Декоративная композиция на изделиях Субботиной Д.С., 31-ДПИ группа.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.10,11,12. Тематическая декоративная композиция Субботиной Д.С.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.13,14,15,16. Стилизованный портрет (батик) Субботиной Д.С. и автопортреты Потаповой Н.С. и Глушенко Е.А.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.17,18,19,20. Декоративный пейзаж. Работы студентов: Сафронова В.О., Глушенко Е.А., Кирьяновой В.В., Потаповой Н.С.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис.21, 22, 23. Стилизация животных. Работы студентов: Сафронова В.О., Глушенко Е.А., Буйловой А.А.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис. 24,25. Стилизация животных. Работы студентов: Потаповой Н.С., Кирьяновой В.В.

Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru Крымское декоративно-прикладное искусство - student2.ru

Рис. 26, 27. Декоративная композиция «Мой внутренний мир». Авторы: Кирьянова В.В. и Потапова Н.С.

Наши рекомендации