Монокомпозиция. Трансформация предметных форм в орнаментальные мотивы

Монокомпозиция всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами. Она в обязательном порядке должна обладать жесткой компоновкой всех ее элементов. Причем эта замкнутость может быть или четко выражена, или только подразумеваться, зрительно угадываться.

Простейшая традиционная монокомпозиция -- это рисунок, ограниченный по краям орнаментальной каймой (русские шали, жостовская роспись, палехская и т.д.). С середины XX в. для оформления штучных изделий все больше используется иной вариант композиционного решения, основанный на асимметричной композиции. Этот принцип нашел место в европейских коврах, гобеленах, в головных платках с остромодным рисунком и заключается в полном отказе от традиционной каймы.

При создании орнаментальной монокомпозиции необходимо помнить, что очень близко расположенные мотивы узора к границам плоскости нарушают впечатление замкнутой структуры композиции, поэтому в первую очередь следует определить минимальные расстояния и площади фона по краям плоскости, которые должны оставаться свободными от орнаментальных мотивов.

Также большую роль играет силуэт орнаментальных мотивов, его общий характер. Для легкого восприятия глазом такой силуэт должен иметь простую, лаконичную форму в виде геометрических фигур (круга, квадрата, овала и т. п.) или форму, близкую к ним.

Монокомпозиция чаще состоит из значительного количества орнаментальных мотивов, которые следует группировать и располагать так, чтобы зрительно выделить ее центральную часть.

К выразительным средствам и условиям решения монокомпозиции относятся:

компоновка орнаментальной структуры в заданной плоскости;

членение плоскости на части;

ритмическая организация элементов на плоскости;

создание композиционного центра -- доминанты.

Особенно важно для монокомпозиции -- обеспечение в общей ее структуре устойчивого зрительного равновесия всех ее элементов. В этом случае все элементы художественного произведения должны быть распределены так, чтобы в результате создавался эффект равновесия. Форма элементов, направление их движения, их организация, месторасположение и цвет должны взаимно обусловливать друг друга, визуально уравновешивать.

Равновесие фигуры на плоскости зависит от соотношения размеров самой фигуры и площади фона, статичному или динамичному решению композиции.

Немалое значение в организации равновесия фигуры принадлежит цвету и фактуре (легкие и тяжелые, теплые и холодные цвета и т. д.). В этой связи интересны наблюдения, что «вес» фигуры зрительно возрастает при ее активной изоляции от фона (луна на чистом небе кажется более тяжелой, чем на облачном). Чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньшего размера следует изображать фигуру, для достижения устойчивого ее равновесия на плоскости.

Активным выразительным средством монокомпозиции является ритмическая организация ее мотивов, определяющая такие их параметры, как форма, размеры, повороты, расстояния между ними.

При работе над динамической монокомпозицией рекомендуется использовать следующие правила:

-- все элементы имеют одинаковую форму и один размер, находятся в одинаковых поворотах. Только разные расстояния между мотивами привносят в композицию остроту движения. Для обеспечения динамической напряженности композиции необходимо создать впечатление сгущения элементов на одних участках плоскости и разрежения их на других;

-- орнаментальные мотивы имеют разные размеры, располагаются на разных расстояниях один от другого. В этом случае динамичность композиции достигается благодаря контрасту.

Особое значение при построении монокомпозиции приобретает организация композиционного центра или доминанты. В орнаменте доминантой может служить один или несколько орнаментальных мотивов, одна точка или значительный по площади элемент. Иногда для выполнения функции доминанты используется даже свободное пространство плоскости, так называемая композиционная пауза.

При организации доминанты необходимо учитывать законы визуального восприятия плоскости, по которым доминанта должна располагаться в активной центральной части плоскости.

В композициях с сюжетным содержанием композиционный центр, помимо декоративного звучания, приобретает определенное смысловое значение, что способствует дополнительному его акцентированию [3; 4; 8; 10; 11].

Стилизация.

«Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи» [].

«Австрийский архитектор модерна Отто Вагнер считал, что всех художников можно разделить на три категории: первая – копировщики. Художники с неразвитым вкусом и талантом; вторая – импрессионисты, у которых объект творчества вызывает лишь впечатления; третья – стилисты, которые придают своим произведениям ими самими придуманные формы, это настоящие творцы, причем путь к третьей категории лежит через две предыдущие. Многие художники овладевали копировальной грамотой, но не все из них остались в истории изобразительного искусства» [].

Стилизация - этосредство композиции,где очень важна ритмическая организация целого, обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму.Для художника необходимо творческая переработка окружающей действительности и внесение в нее своих мыслей и чувств.

«Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности. В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображениярастительного и животного мира рядом с геометрией и узорами.

Характерные признаки свойственные целым историческим эпохам отрабатывались и совершенствовались, в результате возникали исторические художественные стили. Обязательным условием в творческой стилизации — индивидуальный характер, где авторское видение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды и как результат отображение их с элементами новизны.

Стиль формулирует сущность, исключительность художественного творчества в общности всех компонентов — содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи» [].

Главной задачей стилизации являются средства выразительности и эмоциональности через декоративные формы, без реалистичности и правдивости. Все неважные детали устраняются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть получают развитие и выделяются.

Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность.

При стилизации характерные особенности форм изображаемого объекта гиперболизируются. На разных стадиях это происходит вплоть до абстрактной стилизации. Абстрактную стилизацию делят на абстракцию, имеющую натуральный образец, и абстракцию беспредметную (вымышленную).

Наиболее широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Стилизуя, важно выявить декоративную закономерность форм, отбросить непоследовательные линии, упростить детали, найти ритмическую основу изображения.

«В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот и другой путь возможны в зависимости от того какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объектов и выделяет наиболее характерное для него» [].

Трансформация мотива происходит различно: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; следует избегать слишком реалистической трактовки или излишнего схематизма. Можно взять один какой-то признак и развивать его.

Создание стилизованной декоративной композиции нужно начинать с восприятия ее в целом. Выбранные в качестве мотива формы изменяются, в результате чего выявляется главные, наиболее приемлемое для выражения идеи автора. Главный мотив может быть выделен за счет композиционного расположения, акцентирован цветом, гиперболизирован. Можно объединить несколько мотивов по принципу «лоскутного» решения или мягкого перетекания одного в другой. Важно выбрать колористическое решение композиции, подчиненность настроению, мягкость или напряженность, принцип или тип цветовой гармоничности, раскладку цветов относительно друг друга. В работе над стилизованной композицией надо отдать предпочтение обобщению, предельной лаконичности изображаемого, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя ее размеры и конфигурацию.

«Главным в стилизации является процесс анализа изображения, который делится на три основных этапа, целью которых является создание аналитических рисунков. Изображения исполняется с натуры, и представляют собой рисунки трех типов:

1. Морфологический (гр. morphe – форма + logos – учение) анализ объекта стилизации (оргонография);

2. Пластический анализ, т.е. анализ ритмических движений объема формы объекта стилизации;

3. Длительный детальный аналитический рисунок объекта стилизации» [3; 5; 6; 11; 12].

Морфологический анализ. Детальное изучение предмета исследования. Затем преобразуется какая-то конкретная деталь или несколько деталей, самых характерных и выразительных. Можно включить изображения анатомического строения, имеющие интересную ритмическую основу.

Пластический анализпроизводиться чаще всего на основе одного элемента. Рисунки могут быть выполнены как в одной технике, так и в нескольких различных техниках (силуэт, линия, светотень и т.д.).

Длительный детальный аналитический рисунок исполняется один на всей площади имеющегося листа бумаги методом линейно-конструктивного (объемного) рисования. Допускается широкое применение штриха. Этот этап позволяет точно отразить в рисунке реальные соотношения форм в пространстве вместе с их фактурными особенностями.

Композиция черно-белых графических изображений делится на два вида: образно-эмоциональные и орнаментально-пластические.

В образно-эмоциональных композициях изображение формы располагается естественно, свободно и закономерности движения не нарушаются.

К орнаментально-пластическим композициям можно отнести силуэтные изображения. Основные характеристики таких композиций это плоскостность и пластика. При внутренней разработке силуэтов в изображении можно усиливать как орнаментальные, так и образно-пластические начала.

Стилизация орнамента

«Стилизованный орнамент в истории встречается в культурах древнейших цивилизаций и государств —Древней Греции и Древнем Риме. Ассирии, Вавилоне, Персии, Древнем Египте,

При работе с орнаментом нужно обратить внимание на ракурс изображаемого элемента. При статичной композиции не рекомендуется использовать развороты в три четверти, а вот вид сбоку или сверху, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осях будет в самый раз. Динамичная композиция будет выглядеть удачной, если использовать различные ракурсы и наклоны.

При стилизации орнамента особое внимание нужно уделять участкам элемента, где есть изгибы и изломы. Трансформируя объект, работать стоит не только с его размещением, но и с изменением пропорций и размера.

При стилизации орнаментальной композиции объемно-пространственную форму желательно трансформировать в плоскую, при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения и условности» [2; 12].

Стилизованный натюрморт

В стилизации натюрморта важна не только условность, необходимо скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.

Построение декоративного натюрморта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может наоборот за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый композиционный ансамбль.

Главное в натюрморте, в том числе и стилизованном - уравновешенность. Динамика в композиции стилизованного натюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также не лишним будет применение членения плоскости на неравные части.

При создании статических и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями, спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить плоскость на равные части.

При работе над тематическим декоративным натюрмортом необходимо разработать пластику форм, их выразительность, декоративность, применяя принципы традиционного построения, правильно размещая предметы на плоскости. Цвет в натюрморте может использоваться как с учетом натурального цвета, так и условно, соответственно с замыслом художника.

Стилизованный пейзаж

В творчестве известных мастеров XIX-XX вв. стилизованный декоративный пейзаж занимал важное место, благодаря чему отличается разнообразием стилей и художественных направлений.

В отличии от живописного пейзажа, в стилизованном пейзаже отсутствует воздушная и линейная перспективаи все элементы переднего и заднего планов изображаются одинаково четкими либо все это решается условно.

Декор в пейзаже может использоваться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть достаточно насыщенна деталями или же акцентирована лишь на некоторых участках форм, которые желательно выделить.

 

В основном декоративный пейзаж строится на упрощении деталей и акцентировании характерных линий и очертаний. Возможно и количественное изменение изображаемых объектов. Если этого требует замысел художника.

В стилизованном пейзаже цвет используется также как в орнаментах и натюрмортах. Либо соответствует реальному, либо замыслу автора.

Стилизованный портрет

Стилизация портрета может основываться как на натуре, так же в частично или полностью вымышленном портрете, либо через атрибуты и абстрактные средства композиции.

На первом этапе стилизации делается портретный набросок с большей или меньшей степенью деталировки черт лица. Если стилизация ограничивается портретным наброском, то возникает упрощенный стилизованный портрет. Главным отличием здесь является отсутствия второстепенных деталей лица и одежды, которые нужны не для портретного сходства, а нужны лишь для расширенного описания.

Портрет с утрированными характерными чертами и особенностями модели, так называемый шарж, так же можно считать стилизованным портретом.

В искусстве анимации и мультипликации также широко применяется стилизованный портрет.

Кроме того, стилизацией в портретном жанре можно считать подражание художественному направлению (течению, стилю) либо стилю определенного художника.

В живописи авангарда художники стилизовали портреты, доводя изображения до абсолютной абстракции.

5.5. «Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира, невероятно значимое явление в мироощущении древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию. Орнамент, в конечном счете, послужил началом символического описания мира, что отражено в исследованиях Х.Э.Керлота» [2; 4; 8].

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандры т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески), технический, символический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный).

Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные (геометрический, символический).

Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.

Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

По условиям нанесения орнамента выделяются следующие виды:

1) орнамент прочерченно-процарапанный (тонкая рельефная линия или серия линий, полученных за счет разрыва поверхности слоя глиняной массы острием — одноострийный, многоострийный инструмент);

2) орнамент прочерченно-вдавленный, полученный за счет уплотнения глиняной массы специальным инструментом, образующим мягкую грань, обычно круговую (движение часто непрерывно);

3) орнамент вдавленный, полученный за счет уплотнения глиняной массы и частичной деформации стенки сосуда, прогибания ее внутрь при прерывистом движении инструмента;

4) орнамент налепной — нанесение па поверхность дополнительно глиняной массы с различными техническими вариантами ее украшения;

5) орнамент резной — выемка глиняной массы острым инструментом; сохраняются следы прерывистых движений острого металлического или деревянного инструмента; по технике исполнения орнамент может быть разделен на различные виды: изразцовый, выемчатый и пр.;

6) орнамент штампованный за счет деформации стенки, уплотнения ее при нанесении рельефа орнамента штампом, «пропечатка»;

7) орнамент, нарисованный кистью.

Орнамент по регионам

«Австралийский орнамент представлен в виде резьбы по дереву (дендроглифы), выжигания, окраски охрой, белой глиной или углем. Орнамент наносился преимущественно на щиты или палицы. Он делился на геометрический (спирали, концентрические круги, зигзаги, точки, линии) и предметный.

Арабский орнамент тесно связан с исламской религией. Его отличает совершенная неизобразительность и приближенность к каллиграфии, где написанные арабской вязью фразы из Корана создают эффект прихотливого плетения линий. Арабский орнамент (арабеск) украшал ковры, керамические предметы и стены святилищ. Иногда узоры приближались к растительному орнаменту, но сохраняли свою отстраненность.

Древнегреческий орнамент немыслим без меандра, который был представлен преимущественно в вазописи. Огромную роль играл геометрический стиль и морские волнообразные линии.

Индейский орнамент выражался в геометрических спиральных узорах, ромбах,зигзагах и треугольниках, наносимых на края артефактов (сумки, сосуды, украшения). Из предметных изображений популярностью пользовались стилистические изображения кошачьих и птиц.

Кельтский орнамент имитируют плетение корзин и кос. Отчасти это символизирует замысловатые повороты человеческой судьбы. Также кельтский орнамент испытал влияние христианских мотивов (со времени почитаемого в Ирландии св. Патрика), что выразилось в разнообразных плетеных фигурах с тремя концами (Трилистник).

Китайский орнамент отличается крупными рисунками цветов, которые соединяются прихотливыми стебельками.

Монгольский орнамент представлен "молоточным узором" (алхан хээ).

Норвежский орнамент прочно ассоциируется с изображениями северной природы (снежинки и оленями), которыми вышивали теплые вещи (шарфы, свитера, варежки).

Персидский орнамент характеризуется особой изобразительностью и богатством красок (в т.ч. синей и зелёной). В него вплетены изображения фантастических животных (симурги, грифоны). Нередки специфические изображения ромбовидных рыб, каплеобразных грушевидных плодов, цветов и листьев.

Полинезийский орнамент представлен в виде татуировок. Как и в других регионах мира орнамент мог быть абстрактным (спирали, маски-тики) и анималистичным (акулы, черепахи, ящерицы, дельфины, киты). Он нес не декоративное, а сакральное значение, обеспечивая общение с духами (например, как амулет)» [2, С.36-94].

Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора. К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении являются основой изображения орнаментальных мотивов.

Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика).

Пропорциям и пропорциональным отношениям в любом искусстве принадлежит определяющая роль. Без верно выбранных пропорций не может быть художественного произведения.

Пропорции— это соразмерность элементов в отношении к целому и один к другому, придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоническую завершенность.

Вопросы соразмерности линейных величин, площадей, ритмических движений, тональных отношений могут быть решены двумя способами: 1) делением на равные части (в этом случае создается впечатление покоя, равновесия, устойчивости — статики); 2) делением на неравные части (впечатление движения, разнообразия — динамики) в соответствии с правилом "золотого сечения".

«Золотое сечение» (золотая пропорция) — это такая соразмерность частей между собой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. Математически это выражается так: Монокомпозиция. Трансформация предметных форм в орнаментальные мотивы - student2.ru
Гармоничными будут восприниматься: квадрат как частный случай прямоугольника или прямоугольник, стороны которого соотносятся по правилу "золотого сечения" или близко к нему.

Правило "золотого сечения" может быть выражено в ряде чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Каждое последующее число в этом ряду равно сумме двух предыдущих чисел.
Этот ряд называется рядом Фибоначчи (по имени итальянского математика, жившего на рубеже ХII-ХIII вв.).

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.

Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный .

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.

Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт— минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент — это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней — такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.

В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная. Монокомпозиция. Трансформация предметных форм в орнаментальные мотивы - student2.ru

Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить организующую роль в композиции.
Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.

Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.
Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие. К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким — линия, прямоугольник, эллипс.

Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.

Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.

Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части — фигуры с одной плоскостью симметрии, — фигура с двумя плоскостями симметрии, — с четырьмя плоскостями симметрии.

В круге бесчисленное множество плоскостей симметрии.

Ось симметрии — прямая линия, относительно которой повторяются равные части симметричной фигуры. Число самосовмещений фигуры при повороте на 360° называется порядком оси фигуры с порядком осей 1, 2, 3, 4, 6. Поступательный перенос фигуры параллельно самой себе называется трансляцией.

Ось, вдоль которой происходит перенос фигуры, называется осью переносов. Наименьший перенос есть период трансляции или раппорт. Если ось переносов одна, то это линейно-раппортный орнамент, если две — сетчатый.

Плоскость скользящего отражения есть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив — негатив".

Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.

Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.

Мотив будет статичным, если его можно разделить плоскостью симметрии на равные части так, чтобы одна его половина была зеркальным отражением другой. Аналогично — с двумя плоскостями симметрии (вертикальной и горизонтальной). Статичность мотива определяется не только его симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя (статики). Наклонные линии динамичны. Все асимметричные мотивы динамичны, они делятся на неравные части. Динамичность этих мотивов в композициях подчеркивается наклоном.

В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов. Циркульные дуги в вертикальном и горизонтальном расположении статичны. Окружности всегда статичны. Динамичны спирали, параболы и т.п.

Главная задача при создании статичных композиций — организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики. Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной композиции достигается при квадратной форме раппорта, содержащего один или два одинаковых элемента.

При создании статичной композиции прежде всего нужно построить раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по горизонтальным рядам. Расположение мотивов в сетке имеет три варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

1. Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).

2. Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости — в шахматном порядке).

3. Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).

Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции.

Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по всем параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали именно те выразительные средства композиции, которые придают ей статичность.

1. Линеарноерешение мотивов (использование линии).

2. Пятновое решение мотивов (использование пятна). По сравнению с линеарным оно более активно и тяжеловесно акцентирует внимание на ритмическом чередовании мотивов.

3. Линеарно-пятновое решение мотивов (использование линии и пятна).

4. Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости. Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.
Ощущение движения (динамика) достигается:

· при отсутствии оси симметрии у самого мотива;

· при наличии у мотива хотя бы одной оси симметрии — за счет поворота мотива;

· при абсолютной симметрии мотива — путем изменения его размеров.

Следовательно, факторами для создания динамики являются: размер мотива, его поворот и расстояние между мотивами.

Различают семь вариантов ритмических движений мотивов в раппорте (это легко проверить, комбинируя три параметра):

1. Мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах. Поворот — переменный фактор, расстояние и размер — постоянные.

2. Мотивы имеют разные размеры, но одинаковые повороты и расстояния между мотивами. Размер — переменный фактор, поворот и расстояние — постоянные.

3. Одинаково повернутые равные по размеру мотивы расположены на различных расстояниях друг от друга. Расстояние — переменный фактор, размер и поворот — постоянные.

4. Разные размеры мотивов и различные их повороты — переменные факторы. Расстояние между мотивами — постоянный.

5. Разные размеры мотивов и различные расстояния между ними — переменные факторы. Поворот — постоянный.

6. Мотивы расположены на разных расстояния и в разных поворотах — переменные факторы. Размер мотивов — постоянный.

7. Мотивы

Наши рекомендации