Эпоха Просвещения иВинкельман.
В 18 в. Искусствознаниепостепенно начинает определяться как самостоятельная наука и получает прочную основу, философскую и историческую, с оформлением в науку эстетики и археологии.
Великая французская революция. Искусство – объект дискуссий. Отношение между аристократией и буржуазией. Подъем Германии.
Джон Локк – представитель сенсуализма и эмпиризма. «tabularasa» - люди рождаются без врожденных идей, знание определено только опытом, полученным чувственным восприятием. Воспитание построено на прагматизме и рационализме.
Дени Дидро – возвращение к теории мимесиса. Считает, что хорошее ис-во воссоздает действительность не прекрасную, но настоящую –> теория реализма. Она замещает требование подражания природе метафорой отражения и лозунгом познания. Произведение должно вызывать чувства у зрителей. Салоны - программы борьбы за социальную активность, идейность и реализм искусства.
Уильям Хогарт – в труде «Анализ красоты» призыв против академических канонов, но сам устанавливает идеал красоты. Гармония частей против симметрии. S-образная линия, как основа красоты, воплощение гармоничного сочетания единства и разнообразия.
ДжошуаРейнолдс–глава Академии Художеств. Цель искусства – создание большого стиля и возвышенного впечатления. Внимание к чувствам. Против подражания. Дополнять «идеальное» воображением художника, приближая к действительности. Пережитки барокко, но и новаторство реализма. Иоганн Винкельман – родоначальник истории искусств как науки. Представил развитие античного искусства как единый процесс смены художественных стилей, связанный с эволюцией общества и государства; его мысль о связи расцвета греческого искусства с демократией оказала огромное влияние на европейский классицизм. «История искусства древности» - идеальное воплощение красоты – античная классика, которая достигает «благородной простоты и спокойного величия», недоступные современному искусству. Единство в многообразии – основной закон красоты. Четыре периода античного искусства:
1) древнейший (архаический), до Фидия;
2) высокий — у Фидия;
3) изящный — Пракситель, Лисипп, Апеллес;
4) подражательный — греко-римский.
С помощью изучения искусстваможно приблизится к истине. Идеалы с его точки зрения коренятся в античности.
Использует «стиль» в современном понимании. Стиль – манера, индивидуальное лицо художника. Вкус – общее.
Но греческое искусство он знал только по римским копиям – односторонние знания. Гл роль Винкельмана именно в развитии исторической науки об искусстве.
Родоначальник историко-генетического изучения искусства.
Впервые начал изучать искусство во взаимодействии всех сил, вызывающих различия художественных стилей(религия, общ.и гос. строй, почва, климат, раса ).
Отказался от разрозненных биографий, выступал за восприятие искусства как целостного явления.
Стиль – как определенный этап в развитии художественного мировосприятия.
Попытка анализа худ произведения путем характеристик образного языка того или иного роизведения и особенности его выражния помимо традиционного описания сюжета и оценки иллюзорной передачи натуры.
Гете, Лессинг и романтизм.
В 19 в. завершилось сложение искусствознания как науки, систематически охватывающей широчайший круг проблем искусства всех эпох и стран, обладающей своей методологией и находящей опору в развитии философско-эстетической мысли, в прогрессе общественных и точных наук, в мощных социальных движениях и идеологической борьбе.
В 1-й половине века воздействие идей Великой французской революции, влияние эстетических концепций Канта, Ф. В. Шеллинга, братьев А. В. и Ф. Шлегелей и особенно Г. Ф. Гегеля создали возможность для возникновения цельного представления об искусстве, проникнутого идеями исторического развития и взаимосвязей общественных и культурных явлений. Размах археологических исследований, накопление многочисленных фактов развития искусства, открытие публичных художественных музеев способствовали быстрому формированию профессиональной научной истории искусства. В атмосфере бурной общественной жизни, успехов выставочного дела и журналистики складывается художественная критика, активно участвующая в развитии искусства и в воспитании взглядов и вкусов публики. Теория искусства классицизма позже стала догматической доктриной, утверждавшей нормы «хорошего вкуса». С зарождавшимся романтизмом во многом связаны отрицание этих норм, обращение к наследию средних веков и Раннего Возрождения, к народному творчеству. Опережают свою эпоху многие исторические и критические суждения Стендаля во Франции и Дж. Констебла в Великобритании, утверждавших жизненность и творческую свободу искусства, а также капитальные исследования К. Ф. Румора в Германии, положившие начало научному изучению искусства на основе стилистического анализа.
Готхольд Лессинг - демократ и поборник реализма в искусстве. «Лаокоон» - проблема границ живописи и поэзии, против классицизма. Вводит термин «изобразительные искусства» место изящных. Осн. содержание – специфика искусств, указывает больше на разницу. Ж-сь: тела в пространстве и один выхваченный момент, не должна стремиться к изобр. страдания и безобразия тематика ж-си и ск-ры ограничена пределами пластической красоты тела. Поэзия: длительное время, способна воплощать всю природу.
Иоганн Гете – впервые привлечение внимания к готике «О немецкой архитектуре» значение Страсбургского собора, опровергает мысль о варварстве. Освобождается от Лессинговских влияний. Поставил понятие стиля на более высокую ступень после художественного копирования природы или же привнесения в творческий процесс художника его субъективных личностных ощущений, которые создают манеру. Стиль в понимании Гёте – «познание сущности вещей».
ФридрихШиллер – драматург и теоретик искусств. Течение «Буря и натиск». Превосходство страстей над рассудком. Индивидуализм. «Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение» - теория сценического искусства.